СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

211 группа 2020-2021 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБПОУ «ДЖИДИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»


Утверждаю:

Директор ГБПОУ «Джидинский

многопрофильный техникум»

___________________ / А.Ц.Идамжапов/

«_____»_______________ 20 _____ г.


М.П.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



БД 08. Обществознание

название дисциплины




















с.Петропавловка

2020 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СОО ирекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 371 от 23 июля 2015 г. Рабочая программа разработана для студентов обучающихся по профессии/специальности среднего профессионального образования 29.02.04. «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Джидинский многопрофильный техникум»


Разработчики:


Грыдина Юлия Геннадьевна, преподаватель


Рецензенты

_____________________________________________________________________________

Ф.И.О., место работы, должность

_____________________________________________________________________________

Ф.И.О., место работы, должность


Согласована на заседании методического объединения

Протокол №____________ от «____»_____________20__ г.


Председатель _______________/Цыбикова М.Д./


Рекомендована на заседании методического совета

Протокол №____________ от «____»__________20__ г.


Председатель _______________/Гунзенова А.С./


















СОДЕРЖАНИЕ




  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Обществознание»


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Обществознание»

8

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

20




1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) и предназначена для получения среднего общего образования студентами, обучающимися на базе основного общего образования по специальности (специальностям) 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»

1.2. Результаты освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

Л1−сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Л2−российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на- роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

Л3−гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и обще- человеческие, гуманистические и демократические ценности;

Л4−толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

Л5−готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л6−осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Л7−ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

• метапредметных:

МП1−умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения

поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

МП2−владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

МП3−готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

МП4−умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

МП5−умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

МП6−умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

МП7−владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:

П1−сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

П2−владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

П3−владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

П4−сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

П5−сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

П6−владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

П7−сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

1.3. Формирование вариативной части __________________________________________________________________


1.4. Условия реализации программы дисциплины

1.4.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, дидактические материалы, практикумы

Технические средства обучения: мультимедийный комплекс.

Библиотечный фонд дисциплины:

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1 Важенин А Г Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. Образования/ А Г Важенин-3-е изд. – М.: Академия, 2013.-432 с-ISBN 978-5-7695-8022-2

2 Важенин А Г Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно -научного, гуманитарного профилей Практикум: учеб. Пособие для нач. и сред. проф. Образования/ А Г Важенин-2-е изд.-М Академия, 2012.-192 с -ISBN 978-5-7695-8075-8

3 Важенин А Г Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно -научного, гуманитарного профилей Контрольные задания: учебно- методическое пособие для нач. и сред. проф. Образования/ А Г Важен гин-2-е изд.-М: Академия, 2012-128 с.- ISBN-978-5-7695-8069-

4 Баранов П А Обществознание: полный справочник /П А Баранов, А. В. Воронцов,

С В Шевченко; под ред. П А Баранова.-М.: Астрель, 2013-478 с --. ISBN 978-5-271-24756-9

5 Баранов П А Обществознание в таблицах: 10-11-й класс: справочные материалы-М.: Астрель, 2013-192 с- ISBN 978-5-17-058992


ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) /

СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994

№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996

№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001

№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006

№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.

Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.

Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) //СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.

Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) //СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —

№ 15. — Ст. 766.

Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.

Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —

2002.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. —Ст. 823.

Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.

Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатурев Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //СЗ РФ. — 2012.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —2002. — № 2. — Ст. 133.

Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —1995. — 4 мая.

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —1999. — № 18. — Ст. 2222.

Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. —18 мая.

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономическойполитике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров

и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

80

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:


Практические работы

11

Контрольные работы

5








2.2.Тематическое планирование по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


Тема

Содержание

Объем

часов

Форма организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1 курс, 1 семестр

1

Введение

Содержание учебного материала

2



Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования общества. Значимость социального знания.

2




Раздел 1. Человек и общество.

10



2


Тема 1. 1. Природа человека. Философские представления о человеке.


Содержание учебного материала




Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление». Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение. Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты.

Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс».








