Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Краснофлотская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета Протокол от «__» ______2018 г. № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Краснофлотская СОШ ____________Николюкина К.С. «____» _________ 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Обществознание
класс 5
II ступень обучения
Составитель:
учитель Зотова О.В. ВКК
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы Л.Н. Боголюбова (Обществознание.Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы / Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2011 г.).
Цели обучения.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Планируемые результаты освоения предмета.
Предполагается, что в результате изучения обществознания в основной школе выпускник получит возможность научиться:
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни;
корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики
наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики
использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание предмета.
5 класс ( 35 ч)
Введение (1час)
Общество как форма совместной жизни людей.
Устройство общества: экономика, политика, социальная и духовная сферы.
Естественные и общественные науки.Методы исследований в общественных науках: наблюдение, эксперимент, опрос, измерение.
Глава 1. Человек(6 часов)
Загадка человека.Цели и ценность человеческой жизни.Природа человека.
Человек - биологическое существо.Отрочество – особая пора жизни.Пол и возраст человека.Ребенок и взрослый.Подростковый возраст, его особенности.Деятельность человека.Труд, игра, учение, общение - основные виды деятельности.
Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве.Учеба в школе.Свободное время человека.Потребности человека: биологические, социальные, духовные.Духовный мир человека – мир его мыслей и чувств.Способности человека. Характер.Человек и его ближайшее окружение.Межличностные отношения.Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.Человек, общество и природа.Природоохранная деятельность.Правила экологического поведения.
Самостоятельность -показатель взрослости.
Глава 2. Семья (6 часов)
Семья и семейные отношения.Семья под защитой государства.Семейный кодекс.Виды семей.Отношения между поколениями.Семейные ценности и нормы .Семейное хозяйство.Забота и воспитание в семье.Распределение обязанностей.Обязанности подростка.Рациональное ведение хозяйства.Домашнее хозяйство.Источники доходов семьи.Труд ребенка в семье.Заработная плата.Налоги как часть расходов семьи.
Семейный бюджет.Личный бюджет школьника.Свободное время.Телевизор и компьютер.Необходимость регулирования поведения людей.Правила и нормы поведения в обществе. Мораль.Религия.Право.Нарушения норм и их последствия.Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Ответственность человека за его поступки.Здоровье людей.Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство.Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.
Глава 3. Школа (6часов)
Образование в жизни человека.Значение образования для общества.Ступени школьного образования.Образование и образованность.Право на образование.Необходимость самообразования.Наука в современном обществе.Труд ученого.Ответственность ученых за результаты исследований.Образование и самообразование.Учеба- основной труд школьника.Учение вне стен школы.Умение учиться.Одноклассники, сверстники, друзья.
Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.Дружный класс.
Глава 4. Труд (6 часов)
Труд - основа жизни.Содержание и сложность труда.Результаты труда. Заработная плата.
Труд - условие благополучия человека.Благотворительность и меценатство.Труд и творчество.Ремесло.Признаки мастерства.Творческий труд.Творчество в искусстве.
Учимся трудиться и уважать труд.
Глава 5. Родина (7 часов)
Наша Родина - Россия, Российская федерация.Субъекты Федерации.Многонациональное государство.Русский язык- государственный.Любовь к Родине.Что значит быть патриотом?Государственные символы России.Государственная символика.Россия - федеративное государство.Гражданин России.Роль права в жизни общества и государства.Традиции, обычаи и право.Отличие права от иных правил поведения людей в обществе.Что такое закон.Конституция - основной закон РФ.Права и обязанности граждан России.Права ребенка и их защита.Права и обязанности родителей и детей.
Права и обязанности школьника.Правомерное поведение.Соблюдение и нарушение установленных правил.Проступок и преступление.Ответственность за проступки и преступления.Мы- многонациональный народ.Народы России -одна семья.Многонациональная культура России.Межнациональные отношения.
Обобщающее повторение (2 ч).
Защита проекта (1 ч).
Утверждаю
Директор школы:
____________ (К.С.Николюкина)
«____» ________ 2018г
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Краснофлотская средняя общеобразовательная школа
Тематическое планирование
обществознание
класс 5
II ступень обучения
Учитель:
Зотова О.В.
ВКК
2018-2019 учебный год
№ п/п | Тема урока | Кол - во часов | Дата проведения |
по плану | фактически |
1 | Введение. | 1 | | |
Глава 1 Человек. 6 часов |
2-3 | Загадка человека. Круглый стол. | 2 | | |
4-5 | Отрочество - особая пора жизни. Игра. | 2 | | |
6-7 | Практикум по главе «Человек». | 2 | | |
Глава 2 Семья. 6 часов |
8 | Семья и семейные отношения. Проекты. | 1 | | |
9-10 | Семейное хозяйство. | 2 | | |
11-12 | Свободное время. | 2 | | |
13 | Практикум по главе «Семья». | 1 | | |
Глава 3. Школа. 6 часов |
14 | Образование в жизни человека. Проекты. | 1 | | |
15-16 | Образование и самообразование. Дебаты. | 2 | | |
17-18 | Одноклассники, сверстники, друзья. | 2 | | |
19 | Практикум по главе «Школа» | 1 | | |
Глава 4. Труд. 6 часов |
20-21 | Труд – основа жизни. | 2 | | |
22-23 | Труд и творчество. Встреча с интересными людьми. | 2 | | |
24-25 | Практикум по главе «Труд» | 2 | | |
Глава 5.Родина. 7 часов |
26 | Наша Родина-Россия. Круглый стол. | 1 | | |
27-28 | Государственные символы России. Дебаты. | 2 | | |
29-30 | Гражданин России | 2 | | |
31-32 | Мы – многонациональный народ. | 2 | | |
33-34 | Обобщающее повторение | 2 | | |
35 | Защита проекта | 1 | | |