СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию 6 класс, УМК Боголюбова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 6 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Асановская средняя общеобразовательная школа имени Т.К. Борисова»


Рассмотрена

Руководитель ШМО

_______/__________

Протокол №_____от

«__» __________20__г



Принята

на заседании

педагогического совета

протокол №____от

«__» __________20__г



«Утверждаю»

Директор МКОУ

«АСОШ

им. Т.К. Борисова»

_________Крылова Т. Ф.

Приказ №__________от

«__» __________20__г












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

6 класс









Составитель:

Моисеева Антонида

Николаевна,

Квалификационная категория:

I категория











2021-2022 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа предмета «Обществознание» для 6 класса разработана на основе:

• Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577.

  • авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9 классы». - М.: Просвещение, 2014;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «АСОШ им. Т.К. Борисова»;

  • Учебного плана основного общего образования МКОУ «АСОШ им. Т.К. Борисова» на 2021-2022 учебный год.

Программа ориентирована на использование учебника

- Обществознание. 6 класс». Учебник для общеобразовательных организаций. Л.Н. Боголюбова и др.- М.: Просвещение, 2020.

Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минпросвещения от 28.12.2018 г. №345).


Цели изучения обществознания в основной школе:

- развитие личности в ответственный период социального взросления (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповедовании, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

-воспитание гражданственности и любви к Родине;

-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.


Предмет «Обществознание» изучается в 6 классе в качестве обязательного предмета в общем объеме 34 часов (при 34 неделях учебного года)




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

Личностными результатами освоения программы являются:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметными результатами освоения программы являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:

  • формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

  • понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

  • владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

  • осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

  • приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.


Предметными результатами освоения программы являются:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования:

Выпускник научится:

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

• характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

• приводить примеры основных видов деятельности человека;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.


Выпускник получит возможность научиться:

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

• моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.








СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.







































ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА


  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема раздела, урока

Количество часов

Сроки

1.

Введение

1

04.09

Тема 1. Загадка человека (11 ч.)

2.

Принадлежность к двум мирам.

1

11.09

3-4.

Человек-личность.

2

18.09, 25.09

5.

Отрочество – особая пора.

1

02.10

6-7.

Потребности и способности человека.

2

09.10, 16.10

8-9.

Когда возможности ограничены.

2

23.10, 30.10

10.

Мир увлечений.

1

13.11

11.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Загадка человека» (КИМ №1)

1

20.11

12.

Анализ контрольной работы по теме «Загадка человека»

1

27.11

Тема 2. Человек и его деятельность (10 ч.)

13-14.

Деятельность человека.

2

04.12, 11.12

15-16.

Труд-основа жизни.

2

18.12, 25.12

17-18.

Учение – деятельность школьника.

2

15.01, 22.01

19-20.

Познание человеком мира и себя.

2

29.01, 05.02

21.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек и его деятельность» (КИМ №2)

1

12.02

22.

Анализ контрольной работы по теме «Человек и его деятельность»

1

19.02

Тема 3. Человек среди людей (11 ч.)

23.

Отношения с окружающими.

1

26.02

24-25.

Общение.

2

05.03, 12.03

26-27

Человек в группе.

2

19.03, 26.03

28.

Отношения со сверстниками.

1

09.04

29-30

Конфликты в межличностных отношениях.

2

16.04, 23.04

31

Семья и семейные отношения.

1

30.04

32.

Практикум по теме «Человек среди людей».

1

07.05

33.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей». (КИМ №3)

1

14.05

Итоговое повторение (1 ч.)

34.

Анализ контрольной работы. Итоговое обобщение курса «Обществознание. 6 класс»

1

21.05

















ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материально-техническое обеспечение:

1. Компьютер/Ноутбук

2. Проектор

3. Экран

4. Интерактивная доска.


Учебно-методическое обеспечение:

1. «Обществознание. 6 класс». Учебник для общеобразовательных организаций. Л.Н. Боголюбова и др.- М.: Просвещение, 2020.

3. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. Л. Ф. Иванова, Н.И. Городецкая, Т.Е. Лискова, Е.Л. Рутковская - М.: Просвещение, 2017 г.

5. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс. Сост. А.В. Поздеев. – М., «ВАКО», 2017 г.


Дополнительная литература

    1. Поурочные разработки по обществознанию. 6 кл. Е.Н. Сорокина. - М. «ВАКО»,2014 г.

    2. Происхождение человека/ И.В. Рябинина. – Спб.: Балтийская книжная компания, 2020 г.

    3. Человек: полная энциклопедия/ Ю.К. Школьник – М.:Эксмо, 2015 г.


Интернет-ресурсы

http://www.school.edu.ru Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.km.ru Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.proshkolu.ru/ школьный интернет-портал, предметные клубы учителей.

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://ru.wikipedia.org/wiki - свободная энциклопедия

http://www.inclusive-edu.ru/ - инклюзивное образование в России.

http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»

http://internet-i-deti.ru/ - информационно-познавательный сайт для детей и их родителей.





















КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается тремя баллами;

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания оценивается отрицательно, отметкой «2»

Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;

  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;

  • полное отсутствие активности - отметка «2»


Критерии оценки по обществознанию за письменные работы

  • Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью;

  • Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

  • Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

  • Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.


Критерии оценки тестового задания:

  • 90-100% - отлично «5»;

  • 70-89% - хорошо «4»

  • 50-69% - удовлетворительно «3»;

  • менее 50% - неудовлетворительно «2».


Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

  • полное отсутствие работы - отметка «2».











КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Приложение №1

Контрольно-обобщающий урок по теме «Загадка человека».

А1. Качества, данные ребенку уже при рождении:

1) инстинкт 3) речь

2) воспитанность 4) гуманность

А2. Человека от животных отличает:

1) умение использовать природные предметы 3) забота о потомстве

2) способность к абстрактному мышлению 4) способность действовать сообща

A3. Человек наследует от своих родителей?

1) манеры поведения 2) знания 3) особенности внешнего вида 4) правила поведения

А4. Отличием человека от животных является:

а) способность к творчеству;

б) способность к прямохождению.

1) верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А5. Верно ли, что:

а) человек не может изменить свою наследственность;

б) потребности человека и животных полностью совпадают?

1) верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

В1. Заполните схему.


В2. Заполните пропуски в предложении.

Многое зависит не только от наследственности, но и от ................ жизни человека, его воспитания, ..............., нравственных ценностей.


С1.Какие вы знаете точки зрения на вопрос, для чего человек рождается?


Ответы:

№ задания

1

2

3

4

5

В1

В2

№ ответа

1

2

3

3

4

инстинкты

условий, образования

Баллы

1

1

1

1

1

2

2


С1: примерные ответы

1.Человек рожден для счастья, благополучной и сытой жизни.

2.Назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков.

3.От человека зависит какой будет жизнь на земле: мирной, с чистым воздухом, с счастливым детством. Могут быть приведены другие точки зрения.


Критерий оценивания к заданию С1

Балл

Приведены три примера

3

Приведены два при­мера

2

Приведен один при­мер

1

Предложения не со­ставлены, или составлено одно предложение, смысл понятия не раскрыт, или ответ неверный

0

Максимальное количество баллов

3

Критерии :

Максимальный балл: 12

12-10 – оценка «5», 9-7 – оценка «4», 6-5 – оценка «3», менее 5 – оценка «2».

Приложение №2

Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек и его деятельность».

1 вариант

1. Как называется сознательное изменение мира человеком?

1) деятельность 2) целеустремленность 3) преобразование 4) улучшение

2. Найдите слово (понятие), обобщающее перечисленные термины: цель, средства, действия, результат.

1) занятие 2) процесс 3) деятельность 4) работа

3. Найдите наиболее корректное окончание предложения.

Человек не только проявляется в своих действиях, отношениях и поступках, но и

1) участвует в них 2) раскрывается в них 3) избегает их 4) формируется в них

4. Труд — это деятельность, которой(-ая)

1) занимаются все люди 2) не требует знаний

3) даёт человеку всё необходимое для жизни 4) обязательно использует различные приспособления

5. Найдите ситуацию, которая иллюстрирует деятельность.

1) Бобры построили плотину на ручье. 2) Девочки играют в куклы.

3) Пожилой человек сидит на лавочке. 4) Игорь собирается стать учёным.

6. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общение не относится к видам деятельности.

2) В отличие от игры учение является обязательным занятием ребенка.

3) Деятельность — способ отношения к окружающему миру, который присущ всем живым существам.

4) Цель определяет действия человека.

7. Заполните пропуски в тексте, выбрав слова из предложенного списка. Обратите

внимание: слова в списке даны в именительном падеже и единственном числе.

Чтобы достичь поставленной __________ (1), человек должен продумать свои __________ (2) и выбрать лучшие __________ (3). Нужно предусмотреть все неблагоприятные __________ (4) и постараться избежать их. Мы называем этот процесс оценкой возможного __________ (5).

Слова для заполнения пропусков:

1) действие 2) последствие 3) риск 4) средство 5) цель

8. Заполните пропуск в схеме.

2 вариант

1. Заранее продуманный и представленный результат, которого человек стремится достичь, — это

1) образ 2) цель 3) стремление 4) деятельность

2. Найдите слово (понятие), обобщающее перечисленные термины: игра, общение, учение, труд.

1) занятия 2) процессы 3) деятельность 4) времяпрепровождение

3. Найдите наиболее корректное окончание предложения.

В отличие от животных человек

1) изменяет окружающий мир в своих интересах 2) приспосабливается к окружающему миру

3) находится под влиянием окружающей среды 4) заимствует у природы все необходимое

4. Найдите ошибочное окончание высказывания.

Игра — это вид деятельности, занятие, в котором

1) существуют определённые правила 2) участники развлекаются

3) ребёнок познаёт окружающий мир 4) нет никакого смысла

5. Найдите ситуацию, которая иллюстрирует деятельность.