Философские представления о социальных качествах человека. Философские представления о социальных качествах человека. Науки о человеке. Цель и смысл жизни человека. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

1

Урок-лекция

3

Тема 1. 2. Человек, индивид, личность. Социализация личности.

Человек, индивид, личность. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Этапы социализации. Самосознание и социальное поведение. Самореализация.

1

Урок-лекция

4

Тема 1. 3. Деятельность человека.

Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности. Виды деятельности. Мотивы деятельности. Творчество. Потребности, способности и интересы. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.

1

Урок-лекция

5

Тема 1. 4. Деятельность и мышление.

Деятельность и мышление. Познание чувственное и рациональное: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.


1

Урок-лекция

6

Тема 1. 5. Свобода человека.

Свобода человека и ее ограничители. Свобода и ответственность. Выбор и ответственность за его последствия. Свободное общество. Гражданские качества личности.

1

Урок-лекция

7

Тема 1. 6. Социальное развитие. Молодежная среда и ее проблемы.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.

1

Урок-лекция

8

Тема 1.7. Общество как сложная динамическая система.

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Общество и природа. Общество и культура.

1

Урок-лекция

9

Тема 1.8. Социальные институты.

Основные институты общества: институт семьи и брака, политические институты, экономические институты, институты образования, науки и культуры, институт религии. Функции социальных институтов.

1

Урок-лекция

10

Практическое занятие № 1. Семинар на тему: «Потребности, способности и интересы».

1

Практикум

11

Контрольная работа по разделу № 1

1




Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.

12



12


Содержание учебного материала





Тема 2.1. Культура и духовная жизнь общества.

Понятие о культуре и субкультуре. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

1

Урок-лекция

Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни. Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета. Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям. Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом.

Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей.




13

Тема 2.2. Многообразие культур.

Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Учреждения культуры.

1

Урок-лекция

14


Тема 2.3. Наука и образование в современном мире.



Многообразие человеческого знания. Виды человеческих знаний.

1

Урок-лекция

15

Тема 2.4. Познание и знание.

Познание и знания. Понятие истины, ее критерии. Особенности научного мышления.

1

Урок-лекция

16

Тема 2.5. Наука.

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом.

1

Урок-лекция

17

Тема 2.6. Образование.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

1

Урок-лекция

18

Практическое занятие № 2. Семинар «Виды культуры».

1

Практикум

19

Практическое занятие № 3. Семинар «Роль образования в жизни человека и общества».

1

Практикум

20

Тема 2.7. Мораль.

Мораль и право. Этика. Профессиональная этика. Идеалы. Нравственность. Нравственные категории. Основные принципы и нормы морали. Смысл жизни.

1

Урок-лекция

21

Тема 2.8. Религия.

Вера и верования. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Мировые религии. Религиозное и светское сознание. Религиоведение. Теология. Свобода совести. Вера и верования.

1

Урок-лекция

22

Тема 2.9. Искусство.

Искусство и его роль в жизни людей. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Особенности искусства. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

1

Урок-лекция

23

Контрольная работа по разделу № 2

1




Раздел 3. Экономика.

17





Содержание учебного материала





24

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука.

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Материальные и духовные потребности.

1

Урок-лекция

Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права. Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан.

Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права.


















25

Тема 3.2. Типы экономических систем

Типы экономических систем. Традиционная экономика. Централизованная (командно - административная) экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика.

1

Урок-лекция

26

Тема 3.3. Человек в системе экономических отношений.

Рациональное поведение потребителя. Рациональное поведение производителя. Защита прав потребителя. Экономическая свобода. Экономическая культура

1

Урок-лекция

27

Тема 3.4. Бюджет семьи.

Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Обязательные и произвольные расходы. Сбережения.

1

Урок-лекция

28

Тема 3.5. Роль государства в экономике

Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Основы налоговой политики государства. Государственный бюджет. Государственный долг.

1

Урок-лекция

29


Тема 3.6. Рыночные отношения в экономике.


Рынок и его роль в экономической жизни. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры. Совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Факторы производства. Издержки, выручка, прибыль.

