СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 5 класса составлена на основе:  Федерального компонента  государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 5 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Таналыкская основная общеобразовательная школа»



Рассмотрено

на МО учителей

Гуманитарного цикла

Протокол № ________

От «___» _____________ 20 г.

Руководитель МО ____________

Сибаева Р.Р.

Утверждаю

Директор МАОУ «Таналыкская ООШ»

______________ Л.Б. Карпунина

Приказ № _____ от «___» ________ 20___г.






Рабочая программа по обществознанию 5 класс

на 2019-2020 учебный год

Составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом примерной программы по Обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011. (ФГОС.Инновационная школа), с учетом федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования.







Программу составила учитель истории Дураева У.А.



с. Таналык, 2019 г.

Пояснительная записка


  • Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 5 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») утвержден в соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки РФ постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства РФ, 2013, № 23 ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 3, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5096).

. Примерной программы основного общего образования по учебному предмету «Обществознание» и авторской программы Л.Н. Боголюбова.

Срок реализации программы 1 год (2019-2020 учебный год) Указание

«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Изучение обществознания в основной школе призвано соз­дать условия для полноценного выполнения выпускником ти­пичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравствен­ной и правовой оценки конкретных поступков людей; реали­зации и защиты прав человека и гражданина, осознанного вы­полнения гражданских обязанностей; первичного анализа и ис­пользования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возмож­ностях, которые существуют в современном российском обще­стве для продолжения образования и работы, для самореализа­ции в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно про­педевтический характер, связанный с проблемами социали­зации младших подростков. На этом этапе необходимо обе­спечить преемственность по отношению к курсу «Окружаю­щий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социаль­ные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человече­ской жизни в теме «Труд» до самого общественно значимо­го - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их обществен­ном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

При изучении курса «Обществознание» в основной школе необходимо широко использовать межпредметные связи. Прежде всего, следует опираться на знания учащихся по истории, литературе, искусству, географии.




Цель курса:

сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Задачи курса:

  • приобретение основ обществоведческих знаний и умений;

  • содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества;

  • помощь при ориентировании в основных эстетических и правовых нормах;

  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

  • освоение компетенций (учебно – познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно – смысловой, информационно - технологической)


Требования ФГОС к результатам обучения обществознанию


Личностными результатами изучения учебного предмета «Обществознание» являются:

  • мотивированность на посильное и созидательное уча­стие в жизни общества;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотиз­ма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддер­жания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно­образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственно­сти за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметными результами изучения учебного предмета «Обществознание» являются:

  • умение сознательно организовывать свою познаватель­ную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способность анализировать реальные социальные ситу­ации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умение выполнять познавательные и практические за­дания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависимо­стей;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объ­екта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставле­ния, оценки объектов;

  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • перевод информации из одной знаковой системы в дру­гую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • подкрепление изученных положений конкретными при­мерами;

  • умение давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окру­жающей среде; выполнение в повседневной жизни этиче­ских и правовых норм, экологических требований;

  • определять собственное отношение к явлениям со­временной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами учебного предмета «Обществознание» являются:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, меха­низмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основ­ных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в пе­дагогически отобранных источниках; адекватно её восприни­мать, применяя основные обществоведческие термины и поня­тия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (ана­лизировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре лич­ности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуля­торов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуа­ций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирую­щих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для лично­сти и для общества;

  • понимание специфики познания мира средствами ис­кусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • знание определяющих признаков коммуникативной дея­тельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в совре­менном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соот­ветствующую информацию; умение различать факты, аргу­менты, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументиро­вать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приёмами и техниками пре­одоления конфликтов.


Учебный предмет «Обществознание» даёт возможность вести работу по формированию у учащихся следующих умений:

  • характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

  • формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

К результате изучения учебного предмета «Обществознание» учащиеся должны знать и понимать:

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

  • значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

  • различные подходы к исследованию человека и общества;

  • основные социальные институты и процессы;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Формы организации учебной деятельности:

  • практикумы,

  • сюжетно - ролевые игры,

  • беседы,

  • лабораторные работы,

  • дискуссии.

Формы контроля:

  • тестирование,

  • составление схем, таблиц,

  • написание эссе,

  • фронтальные беседы,

  • моделирование жизненных ситуаций,

  • беседы с элементами дискуссии,

  • анализ иллюстративного материала.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой учебного предмета «Обществознание» на изучение обществознания в 5 классе отводиться 1 час в неделю, то есть 34 часов за учебный год.

I четверть – 9 часов

II четверть – 7 часов

III четверть – 10 часов

IV четверть – 9 часов



Перечень разделов программы

Календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.

Структурно курс разделен на шесть частей:

Вводный урок – 1 час;

I. Человек в обществе - 19 часов;

Урок промежуточного контроля по итоговым вопросам к главе I - 1 час;

II. Ближайшее социальное окружение - 10 часов;

Промежуточный контроль - 1 час;

Итоговый контроль – 1 час;









Содержание учебного предмета


Введение. Что изучает обществознание. Почему так важно изучать обществознание. Как работать с учебником

Раздел I. Человек.

Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность людей. Можно ли влиять на наследственность

Тема 2. Отрочество – особая пора жизни. Легко ли быть подростком. Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность - показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

Практикум.

РазделII. Семья

Тема 3. Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.

