СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию (7 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена к учебнику "Обществознание", 7 класс, под редакцией Л. Н. Боголюбова и другие.

Колличество часов: 34.

Плановых контрольных работ: 3.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию (7 класс).»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа №2 имени Героя Социалистического Труда И.В. Комзина»





Согласовано. Рассмотрено.

Зам. Директора по УВР На заседании МО

_________Ю.М. Матвеева Протокол №____

«___»_________20____г. от «___»_______20___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Уроков обществознания


Классы: 7 А, Б

Учитель: Тюлькина Надежда Александровна

Количество часов за год: 34; по программе: 34

Всего: 34 ч.; в неделю: 1 ч.

Плановых контрольных уроков: 3


Планирование составлено на основе:

Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций (Л. Н Боголюбова, И. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.) 3-е издание Москва «Просвещение» 2014


Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Боголюбов (и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2015.

Учебник:


Рабочая тетрадь:

Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Е. Лисакова, О. А. Котова. – М.: Просвещение, 2015.


Методическая литература:

Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов (и др.); под ред. Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2015










Рабочую программу составил (а) ______________________ Тюлькина Н. А.


подпись расшифровка подписи



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа №2 имени Героя Социалистического Труда И.В. Комзина»





Согласовано. Рассмотрено.

Зам. Директора по УВР На заседании МО

_________Ю.М. Матвеева Протокол №____

«___»_________20____г. от «___»_______20___г.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Уроков обществознания


Классы: 7 А, Б

Учитель: Тюлькина Надежда Александровна

Количество часов за год: 34; по программе: 3

Всего: 34 ч.; в неделю: 1 ч.

Плановых контрольных уроков: 3


Планирование составлено на основе:

Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций (Л. Н Боголюбова, И. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.) 3-е издание Москва «Просвещение» 2014


Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе / Л. Н. Боголюбов (и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2015.

Учебник:


Рабочая тетрадь:

Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Е. Лисакова, О. А. Котова. – М.: Просвещение, 2015.


Методическая литература:

Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов (и др.); под ред. Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2015







Календарно-тематическое планирование составил (а) ______________ Тюлькина Н. А.

подпись расшифровка подписи



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной про­граммы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Бого­любова и ориентирована на работу с учебно-методическим комплектом:

  • Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций (Л. Н Боголюбова, И. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.) 3-е издание Москва «Просвещение» 2014

  • Общвствознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носи­теле / Л. П. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2014.

  • Общвствознание. Рабочая тетрадь. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учре­ждений / Т. Е. Лискова, О. А. Котова. - М.: Просвещение, 2014.

  • Общвствознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / JI. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2014.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.

Обществознание - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, науч­ном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплекс­ная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его пред­мета - общественной жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. Обществознание как учебный предмет в основной школе акцен­тирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Обществознание в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую под­готовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полно­та и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограни­чены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе обществознания в старших классах.

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреп­ленным в Конституции Российской Федерации;

  • развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом воз­расте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, станов­лению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высоко­производительной, наукоемкой трудовой деятельности;

  • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

  • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных националы и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в общее

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать профильному самоопределению школьников.

Реализация рабочей программы способствует:

  • развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, полити1 и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основ! на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; и самореализации к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового сознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для в: действия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, л следующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

  • овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информации анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуиикативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения тип задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с но поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются:

  • в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально­философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и воз­можных перспектив;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (произво­дитель, потребитель и др.);

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

  1. на использование элементов причинно-следственного анализа;

  2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста - в таблицу, из аудио­визуального ряда - в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуни­кативной ситуации;

  6. объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  7. на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; вы­полнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания програм­мы по обществознанию являются в следующих сферах:

познавательной:

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психоло­гии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизи­ровать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной:

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в моти­вационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствовав этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и граждан­ственности;

трудовой:

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической:

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими спо­собами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной:

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использо­вать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой соци­альной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе выступают мораль­ные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Переход к их рассмотрению логи­чески оправдан: ученики уже осознали упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах, обеспечивающих этот порядок. Задача изучения содержания примерной программы по обществознанию на этом этапе не может сводиться к про­стому ознакомлению учеников с набором основных социальных норм, правил различного харак­тера и механизмом их действий, она предполагает воспитание уважения к ним. Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными нормами и правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социаль­но приемлемые способы поведения в них, дать опыт оценки собственного поведения и поступков других людей с нравственно-правовых позиций.

Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества; экономики, полити­ки, социальных отношений, культуры - происходит в 8-9 классах. При этом элементы теорети­ческих знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих россий­скому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. Знания и представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса по обществознанию. должны способ­ствовать освоению старшими подростками на информационном и практическом уровнях основ­ных социальных ролей в пределах их дееспособности, а также подвести выпускников основной школы к лучшему пониманию возросших возможностей, перспектив, международной роли нашего Отечества.

При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необ­ходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литератур­ные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различ­ных учебных дисциплин, которые может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь обществоведческая подготовка учащихся 5-9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и пред­ставления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выра­ботку универсальных учебных действий.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного пред­мета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения.

Место учебного предмета «Обществознание»

в базисном учебном (образовательном) плане.

Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.


Распределение учебного материала в 7 классе.

п/п

Наименование главы

Количество часов

1

Регулирование поведения людей в обществе

13

2

Человек в экономических отношениях

15

3

Человек и природа

4

4

Повторение

2


Итого

34


Содержание программы по обществознанию в 7 классе.

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (13 ч.)

Межличностные отношения. Чувства - основа межличностных отношений. Симпатия. Стереотип. Антипатия. Виды межличностных отношений. Знакомство. Приятельские отношения. Товарищество. Дружба. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения.

Ты и твои товарищи. Понятие группа. Виды групп. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути.

Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении.

Почему нужно быть терпимым. Понятие межличностный конфликт. Этапы развития конфликта. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта.

Основные понятия: гуманизм, толерантность, межличностные отношения, дружба, симпатия, антипатия.

В ходе изучения раздела учащийся должен:

Знать/понимать:

- значение понятий: гуманизм, толерантность, межличностные отношения, дружба, симпатия, антипатия.

- роль межличностных отношений в жизни человека;

Уметь:

- характеризовать межличностные отношения, определять их виды;

- выделять основную мысль в тексте учебника;

- приводить примеры, основанные на жизненном опыте;

- отстаивать свою точку зрения;

Глава 2.Человек в экономических отношениях (15 ч.)

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерское хозяйство. Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

В ходе изучения раздела учащийся должен:

Знать/понимать:- значение понятий:  экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

- роль экономики  в жизни человека, общества и государства;

- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в экономической сфере общественной жизни;

Уметь:

- характеризовать основные понятия экономики, законы регулирования рынка;

- выделять основную мысль в тексте учебника;

- приводить примеры, связанные с различными видами экономических  отношений;

- отстаивать свою точку зрения;

Глава 3. Человек и природа (4 ч.)

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

В ходе изучения раздела учащийся должен:

Знать/понимать:

- значение понятий: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

- роль окружающей среды  в жизни человека, общества и государства;

- содержание и значение экологических  норм;

Уметь:

- выделять основную мысль в тексте учебника;

- приводить примеры, основанные на житейском опыте;

- отстаивать свою точку зрения;

- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации, связанные с охраной природы;


ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

1. Методические пособия для учителя:

1. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Jl. Н. Боголю­бов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.

2. Кравченко А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М.: Просвещение, 1996.

3. Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.

4. Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию : 7 класс : к учеб.-метод, ком­плекту Л. П. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой / А. В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2010.

5. Правовое воспитание школьников: 5-9 классы: конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2006.

6. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

7. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

8. Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражне­ния для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агенство 1996.

9. Прутченков А. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: метод, разработки социально-психол. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.

10. Прутченков А. С. Школа жизни: метод, разработки социально-психолог. тренингов / Л. С. Прутченков. - М.: Международная педагогическая академия, 1998.

11. Суворова Н. Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» для учителей 7 класса школ гуманитарного профиля / Н. Г. Суворова. - М.: Вита, 2003.

2. Дополнительная литература для учителя:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Кодекс об административных правонарушениях.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Семейный кодекс РФ.

5. Трудовой кодекс РФ.