1

Урок-лекция

30

Тема 3.7. Бизнес в России.

Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Банковский кредит. Производительность труда. Разделение труда, специализация и обмен. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.


1

Урок-лекция

31

Практическое занятие № 4. Семинар «Экономика как наука».

1

Практикум

32

Практическое занятие № 5. Семинар «Типы экономических систем».

1

Практикум

33

Тема 3.8. Экономический рост и развитие.


Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рос. Экономические циклы. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП, его структура и динамика.

1

Урок-лекция

34

Тема 3.9. Рынок труда.

Рынок труда и безработица. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Заработная плата. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Понятие безработицы. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости.

1

Урок-лекция

2 семестр

35

Тема 3.10. Финансы в экономике.

Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

1

Урок-лекция

36

Практическое занятие № 6. Факторы спроса и предложения. Составить таблицу.

1

Практикум

37

Практическое занятие № 7. Семинар «Причины безработицы и трудоустройство».

1

Практикум

38

Тема 3.11. Становление рынка в России.


Становление современной рыночной экономики России. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

1

Урок-лекция

39

Тема 3.12. Мировая экономика.

Что такое Мировая экономика. Международное разделение труда. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли.

1

Урок-лекция

40


Контрольная работа по разделу № 3

1




Раздел 4. Социальные отношения

13






Содержание учебного материала




41

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация.


Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Многообразие социальных групп. Социальное равенство, социальное неравенство. Социальная структура общества. Социальная стратификация.

1

Урок-лекция

Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация». Определение социальных ролей человека в обществе. Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения.

Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи).

























42

Тема 4.2. Социальная мобильность.


Социальная мобильность. Открытое и закрытое общество. Каналы социальной мобильности. Горизонтальная мобильность. Вертикальная мобильность.

1

Урок-лекция

43

Тема 4.3. Социальная роль.


Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

1

Урок-лекция

44

Тема 4.4. Социальный статус.


Социальный статус и престиж. Врожденный, наследственный и приобретенный социальный статус Престижность профессиональной деятельности.

1

Урок-лекция

45

Тема 4.5. Социальные нормы и конфликты


Социальные нормы и девиация. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Преступность. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

1

Урок-лекция

46

Тема 4.6. Социальные взаимодействия.

Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. Социальные аспекты труда. Культура труда.


1

Урок-лекция

47

Практическое занятие № 8. Семинар «Виды социальных норм».

1

Практикум

48

Практическое занятие № 9. Семинар «Социальные конфликты».

1

Практикум

49

Тема 4.7. Важнейшие социальные общности и группы


Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Статистические данные последней переписи населения в России.

1

Урок-лекция

50

Тема 4.8. Молодежь как социальная группа.

Молодежь как социальная группа. Молодежные субкультуры и их особенности. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде.

1

Урок-лекция

51

Тема 4.9. Нации и межнациональные отношения.

Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Национальное самосознание. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Межнациональные отношения, антисоциальные конфликты, пути их разрешения.

1

Урок-лекция

52

Тема 4.10. Семья в современной России.

Семья как социальный институт. Функции семьи. Тенденции развития семьи в современной России. Бытовые отношения. Семья и брак. Права и обязанности супругов. Виды неполных семей. Проблема неполных семей.

1

Урок-лекция

53

Контрольная работа по разделу № 4.

1




Раздел 5. Политика как общественное явление.

9






Содержание учебного материала




54

Тема 5.1. Политика и власть.


Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.

1

Урок-лекция

Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально-государственного устройства, политического режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки. Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».

Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации.
















55

Тема 5.2. Политическая система.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. Типология политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический режимы.

1

Урок-лекция

56

Тема 5.3. Демократия.

Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Гражданское общество и правовое государство, понятие и признаки. Международные документы о правах человека. Защита прав. Местное Демократические перемены в России.

1

Урок-лекция

57

Тема 5.4. Участники политического процесса


Сущность политического процесса. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства.

