Данная рабочая программа разработана для обучения обществознанию школьников в российских общеобразовательных учреждениях и гимназиях на основе линии учебно-методического комплекта «Обществознание» авторов Л. Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой.
Настоящая программа отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по обществознанию, и соотносятся с действующей примерной программой по обществознанию в общеобразовательной школе .
Программа рассчитана на 35 учебных часов для обязательного изучения обществознания на этапе полного среднего образования из расчета 1 учебный час в неделю в 6 классе. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 ОТ 09.03.2004.
семье, в классе, в кругу друзей.
проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством.
Актуальность данного курса заключается в возможности использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной деятельности для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских прав и обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Результаты обучения обществознанию в 6 классе полностью соответствуют Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и направлены на реализацию деятельного личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями востребованными в повседневной жизни и значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщение к социальным ценностям.
Количество часов 35 часов (1 час × 34 недели + 1 час).
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания образования | Основные понятия | Вид контроля | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание |
1. | Введение. Глава1. Человек. Человек родился. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Биологическая и социальная сущность человека | Индивид, индивидуальность, личность, гуманизм, наследственность | Беседа | Знать: | §1, схема стр.10 |
2 | Человек – личность. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Социализация, процесс становления личности, сущность социальных норм | Личность, социализация, социальные нормы | Фронтальный | Уметь: | §2, стр. 25 (вопросы) |
3 | Особый возраст: отрочество. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Возрастные особенности, психологическая характеристика возраста | Подросток, юноша, самостоятельность | Фронтальный | Уметь | §3, стихотворение |
4 | Познай самого себя. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Виды человеческой деятельности, самопознание и самосознание личности | Труд, учеба, общение, игра, самооценка,способности, поступки | Дифференцируемый (групповой) | Знать: Уметь: | §4, стр. 45, задание №5 письменно |
5 | Человек и его деятельность. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Деятельность и ее проявление в обществе | Работа, ответственность | Фронтальный | Уметь: | §5, пословицы и поговорки о труде |
6 | Что человек чувствует, о чём размышляет. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Разновидности потребностей (социальные и духовные) | Биологиеские и духовные потребности, духовный мир, суждения, умозаключение | Фронтальный | Уметь: | §6 |
7 | Практикум: 1.учимся общаться 2.учимся узнавать и оценивать себя. 3. учимся правильно организовывать свои занятия. 4. учимся размышлять. | Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды. | | | Практикум | | |
8 | Урок обобщения по теме «Человек» | Урок комплексного применения ЗУН | | | Самостоятельная работа | | |
9 | Глава 2 . Семья. Семья – ячейка общества. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Семья – главный социальный институт, семья и государство, виды семей. | Семья | Фронтальный | Уметь: Знать: | §7, «В классе и дома» |
10 | Семейное хозяйство | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Семейные заботы, функции семьи. | Совместный труд, совместные цели | Фронтальный | Знать: понятие экономика виды хозяйствования | §8, «В классе и дома» |
11 | Делу время – потехе час. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Свободное время, единицы времени, определение времени без часов | Время, вариация, хобби, свободное время | Практическое занятие по репродукциям картин | Уметь: Знать: | §9, стр. 96, вопрос №1 (письменно) |
12 | Практикум «Учимся вести домашнее хозяйство» | Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды. | | | Практикум | | |
13 | Урок обобщения по теме «Семья» | Урок комплексного применения ЗУН | | | Тест | | |
14 | Глава 3. Школа. Профессия – ученик. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Этапы школьного образования, школа в прошлом | Школа, как социальный институт, характеристика этапов школьного образования, функции школы | Фронтальный | Уметь: Знать: | §10 |