Тема 4. Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.

Тема 5. Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время, телевизор, компьютер и мобильный телефон. Своими руками. Что такое хобби

Практикум.

Раздел III. Школа.

Тема 6. Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа сегодня. Учись учиться.

Тема 7. Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века школа растит человека. Самообразование – путь к успеху. Новые возможности. Самообразование и самоорганизация.

Тема 8. Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей. Какой ты друг?

Практикум.

Раздел IV. Труд

Тема 9. Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.

Тема 10. Труд и творчество. Трудовая деятельность человека. Мастер и ремесленник. Что такое творчество. Творчество в искусстве.

Практикум.

Раздел V. Родина

Тема 11.Наша Родина – Россия. Русский язык – государственный. Что значит быть патриотом.

Тема 12. Государственные символы России. Герб России. Флаг России. Гимн России.

Тема 13. Гражданин России. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?

Тема 14. Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность. Практикум.




Планируемые результаты изучения учебного предмета.


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания учебного предмета являются:

  1. мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  2. заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  3. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  1. умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  2. умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  3. способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  4. овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  5. умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  • использование элементов причинно – следственного анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.);

  • выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • подкрепление изученных положений конкретными примерами;

  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт личности с учетом мнения других людей, в том числе и для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

  • выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

  1. относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  2. знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

  3. знания, умения, ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

  4. умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  5. понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  6. знание основных нравственных и правовых понятий, норм, правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  7. приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  8. знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  9. понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

  10. понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;

  11. понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  12. знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  13. знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  14. понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее сознательно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  15. понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  16. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; овладение отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.








Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

  • относительно целостное представление о человеке;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

  • знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.








Критерии и нормы оценки знаний обучающихся


Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.


Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.


Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.


Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.


Оценка «1» ставится, если ученик:

Отказался  ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

















Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса


Обучение по предмету «Обществознание» обеспечивается учебно – методическим комплексом «Просвещение»:

  • Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

  • Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.

  • Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2013


Список дополнительной литературы:

  • Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Бала­шов. - М., 2001.

  • Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безборо­дое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. - М., 2008.

  • Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб, пособие / Б. А. Исаев. - СПб., 2008.

  • Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чи­жик. - М., 2007.


Цифровые образовательные ресурсы:

  • Обществознание. Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. 5 класс (CD)


Интернет – ресурсы

  • Рубрикон. http://www.rubricon.ru/

  • МегаэнциклопедияMEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/

  • Lib.ru Библиотека Максима Мошкова

  • http://www.rsnet.ru – Официальная Россия (сервер органов государственной власти РФ)

  • http://www.president.kremlin.ru/ - Президент РФ

  • http://www.ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания"

  • http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание

  • http://www.hpo.org – Права человека в России

  • http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд»

  • http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»

  • Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru


Технические средства обучения

  • Компьютер

  • Мультимедиапроектор

  • Принтер


Поли функциональность мультимедийных средств позволяет их системно использовать в планировании и организации современного урока обществознания, решить задачу формирования базовых компетентностей у учащихся в процессе быстрой обработки учебной информации и обмена этой информацией на уроке. Мультимедийные средства обучения – эффективный инструмент организации коммуникативного взаимодействия. Интеракции. Мультимедиа средства успешно интегрировали в себя функциональные свойства основных традиционных технических средств образования, используемых прежде в школе. В особом ряду технических средств – интерактивная доска, превращающая урок в путешествие в виртуальный мир.


























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (5 КЛАСС)


п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся и планируемые результаты

Примерное домашнее задание

МПС

Контроль, измерители

ТСО, наглядные пособия, ИКТ

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

Характеристика деятельности

учащихся

План.

Факт.

1

Вводный урок. Что изучает обществознание

Научиться овладевать целостными представлениями об обществе и человеке; применять понятийный аппарат обществоведческих знаний; расшить опыт оценочной деятельности

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно

Давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала

Познакомиться с целями и задачами курса.

Стр.. 5 - 8

История

Фронтальная беседа

CD– диск, карта Российской Федерации

Плакаты с изображением государственных символов РФ

Рисунки и плакаты, посвященные достопримечательностям родного края


4.09


2

Зачем человек рождается

Объяснять, как происходило развитие первобытного челове­ка в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окру­жающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека.

Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека.


Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интер­нета и формулировать собственное определение понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами искусство перво­бытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам

Усвоить, что труд является основой развития человека, на­учиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процве­тания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность. Научиться уважать людей старшего возраста. Сформировать в себе качества доброго, милосердного, поря­дочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя. Формировать у себя непримиримое отношение к проявлени­ям нечестности и обману. Научиться беречь свое здоровье, вести здоровый образ жиз­ни и избегать вредных привычек

Раскрыть на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животного

П.1 (с. 10-11): прочитать, выучить отличия человека от животного


Опрос

CD– диск, http://encycl.yandex.ru




11.09


3

Наследственность

П.1 (с. 11 - 13): прочитать, ответить на 2 – 4 вопросы

История, биология

Тест

18.09


4

Легко ли быть подростком

Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Оценка своих учебных достижений, поведения, черт
своей личности с учётом мнения других людей, в том
числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;


Отрочество- пора мечтаний. Самостоятельность- показатель взрослости.