1

Урок-лекция

58

Тема 5.5. Гражданское общество и государство.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Политическое сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Современные политические идеологии: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология.

1

Урок-лекция

59

Тема 5.6. Демократические выборы и политические партии.

Демократические выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная система. Типы избирательных систем. Политические партии и движения, их классификация. Многопартийность и партийные системы.

1

Урок-лекция

60

Тема 5.7. Политические партии России.

Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Политические партии России. Политические программы партий. Избирательная кампания в Российской Федерации.

1

Урок-лекция

61

Тема 5.8. СМИ и политика.

Четвертая власть: Средства массовой информации современного общества. Политическая пропаганда. Функции СМИ в современном обществе. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

1

Урок-лекция

62

Контрольная работа по разделу № 5

1

Практикум



Раздел 6. Право.

15





Содержание учебного материала



Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права. Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан.

Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права.



























































63

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений


Юриспруденция как общественная наука. Основные признаки права. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, нормы и отрасли права.

1

Урок-лекция

64

Тема 6.2. Источники права.

Основные формы права. Нормативно-правовые акты и их характеристика. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

1

Урок-лекция

65

Тема 6.3. Правоотношения и правонарушения.

Правоотношение. Правонарушение. Виды противоправных поступков. Правомерное и противоправное поведение. Юридическая ответственность и ее задачи. Система судебной защиты.

1

Урок-лекция

66

Тема 6.4. Конституционное право Российской Федерации.

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

1

Урок-лекция

67

Тема 6.5. Система государственных органов РФ.

Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Законотворческий процесс в РФ. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

1

Урок-лекция

68

Тема 6.6. Гражданин Российской Федерации.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Права и обязанности граждан РФ. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Воинская обязанность. Основания отсрочки от военной службы. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

1

Урок-лекция

69

Практическое занятие № 10. Семинар «Система права. Формы права».

1

Практикум

70

Практическое занятие № 11.Семинар «Права и обязанности человека и гражданина».

1

Практикум

71

Тема 6.7. Гражданское право.


Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические и юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Защита прав потребителей.

1

Урок-лекция

72

Тема 6.8. Права собственности.

Права собственности: на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги; на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

1

Урок-лекция

73

Тема 6.9. Семейное право.

Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей оставшихся без попечения родителей.

1

Урок-лекция

74

Тема 6.10. Трудовое право.

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата.

1

Урок-лекция

75

Тема 6.11. Социальная защита и социальное обеспечение.

Занятость. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Безработные. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования.

1

Урок-лекция


76


Тема 6.12. Административное и уголовное право.


Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность


1


Урок-лекция

77

Тема 6.13. Международное право


Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международные организации по защите прав и свобод человека и гражданина.

1

Урок-лекция

78

Дифференцированный зачет

2




Итого

80




3. Календарно-тематическое планирование

Курс обучения 1, семестр 1,2. Количество часов_80 ауд.

занятий


Дата

проведения

Наименование

разделов и тем уроков

Количество

аудиторных часов

Домашнее задание


Всего

Теоретические занятия


Практические занятия



1 семестр






Введение

2

2





Раздел 1. Человек и общество

10

8

1



Тема 1. 1. Природа человека. Философские представления о человеке.

1

1


Составление словарика темы.


Тема 1. 2. Человек, индивид, личность. Социализация личности.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 1. 3. Деятельность человека.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 1. 4. Деятельность и мышление.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 1. 5. Свобода человека.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 1. 6. Социальное развитие. Молодежная среда и ее проблемы.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 1.7. Общество как сложная динамическая система.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 1.8. Социальные институты.

1

1


Провести социологическое мини- исследование «Ведущие мотивы учебной деятельности учащихся моей группы»


Практическое занятие № 1. Семинар на тему: «Потребности, способности и интересы».



1



Контрольная работа по разделу № 1

1






Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.

12





Тема 2.1. Культура и духовная жизнь общества.

1

1


Составление словарика темы


Тема 2.2. Многообразие культур.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 2.3. Наука и образование в современном мире.

1

1


Глобальные проблемы человечества.


