МБОУ ”ИСАДСКАЯ СОШ”
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от «З1» августа 2018 г. | «Проверено» Заместитель директора по УВР - Ларкина Л. В. « З1» августа 2018г.
____________________ | «Утверждаю» Директор – Шаров Н. В. « З1» августа 2018г __________________ |
Рабочая программа
по обществознанию для 7 класса
Срок реализации с 01.09.2018 г. по 31.05.2019 г.
1 час в неделю - всего 35 часов
Программа составлена в соответствии с ФГОС 000, на основании авторской программы А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Обществознание», учебника для 6 класса А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Обществознание»
Учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Устименко Т. Н.
с. Исады
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая учебная программа по обществознанию в 7 классе составлена в соответствии с ФГОС 000, на основании авторской программы А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Обществознание», учебника для 7 класса А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Обществознание»
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Для реализации программы используется учебник: Никитин А.Ф. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 2014.
Количество часов на год по программе 35.
Количество часов в неделю 1, что соответствует школьному учебному плану.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цели.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Курс обществознания в 7 классе опирается на представление о человеке как существе общественном, включенном в жизнь общества и государства. При этом человек характеризуется и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях.
Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включен. Такой подход призван помогать гуманизации личности, ее отношений к природе, другим людям, к себе и вместе с тем ориентировать на гуманизацию всей социальной системы.
Курс «Обществознание» для 6 и 7 классов является пропедевтикой курса «Обществознание» для 8—11 классов. Общая логика распределения в нем учебного материала — линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов всех курсов, — антропоцентрический. Одни темы являются оригинальными, другие служат введением к раскрытию родственных тем в последующих курсах. Работая по курсу «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая, во-первых, помогает им легче, естественнее «войти» в содержание последующих курсов в конце основной и в средней школе, а во-вторых, имеет выраженное воспитательное значение.
Дидактические особенности учебников разнообразны и соответствуют специфике возраста. Для каждого класса предусмотрены свои формы и приемы трансляции учебного материала. Однако во всех учебниках автор придерживался следующих принципов: максимально доступное изложение самых непростых положений с учетом «зоны ближайшего развития» школьников (позволяющей забегать немного вперед, «подтягивая» интеллектуальные возможности учащихся к разумному максимуму); энциклопедизм (посильный) организации материала; опора на самостоятельное мышление учащихся; сдержанный плюрализм изложения точек зрения по общество- и человековедческим вопросам, возможность выбора материала, раскрывающего ту или иную тему; максимально доступная для учебника литературность текстов, несущих образовательно-воспитательную нагрузку. Литературный текст, имеющий в своей глубинной основе диалог, способен проникнуть в душу ребенка, оставить там благодатный след.
С учетом общей логики построения курса как пропедевтического и в определенной степени воспитательного, а также возрастных особенностей учащихся 6 и 7 классов и общедидактических принципов определены основные темы курса «обществознание»: вопросы этики и нравственного становления человека, первоначальные знания об обществе, стране, государстве, взаимоотношениях между людьми, нравственно-правовых нормах и правилах общественной жизни, правах ребенка. Значительное внимание уделяется профилактике асоциальных явлений, таких, например, как правонарушения и наркомания.
В учебнике для 7 класса каждый параграф начинается с достаточно основательного учебного текста, который учащиеся должны изучить дома. Тексты, которые предлагается «прочитать и обсудить», усваиваются в классе с помощью учителя. Оптимально работу по составлению определений понятий проводить в школе, корректируя ответы учащихся. Задачи могут выполняться как дома, так и на уроке. Проведение игры по каждой теме и обсуждение предложенных вопросов в какой-то мере взаимозаменяемы. Тем не менее целесообразно осуществлять и то и другое. Не следует игнорировать работу по «ежемесячным чтениям». Учащиеся могут обменяться своими вопросами, впечатлениями и комментариями. Естественно, что для работы по всем параметрам каждого параграфа потребуется не менее 2 часов учебного времени.
В целом представленный материал дает возможность успешно решить на этом этапе проблему обществоведческого (и гражданского) образования школьников. Неоднозначность актуальных идей, составляющих содержание учебников, будет пробуждать у учащихся стремление к самостоятельному осмыслению жизненно важных проблем, поиску неординарных решений и в то же время формировать понимание длительности и значительности того пути, который пройден человечеством в познании тайн бытия, особенностей внутреннего мира человека и окружающей его действительности.