Описывать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости

П. 2 (стр. 15 - 18): прочитать, ответить на 1 – 2 вопросы

Литература, история


CD – диск

25.09


5

Самостоятельность – показатель взрослости

П. 2 (стр. 18 - 21): прочитать, ответить на 3 – 4 вопросы


2.10


6

Повторительно – обобщающий урок по разделу «Человек»

Приложение 1






Тест

CD - диск

9.10


7

Практикум по разделу «Человек»

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Воспитание трудолюбия

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

Составить памятку – совет «Как чувствовать себя хорошо»

Литература

Опрос

CD - диск

16.10


8

Зачем люди создают семьи

Характеризовать понятие «семья». Показывать роль и значимость семьи в жизни любого чело­века, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовав­ших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конф­ликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции.

Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя при­чины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.


Воспитывать

любовь и уважение к старшему поколению, семье

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

П.3 (стр. 26 - 28): проч., ответить на 1 вопрос

Литература

Опрос

CD – диск, тексты Конституции и Семейного кодекса, http://www.fw.ru

23.10


9

Семейные ценности и нормы

П.3 (стр. 28 - 31) прочитать, ответить на 2 – 4 вопросы

Тест

6.11


10

Семейные заботы

Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи се­мейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выпол­нять творческие задания по изученной теме

Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники эконо­мии в домашнем хозяйстве, что дол­жен знать и уметь рачительный хозяин. Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяй­ства.

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство.


Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства

П. 4 (стр. 33 – 34): проч., ответить на 1-3 вопросы

История, литература

Беседа, анализ иллюстративного материала

CD– диск, тексты Семейного кодекса, http://www.fw.ru

13.11


11

Как хозяйствовать по правилам

Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи се­мейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выпол­нять творческие задания по изученной теме

Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники эконо­мии в домашнем хозяйстве, что дол­жен знать и уметь рачительный хозяин. Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяй­ства.

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство.


Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства

П. 4 (стр. 35 - 38): прочитать, ответить на 4 – 5 вопросы

История, литература

Беседа, анализ иллюстративного материала

CD– диск, http://www.fw.ru


20.11


12

Что такое свободное время

Научиться принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной деятельности; устанавливать причинно – следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы; расширять оценочную деятельность

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать. Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.

Описать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития

Характеризовать значимость здорового образа жизни

П. 5 (стр. 40 - 42): прочитать, ответить на 1 – 2 вопросы

Литература, история

Эссе, таблица

CD– диск, http://www.fw.ru

27.11


13

Свободное время, телевизор, компьютер и мобильный телефон

П 5 (стр. 42 - 44): прочитать, ответить на 3 – 4 вопросы

4.12


14

Практикум





Составить памятку «Это должен уметь каждый хозяин дома»

История, литература

Моделирование жизненных ситуаций

CD - диск

11.12


15

Повторительно – обобщающий урок по разделу «Семья»

Приложение 2

Научиться организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором происходит основная часть жизни человека

Ставить и формулировать проблему урока; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задавать вопросы, формулировать свои затруднения)

Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагать помощь и сотрудничество

Определять целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религии

Работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждения

Повторить изученный материал

История, литература

Тест

CD– диск, тексты Конституции

18.12


16

Полугодовая контрольная работа

Приложение 3









25.12


17

Анализ контрольной работы

Школьное образование

Научиться находить нужную социальную информацию разного типа; давать оценку общественным явлениям позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека; объяснять роль образования в жизни человека; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения

Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определение понятиям

Формирование познавательного интереса к изучению нового

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования

П. 6 (стр. 50 - 54): прочитать, ответить на 1 – 3 вопросы

История

Беседа

CD– диск, ФЗ «Об образовании»

15.01


18

Чему учит школа сегодня

Научиться формулировать проблемный вопрос создаваемого проекта; работать в группе, совместно разрабатывая мероприятия проекта; графически представлять результаты совместной деятельности; презентовать итоги работы над проектом

Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов

Формирование сознательного, уважительного и ответственного отношения к своей учебной деятельности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к своим родным и близким

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования

П. 6 (стр. 54 - 57): прочитать, ответить на 4 – 5 вопросы

История

Составление схем

CD - диск

22.01


19

Формы самообразования

Научиться оценивать собственное умение учиться и возможности его развития; находить нужную социальную информацию в источниках разного типа; сопоставлять процесс образования и самообразования; освоить алгоритм процесса получения знаний

Определять цели и способы взаимодействия, планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций.

Осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериями

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

Характеризовать учебу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

П. 7 (стр. 58 - 62): прочитать, ответить на 1 – 2 вопросы

Литература, история

Беседа с элементами дискуссии

CD - диск

29.01


20

Самообразование – путь к успеху

П. 7 (стр. 62 – 63): прочитать, ответить на 3 – 4 вопросы

5.02


21

Ты и другие ребята

Научиться различать понятия друг, товарищ, сверстник; понимать роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций, руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни

Выслушивать мнения членов команды, работая над проектом.

Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов


Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку; формирование готовности и способности вести диалог с другими и достигать в нем взаимопонимания

Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками и друзьями.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями

П. 8 (стр. 65 - 68): прочитать, ответить на 1 – 2 вопрос

Литература, история

Эссе

CD - диск

12.02


22

Какой ты друг?

