| Утверждено: директор . Приказ № от |
Рязанская область Касимовский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лашманская основная общеобразовательная школа
имени академика В.А. Канайкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
5 класс
Количество часов: 34 часа
Учитель географии и обществознания
I квалификационной категории
Куликова Марина Юрьевна
Программа разработана на основе авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителя общеобразовательных организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.], - М.: Просвещение, 2014
2017 г.
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2017-2018 учебный год;
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителя общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.], - М.: Просвещение, 2014, соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Обществознание». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л. Ф. М.: Издательство «Просвещение», 2012 г.
II. Содержание учебного предмета.
Введение (1 ч)
Вводный урок. Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома.
Глава I. Человек (5 ч)
Загадка человека. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Практикум по теме «Человек». Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнёрами.
Глава II. Семья (5 ч)
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Практикум по теме «Семья». Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.
Глава III. Школа (6 ч)
Образование в жизни человека. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Одноклассники, сверстники, друзья. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Практикум по теме «Школа». Школа в жизни человека и общества. «Век живи – век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники).
Глава IV. Труд (5 ч)
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Практикум по теме «Труд». Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.
Глава V. Родина (10 ч)
Наша Родина – Россия. Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин России. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан.
Мы – многонациональный народ. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Практикум по теме «Россия». Наша Родина – Россия. «Часть российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.
Заключительные уроки (2 ч)
III. Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | В том числе на: |
| | | Самостоятельные работы | Тестовые работы | Проверочные работы |
1 | Введение | 1 | — | | — |
2 | Тема 1. Человек | 5 | — | 1 | 1 |
3 | Тема 2. Семья | 5 | — | 1 | 1 |
4 | Тема 3. Школа | 6 | — | 1 | 1 |
5 | Тема 4. Труд | 5 | — | 1 | 1 |
6 | Тема 5. Родина | 10 | 1 | 1 | 1 |
7 | Обобщающее повторение | 2 | — | 2 | — |
| Итого | 34 | 1 | 7 | 5 |
IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС изучение обществознания в 5 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую
(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению к исторически сложившегося государственного единства, на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
V. Учебно–методический комплекс.
1. Учебник «Обществознание». 5 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2012.
2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание» 5 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2016.
3. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание». 5 класс. М.: Просвещение, 2011.
4. Авторская программа под редакцией Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителя общеобразовательных организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.], - М.: Просвещение, 2014.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________________________
«____»____________20 года
Рязанская область Касимовский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В.А. Канайкина
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по обществознанию
Класс: 5
Учитель: М.Ю. Куликова
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителя общеобразовательных организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.], - М.: Просвещение, 2014
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема раздела, урока | Домашнее задание | Примечание |