Учебный материал курса обществознания 7 класса состоит из двух тем. Первая «Твои неотъемлемые права» раскрывает основы прав ребенка и гражданина России, помогает понять суть прав и научиться использовать свои права в различных сферах общественной жизни.
Вторая тема «Под защитой права» помогает понять каким образом можно защитить свои права, какие структуры обязаны следить за реализацией и защитой прав личности. С целью более подробного ознакомления с темой «Твои неотъемлемые права», необходимо увеличить число часов на ее изучение. Так как это позволит расширить представления учащихся об их правах.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая учебная программа по обществознанию в 7 классе предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Курс Обществознания 7 класса содержит минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания человеком самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
В ходе осуществления контроля предусматривается проведение различных видов уроков, в том числе практикумов, тестирования, уроков-диспутов, аналитических контрольных работ, терминологического диктанта, собеседований и др.
Применение информационных технологий я рассматриваю как один из эффективных способов организации учебного процесса. Это касается прежде всего составления обучающимися уроков-презентаций, защиты проектов и т.п.
Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучающихся, росту их познавательной активности, что очень важно при компетентностном подходе к обучению.
На занятиях целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые явления социальной действительности на актуальных примерах.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Личностные результаты:
– мотивированность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
– заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
– ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
– умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
– умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
– способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
– овладение различными видами публичных выступлений (монолог, высказывание, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
– умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности;
Предметные результаты:
– целостное представление об обществе и человеке, о сферах общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
– знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания: социологии, политологии, экономики, философии, правоведения, этики, социальной психологии;
– знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
– умения находить нужную информацию в различных источниках, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей, анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющие данные, соотносить их с полученными знаниями, давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в нашем обществе социальных ценностей;
– знание основных нравственных и правовых понятий, правил, норм, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе, оценке реальных социальных ситуаций;
– знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
– понимание познания мира средствами искусства; роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
– знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
– знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать их;
– понимание значения коммуникации в межличностном общении;
– умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
– знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Планируемый уровень подготовки обучающихся – базовый с выделением для одарённых повышенного уровня. Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся. Ведущие виды деятельности – информационный, проектный.
Основное содержание.
Тема I. Регулирование поведения людей в обществе (8 ч)
Роль социальных норм в жизни общества. Какие бывают нормы? Социальные нормы и их виды. Общие признаки социальных норм. Нормы обычаев — ритуалы, обряды, обычаи, традиции, мифы. Нормы: религиозные, моральные, правовые, деловые. Что регулируют нормы гражданских, экономических, политических, культурных, межнациональных и международных отношений? Что главное в человеке? Понятие морали. Добро— основа нравственности. Добро и зло. Мораль. Аморальное поведение. Неизбежность торжества добра над злом.
Что можно, нельзя, нужно? Десять библейских заповедей. Правила поведения в обществе. Моральные (нравственные) нормы. Моральная позиция. О совести. Совесть — «человек в тебе». Происхождение слова «совесть». Совесть и вера в Бога. Кому мешает совесть?
Высшая ценность. Смысл жизни. Конечность жизни и бессмертие. Что заставляет людей жертвовать жизнью ради высоких целей? Почему люди любят Родину? Российская идентичность. Понятие патриотизма. Патриотизм и национализм. Нация. Патриоты и националисты. Интернационализм.
Правовые нормы. Понятие «право», что оно означает. Как соотносятся право и мораль. Общие черты. Отличия правовых норм. Правовые нормы. Их особенности и виды.
Тема II. Твои неотъемлемые права (17 ч)
Каждый человек хочет быть свободным! Блага свободы. Свобода в рамках закона и морали. Тоталитарное государство. Проявления свободы. Конституционные права и свободы человека в Российской Федерации. Анархия. Гражданин и государство. Понятие государства. Государственные органы. Ответственность государства перед гражданином. Ответственность гражданина перед государством. Обязанности граждан по Конституции РФ. Права ребенка. Как связаны права ребенка с правами человека. Документы о правах ребенка. Основные группы прав ребенка. Как организована правовая защита детей. Международные организации, защищающие права детей. Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации.