6. Александрова И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Вла­димирова, JI. Ш. Лозовский. — М. : Айрис-Пресс, 2010.

7. Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: ВЛАДОС, 2001.

8. Бекешев К А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.

9. Ибрагимов Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. обра­зования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д : Феникс, 2005.

10. Лозовский Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.

11. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразо- ват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М.: Дрофа, 1997.

12. Сиделъникова Т. Т. Политология: комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для сту­дентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М.: ВЛАДОС, 1999.

13. Сычев А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

14. Тюляева Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.

3. Дополнительная литература для учащихся:

1. Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

2. Сазонова Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

1. Печатные пособия.

Демонстрационные таблицы:

  1. Человек познает мир.

  2. Внутренний мир и социализация человека.

  3. Человек, природа, общество.

  4. Рыночная экономика.

  5. Развитие общества.

  6. Политическая система общества.

  7. Политическая жизнь общества. .

  8. Право.

  9. Социальная система общества.

  10. Взаимодействие людей в обществе.

  11. Культура и духовная жизнь.

2. Информационно-коммуникативные средства.

  1. Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград: Учи­тель, 2011. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

  2. Обществознание. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «Учитель + 15 уче­ников» / сост. Н. А. Скобелина. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

  3. Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. 10. Ларин, О. Е. Боровик. - М.: Книжный мир, 2010. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

3. Технические средства обучения.

  1. Телевизор.

  2. Магнитофон.

  3. Аудиоцентр.

  4. Мультимедийный компьютер.

  5. Мультимедийный проектор.

  6. Экран проекционный.

4. Учебно-практическое оборудование.

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

  2. Штатив для карт и таблиц.

  3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

  4. Шкаф для хранения карт.

  5. Ящики для хранения таблиц.

5. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.



Направления коррекционной работы.

В соответствии с системно-деятельностным подходом и учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, задания на уроках обществознания составлены в соответствии с их возможностями. Домашние задания учитывают специфику физиологических возможностей данной категории детей.

Коррекционные задачи:

• Совершенствование: логического запоминания, временной ориентации, целостности зрительного восприятия, способности обобщать, умения составлять план, умения составлять целостный образ из элементов, умения классифицировать предметы по основным признакам, устойчивости переключаемости внимания, умения отвечать на поставленные вопросы с помощью учебного материала (прием – прочти ответ по учебнику, составь краткий ответ по учебнику).

• Активизация словарного запаса путем введения в речь новых слов и понятий. Включение в структуру урока информационного материала, полученного в ходе работы с дополнительными источниками (словари).

• Развитие целенаправленности внимания, умения выделять главную мысль в прочитанном тексте.

• Включение детей в практическую работу, проводимую в общем классе.

• Формирование умения радоваться успехам одноклассников.





Пояснительная записка.

Количество часов за год: 34; по программе: 3

Всего: 34 ч.; в неделю: 1 ч.

Плановых контрольных уроков: 3


Планирование составлено на основе:

Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций (Л. Н Боголюбова, И. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.) 3-е издание Москва «Просвещение» 2014


Учебник:

Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе / Л. Н. Боголюбов (и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2015.


Рабочая тетрадь:

Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Е. Лисакова, О. А. Котова. – М.: Просвещение, 2015.


Модификация по часам: в календарно-тематическое планирование включены административные контрольные работы в виде входящего контроля, промежуточного контроля и итогового контроля, а также имеет наличие место быть коррекционным задачам.









































Календарно-тематическое планирование по обществознанию, 7 класс.



п/п

Тема и тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Домашнее задание

Образовательные ресурсы

Предметные компетенции

Метапредметные и личностные УУД

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (13 часов)

1-2

Что значит жить по правилам?

(комбинированный урок)


Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита. Международные правовые документы о правах ребенка.

Научатся: называть различные виды правил; приводить примеры индивидуальных и групповых привычек; объяснять, зачем в обществе существуют правила этикета; приводить примеры обычаев и ритуалов; объяснять, какие правила регулируют поведение людей в обществе

Познавательные: устанавливают при- чинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности.

§ 1,

задания в рабочей тетради:

№ 3, 5-8

(с. 5-8)

Презентация по теме «Что значит жить по правилам?». URL: http://www. rusedu.ru/

detail_4813.html

3

Входной контроль.