15 | Одноклассники, сверстники, друзья. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Межличностные отношения, их особенности в подростковом возрасте | Сверстники, дружба, толерантность | Урок-беседа | Уметь: | §11, вопрос №2 (письменно) |
16 | Практикум «Учимся дружно жить в классе» | Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды. | Доброта, толерантность в обществе | Уважение, групповое уважение | Практикум | | Стихотворение стр.120-122 |
17 | Урок обобщения по теме «Школа. Профессия – ученик.» | Урок комплексного применения ЗУН | | | Контрольная работа | | |
18 | Глава 4. Труд. Труд – основа жизни. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Трудовая деятельность, выбор профессии, богатство, бедность | Труд, продукт труда, оценка труда, творчество | Фронтальный | Уметь: | §12, стр. 130-131 (текст) |
19 | Труд и творчество. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Творчество, как вид деятельности, интеллектуальная деятельность, профессионализм | Творчество, искусство, ремесло, мастерство | Урок-беседа | Уметь: | §13, стр. 143 «Учимся творчеству» |
20 | На пути к жизненному успеху. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Слагаемые жизненного успеха, поддержка близких – залог успеха | Успех, жизненный путь | Фронтальный | Уметь: | §14, вопрос № 1 - 4. |
21 | Практикум «Учимся трудиться и уважать труд», «Учимся творчеству» | Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды. | | | Практикум | | |
22 | Урок обобщения по теме «труд» | Урок комплексного применения ЗУН | | | Тест | | |
23 | Глава 5 Родина. Что значит быть патриотом. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Определение федеративного устройства, субъекты федерации, как равные члены государство, государственный язык – русский | Федерация, субъекты федерации, герб, органы власти и управления, патриотизм, Конституция РФ | Фронтальный | Уметь: Знать: | §15, подготовка мини-проектов «Субъекты РФ» |
24 | Символика России. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Признаки внешнего суверенитета: герб, флаг, гимн, валюта | Герб, флаг, гимн | Фронтальный | Знать: | §16, продолжение подготовки мини-проектов «Субъекты РФ» |
25 | Гражданин – Отечества достойный сын. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Элементы политического статуса граждан, права и обязанности граждан России | Референдум, выборы, демократия | Урок-беседа | Знать: Уметь: | §17, стр. 180 «Учимся быть достойными гражданами» |
26 | Мы – многонациональный народ. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся (защита проектов) | Дифференциация «больших и малых народов», многонациональная культура России | Народ, нация, многонациональный народ | Защита проектов | Уметь: Знать: Учиться: | §18, стр. 190 (стихотворение) |
27 | Практикум. «Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Урок толерантности» | Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды. | | Нация, межнациональные отношения | Практикум | | |
28 | Урок обобщения по теме «Родина» | Урок комплексного применения ЗУН | | | Тест | | |
29 | Глава 6 . Добродетели. Человек славен добрыми делами. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Определение нравственной категории «добра и зла», «хорошо и плохо», воспитание гуманистическим началом | Добро, зло, добрые люди, сочувствие, милосердие, мораль | Фронтальный | Знать: Уметь: | §19, «Учимся делать добро» стр. 198-199 |
30 | Будь смелым. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Воспитание нравственных принципов, основанных на патриотизме, ответственности и гуманизме | Зло, трусость, страх, смелость, героизм | Урок-беседа | Уметь: | §20, стр. 207 №8 (таблица) |
31 | Что такое человечность. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Гуманизм, как одно из мировых человеческих достижение, определение нравственных религиозных заповедей | Гуманизм, заповедь, социальные нормы | Фронтальный | Уметь: | §21, стр. 212 «Прояви внимание к старикам» |
32 | Практикум. Учимся делать добро. Учимся быть толерантными. | Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды. | | | Практикум | | |
33 | Урок обобщения по теме «Добродетели» | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | | | Урок-беседа | | |
34 | Урок итогового повторения по курсу «Человек и общество» | Урок комплексного применения ЗУН | | | Контрольная работа | | Стр. 218-219 «Вопросы для итогового повторения» |
35 | Резервный урок | | | | | | |