Право на жизнь. Право на благополучную жизнь. Право на имя и гражданство. Право на создание семьи. Право на здоровый образ жизни. Право на квалифицированную медицинскую помощь. Право на образование. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Право на свободу слова. Свобода слова— условие свободного развития личности. Цензура. Право свободно высказывать свое мнение. Корректное использование этого права. Право на объединение. Право на создание детских организаций. Нужна ли для этого помощь взрослых? Где уместно создавать эти организации? Право мыслить и верить свободно. Что такое свобода совести? Чем отличается человек верующий от человека неверующего? Свобода в выборе веры. Религия. Приверженность вере отцов.
Право на защиту: задержание. Административное задержание. Административное правонарушение. Уголовное преступление. Права несовершеннолетних. Адвокат. Как вести себя в процессе задержания. Права сотрудников правоохранительных органов. Права задержанного. Право на защиту: тюрьма. Лишение свободы— уголовное наказание за преступление. Условия пребывания в тюрьме или колонии. Гуманность. Чувство достоинства. Условия содержания в заключении несовершеннолетних в соответствии с их правами. Право на защиту: война. Война и дети. Дети— жертвы войны. Право на защиту детей в военное время. Дети на войне. Конвенция о правах ребенка защищает детей от войны. Право на защиту: наркотики. Наркомания — чума XXI в. Дети и наркотики. Эксплуатация детей наркодельцами. Защита детей от наркотиков. Право на защиту: эксплуатация несовершеннолетних.
Предпринимательство. Рыночная экономика и эксплуатация труда. Безработица. Закон защищает детей от эксплуататоров. Трудовое законодательство. Где права, там и ответственность. Единство прав и обязанностей. Понятие «ответственность». Моральная ответственность. Правовая (юридическая) ответственность.
Тема III. Под защитой права (5 ч)
Суд— защитник прав человека. Деятельность судов. Судебная защита прав и свобод человека. Как действует суд? Стоит ли бояться суда? Презумпция невиновности. Функции прокуратуры. Прокурор. Чем занимается прокурор? Обвинение и надзор. Участники судебного уголовного процесса. Полиция на страже правопорядка. Органы внутренних дел. Полиция. Чем занимается полиция? Нужно ли помогать полиции? Структура полиции. Участковые инспекторы, ГИБДД. Федеральный закон «О полиции». Права необходимо знать всем. Умение пользоваться правами. Правовая защита. Государство защищает граждан с помощью законов. Право на необходимую оборону.
Итоговое повторение – 4ч.
Самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
• извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
• решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
• формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
• наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
• оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
• участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
• конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
• совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Учебно-тематический план по дисциплине «Обществознание» 7 класс
№/ п.п | Наименование разделов и тем. | Общее количество часов | Из них |
Практические и творческие работы | Контрольные работы |
1 | Тема I. Регулирование поведения людей в обществе | 9 | 1 | 1 |
2 | Тема II. Твои неотъемлемые права | 18 | 3 | 2 |
3 | Тема III. Под защитой права | 8 | 1 | 1 |
| Итого | 35 | 5 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика | Д/з | Дата |
план | факт |
Тема I. Регулирование поведения людей в обществе (8 ч) |
-
| Роль социальных норм в жизни общества. | Нормы, нормы обычаев (ритуалы, обряды, обычаи, традиции, мифы), религиозные нормы, нормы морали, правовые нормы, нормы гражданских, экономических, политических, культурных, межнациональных и международных отношений. | Личностные результаты Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, российской идентичности, сопричастности к жизни своей страны, а также интернационализма. Знать и понимать роль социальных норм, регулирующих отношения в различных сферах общества. Формировать представление о добре и нравственном поведении в обществе. Уважать и соблюдать нормы морали. Воспитывать в себе устойчивые моральные взгляды, вырабатывать твердую моральную позицию, учиться жить по совести, думать о смысле жизни. Воспитывать в себе правовую культуру, правосознание. Учиться уважать закон, не нарушать правовые нормы Предметные результаты Объяснять значение слова «норма», что регулируют нормы, какие виды норм выделяют. Характеризовать понятие «социальные нормы», их признаки. Классифицировать социальные нормы по видам. Рассказывать о нормах обычаев. Объяснять, что регулируют деловые нормы. Показывать значение моральных норм в обществе. Объяснять, зачем существуют и что регулируют нормы политических (гражданских, экономических, культурных и международных) отношений. Рассказывать о религиозных нормах. Характеризовать понятия «мораль», «нравственность». Определять, какую роль мораль играет в обществе. Описывать проявления добра и зла. Объяснять смысл слова «нравственный». Формулировать определение понятия «аморальное (безнравственное) поведение». Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры норм обычаев. Используя дополнительную литературу из разных источников, рассказывать, когда и почему возникли религиозные нормы, приводить примеры из жизни. Работать с информацией в форме схем «Нормы», «Социальные нормы», «Нормы обычаев». Обосновывать собственное мнение, зачем надо соблюдать социальные нормы и может ли общество развиваться без них. Приводить примеры и определять функции деловых (корпоративных) норм Приводить конкретные примеры из жизни, литературы, кинофильмов проявления добра (зла) людьми. Анализировать конкретные ситуации аморального поведения людей. Оценивать собственное поведение с позиции нравственности, корректировать его. Обосновывать собственное мнение, почему доброму человеку жить труднее, чем злому. Приводить примеры из русских сказок образов, олицетворяющих добро и зло. | § 1 | 03.09 07.09. | |
-
| Что главное в человеке? | Аморальное поведение, добро, зло, мораль (нравственность) | §2 | 10.09.-14.09. | |
-
| Что можно, нельзя, нужно? | Моральные нормы, моральная позиция | Предметные результаты Характеризовать понятие «моральные нормы». Объяснять, для чего они нужны. Рассказывать о библейских заповедях. Объяснять, что такое моральная позиция. Характеризовать значение правил поведения в обществе. Метапредметные результаты Обосновывать собственное мнение о необходимости соблюдения норм в семье, коллективе, обществе. Приводить конкретные примеры общепринятых правил поведения в обществе. Оценивать свои поступки: соблюдаете ли вы моральные нормы, есть ли у вас твердая моральная позиция; корректировать собственное поведение. Использовать дополнительную информацию из разных источников и рассказывать о древнейших моральных нормах, библейских заповедях. Формулировать несколько собственных правил поведения. | §3 | 17.09.-21.09. | |
-
| О совести. | Понятия «совесть», «вера», «общечеловеческие ценности» | Предметные результаты Характеризовать понятие «совесть». Рассказывать о происхождении этого слова. Объяснять смысл понятия «вера». Объяснять, как понимают совесть верующие люди. Характеризовать общечеловеческие ценности. Метапредметные результаты Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов, как поступают люди по совести. Анализировать конкретные ситуации, когда вы совершали поступки, продиктованные совестью. Показывать на примерах, как связаны вера и совесть. Формулировать и обосновывать собственное мнение о том, нужна ли совесть в современном мире | §4 | 24.09.- 28.09. | |
-
| Высшая ценность | Долг, жизнь, смысл жизни | Предметные результаты Объяснять смысл понятия «жизнь». Определять, почему жизнь является высшей ценностью. Формулировать, в чем люди видят смысл жизни. Характеризовать понятие «долг». Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры, когда люди совершали подвиги, жертвовали жизнью ради своей Родины. Формулировать собственное мнение, в чем состоит смысл жизни, в чем вы его видите. Характеризовать собственное поведение с точки зрения того, как вы цените собственную жизнь, следите за здоровьем, интересно ли живете; делать выводы и корректировать свое отношение к себе. | §5 | 01.10.-05.10.. | |
-
| Почему люди любят Родину? | Российская идентичность, патриотизм, патриоты, нация, национализм, интернационализм | Предметные результаты Формулировать определение понятия «российская идентичность», из чего она складывается. Характеризовать патриотизм и его проявления. Сравнивать понятия «интернационализм» и «патриотизм». Определять, что такое нация. Характеризовать национализм, чем он опасен. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры из современной жизни и нашей истории проявления патриотизма. Приводить конкретные примеры интернационализма. Описывать, какие народы входят в нацию нашей страны и называются россияне. Обосновывать собственное мнение, почему опасен национализм, приводить примеры из истории. Формулировать собственное определение понятия «российская идентичность»; определять, как это чувство проявляется в вас | §6 | 08.10.-12.10. | |
-
| Правовые нормы | Правовые нормы, их особенности. Понятие «право» | Предметные результаты Характеризовать понятие «право», его функции. Определять правовые нормы и их отличительные черты, отношения в обществе, которые они регулируют. Сравнивать моральные и правовые нормы. Определять место и роль правовых норм в системе социальных норм. Метапредметные результаты Использовать свои знания по истории Древнего мира и рассказывать о возникновении права. Систематизировать в таблице общие черты и отличия правовых и нравственных норм. Приводить конкретные примеры регулирования общественных отношений правовыми нормами. Обосновывать собственное мнение, почему правовые нормы являются общеобязательными, устанавливаются и охраняются государством | §7 | 15.10 - 19.10 | |