(урок развивающего контроля)

Повторение курса «Обществознание 6 класс»

Научатся: работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами, за курс «Обществознание 6 класс»

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности.



4-5

Права и обязанности граждан.

(комбинированный урок)

Роль права в жизни общества и государ­ства. Гражданские и политические пра­ва. Права ребенка и их защита. Меж­дународные право­вые документы о правах ребенка.

Научатся: опре­делять, как права человека связаны с его потребностя­ми; какие группы прав существуют; что означает вы­ражение «права человека закреп­лены в законе»; определять связь прав с потребно­стями человека; работать с доку­ментами правово­го характера.

Познавательные: самостоятельно вы­деляют и формулируют цели; анализи­руют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении проблем; обме­ниваются мнениями, понимают пози­цию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраня­ют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; состав­ляют план и последовательность дей­ствий.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают соб­ственную учебную деятельность; вы­ражают положительное отношение к процессу познания.

§ 2, задания в рабочей тетради №5-8 (с. 10-12)

Презентация «Права и обя­занности граждан». URL: http:// www.rusedu. ru/detail_101 85.html

6

Почему важно соблюдать законы.

(комбинированный урок)

Свобода и ответст­венность. Конститу­ция РФ. Механизмы реализации и защи­ты прав и свобод человека и гражда­нина. «Закон выше власти». Кто стоит на страже закона.

Научатся: опре­делять, почему человеческому обществу нужен порядок; каковы способы для уста­новления порядка в обществе; в чем смысл справедли­вости; почему свобода не может быть безгранич­ной; объяснять смысл понятия свобода.

Познавательные: самостоятельно вы­деляют и формулируют цели; анализи­руют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении проблем; обме­ниваются мнениями, понимают пози­цию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже из­вестно и усвоено, и того, что еще неиз­вестно.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоцио­нальное состояние и чувства окружаю­щих.

§ 7, задания в рабочей тетради: № 5, 6 (с. 13). Индивиду­альные зада­ния: подго­товка сооб­щений о Бо­родинском сражении и сражении под Прохо­ровой

Презентация «Почему важно со­блюдать за­коны». URL: http://www. uchportal.ru/ load/142-1- 0-2029

7

Защита Отечества.

(комбинированный урок)

Патриотизм и граж­данственность.

Государство. Отече­ство. Священный долг гражданина - защита Отечества. Военная служба. Основные обязан­ности военнослу­жащих. Подготовка к выполнению во­инского долга.

Научатся: опре­делять, почему нужна регулярная армия, в чем со­стоит обязатель­ная подготовка к военной службе; отличия военной службы по при­зыву от военной службы по кон­тракту; каковы основные обязан­ности военнослу­жащих; как гото­вить себя к вы­полнению воинского долга.

Познавательные: самостоятельно вы­деляют и формулируют цели; анализи­руют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении проблем; обме­ниваются мнениями, понимают пози­цию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраня­ют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; состав­ляют план и последовательность дей­ствий.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают соб­ственную учебную деятельность; вы­ражают положительное отношение к процессу познания.

§ 4, задания в рабочей тетради:

№ 5-8 (с. 17)

Презентация

«Защита

Отечества».

URL: http://

www.center

vertical.ru/p_

history.htm




8

Что такое дисциплин. (комбинированный урок)

Дисциплина обще­обязательная и спе­циальная. Право­мерное поведение. Дисциплинарные взыскания.

Научатся: опре­делять, что такое дисциплина, какая она бывает, како­вы последствия нарушения дис­циплины; виды (внутренняя и внешняя) дис­циплины.

Познавательные: самостоятельно вы­деляют и формулируют цели; анализи­руют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении проблем; обме­ниваются мнениями, понимают пози­цию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоцио­нальное состояние и чувства окружаю­щих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

§ 5. Задания в рабочей тетради: №2 (с. 18)

Презентация «Что такое дисципли­на». URL: http://www. proshkolu.ru/ club/histori ans/file2/ 177961

9-10

Виновен – отвечай.

(комбинированный урок)

Виды нормативно­-правовых актов. Система законода­тельства. Признаки и виды правонару­шений. Юридиче­ская ответствен­ность. Особенности правового статуса несовершеннолет­них. Презумпция невиновности.

