Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
Авторской программы - Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций /Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.- 4 изд. – М.: Просвещение, 2016
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической 'и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Задачи:
Развивающие:
развивать личностные качества ученика, потому что изучение обществознания осуществляется как постоянный процесс познания самого себя и окружающей социальной среды. Как наиболее оптимальный результат обучения - развитие уверенности в себе и создание потенциала для поисков способа самореализации позитивного плана, не только исходя из собственных интересов, но и других людей, общества в целом.
развивать познавательный интерес к изучению социально-гуманитарных дисциплин, потому что обучающийся видит связь между содержанием этих дисциплин и своей собственной жизнью, что может способствовать развитию познавательного интереса и учебной мотивации в целом.
развивать критическое мышление, позволяющее осознанно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке. Развитие критического мышления по отношению к социальным явлениям безусловно повлияет на развитие социальной компетентности, особенно ее мировоззренческого аспекта.
Воспитательные:
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности», поскольку ученик понимает не только какие законы и почему принимаются в государстве, какие традиции, обычаи и почему существуют в обществе, но и как его действия влияют на то, что происходит в государстве и в обществе в целом;
воспитание толерантности, уважения к представителям других национальностей и культур;
Познавательные:
освоить систему социального знания в процессе практического исследования социальной среды, что не только способствует дальнейшему получению профессионального образования, но и создает основу для дальнейшего развития навыков аналитической (исследовательской) деятельности;
происходит овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных, что не только приводит к освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях, но и позволяет более активно и целенаправленно участвовать в модификации этих ролей, более осознанно, осмыслено выстраивать отношения с другими людьми, социальными группами, социальными институтами;
осуществляется формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений. Как оптимальный результат - понимание ценности собственного опыта, собственной позиции.
Применяется принцип единства различных способов познания. Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:
литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы, здесь нужно учитывать возможные проблемы с разными программами и предпочтениями учеников);
художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
публицистические (соответствующие тексты интернет-, печатных, телевизионных СМИ) и новостийные;
научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.
Сроки реализации программы 1 год.
Место предмета в учебном плане школы.
Учебный план МКОУ «Аллакская СОШ» предусматривает изучение обществознания в 7 классе в объеме 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Формы и средства контроля:
Используемый учебно-методический комплект:
Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова «Обществоведение: 7 класс».Учебник для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2017;
Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова, Т.Е. Лискова и др. – М.: Просвещение, 2016
Л.Ф.Иванова, Я.В.Хотиенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2016
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по обществознанию:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст
и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Содержание учебного предмета.
Введение. Что мы знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиться успехов в работе в классе и дома.
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе.
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребенка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшиеся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступление и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы РФ. Судебные органы РФ. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов власти и граждан.
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».
Тема 2. Человек в экономических отношениях.
Экономика и ее основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители
Мастерство работника. Высоквалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя
Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее форма. Реклама в современной экономике
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».
Тема 3. Человек и природа.
Человек – часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранной деятельности.
Практикум по теме «Человек и природа».
Заключительные уроки. Резерв.
Календарно - тематическое планирование по обществознанию 7 класс – 35 часов
№ | Тема урока | кол-во часов | Содержание темы | Характеристика основных видов деятельности | Дата проведения |
по плану | по факту |
Введение – 1 час |
1 | Вводный урок | 1 | Что мы знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиться успехов в работе в классе и дома. | Вспомнить основные тоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | | |
Тема «Регулирование поведения людей в обществе» - 11 часов |
2 | Что значит жить по правилам | 1 | Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры. | Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни | | |
3-4 | Права и обязанности граждан | 2 | Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребенка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшиеся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних. | Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Называть права ребенка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних. | | |
5-6 | Почему важно соблюдать законы | 2 | Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. | Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости. | | |
7-8 | Защита Отечества | 2 | Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. | Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга. | | |
9 | Для чего нужна дисциплина | 1 | Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. | Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины. | | |
10 | Виновен - отвечай | 1 | Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступление и проступки. Ответственность несовершеннолетних. | Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних. | | |
11 | Кто стоит на страже закона | 1 | Правоохранительные органы РФ. Судебные органы РФ. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов власти и граждан | Называть правоохранительные органы РФ. Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов. | | |
Практикум – 1 час |
12 | Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 | | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. | | |
Тема «Человек в экономических отношениях» - 13 часов |
13-14 | Экономика и ее основные участники | 2 | Экономика и ее основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители | Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя. | | |
15 | Мастерство работника | 1 | Мастерство работника. Высоквалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. | Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер зарплаты. Объяснять взаимосвязь квалификации, количество и качества труда. | | |
16-17 | Производство, затраты, выручка, прибыль | 2 | Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя | Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства | | |
18-19 | Виды и формы бизнеса | 2 | Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя | Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций | | |
20 | Обмен, торговля, реклама | 1 | Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее форма. Реклама в современной экономике | Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и ее формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать свое поведение с точки зрения покупателя. | | |
21 | Деньги, их функции | 1 | Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. | Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег | | |
22-23 | Экономика семьи | 2 | Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам | Раскрывать понятие «семейный бюджет». Приводить примеры различных источников доходов семьи. Различать обязательные и произвольные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. | | |
Практикум – 2 часа |
24-25 | Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | 2 | | Обобщать знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. | | |
Тема «Человек и природа» - 5 часов |
26 | Человек – часть природы | 1 | Человек – часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды. | Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемым богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе. | | |
27 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 | Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. | Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали. | | |
28 | Закон на страже природы | 1 | Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранной деятельности. | Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы | | |
Практикум – 2 часа |
29-30 | Практикум по теме «Человек и природа» | 2 | | Обобщать знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | | |
Заключительные уроки – 2 часа |
31-32 | Итоговое повторение | 2 | | Провести диагностику результатов обучения в 7 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 8 классе | | |
Резерв – 3 часа |
33-34-35 | Повторение по пройденному материалу | 3 | | | | |