-
| Практикум 1 | | Метапредметные результаты* Работать совместно в группе. Участвовать в ролевой игре. Принимать участие в дискуссии, формулировать, обосновывать и аргументировать собственное мнение. Анализировать текст. Делать собственные выводы из прочитанного. Комментировать мнения известных ученых, писателей. Работать с информацией в табличном виде. Классифицировать и систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстами или документами. Составлять план, формулировать и обосновывать собственные выводы | §8 | 22.10.-26.10. | |
-
| К/р | | | | 29.10. -02.11. | |
Тема II. Твои неотъемлемые права (17 ч) |
-
| Каждый человек хочет быть свободным! | Анархия, тоталитарное государство. Понятие свободы. Конституционные права и свободы человека и гражданина РФ: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные | Личностные результаты по теме II Знать права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ. Учиться соблюдать в жизни конституционные права гражданина, осознавать свою гражданскую ответственность. Понимать связь между правами и обязанностями гражданина. Понимать ответственность гражданина перед государством и ответственность государства перед своими гражданами. Знать основные международные и российские документы о правах человека и ребенка. Иметь представление об организациях, защищающих права и свободы человека и ребенка. Знать основные права ребенка по Конвенции и способы их защиты. Повышать свою правовую культуру, чтобы знать, как защищаются права несовершеннолетних по российскому законодательству Предметные результаты Характеризовать понятие «свобода». Называть документ, в котором зафиксированы права и свободы граждан РФ. Классифицировать по видам основные права и свободы граждан России. Перечислять основные конституционные права и свободы. Характеризовать тоталитарное государство. Определять понятие «анархия». Метапредметные результаты Работать с информацией, представленной в схеме «Конституционные права и свободы человека и гражданина РФ». Приводить конкретные примеры конституционных гражданских и политических прав граждан в России, комментировать и показывать их проявление в жизни. Рассматривать и анализировать конкретные ситуации, когда вы используете свои социальные права. Обосновывать собственное мнение в подготовленном вами проекте, реферате на тему «Почему надо знать свои конституционные права?» | §9 | 12.11. -16.11 | |
-
| Гражданин и государство. Обязанности гражданина. | Государство. Государственные органы власти. Обязанности граждан по Конституции РФ | Предметные результаты Характеризовать понятие «государство», что оно включает. Перечислять государственные органы власти в РФ. Формулировать определение понятия «гражданин». Характеризовать ответственность государства перед гражданами. Называть документ, где зафиксирована эта ответственность. Перечислять обязанности граждан перед государством по Конституции РФ. Метапредметные результаты Использовать свои знания по истории Древнего мира и рассказывать о возникновении первых государств. Работать с информацией, представленной в схеме «Обязанности граждан по Конституции РФ», комментировать конкретные обязанности и приводить примеры из жизни. Обосновывать собственное мнение, почему обязанности граждан и ответственность государства перед гражданами зафиксированы в Основном Законе страны. | §10 | 19.11. -23.11 | |
-
| Практикум 2 | | Использовать дополнительные источники, в том числе Интернет, называть налоги и обосновывать, почему их надо платить | §11 | 26.11. -30.11. | |
-
| Права ребенка. | Декларация прав ребенка, дети, Конвенция о правах ребенка, права и свободы ребенка | Предметные результаты Называть основной международный документ, в котором закреплены права человека. Характеризовать понятие «дети». Показывать связь прав взрослого человека и ребенка. Называть международные документы, где закреплены права ребенка. Перечислять основные группы прав ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка. Метапредметные результаты Рассказывать об истории принятия и о содержании основных документов о правах ребенка. Обосновывать собственное мнение, зачем детям нужно знать свои права. Работать с информацией, представленной в виде схемы «Права ребенка», классифицировать права ребенка по видам. Обосновывать свое мнение, в какой стране легче обеспечить права ребенка (богатой или бедной) и почему. Приводить конкретные примеры из жизни нарушения прав ребенка. | §12 | 03.12. -07.12. | |
-