Научатся: опреде­лять, кого назы­вают законопо­слушным челове­ком, в чем ковар­ство мелкого ху­лиганства, при­знаки противо­правного поведе­ния, особенности наказания несо­вершеннолетних.

Регулятивные: принимают и сохраня­ют учебную задачу; учитывают выде­ленные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотруд­ничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формули­руют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют актив­ность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).

Личностные: определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии культуры.


§ 6. Отве­тить на во­просы (с. 54)

Презентация

на тему

«Виновен -

отвечай».

URL: http://

prezentacii.

com/obschest

voznanie/

10507-vino

ven-otvechay-

7-klass.html

11-12

Кто стоит на страже закона.

(комбинированный урок)

Правоохранитель­ные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Мили­ция. Взаимодей­ствие правоохрани­тельных органов и граждан. Какие задачи решает ми­лиция. Кто стоит на страже защиты прав несовершен­нолетних.

Научатся: опре­делять, какие зада­чи стоят перед со­трудниками пра­воохранительных органов, какие ор­ганы называются правоохранитель­ными; задачи, сто­ящие перед судом; что такое полиция, каковы основные направления дея­тельности поли­ции; на основе каких принципов полиция осуще­ствляет свою дея­тельность; как ра­ботают подразделения по делам несовершеннолетних.

Познавательные: овладевают целост­ными представлениями о качествах личности человека; привлекают инфор­мацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обменива­ются мнениями; участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем; распре­деляют обязанности, проявляют спо­собность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные: сравнивают разные точ­ки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мо­тивацию к учебной деятельности.

§7, ответить на вопросы параграфа

Презентация

«Кто стоит

на страже

закона».

URL: http://

powerpoint.

net.ru/pre

sents/obzest

vo/kto-stoit-

na-strazhe-

zakona.htm




Глава 2. Человек в экономических отношениях (15 часов)

13-14

















15



Экономика и ее основные участники.

(урок открытия нового знания)

















Промежуточный контроль.

(урок развивающего контроля)


Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы эко­номики; производ­ство, потребление, обмен. Взаимосвязь правонарушителей и потребителей.















Практические и тестовые задания.

Научатся: опре­делять, как эконо­мика служит лю­дям; почему фор­ма хозяйствования наиболее успешно решает цели эко­номики; что об­щего и в чем раз­личия экономиче­ских интересов производителей и потребителей; как взаимосвяза­ны основные участники.











Научатся: работать с тестовыми контрольно-измерительными мате-риалами, использовать изученные термины по теме «Регулирование поведения людей в обществе».

Познавательные: выявляют особенно­сти и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства вы­двигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

Регулятивные: прогнозируют резуль­таты уровня усвоения изучаемого мате­риала; принимают и сохраняют учеб­ную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности.


Познавательные: овладевают целост-ными представлениями о качествах личности человека; привлекают инфор-мацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.



§ 8, задания (с. 71-72)



















Повторить

пройденный

материал,

выполнить

задания в рабочей тетради: № 1-8,

(с. 30-37)

Презентация «Экономика и ее основ­ные участ­ники». URL: http://www. rusedu.ru/ detail_5170. html

16-17

Мастерство работника.

(комбинированный урок)

Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на произ­водительность труда.



Научатся: опре­делять, из чего складывается мастерство работ­ника; чем опреде­ляется размер за­работной платы, должна ли зарпла­та находиться в зависимости от образования работника.

Познавательные: овладевают целост­ными представлениями о качествах личности человека; привлекают инфор­мацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обменива­ются мнениями; участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем; распре­деляют обязанности, проявляют спо­собность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

§ 9, задания в рабочей тетради:

№ 5-8 (с. 44-49)

Презентация «Золотые руки работ­ника». URL: http://frunze- soh.edusite.ru/ pl28aal.html

18-19

Производство, затрата, выручка, прибыль.

(комбинированный урок)

Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Развитие производства. Затра­ты производства.

Научатся: опре­делять, какова роль разделения труда в развитии производства; как сделать производ­ство выгодным; как снизить затра­ты производства.