П. 8 (стр. 68 - 69): прочитать, ответить на 3 вопрос

19.02


23

Повторительно – обобщающий урок по разделу «Школа»

Приложение4

Научиться организовывать свое свободное время, определять свои отношения с одноклассниками, работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждение

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения поставленных задач

Участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения действия

Проявлять доброжелательность и эмоциональную нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

Характеризовать и конкретизировать примерами роль школы в достижении успеха в жизни.

Показывать на примерах влияние взаимопомощи

Составить памятку «Учимся дружно жить в классе»

История, литература

Беседа, анализ иллюстративного материала

CD– диск, тексты Конституции, ФЗ «Об образовании»

26.02


24

Труд – основа жизни

Научиться различать виды труда; понимать значение трудовой деятельности для личности и для общества; знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций

Слушать других, пытаться принимать чужую точку зрения, быть готовыми изменить свою точку зрения.

Устанавливать целевые приоритеты; проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов

Формирование способности к волевому усилию при преодолении трудностей

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

Различать материальную и моральную оценку труда.

Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

П. 9: прочитать, ответить на вопросы

Технология, история

Тест

CD– диск, тексы Конституции, Трудового кодекса, http://www.chelt.ru


5.03


25

Труд и творчество

Научиться выявлять характерные черты трудовой деятельности человека, объяснять смысл понятий мастер, ремесленник; обсудить, как связаны по смыслу и происхождению слова творчество, творец, творение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы; расширять оценочную деятельность

Развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества

Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

П. 10: прочитать, ответить на вопросы к параграфу

Технология, история, литература, искусство

Составление таблицы

CD– диск, http://www.chelt.ru

12.03


26

Практикум

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки

Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач

Подготовить презентации на тему «Человек творческой профессии»

Технология, история, литература, искусство

Фронтальная беседа

CD– диск, http://www.chelt.ru

19.03


27

Повторительно – обобщающий урок по разделу «Труд»

Приложение 5





Поработать над проектом «Творчество в науке и искусстве»

Технология, история, литература

Анализ проблемных ситуаций

CD - диск

2.04


28

Наша Родина - Россия

Научиться основным нравственным и правовым понятиям, нормам и правилам, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; расширять оценочную деятельность

Развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Осознание самого себя частью своей Родины – России; формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находиться школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства

Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма.

П.11: прочитать, ответить на вопросы

История

Анализ проблемных ситуаций

CD– диск, карта России

9.04


29

Государственные символы России

Научиться описывать основные символы и государственную символику; проявлять приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; обладать относительно целостным представлением об обществе и человеке

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России

Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст фильма. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России.

Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России

П. 12: прочитать, ответить на вопросы

История

Составление плана

CD– диск, плакаты с изображением государственных символов России

16.04


30

Гражданин России

Научиться объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия гражданин и основные права и обязанности граждан РФ; знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций

Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формирование мотивированности на посильное и созидательное участие в жизни общества

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права гражданина РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ

П. 13: прочитать, ответить на вопросы к параграфу

История

Написание эссе

CD– диск, Конституция

23.04


31

Мы - многонациональный народ

Научиться понимать сложность и противоречивость национальных отношений, необходимость общения друг другом; овладевать различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия); выполнять познавательные и практические задания

Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с целью осознания культурного богатства и своеобразия различных народов

Формирование уважительного отношения к представителям разных национальностей, развитие стремления быть терпимым в обществе людей; формирование способности к волевому усилию при преодолении трудностей

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям различных национальностей

П. 14; выполнить компьютерные презентации на тему «Обычаи народов России»

История

Беседа с элементами дискуссии

CD– диск, карта Российской Федерации

30.04


32

Практикум

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Характеризовать Россию как многонациональное государство.

Приводить примеры и давать оценку проявлениям событиям, происходящим в нашей стране.


Формирование уважительного отношения к своему народу, толе­рантности и терпимого отношения к людям разных национальностей

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права гражданина РФ. Называть основные обязанности граждан РФ.

Подготовить плакаты «Участие гражданина в делах государства», «Главные обязанности гражданина»

История

Тест

CD– диск, Конституция

7.05


33

Повторительно – обобщающий урок по разделу «Родина» Приложение 6



.






14.05


34

Итоговая контрольная работа Приложение 7









28.05



















Оценочный материал



Приложение 1

Повторительно-обобщающий урок
по разделу «Человек


Цели и задачи урока:

- повторить и систематизировать знания учащихся по материалам "Человек";

- проверить ,как сформированы умения применять полученные знания на практике, через решение «Жизненных задач»

План урока: I .Организационный момент.

II . Проверим себя.

III . Решаем «Жизненные задачи»

IV . Итоги урока. Самооценка.

Форма проведения: работа в группах.

Ход урока:                                                                                                                                     I Организационный момент.

(Учитель предлагает детям выполнить задание на отработку правил работы в группе. Дети работают по карточкам, где написаны правила работы в группе, с пропущенными словами:

1.В группе должен быть организатор обсуждения.

2.Каждый может высказать свою версию решения.

3.Один говорит, а остальные слушают.

4.Каждая версия обсуждается в группе.

5. Представитель группы защищает согласование решение перед классом. 

Эти правила помогут вам работать вместе?

-Не забудьте, что в конце урока вы должны будете оценить свою работу в группах.