| Как организована правовая защита детей. | Международные организации, защищающие права детей; правовая защита детей; Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ | Предметные результаты Называть международные организации, защищающие права ребенка. Перечислять российские организации, защищающие права ребенка, и их функции. Характеризовать функции Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. Объяснять, как осуществляется правовая защита детей в нашей стране. Метапредметные результаты Рассказывать подробно о деятельности одной из международных организаций, защищающих права ребенка, использовать для этого ресурсы Интернета. Приводить конкретные примеры деятельности Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. Приводить конкретные примеры обеспечения правовой защиты ребенка в вашем городе, поселке. | §13 | 10.12.-14.12. | |
-
| Право на благополучную жизнь | Право на жизнь. Право на имя и гражданство | Предметные результаты Объяснять, что такое детская благополучная жизнь. Рассматривать права, которые призваны обеспечить ребенку благополучную жизнь, и ее составляющие. Характеризовать право на жизнь. Характеризовать права ребенка на имя и гражданство. Метапредметные результаты Работать с информацией и классифицировать составляющие понятия «детская благополучная жизнь» в виде таблицы. Использовать ресурсы Интернета и приводить примеры жизни детей в разных странах, сравнивать показатели качества их жизни. Обосновывать собственное мнение по поводу важности и необходимости прав ребенка на имя и гражданство. Использовать информацию из разных источников для подготовки реферата или доклада о праве детей в нашей стране на пользование богатствами культуры | §14 | 17.12. -21.12. | |
-
| К/р | | | | 24.12. -28.12. | |
-
| Право на свободное слово. | Свобода слова, цензура | Предметные результаты Объяснять, какую роль в жизни человека играет свободное слово. Называть документы, в которых впервые было закреплено право на свободу слова. Рассказывать, что говорится в Конвенции о правах ребенка о свободе слова. Определять смысл понятия «цензура». Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры использования вами права свободно выражать свое мнение. Приводить примеры цензуры в истории нашей страны. Обосновывать собственное мнение, что свобода слова возможна только в демократических государствах. | §15 | 07.01. -11.01. | |
-
| Право на объединение. | Политика | Предметные результаты Характеризовать право детей на объединение. Определять понятие «ассоциация». Характеризовать понятие «политика». Рассказывать об истории детских организаций в России. Объяснять роль и назначение детских организаций. Метапредметные результаты Рассказывать на конкретном примере о деятельности детских организаций. Обосновывать собственное мнение о том, нужны ли сейчас детские и молодежные организации и почему. Иллюстрировать конкретными примерами участие детей и молодежи в политике страны. Использовать информацию из разных источников, в том числе Интернета, и подготовить доклад или реферат о детских и юношеских организациях, существовавших в нашей стране и за рубежом. Рассказывать, в какой детской организации вы участвуете и почему или хотели бы принять участие в создании новой организации. | §16 | 14.01.18.01. | |
-
| Право ребенка мылить и верить свободно. | Свобода мысли, совести, религии | Предметные результаты Объяснять, почему право на свободу мысли, совести и религии является одним из основных прав человека и ребенка. Давать определение понятия «совесть». Показывать, как связаны вера и совесть. Рассказывать, каким ограничениям может подвергаться свобода совести Метапредметные результаты Использовать свои знания по истории Средних веков и рассказывать о религиозных войнах в Европе, причинах их возникновения. Приводить конкретные примеры ограничения свободы совести ребенка. Иллюстрировать конкретными примерами из жизни право ребенка на свободу мысли (или религии) в нашей стране сегодня. Сравнивать характеристики понятий «атеист» и «верующий». Оценивать себя, как вы используете свое право мыслить и верить свободно | §17 | 21.01. -25.01. | |
-
| Практикум 3 | | | §18 | 28.01. 01.02. | |
-
| Право на защиту: задержание. | Административное задержание, административное правонарушение, уголовное преступление, адвокат, прокурор, права несовершеннолетних при задержании | Предметные результаты Характеризовать административное правонарушение и уголовное преступление. Объяснять, какие права есть у человека при задержании, о чем ему следует помнить. Рассказывать, каковы условия допроса несовершеннолетнего. Классифицировать и сравнивать функции адвоката и прокурора. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры административного задержания. Проанализировать конкретную ситуацию из кинофильма, литературы допроса несовершеннолетнего, соблюдения его права на защиту. Сравнивать в табличной форме признаки административного правонарушения и уголовного преступления. Называть органы правопорядка, приводить их функции. Использовать информацию из разных источников и формулировать собственное определение понятия «презумпция невиновности». Обосновывать собственное мнение, почему право на защиту возможно только в демократическом, правовом государстве | §19 | 04.02.08.02. | |