Познавательные: устанавливают при- чинно-следственные связи и зависимо­сти между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обменива­ются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличающуюся от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраня­ют учебную задачу; учитывают выде­ленные учителем ориентиры действия. Личностные: проявляют заинтересо­ванность не только в личном успехе, но и решении проблемных заданий всей группой; выражают положитель­ное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успеш- ности / неуспешности учебной деятельности.

§ 10, вопро­сы к пара­графу

Презентация «Производ­ство, затра­ты, выручка, прибыль». URL: http:// www.myshar ed.ru/slide/ 349855/

20-21

Виды и формы бизнеса.

(комбинированный урок)

Предприниматель­ство. Малое пред­принимательство и фермерское хо­зяйство. Основные организационно­правовые формы предприниматель­ства. Роль предпри­нимательства в раз­витии экономики.

Научатся: опре­делять, почему люди занимаются бизнесом; какова роль предприни­мательства в раз­витии экономики; различные виды бизнеса и их вза­имосвязь; как сделать бизнес успешным и по­лучить прибыль; в каких формах можно организо­вать бизнес.

Познавательные: овладевают целост­ными представлениями о качествах личности человека; привлекают инфор­мацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обменива­ются мнениями; участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем; распре­деляют обязанности, проявляют спо­собность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

§11, задание в рабочей тетради:

№ 7-9 (с. 57-58)

Презентация «Виды и фор­мы бизнеса». URL: http:// www.proshko lu.ru/user/KL W/foIder/ 33433

22-23

Обмен, торговля, реклама.

(комбинированный урок)

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Как обмен решает задачи эко­номики.

Торговля - источник богатства страны.

Научатся: опре­делять, как обмен решает задачи экономики; что необходимо для выгодного обме­на; зачем люди и страны ведут торговлю; почему торговлю; источником богат­ства страны; для чего нужна рекла­ма товаров и услуг.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения по­знавательных задач; выбирают наибо­лее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Регулятивные: определяют последова­тельность промежуточных целей с уче­том конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: проявляют заинтересо­ванность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положитель­ное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности.

§ 12, задания в рабочей тетради:

№ 7-9 (с. 62-64)

Презентация

«Обмен,

торговля,

реклама».

URL: http://

www.rusedu.

ru/detail_

8002.html

24-25

Деньги и их функции.

(комбинированный урок)


Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номи­нальные доходы. Инфляция. Обмен­ные курсы валют.

Научатся: опре­делять, в чем со­стоят особенности межличностных отношений; ана­лизировать взаи­моотношения лю­дей на конкрет­ных примерах.

Регулятивные: адекватно восприни­мают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: проявляют способность к решению моральных дилемм на осно­ве учета позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

§ 13, задания в рабочей тетради: № 7, 8 (с. 67-68)

Презентация «Деньги и их функ­ции». URL: http:// www. proshkolu.ru/ user/KLW/ file/460916/, http://deposit files.com/ru/ files/g3xzr 3vos

26-27

Экономика семьи.

(комбинированный урок)


Семейный бюджет. Сущность, формы страхования сбережений граж­дан. Страховые услуги, предостав­ляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Научатся: опре­делять, что такое ресурсы семьи, каковы важнейшие из них; из чего складываются доходы семьи; значения понятия бюджет.

Познавательные: ставят и формули­руют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в уст­ной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно исполь­зуют речевые средства для эффективно­го решения разнообразных коммуника­тивных задач.

Регулятивные: планируют свои дей­ствия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные: определяют свою лич­ностную позицию; адекватную диффе­ренцированную самооценку своей успешности.

§ 14, вопро­сы к пара­графу

Презентация по теме «Экономика семьи».

URL: http:// www.rusedu. ru/detail_ 8240.html

28



Обобщение и систематизация знаний по теме Человек в экономических отношениях.

(урок развивающего контроля)

Практические и те­стовые задания.

Научатся: опреде­лять, как экономи­ка служит людям; объяснять основ­ные понятия, ре­шать проблемные задания, выпол­нять тестовые задания.

Познавательные: выявляют особенно­сти и признаки объектов; приводят при­меры в качестве доказательства выдви­гаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют резуль­таты уровня усвоения изучаемого мате­риала; принимают и сохраняют учеб­ную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности.