II Проверим себя. (На доске учитель вывешивает карточки с определениями по 1 разделу – мораль, человечество, общество, право, права ребёнка, права, человека, эмоции положительные, отрицательные, характер, совесть, внутренний духовный мир, чувства)

1.Проверка домашнего задания.

-Откройте рабочую тетрадь стр.27 и обсудите в группах кроссворд, если испытывали затруднения при определении понятий обсудите и внесите эти слова в кроссворд.

-Прочитайте слова, которые у вас получились по вертикали.

- Теперь прочитайте слова, вывешенные на доске.

- Что объединяет все эти понятия?

- О чём пойдёт речь на уроке?

(На доске учитель вывешивает карточку 1 раздел «Человек»)

2.Основные положения раздела.

- Откройте учебник с.6-7 .Как называется раздел учебника, который мы изучали?

- Что нового вы узнали из этого раздела о себе и о тех людях, которые вас окружают? Что вас удивило? Что заинтересовало особо?

(Каждая группа высказывается по этим вопросам, пользуясь учебниками и учебными пособиями)

-  Прочитайте слово из кроссворда в домашнем задании , которое получилась у вас по вертикали (конфликт)

 (Учитель использует презентацию )

- Как уладить конфликт? (Пойти на компромисс)

- Это слово-понятие, которому вы сами должны были дать определение. Прочитайте.

- Как вы думаете, работая  в группах вам придётся идти на компромисс?    - Посовещайтесь, обсудите жизненные ситуации, в которых вам приходилось идти на компромисс? ( Дети рассказывают жизненные ситуации  обсуждают ситуации предложенные в презентации)

- Сделайте вывод: для чего человеку необходимо идти на компромисс?

-Прочитайте все слова из кроссворда по вертикали.

-Теперь прочитайте слова, написанные на доске.

- Что объединяет все эти понятия?

- Что будем делать, чему учиться на этом уроке? (Будем применять знания о человеке в жизни).

- Давайте проверим себя и попробуем ответить ещё на некоторые вопросы.

Учебник с.6-7 « Проверь себя»

-Как называется раздел. Который мы изучали?

-Что нового вы узнали из раздела? Что вас удивило? Что заинтересовало, заставило обратиться к дополнительной  литературе, материалам?

- Просмотрите материалы раздела I и ответьте на вопросы.

(Дети выполняют задания по группам).

- Когда мы только начинали изучение раздела «1 Человек»  у многих не хватало знаний, чтобы ответить на них. Теперь вы многому научились и сможете составить полные ответы на вопросы с применением необходимых понятий(см. на доске)

(Каждая группа отвечает на 1 вопрос.)

- Для чего вам понадобятся ответы на эти вопросы? Где можно применять эти знания? (В жизни, в разных жизненных ситуациях).

III Решаем жизненные задачи.

- Для чего вам понадобится в жизни знание понятий и вопросов раздела «Человек»?

(Учитель выдаёт группам карточки с « жизненными задачами» и предлагает решить их путём обсуждения)

- А теперь ещё одна жизненная задача.

- Представьте , что вы выглянули в окно и обнаружили, что все люди вдруг перестали выполнять правила поведения в обществе. Нет таких понятий как…(перечисляются основные понятия раздела, вывешенные на доске)

- Придумайте и нарисуйте символы, знаки , слоганы, напоминающие людям, какие правила они должны соблюдать. Подумайте, где лучше расположить такие напоминания.

(Дети выполняют задания в группах,  пользуясь тетрадью и учебником ).

- Сделайте вывод: для чего необходимы правила поведения в обществе?

- Для того, чтобы жить по чести, совести, не конфликтуя, все вместе, но помня, что каждый человек независимая личность. Стремиться быть лучше, опираясь на знания основных понятий, таких как…..(см. на доске)                   

  -Где ещё мы работали с этими понятиями?( На уроках модуля «Светская этика», во время внеурочной деятельности  на кружке « Мир деятельности»).

-Какой можно сделать вывод? (Если этим понятиям мы уделяем так много внимания, значит они очень важны и необходимы нам в жизни).

IV  Итоги урока. Самооценка. Домашнее задание.

- Откройте 6 стр. учебника. Прочитайте 3 предложение после фразы «Ты научишься»

Ученики читают предложение.

- Поднимите красные лепестки те, кто считает, что научился этому ?

- Кто ещё чувствует себя неуверенно? Поднимите синие лепестки.

-Ребята, что необходимо ещё раз прочитать тем, кто чувствует себя неуверенно?

(Дети рекомендуют, какие темы, на каких стр. учебника необходимо закрепить тем, кто не уверен. А они отмечают около умения необходимые страницы. Рекомендуется дополнительная литература, интернет ресурсы. Происходит отработка всех 3-х умений)

- Оцените свою работу в группах. цель урока была уметь применять изученные понятия в жизни, для решения жизненных задач)

- Если вы считаете, что группа справилась, не было разногласий, а если и были, то они были аргументированы, каждый берёт и приклеивает к сердцевине цветка красный лепесток. А если возникали сомнения, были разногласия, было не комфортно, тяжело работать, что то осталось не понятно, то приклеиваем синий лепесток.

Дети выполняют самооценку в группах и по результатам самооценки делается вывод:

-Удалось научиться решать жизненные задачи, используя полученные знания в разделе I «Человек»?