Тема 2.4. Познание и знание.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 2.5. Наука.

1

1


Индустриальная революция: плюсы и минусы.


Тема 2.6. Образование.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Практическое занятие № 2. Семинар «Виды культуры».



1



Практическое занятие № 3. Семинар «Роль образования в жизни человека и общества».



1



Тема 2.7. Мораль.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 2.8. Религия.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 2.9. Искусство.

1

1


Современная массовая культура: достижение или деградация?


Контрольная работа по разделу № 2

1






Раздел 3. Экономика.

17





Тема 3.1. Экономика и экономическая наука.

1

1


Составление словарика темы


Тема 3.2. Типы экономических систем

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 3.3. Человек в системе экономических отношений.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 3.4. Бюджет семьи.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 3.5. Роль государства в экономике

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 3.6. Рыночные отношения в экономике.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 3.7. Бизнес в России.

1

1


Подготовка к семинару


Практическое занятие № 4. Семинар «Экономика как наука».



1



Практическое занятие № 5. Семинар «Типы экономических систем».



1



Тема 3.8. Экономический рост и развитие.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 3.9. Рынок труда.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 3.10. Финансы в экономике.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Практическое занятие № 6. Факторы спроса и предложения. Составить таблицу.



1



Практическое занятие № 7. Семинар «Причины безработицы и трудоустройство».



1



Тема 3.11. Становление рынка в России.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 3.12. Мировая экономика.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Контрольная работа по разделу № 3

1






Раздел 4. Социальные отношения

13





Тема 4.1. Социальная роль и стратификация.

1

1


Составление словарика темы


Тема 4.2. Социальная мобильность.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 4.3. Социальная роль.

1

1


Я и мои социальные роли


Тема 4.4. Социальный статус.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 4.5. Социальные нормы и конфликты

1

1


На примерах покажите, что разделение общества на классы объясняется неравным доступом к таким ценностям, как власть, собственность, престиж



Тема 4.6. Социальные взаимодействия.

1

1


Подготовка к семинару


Практическое занятие № 8. Семинар «Виды социальных норм».



1



Практическое занятие № 9. Семинар «Социальные конфликты».



1



Тема 4.7. Важнейшие социальные общности и группы

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 4.8. Молодежь как социальная группа.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 4.9. Нации и межнациональные отношения.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 4.10. Семья в современной России.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Контрольная работа по разделу № 4.

1






Раздел 5. Политика как общественное явление.

9



Составление словарика темы


Тема 5.1. Политика и власть.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 5.2. Политическая система.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 5.3. Демократия.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 5.4. Участники политического процесса

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 5.5. Гражданское общество и государство.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 5.6. Демократические выборы и политические партии.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 5.7. Политические партии России.

1

1


Составить кластер «Правовое государство»


Тема 5.8. СМИ и политика.

1

1


Примеры государств из истории и современности, охарактеризовав их по форме политического режима


Контрольная работа по разделу № 5

1






Раздел 6. Право.

15





Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

1

1


Составление словарика темы


Тема 6.2. Источники права.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 6.3. Правоотношения и правонарушения.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 6.4. Конституционное право Российской Федерации.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 6.5. Система государственных органов РФ.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Тема 6.6. Гражданин Российской Федерации.

1

1


Чтение параграфа, конспекта.


Практическое занятие № 10. Семинар «Система права. Формы права».



1



Практическое занятие № 11.Семинар «Права и обязанности человека и гражданина».



1



Тема 6.7. Гражданское право.

1

1


Решение сит.задач


Тема 6.8. Права собственности.

1

1


Решение сит.задач


Тема 6.9. Семейное право.

1

1


Решение сит.задач


Тема 6.10. Трудовое право.

1

1


Решение сит.задач


Тема 6.11. Социальная защита и социальное обеспечение.

1

1




Тема 6.12. Административное и уголовное право.

1

1


Решение сит.задач


Тема 6.13. Международное право

1

1


Подготовка к зачету


Дифференцированный зачет

2






ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ

80





7