п/п | в теме | по плану | по факту |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | 1 1 5 1 2 3 4 5 5 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 5 1 2 3 4 5 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 | .09 .09 .09 .09 . .10 .10 .10 .10 .11 .11 .11 .12 .12 .12 .12 .01 .01 .01 .02 .02 .02 .02 .03 .03 .03 .04 .04 .04 .04 .05 .05 .05 .05 | | Введение. Введение. Как работать с учебником. Тема 1. Человек. Загадка человека. Что такое наследственность. Отрочество – особая пора жизни. Самостоятельность – показатель взрослости. Контрольно-обобщающий урок по теме: «Человек». Тема 2. Семья. Семья и семейные отношения. Семейное хозяйство. Правила ведения домашнего хозяйства. Свободное время. Контрольно-обобщающий урок по теме: «Семья». Тема 3. Школа. Образование в жизни человека. Учись учиться. Образование и самообразование. Самообразование – путь к успеху. Одноклассники, сверстники, друзья. Контрольно-обобщающий урок по теме: «Школа». Тема 4. Труд. Труд – основа жизни. Как оценивается труд. Труд и творчество. Творчество в искусстве. Контрольно-обобщающий урок по теме: «Труд». Тема 5. Родина. Наша Родина – Россия. Что значит быть патриотом. Символы России: государственный герб. Символы России: флаг, гимн. Гражданин России. Права и обязанности граждан РФ. Мы – многонациональный народ. Многонациональная культура России. Практикум по теме «Родина». Контрольно-обобщающий урок по теме: «Родина». Обобщающее повторение по темам: «Человек», «Семья», «Школа». Обобщающее повторение по темам: «Труд», «Родина». | Стр. 5-8 § 1 с.10-11 § 1 с.11-15 § 2 с.15-18 § 2 с.18-24 Повт. § 1–2 § 3 § 4 с.33-37 § 4 с.37-39 § 5 Повт. § 3–5 § 6 с.50-55 § 6 с.55-58 § 7 с.58-62 § 7 с.62-64 § 8 Повт. § 6–8 § 9 с.74-76 § 9 с.77-81 § 10 с. 81-85 § 10 с. 85-90 Повт. § 9–10 § 11 с.92-93 § 11 с.93-98 § 12 с.99-102 §12 с.102-106 §13 с.107-108 §13 с.108-112 §14 с.112-114 §14 с.114-118 Повт. § 11–14 Повт. § 11–14 Повт. § 1–8 Повт. § 9–14 | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания школьного
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
от ___________ 20 года №
____________________
руководитель ШМО Т.С. Ткачёва
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Т.Л. Алькина
__________________ 20 года
№ урока | Дата | Тема раздела, урока | Примечание |
п/п | в теме | по плану | по факту |
Введение (1 ч) |
1 | 1 | .09 | | Введение. Как работать с учебником. | |
Тема 1: Человек. (5 ч) | |
2 | 1 | .09 | | Загадка человека. | |
3 | 2 | .09 | | Что такое наследственность. | |
4 | 3 | .09 | | Отрочество – особая пора жизни. | |
5 | 4 | .10 | | Самостоятельность – показатель взрослости. | |
6 | 5 | .10 | | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Человек». | |
Тема 2: Семья. (5 ч) | |
7 | 1 | .10 | | Семья и семейные отношения. | |
8 | 2 | .10 | | Семейное хозяйство. | |
9 | 3 | .10 | | Правила ведения домашнего хозяйства. | |
10 | 4 | .11 | | Свободное время. | |
11 | 5 | .11 | | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Семья». | |
Тема 3: Школа. (6 ч) | |
12 | 1 | .11 | | Образование в жизни человека. | |
13 | 2 | .12 | | Учись учиться. | |
14 | 3 | .12 | | Образование и самообразование. | |
15 | 4 | .12 | | Самообразование – путь к успеху. | |
16 | 5 | .12 | | Одноклассники, сверстники, друзья. | |
17 | 6 | .01 | | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Школа». | |
Тема 4: Труд. (5 ч) | |
18 | 1 | .01 | | Труд – основа жизни. | |
19 | 2 | .01 | | Как оценивается труд. | |
20 | 3 | .02 | | Труд и творчество. | |
21 | 4 | .02 | | Творчество в искусстве. | |
22 | 5 | .02 | | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Труд». | |
Тема 5: Родина. (10 ч) | |
23 | 1 | .02 | | Наша Родина – Россия. | |
24 | 2 | .03 | | Что значит быть патриотом. | |
25 | 3 | .03 | | Символы России: государственный герб. | |
26 | 4 | .03 | | Символы России: флаг, гимн. | |
27 | 5 | .04 | | Гражданин России. | |
28 | 6 | .04 | | Права и обязанности граждан РФ. | |
29 | 7 | .04 | | Мы – многонациональный народ. | |
30 | 8 | .04 | | Многонациональная культура России. | |
31 | 9 | .05 | | Практикум по теме «Родина». | |
32 | 10 | .05 | | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Родина». | |
Обобщающее повторение (2 ч) | |
33 | 1 | .05 | | Обобщающее повторение по темам: «Человек», «Семья», «Школа». | |
34 | 2 | .05 | | Обобщающее повторение по темам: «Труд», «Родина». | |
9