Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубневская средняя общеобразовательная школа»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю
Директор МБОУ «Дубневская СОШ»
_________________/Е.Н. Гаврилей /
«_____»____________________2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Обществознание»
7 класс
(базовый уровень)
ФГОС
Составитель: Васина Наталья Евгеньевна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
• требований к результатам освоения ФГОС ООО;
• Авторской программы курса «Обществознание» 7 класса для общеобразовательных организаций
• Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Дубневская СОШ» с учётом планируемых к использованию учебно-методических материалов;
учебник Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др./, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение», 2017.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 учебный час в неделю)
Цель воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
1. Планируемые образовательные результаты освоения курса
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
1. Умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества.12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
2. Содержание учебного курса
Введение
Регулирование поведения людей в обществе.
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Человек в экономических отношениях
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Человек и природа
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Количество часов |
2 | Регулирование поведения людей в обществе | 13 |
3 | Человек в экономических отношениях | 11 |
4 | Человек и природа | 6 |
5 | Практикумы | 4 |
6 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
Приложение
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
план | факт |
1 | Что значит жить по правилам | 01.09-04.09 | |
2 | Учимся общаться в Интернете | 07.09-11.09 | |
3 | Права и обязанности граждан | 14.09-18.09 | |
4 | Учимся пользоваться своими правами | 21.09-25.09 | |
5 | Почему важно соблюдать законы. | 28.09-02.10 | |
6 | Учимся читать и уважать законы | 12.10-16.10 | |
7 | Защита Отечества | 19.10-23.10 | |
8 | Учимся быть мужественными | 26.10-30.10 | |
9 | Для чего нужна дисциплина | 2.11-06.11 | |
10 | Учимся быть дисциплинированными | 09.11-13.11 | |
11 | Виновен - отвечай | 23.11-27.11 | |
12 | Учимся уважать закон | 30.11-04.12 | |
13 | Кто стоит на страже закона | 07.12-11.12 | |
14 | Учимся защищать свои права | 14.12-18.12 | |
15 | Практикум по 1 главе | 21.12-25.12 | |
16 | Экономика и её основные участники | 28.12-30.12 | |
17 | Учимся принимать рациональное решение | 11.01-15.01 | |
18 | Мастерство работника | 18.01-22.01 | |
19 | Учимся секретам профессионального успеха | 25.01-29.01 | |
20 | Производство: затраты, выручка и прибыль | 01.02-05.02 | |
21 | Учимся прогнозировать успешность своего дела | 08.02-12.02 | |
22 | Виды и формы бизнеса. | 22.02-26.02 | |
23 | Учимся создавать свой бизнес | 01.03-05.03 | |
24 | Обмен, торговля, реклама | 08.03-12.03 | |
25 | Учимся быть думающим покупателям | 15.03-19.03 | |
26 | Деньги, их функция | 22.03-26.03 | |
27 | Экономика семьи | 29.03-02.04 | |
28 | Практикум «Человек в экономических отношениях» | 12.04-16.04 | |
29 | Воздействие человека на природу | 19.04-23.04 | |
30 | Охранять природу значит охранять жизнь. | 26.04-30.04 | |
31 | Закон на страже природы | 03.05-07.05 | |
32 | Учимся беречь природу | 10.05-14.05 | |
33 | Практикум «Человек и природа» | 17.05-21.05 | |
34 | Итоговое повторение | 24.05-28.05 | |
35 | Защита проектов | 31.05 | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО Зам. директора по УВР
от «____»___________2020г. «______»_________________2020г.
№______ Руководитель ШМО: _____________________
_______/Першина О.Н. / ____________/_______________/
11