-
| Право на защиту: тюрьма. | Гуманность, чувство достоинства, условия содержания в заключении несовершеннолетних | Предметные результаты Рассказывать, за что несовершеннолетние могут попасть в места заключения. Характеризовать условия содержания осужденных несовершеннолетних в колониях. Приводить положения Конвенции о правах ребенка, защищающие права несовершеннолетних, лишенных свободы. Характеризовать понятия «гуманность» и «чувство достоинства». Показывать, в чем проявляется гуманность уголовного закона по отношению к несовершеннолетним. Метапредметные результаты Анализировать конкретные ситуации, за что несовершеннолетние попадают в места лишения свободы. Использовать дополнительные источники информации и рассказывать о воспитательных колониях для несовершеннолетних. Приводить конкретные примеры из жизни, кинофильмов, кто защищает права несовершеннолетних, когда они нарушены. Иллюстрировать конкретными примерами из жизни, кинофильмов, как можно перевоспитать несовершеннолетнего подростка. Обосновывать собственное мнение, почему к детям не применяются смертная казнь и пожизненное заключение | §20 | 11.02.-15.02. | |
-
| Право на защиту: война. | Право на защиту детей в военное время, терроризм | Предметные результаты Рассказывать, как Конвенция о правах ребенка защищает детей от войны. Объяснять, с какого возраста по Конвенции дети могут принимать участие в боевых действиях. Характеризовать понятие «терроризм», рассказывать, почему он является глобальной проблемой XXI в. Метапредметные результаты Показывать на конкретных примерах, какие страдания приносят людям, и в первую очередь детям, войны. Использовать дополнительные источники информации и подготовить рассказ о детях — героях Великой Отечественной войны. Рассказывать о терактах, совершенных на территории нашей страны, в которых пострадали дети. Рассказывать об известных вам из новостей современных военных конфликтах и участии в них детей | §21 | 18.02.-22.02. | |
-
| Право на защиту: наркотики. | Наркомания | Предметные результаты Рассказывать, что такое наркотики, в чем их опасность. Объяснять, почему наркоманию называют «чумой XXI века». Приводить положения Конвенции о правах ребенка, защищающие детей от наркотиков. Характеризовать меры защиты детей от наркотиков. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры из жизни профилактической работы с детьми о вреде наркотиков, как уберечься от наркодельцов. Использовать дополнительные источники информации, в том числе Интернет, и приводить статистику роста детской наркомании и числа детей, погибших от наркотиков. Делать для себя выводы. Рассказывать на конкретных примерах, чем опасна наркомания, к чему она приводит. Обосновывать свое мнение, почему подростки, осознавая всю опасность наркомании, пробуют и употребляют наркотики. Что надо сделать, чтобы отвлечь и уберечь их | §22 | 25.02.-01.03. | |
-
| Право на защиту: эксплуатация несовершеннолетних. | Безработица, предпринимательство, трудовое законодательство | Предметные результаты Характеризовать эксплуатацию детского труда. Объяснять, что требует Конвенция о правах ребенка от государств, подписавших ее, для защиты детей от эксплуатации, в том числе сексуальной. Рассказывать, как российское трудовое законодательство защищает права несовершеннолетних, какие льготы они имеют. Объяснять, с какого возраста могут работать дети в России. Формулировать определение понятия «предпринимательство». Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры из истории, литературы, современной жизни эксплуатации труда детей. Анализировать статьи Трудового кодекса РФ, регламентирующие работу несовершеннолетних. Приводить конкретные примеры из жизни, когда подростки занимаются предпринимательством. Обосновывать собственное мнение, как знание прав в области трудового законодательства помогает подросткам защитить себя от эксплуатации. Систематизировать информацию в таблице «Права и льготы несовершеннолетних по ТК РФ» | §23 | 04.03. -08.03. | |
-
| Где права, там и ответственность | Моральная ответственность, правовая ответственность | Предметные результаты Объяснять, как связаны права и обязанности человека. Характеризовать понятие «моральная ответственность». Давать определение понятия «правовая ответственность». Показывать, как влияет нравственное воспитание человека на его отношение к своим обязанностям. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры из жизни моральной ответственности человека. Анализировать конкретную ситуацию правонарушения и, используя дополнительные источники информации, показывать правовую ответственность за его совершение. Объяснять, как вы лично понимаете ответственность гражданина (или свою) перед Родиной. Обосновывать собственное мнение, в чем состоит моральная ответственность человека | §24 | 18.03.-22.03. | |