Дом. задание: р. т стр.28 № 2. Оценки за урок.

Приложение «Жизненные задачи»

Задача 1.Разрешение конфликтной ситуации.

Ситуация: тебя обижают.

Твоя роль: школьник, которого обижает группа ребят (старше возрастом, из другого двора и т.д.)

Описание ситуации: представь, что тебе не даёт прохода группа ребят – дразнят, дают обидные прозвища, угрожают, хотя ничего плохого ты им не делал.

Результат: для выхода из ситуации нужно разработать план: что ты должен сказать и как поступить, чтобы нападки прекратились, к кому из друзей и с какой просьбой обратиться, у кого из взрослых попросить помощи и совета.

Задача 2. Разрешение конфликтной ситуации.

Ситуация: тебя обижают.

Твоя роль: школьник, которого дразнят одноклассники, «гадкий утёнок»

Описание ситуации: представь ,что ты  плохо учишься, ребята одноклассники дразнят тебя. Не хотят с тобой  дружить, ты  ничем не привлекательный человек, иногда  ты  даже не хочешь  идти из за этого в школу.

Результат: для выхода из ситуации  нужно разработать план, что ты должен сказать и  как поступить, чтобы издевательства и неуважение со стороны одноклассников прекратились, к кому и с какой просьбой обратиться, у кого из взрослых попросить помощи и совета.

Задача 3. Разрешение конфликтной ситуации.

Ситуация: конфликт с родителями.

Твоя роль: школьник, который считает, что к нему несправедливо относятся родители.

Описание ситуации: представь, что родители заставляют тебя  делать уроки, помогать  сидеть с сестрой, убирать свою комнату. А ты хочешь только гулять на улице, играть в компьютер, ничего не делать и доказываешь родителям свою правоту.

Результат: для выхода из ситуации нужно разработать план: что ты должен сказать и как поступить при разговоре с родителями, что тебе необходимо осмыслить и понять для того, чтобы отношения с родителями нормализовались.

Используемые материалы:

- Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова С.С. Окружающий мир «Человек и человечество» 4 класс Методические рекомендации для учителя.

- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова С.С., В. Тырин Учебник 4 класс «Окружающий мир» «Человек и человечество», рабочая тетрадь к учебнику,

- интернет ресурсы.



Приложение 2

Тесты по обществознанию «Семья»

  1. Социальная группа, объединяющая кровных родственников.

а) класс

б) племя

в) семья

г) нация

  1. Где отражены основные права несовершеннолетнего ребенка?

а) в Конституции РФ

б) в Гражданском кодексе РФ

в) в Трудовом кодексе РФ

г) в Семейном кодексе РФ

  1. Что из перечисленного человек наследует от своих родителей?

а) воспитанность

б) знание

в) правила поведения

г) эмоции

  1. Как в Древнем Риме называлась семья?

а) род

б) племя

в) фамилия

г) государство

  1. Найдите в приведенном списке права ребенка.

а) право жить и воспитываться в семье

б) право на труд

в) право знать своих родителей, право на их заботу о себе

г) право на имущество

  1. Название популярного на Руси с 16 века свода житейских правил и наставлений:

а) «поучение»

б) «домострой»

в) судебник

г) учебник

  1. Правилами доброго поведения называют:

а) мораль

б) инстинкт

в) закон

г) этику

  1. Под чьей защитой по Конституции РФ находится семья?

а) армии

б) полиции

в) правительства

г) государства

  1. Какие обязанности родителей являются главными?

а) поиск работы

б) воспитание ребенка

в) домашний труд

г) забота о здоровье ребенка

д) материальное обеспечение семьи

  1. Золотое правило морали определяет:

а) материальные возможности семьи

б) права и обязанности человека

в) правила этикета

г) правило отношения к людям







Приложение 3



Ф.И. ____________________________ Класс ___________

1 вариант

1. Социальный признак, отличающий человека от животного:

а) Разум в) Наследственность

б) Инстинкт г) Прямохождение

2. Форма общения людей посредством языка:

а) Речь в) Эмоция

б) Жесты г) Разум

3. Соответствие между понятием и его определением:

1. Потребность

А) внутреннее состояние человека, связанное с его настроением в тот или иной момент времени

2. Эмоция

Б) осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности

3. Способность

В) совокупность сложных врожденных реакций организма, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражители

4. Инстинкт

Г) индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности

4. Отметьте все правильные ответы

Ценности человеческой жизни, необходимые для сохранения природы:

1)Заботиться об охране окружающей среды 4)Развивать крупные города

2)Охранять животный и растительный мир 5)Потреблять много хороших товаров

3)Быть ответственным 6)Надеяться на государство

5. Время, которое остается после выполнения обязательных дел:

1) Свободное время, 3) Потерянное время,

2) Разумное время, 4) Несуществующее время.

6. Отметьте все правильные ответы

К здоровому образу жизни относится:

1) Занятие спортом, 4) Курение,

2) Прогулка на свежем воздухе, 5) Многочасовое сидение за компьютером

3) Занятие на развитие мелкой моторики, 6) Ссоры с родителями.

7. Учебное заведение, где дети получают общее образование:

1) Лицей, 3) Колледж,

2) Школа, 4) Училище.

8. Приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями:

1) Учеба, 3) Познание,

2) Образование, 4) Творчество.

