Пояснительная записка.
1.1 Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004г.
1.2 Разработана на основе авторской программы «Обществознание,6-9 классы» Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и дополнений.
1.3. Изменений в авторскую программу нет.
Цели и задачи:
—создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
1.5 Используемый учебно-методический комплект:
1) Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание. Человек, право, экономика. 7 класс. – М.: Просвещение, 2014.
2) Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику Обществознание. Человек, право, экономика. 7 класс. – М.: Просвещение, 2010.
3) О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2014.
1.6 Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
1.7. Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные контрольные работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик 7 класса должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Содержание программы учебного предмета
Вводный урок (1ч).
Раздел 1. Человек среди людей (8 ч)
Межличностные отношения. Чувства - основа межличностных отношений. Симпатия. Стереотип. Антипатия. Виды межличностных отношений. Знакомство. Приятельские отношения. Товарищество. Дружба. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения.
Ты и твои товарищи. Понятие группа. Виды групп. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути.
Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении.
Почему нужно быть терпимым. Понятие межличностный конфликт. Этапы развития конфликта. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта.
Основные понятия: гуманизм, толерантность, межличностные отношения, дружба, симпатия, антипатия.
Раздел 2. Человек и закон (14 ч).
Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.
Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.
Что такое дисциплина? Дисциплина общеобязательная и специальная.
.Правомерное поведение. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.
Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.
Основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.
Раздел 3.Человек и экономика (8 ч).
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника,
технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы
производства, конкуренция, спрос, предложение. Экономические задачи государства,
государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама..
Раздел 4. Человек и природа (3 ч).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Система оценки достижений учащихся.
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все
ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются,
описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий,
проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная,
неточная или отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
4. Тематическое поурочное планирование.
№ | Название раздела (кол-во часов) | Номер урока. | Основные виды учебной деятельности. | Тема урока. | Дата |
План | Факт |
1. | | 1. | Анализируют текст учебника, делают выводы. | Как работать с учебником. Введение. | | |
2. | Глава I. Человек и закон. 15 часов. | 2. | Презентации, сообщения, доклады по теме. | Что значит жить по правилам. | | |
3. | | 3. | Подготовка творческих заданий по теме. | Учимся общаться в интернете. | | |
4. | | 4. | Составление таблицы. | Права и обязанности граждан. | | |
5. | | 5. | Подготовка творческих заданий. Работа в группах | Учимся пользоваться своими правами. | | |
6. | | 6. | Комментированное чтение. Работа с понятиями. | Почему важно соблюдать законы. | | |
7. | | 7. | Работа в группах. | Учимся читать и уважать закон. | | |
8. | | 8. | Составление конспекта на основе текста учебника. Работа с иллюстрациями из учебника. | Защита Отечества | | |
9. | | 9. | Творческое задание. | Учимся быть мужественными. | | |
10. | | 10. | Следят за устным изложением учителя, составляют логические цепочки. | Для чего нужна дисциплина. | | |
11. | | 11. | Сообщения по теме. Подбор и воспроизведение фактов интересных фактов. | Учимся быть дисциплинированными. | | |
12. | | 12. | Презентации, сообщения, доклады по теме. | Виновен – отвечай. | | |
13. | | 13. | Подготовка учебного проекта. | Учимся уважать закон. | | |
14. | | 14. | Составление простого плана текста. | Кто стоит на страже закона. | | |
15. | | 15. | Работа в группах . | Учимся защищать свои права. | | |
16. | | 16. | Воспроизведение и обобщение в форме деловой игры. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и закон.» | | |
17. | Глава II. Человек в экономических отношениях. 13 часов | 17. | Следят за устным изложением учителя, составляют логические цепочки. | Экономика и ее основные участники. | | |
18. | | 18. | Составление конспекта на основе текста учебника. | Учимся принимать рациональное решение. | | |
19. | | 19. | Презентации, сообщения, доклады по теме. | Мастерство работника. | | |
20. | | 20. | Поиск информации на основе просмотра фильма. Нахождение ответа на проблемный вопрос | Учимся секретам профессионального успеха. | | |
21. | | 21. | Следят за устным изложением учителя, составляют логические цепочки. | Производство: затраты, выручка, прибыль. | | |
22. | | 22. | Подготовка творческих заданий. Работа в группах | Учимся прогнозировать успешность своего дела. | | |