-
| К/р | | | 25.03.-29.03. | |
-
| Практикум 4 | | §25 | 08.04.-12.04. | |
Тема III. Под защитой права (5 ч) |
-
| Суд— защитник прав человека. | Наказание, презумпция невиновности | Личностные результаты по теме III Осознавать права и свободы человека как высшую ценность. Знать, что каждый человек в нашей стране имеет право по Конституции на правовую защиту со стороны государства. Быть уверенным, что гражданина должны защищать право, суд, органы внутренних дел. Иметь представление о деятельности и функциях суда, прокуратуры, полиции. Понимать, что такое презумпция невиновности и соблюдение этого принципа— свидетельство демократического, правового государства. Осознавать, что права необходимо знать всем не только для обеспечения правовой защиты себя и своих близких в разных жизненных ситуациях, но и как вклад каждого в дальнейшее развитие нашей страны на пути строительства правового государства и демократического общества Предметные результаты Характеризовать, что такое суд и зачем человек идет в суд. Описывать, как происходит рассмотрение дел в суде. Объяснять, что такое презумпция невиновности. Рассказывать, кто защищает человека в суде. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры случаев, когда человек обращается в суд. Анализировать конкретную ситуацию из кинофильмов, литературы рассмотрения дел в суде. Использовать дополнительные источники информации и подготовить выступление об одном из известных российских адвокатов, его громком деле. Обосновывать собственное мнение, почему принцип презумпции невиновности действует только в демократическом, правовом государстве | §26 | 15.04. -19.04. | |
-
| Функции прокуратуры | Обвинение, прокуратура, прокурор | Предметные результаты Характеризовать деятельность прокурора и его функции. Объяснять, какова роль прокурора в суде. Характеризовать прокуратуру и ее функции. Объяснять, что такое надзор. Давать определение понятия «обвинение», объяснять, кто и как поддерживает обвинение в суде. Описывать некоторые виды преступлений, например бандитизм и разбой. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры из жизни, литературы, кинофильмов деятельности прокурора. Использовать дополнительные источники информации и систематизировать материал в таблице «Участники судебного процесса и их функции». Обосновывать собственное мнение, способно ли уголовное наказание исправить преступника. Систематизировать информацию о функциях прокуратуры в виде схемы. Приводить из новостей конкретные примеры бандитизма или разбоя. Использовать дополнительную литературу и называть виды наказаний, следующие за эти преступления | §27 | 22.04. -26.04. | |
-
| Полиция на страже правопорядка | Министерство внутренних дел. ГИБДД, участковый инспектор | Предметные результаты Объяснять, зачем в государстве нужна полиция. Рассказывать об истории создания полиции и о милиции в России. Характеризовать функции полиции. Называть, какие подразделения входят в органы внутренних дел России и чем они занимаются. Рассказывать, какой закон регулирует деятельность полиции, когда и почему он был принят. Метапредметные результаты Рассказывать о работе полиции (милиции) на конкретных примерах из кинофильмов или новостей. Приводить конкретные примеры работы сотрудников ГИБДД. Обосновывать собственное мнение по поводу того, что нужно сделать, чтобы преступники боялись полицейских и у российских полицейских был бы такой же авторитет, как у их американских коллег. Показывать на конкретных примерах из жизни работу участковых инспекторов; рассказывать, знаете ли вы своего участкового | §28 | 29.04. -03.05 | |
-
| Права необходимо знать всем. | Необходимая оборона, правовая защита | Предметные результаты Описывать, что означает правовая защита. Объяснять, какие возможности защиты своих прав и законных интересов имеются у граждан. Называть, в каком документе констатируется гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина РФ. Характеризовать понятие «необходимая оборона», объяснять, когда она применяется, каковы ее пределы и ответственность. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры из жизни самостоятельной защиты граждан своих прав. Обосновывать собственное мнение, почему человек должен знать свои права и уметь ими пользоваться. Анализировать конкретную ситуацию из жизни применения человеком права на необходимую оборону, ответственность за превышение ее пределов. Приводить конкретные примеры из жизни, кинофильмов, какой вклад могут внести простые граждане в борьбу с преступностью. Использовать дополнительные источники информации формулировать собственное определение понятия «моральный вред», каково наказание за его нанесение, приводить примеры из жизни | §29 | 06.05. -10.05. | |
-
| Практикум 5 | | | §30 | 13.05. -17.05. | |
-
| К/р | | | | 20.05-24.05 | |
-
| резерв | | | | | |