9. Дополните:

Самостоятельное изучение отдельных наук, чтение книг, работа с компьютерными программами – все это …….

10. Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы (продукты), необходимые для удовлетворения своих потребностей:

1) Учеба, 2) Труд,

3) Игра, 4) Общение.

11. Заполните таблицу, используя высказывания:

Человек – биологическое существо

Человек – социальное существо

а) Человек живет в обществе

б) Человек нуждается в поддержании постоянной температуры тела

в) Человек общается с другими людьми

г) У человека есть мозг, скелет, мышцы, кровеносная система

д) Человек не может обходиться без пищи и воды

12. Подберите синонимы:

1) Социальный 2) Биологический а) Природный б) Общественный

1) –

2) –

Приложение 4

Контрольная работа по обществознанию в 5 классе по теме «Школа»

1.Никита учится в университете. На какой ступени образования он находится? Выбери единственный правильный ответ из четырех вариантов:

  1. Среднее полное общее образование;

  2. Среднее профессиональное образование;

  3. Основное общее образование

  4. Высшее образование.

2.Андрей учится в училище. На какой ступени образования он находится? Выбери единственный правильный ответ из четырех вариантов:

1.Среднее полное общее образование;

2.Среднее профессиональное образование;

3.Основное общее образование

4.Высшее образование.

3.В каком классе заканчивается основная школа? 1) в 4 классе; 2) в 5 классе; 3) в 9 классе; 4) в 11 классе

4.Во время учебных занятий в школе: А. ученик получает не только знания, но и умения; Б. ученик учится уважению к людям, честности, доброте, товариществу. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба ответа верны; 4) нет верного ответа

5.Первую русскую "Азбуку" напечатал: 1) Сильвестр; 2) И. Фёдоров; 3) Петр I; 4) Л. Толстой

6.На каких уроках школьники получают гуманитарные знания? 1) ботаники; 2) математики; 3) химии; 4) иностранного языка.

7.Свою школу этот великий педагог называл школой радости: 1) Л. Толстой; 2) Н. Пирогов; 3) В. Сухомлинский; 4) М. Ломоносов.

8.Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связаны с понятием "образование". Укажите термин, не связанный с этим понятием. 1) Школа. 2) Религия. 3) Урок. 4) Знания. 5) Умения.

9.Самостоятельная работа над учебными предметами с использованием интернета, дополнительной литературы без посещения школы называется : 1) начальным образованием 2) специальным образованием 3) самообразованием 4) факультативными занятиями

10.   Самое подходящее время для выполнения домашнего занятия:

1) с 10-12 до 14-15 часов

2) с 14-15 до 16-17 часов

3) с 15-16 до 17-18 часов

4) с 16-17 до 18-20 часов

11.Запиши пропущенное слово

Средняя школа - ? - начальная школа

12. Что такое САМООБРАЗОВАНИЕ - …….

13.Формы самообразования. Перечислить.

14. Установите соответствие между содержанием первой и второй колонок. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1. Школы прошлого

А). В начальной школе изучали географию, историю, начала геометрии.

2. Школы современные

Б). Обязательное общее школьное образование.

В). Отсутствие телесных наказаний.

Г). Раздельное обучение в гимназии мальчиков и девочек.

15. Объясни одну из предложенных пословиц:

А)«Неграмотный, будто слепой»

 Б)«Корень ученья горек, да плод сладок»

 В)«Не тот умён, кто всё знает, а тот, кто знает, где и о чём можно прочитать»

Приложение 5

Проверочная работа по теме: «Труд» 5 класс

Вариант 1

Часть А

1. Что из перечисленного  отличает деятельность человека от животного?

  1. Способность к творчеству 2. Забота о потомстве

3. Жизнь в группе 4. Биологические потребности

2. Признаком творчества является:

  1. Стандарт  2. Трафарет   3. Копирование   4. Новизна

3. Продукт труда, выставленный на продажу:

  1. Заработная плата   2. Товар  3. Земля  4. Премия

4. Что из перечисленного можно отнести к услугам?

1. Учебник 2. Компьютер 3. Труд тренера

5. Что из перечисленного не является творчеством?

1.Художник рисует картину 3. Актер выступает на сцене

2.Ученый совершает открытие 4. Балерина упражняется в технике танца

6. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

«благотворительность». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1.Меценат 2. Миллионер 3. Спонсор 4. Помощь 5. Пожертвование

7. Что такое благотворительность?

1. Сочувствие к тем, кто не имеет средств для достойного существования

2. Оказание помощи тем, кто в ней нуждается

3 Строительство больниц, приютов, школ

4. Всё названное

8. Верно ли, что:

      А. Труд можно разделить на простой и сложный.  

Б. Источником богатства на земле является только труд человека?

      1. Верно только А     2. Верно только Б     3. Оба ответа верны     4. Нет верного ответа    

9. Верны ли суждения о выборе профессии?

А. Для правильного выбора профессии достаточно только знать, что она престижна.

Б. Материальное вознаграждение должно быть главным при выборе профессии.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа

10.Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

«творчество». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1.Выдумка 2. Трафарет 3. Фантазия 4. Новизна 5. Чувство красоты.

Часть В

В 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом

столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1. Труд

А. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

2.Творчество

Б. Высокое природное дарование, выдающиеся способности к деятельности в какой-либо области – научной. Художественной, практической.

3. Мастер

В. Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей.