23. | | 23. | Комментированное чтение. Работа с понятиями. | Виды и формы бизнеса. | | |
24. | | 24. | Работа в группах | Учимся создавать свой бизнес. | | |
25. | | 25. | Составление таблицы. | Обмен, торговля, реклама. | | |
26. | | 26. | Составление простого плана текста. | Учимся быть думающим покупателем. | | |
27. | | 27. | Следят за устным рассказом, отвечают на проблемный вопрос. Работа с документом. | Деньги и их функции. | | |
28. | | 28. | Творческое задание. | Экономика семьи. | | |
29. | | 29. | Воспроизведение и обобщение в форме деловой игры. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек в экономических отношениях.» | | |
30. | Глава III. Человек и природа. 5 часов. | 30. | Составление конспекта на основе текста учебника. Работа с иллюстрациями из учебника. | Воздействие человека на природу. | | |
31. | | 31. | Поиск информации на основе просмотра фильма. Нахождение ответа на проблемный вопрос | Охранять природу – значит охранять жизнь. | | |
32. | | 32. | Следят за устным рассказом, отвечают на проблемный вопрос. Работа с документом. | Закон на страже природы. | | |
33. | | 33. | Подготовка учебного проекта. | Учимся беречь природу. | | |
34. | | 34. | Воспроизведение и обобщение в форме деловой игры.. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и природа.» | | |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Книгопечатные пособия для учителя и учащихся
- Раздел рабочей программы «Обществознание. 7 класс»
- Учебник «Обществознание. 7 класс» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой – М: Просвещение, 2013.
- Обществознание. Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. 7 класс (CD) – М.: Просвещение, 2013.
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс.- М.: Просвещение, 2014.
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Л.Ф., Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс. М.: Просвещение, 2014.
2. Печатные наглядные пособия
- Конституция Российской Федерации
- Печатные демонстрационные пособия (портреты, схемы, таблицы, иллюстрации и т.д.)
3. ТСО и оборудование кабинета
- Оборудование кабинета: парты, стулья, компьютерный стол, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт, штатив для карт и таблиц, укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, дисков), шкаф для хранения карт, ящики для хранения таблиц
- магнитофон, DVD – плейер, телевизор, компьютер, мультимедиапроектор, принтер, экран, интерактивная доска, медиатека CD и презентации в Power Point
4. Мультимедийные средства
Цифровые образовательные ресурсы
http://www.rsnet.ru/ - Официальная Россия (север органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ - Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ - Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf - Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru – Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru – Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» а России.
http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm – Образовательные ресурсы Интернета – обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social – Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru – актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru – Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru – Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http://www.ug/ru/ug_pril/gv_index.ru – Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
http://www.50.economicus.ru – 50 лекций о микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru – Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru – Основы экономики. Вводный курс.
http://www.cebe.sib.ru – Центр экономического и бизнес - образования: помощь учителю.
http://www.mba-start.ru/ - Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvos.ru – Бизнес-словарь.
http://www.hpo.org – Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru – Президент России – гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru – Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru – Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaretion2001.htm – Декларация прав школьника.
http://www.school-sector.relarn.ru/prava/ - Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm – Духовная жизнь общества.
http://www.countries.ru/library.htm – Библиотека по культурологи.
http://www.russiancoulture.ru/ - Культура России.
http://www.ecolif.ru/index.shtml – Экология и жизнь. Международный экологический портал.
http://www.ecosystema.ru/ - Экологический центр «Экосистема».
http://www.priroda.ru – Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи».
http://www.glossary.ru/ - Глоссарий по социальным наукам.
Список литературы
Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
Безруких М.Я. и др. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М., 1991.
Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. М., 2002
Калинина Ю.М. Удивительные вещи: научно-популярное издание для детей. М.: 2005.
Опалев А.В. Умение обращаться с людьми… Этикет делового человека. – М.: ЮНИТИ, 1996.
Права человека: книга для чтения. 5-9 класс. Молодежный центр прав человека и правовой культуры. – М., 1998
Черникова Т.В. История России: учебник для 6-7 кл./ под редакцией А.Н. Сахарова. М.: дрофа, 1997
Шайхер В.Ю. Антология мудрости. М.: Вече, 2005
Этикет/ Авт.-сост. О.Н.Улищенко. – Харьков, 1998
Ястребицкая А.Л. Европейский город. М., 1993.