Повторение

пройденного

материала


Глава 3. Человек и природа (4 часа)

29

Воздействие человека на природу

(урок открытия нового знания)


Самое громкое сло­во. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая? Загрязне­ние атмосферы. Загрязнение воды и почвы.

Научатся: опре­делять, что такое экологическая угроза; характе­ризовать воздей­ствие человека на природу.

Познавательные: овладевают целост­ными представлениями о качествах личности человека; привлекают инфор­мацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обменива­ются мнениями; участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем; распре­деляют обязанности, проявляют спо­собность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

§15, задания в рабочей тетради: № 8-9 (с. 81-82)

Презентация

«Человек

и природа».

URL: http://

www.myshar

ed.ru/slide/

113135/

30

Охранять природу – значит охранять жизнь.

(комбинированный урок)

Что значит отно­ситься к природе по-человечески? Тяжелые послед­ствия безответ­ственности. Эколо­гическая мораль.

Научатся: опре­делять, что мы называем экологи­ческой моралью; характеризовать воздействие чело­века на природу.

Регулятивные: адекватно воспринима­ют предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требо­ваниям.

§ 16, задания в рабочей тетради:

№ 6-7 (с. 85-86)

Презентация «Охранять природу - значит охра­нять жизнь». URL: http:// ppt4web.ru/ ehkologija/ okhranjat-pri rodu-znachit- okhranjat- zhizn.html

31-32

Закон на страже природы.

(комбинированный урок)


Природа нуждается в охране. Что под­лежит охране?

Что может сделать гражданин для за­щиты природы.

Научатся: опреде­лять, какие законы стоят на страже охраны природы.

Познавательные: ставят и формули­руют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в уст­ной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно исполь­зуют речевые средства для эффективно­го решения разнообразных коммуника­тивных задач.

Регулятивные: планируют свои дей­ствия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Личностные: определяют свою лич­ностную позицию; адекватную диффе­ренцированную самооценку своей успешности.

§ 17, задания (с. 148-149)

Презентация «Закон на страже природы». URL: http:// www.itn.ru/ communities. aspx?cat_ no=2715& lib_no=21205 &tmpl=lib& page=1

Глава 4. Повторение. (2 часа)

33

Итоговый контроль.

(урок развивающего контроля)

Практические и тестовые задания.

Научатся: определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности / неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-позновательную мотивацию учения.



34

Человек и общество.

(урок отработки умений и рефлексии)

Регулирование людей в обществе. Человек в экономических отношениях. Человек и природа.

Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах.















Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивают правильность выполнения действия.

Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей.






































Направления коррекционной работы.


Темы.

Задачи.

Глава 1. Регулирование п оведения людей в обществе.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

1. Обогащение и систематизация словаря (работа с ист. терминами)

2. Развитие устной монологической и диалогической речи.

(обучение построению высказываний, совершенствование грамматического строя речи, овладение сложными синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственные связи.)

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

- Формирование умения понимать и задавать вопрос.

- Развитие способности обобщать. Овладение основными родовыми понятиями.

- Развитие способности группировать предметы по определенным признакам, классифицировать их.

- Умение устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений.

- Развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез).

- Умение логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам.

- Развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии.

Глава 2. Человек в экономических отношениях.

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

- Формирование умения понимать и задавать вопрос.

- Развитие способности обобщать. Овладение основными родовыми понятиями.

- Развитие способности группировать предметы по определенным признакам, классифицировать их.

- Умение устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений.

- Развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез).

- Умение логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам.

- Развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии.

- Развитие логического запоминания.

РАЗВИТИЕ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ.

1. Упражнения для развития памяти.

- Развитие зрительной памяти и внимания.

- Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание.

- Развитие слуховой памяти, внимания.

- Обучение приемам запоминания.

Глава 3. Человек и природа.

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

- Формирование умения понимать и задавать вопрос.

- Развитие способности обобщать. Овладение основными родовыми понятиями.

- Развитие способности группировать предметы по определенным признакам, классифицировать их.

- Умение устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений.

- Развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез).

- Умение логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам.

- Развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии.

- Развитие логического запоминания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!