4.Талант

Г. Человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд, смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные

Приложение 6

Тест по теме: Родина.

Вариант 1

1. Город – субъект Российской Федерации:

1) Смоленск

2) Волгоград

3) Владивосток

4) Севастополь

2. Субъектами Российской Федерации являются:

1) штаты

2) районы

4) области

3. В статье 19 Конституции России 1993 г. говорится: Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от … расы, национальности, языка… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам … расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Это положение означает, что:

1) Россия – союз относительно самостоятельных субъектов Федерации

2) в России малочисленные и многочисленные народы имеют равные права

3) Конституция РФ применяется на всей территории страны

4) наименования Российская Федерация и Россия равнозначны

4. После экскурсии в Музей Вооруженных сил ребята запросили на тему, что такое патриотизм.

А. Староста класса Леонид считал, что патриотизм проявляется в готовности подчинить свои интересы интересам Родины.

Б. Ирина и ее подруги утверждали, что патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества.

Верны ли эти суждения?

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения



4) оба суждения неверны.

5. Слова В. Белинского: Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить Отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования, - являются иллюстрацией к понятию:

1) патриотизм

2) добродетель

3) образованность

4) благотворительность

6. Официальная эмблема государства:

1) герб

2) флаг

3) граница

4) правительство

7. В какой пословице говорится о любви к Родине?

1) «Смелость города берет»

2) «Всякому мила своя сторона»

3) «Живи для людей, поживут и люди для тебя»

4) «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает»

8. Найдите в приведенном списке три права субъекта Российской Федерации.

1) вводить свои деньги

2) иметь свою территорию

3) обучать детей на родном языке

4) иметь свои органы власти и управления

5) издание законов, которые противоречат Конституции РФ

Ответ: ______________


Приложение 7

 Итоговая контрольная работа

по обществознанию 5 класс.

Вариант 1

А1. Что отличает человека от животных?

1) воспитание потомств 2) способность к творчеству

3) объединение в группы 4) использование природных материалов

А2. Понимание человеком того, что он делает, как живет, о чем мечтает:

1) эмоции 3) деятельность

2) инстинкт 4) сознание

A3. Верно ли, что: а) Черта патриота – уважение к другим народам.

б) Настоящий патриот видит не только достоинства, но и недостатки своей страны.

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

А4. Самостоятельность приносит пользу потому, что: а) учит принимать важные решения и нести за них ответственность; б) позволяет во всем подражать взрослым.

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

А5. Слагаемыми жизненного успеха являются: а) здоровье и способности человека; б) готовность к умственному труду.

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А6. К социальным потребностям человека относится:

1) потребность в отдыхе 2) стремление познать окружающий мир

3) потребность в общении 4) необходимость в воде и пище

А7. Верно ли, что: а) главное предназначение семьи состоит в продолжении рода; б) семья в РФ находится под защитой государства?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А8. Какую семью принято считать с тремя и более несовершеннолетними детьми:

1) элитная семья, 2)многодетная семья, 3)традиционная семья

А9. Длительное увлечение человека чем-либо в свободное время:

1) спорт 3) игра

2) хобби 4) просмотр телепередач

А10. Обязательным в нашей стране является:

1)начальное образование 2) общее школьное образование

3) среднее профессиональное образование 4) высшее профессиональное образование

А11. Чему учат в школе: а) ставить опыты, наблюдать происходящие процессы; б) уважать людей, честности, доброте?

1) верно только a 3) верны оба суждения
2) верно только б 4) оба суждения неверны

А12. Предприниматель, занимающийся благотворительностью:

1) юрист 3) продавец

2) торговец 4) меценат

А13. Создание человеком чего-то нового, ценного для всех:

1) творчество 3) учеба

2) труд 4) общение

AI4. Решение важных государственных вопросов путем всенародного опроса:

1)Выборы 2)Анкетирование

3)Референдум 4)Перепись

А15. Какой правитель сделал двуглавого орла символом России?

1.Владимир Мономах 2.Иван III

3. Иван IV 4. Петр I

А16. Принадлежность человека к определённой нации называют

1) Народ 2) Национальность

3) Патриот 4) Родина

А17. Что является государственным символом?

1)Флаг 2) Выборы

3) Герб 4) Конституция

А18. Основной закон страны:

1) Конституция 2) Кодекс

3)Устав 4) Декларация

А.19. Наша страна – Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»?

1) Форма государственного устройства 2) Вид власти 3) Тип бюджета

А20. Особенностью российского народа является:

1)Многочисленность 2) Внешнее сходство

3) Общая культура 4) Многонациональность


В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «сознание». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

  1. Эмоция 4. Рассуждение

  2. Разум 5. Интеллект

  3. Мышление

_____________

В2. Найдите в приведенном списке обязанности гражданина.

1.Платить налоги

2.Защищать Родину

3.Посещать театры и музеи

4.Участвовать в митингах и демонстрациях

5.Беречь природу

6. Заниматься благотворительностью




ВЗ. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

1.Кодекс


A. Совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде.

2.Конституция


Б. Систематизированный сборник законоположений в какой-либо области права.

3.Мораль

В. Основной закон государства.



С1. Составить синквейн на тему «Семья»

1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

4 строка. Отношение к теме-фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).

5 строка. Суть темы -1 слово (синоним).




31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!