1) Муравьи строят муравейники.

2) Шестиклассники пишут контрольную работу.

3) Пассажир заснул в метро.

4) Проходя мимо распустившихся кустов шиповника, Пётр срывал цветы и бросал их

на землю.

6. Выберите правильные высказывания.

1) Животные способны ставить цели. 2) Учение — это вид деятельности.

3) Любую деятельность можно назвать трудом. 4) В игре процесс бывает важнее результата.

7. Заполните пропуски в тексте, выбрав слова из предложенного списка. Обратите

внимание: слова в списке даны в именительном падеже и единственном числе.

Когда работа завершена, важно оценить ее __________ (1). Мы сравниваем его с поставленной заранее __________ (2) и размышляем: что было сделано правильно, какие __________ (3) были допущены, можем ли мы исправить их и как не допустить их в будущем. Способность человека к сознательным __________ (4) — определяющий признак __________ (5).

Слова для заполнения пропусков:

1) действие 2)деятельность 3)ошибка 4)результат 5)цель

8. Заполните пропуск в схеме.

Ответы

1 вариант

1-1, 2-3, 3-4, 4-3, 5-2, 6-24, 7. 1) цель 2) действие 3) средство 4) результат 5) риск

8-деятельность

2 вариант

1-2, 2-3, 3-1, 4-4, 5-3, 6-24, 7. 1) результат 2) цель 3) ошибка 4) действие 5) деятельность

8-деятельность


Критерии оценивания:

Задания 1-5, 8 оцениваются в 1 балл, задание 6 – 2 балла, 7- 3 балла

Максимальный балл – 11

11-9 – «5», 8-7 – «4», 6-5 – «3», менее 5 баллов – «2»


























Приложение №3

Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей».

1.Какие признаки характерны только для межличностных отношений:

1) взаимный характер; 2) устойчивость;

3) непосредственный контакт; 4) эмоциональность?

2.Какие из указанных групп являются малыми:

1) скопление пассажиров на железнодорожном вокзале;

2) ученики одной школы;

3) приятельская компания на праздновании дня рождения;

4) учителя, работающие в одном классе?

3.Какие признаки характеризуют отношения школьных товарищей, совершающих туристическую поездку во время каникул:

1) сугубо формальный характер; 2) дружба;

3) знакомство; 4) эмоционально-позитивное отношение?

4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «межличностные отношения». Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «межличностные отношения».

Взаимность, товарищество, взаимопомощь, приятельство, государство.

5.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.

1) Симпатия — это внутреннее расположение, привлекательность.

2) Иногда трудно объяснить, чем именно тот или иной человек вызывает симпатию.

3) Многие полагают, что внешне приятный человек обязательно совершает хорошие поступки.

4) Люди чаще доверяют тем, кто кажется им симпатичным.

Определите, какие предложения текста являются:

А) установленными фактами; Б) мнением, оценочными суждениями.

6.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова или словосочетания, которые необходимо вставить на место пропущенных.

К человеку, который нарушает общие (1), установленные в группе, могут применять различные санкции. Так, к негативным (2) можно отнести отказ от общения, предупреждение, выговор и т. п. В качестве поддержки в группе обычно используются ______(3) санкции. Это и дружеское похлопывание по плечу, и улыбка, похвала, и другие выражения _____(4).

Слова: А) санкция; Б) позитивная; В) норма; Г) негативная; Д) симпатия; Е) антипатия .

7.Как вы понимаете слова известного философа А. Ф. Лосева: «Любящий всегда гениален, так как открывает в предмете своей любви то, что скрыто от всякого нелюбящего...»? Согласны ли вы с данным суждением?

8.Как поступить в следующей ситуации? Скоро ваш день рождения. Пора подумать, кого пригласить на праздник. Наверное, стоит пригласить А, но он не слишком хорошо относится к Б, а без него вам будет скучно, ведь Б такой весельчак. Есть ещё и В, вы с ним малознакомы. Зато с ним очень дружен А.

9.Приведите примеры групповых санкций. Используйте примеры из литературы, из известных вам произведений искусства.

10.Как вы думаете, какую роль в малых группах играют такие внешние атрибуты, как манера одеваться, причёска, какие-либо условные знаки, по которым легко определить своего?

11.Можно ли в группе испытать одиночество? Ответ аргументируйте, подтвердите примерами.


Ответы: 1. – 1,3,4; 2. – 3,4; 3. – 3; 4. Государство; 5: 1А, 2А, 3Б, 4А; 6: 1В, 2А, 3Б, 4Д.

Критерии оценивания:

В заданиях 1-6 - по 1 б. за каждое верное соотношение. Задания 7-11 – до 3 баллов за каждое.

Максимальное количество баллов: 30.

25-30 баллов – «5»;19-24 баллов – «4»; 13-18 баллов – «3»; 12 и менее баллов – «2»;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!