Пояснительная записка
Рабочая программа по обществоведению составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (Сб. 1., М., Владос, 2012 г.).
Данная рабочая программа разработана также на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании».
Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Учебными пособиями данный курс не обеспечен.
В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях.
Курс призван способствовать, возможно, большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта.
Цель данного курса – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Курс рассчитан на 69 учебных часов (по 35 ч в 8 классе; 34 ч в 9 классе).
Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8, 9 класса
Учащиеся должны знать:
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности.
Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Основные экономические, социальные, гражданские, политические и культурные права граждан Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
Содержание учебного курса
8 класс
Введение в предмет «Обществоведение».
Предполагает общее знакомство учащихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государстве.
Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса и избежать сухой непедагогической подачи материала. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность.
Государство, мораль, право.
Знакомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основной для всего курса.
Конституционный строй РФ.
Раздел посвящен основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни.
Повторение.
Содержание учебного курса
9 класс
Права и обязанности граждан России
Посвящён основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Данная тема носит практический характер и должна быть адаптирована к социальным и психологическим потребностям учащегося коррекционной школы.
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
Труд и т рудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних.
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Политические права и свободы.
Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
Основы уголовного права
Понятие уголовного права. Преступления – наиболее опасные преступления. Понятие подстрекатель, наводчик и участие в преступлении. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказание и его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Конституционный суд. Прокуратура. Роль прокуратуры. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.
Повторение.
Тематический план
Обществоведение 8 класс (1 ч в неделю) |
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение в предмет обществоведение. | 2 |
2 | Государство, мораль, право. Государство. Право. Мораль. Урок обобщающего повторения по теме: «Государство, право, мораль». | 15 4 5 5 1 |
3 | Конституционный строй РФ. Конституция Российской Федерации - Основной Закон государства. Основы конституционного строя. Система государственной власти в РФ. Избирательная система в РФ. Правоохранительные органы в РФ. Гражданство в РФ. Урок обобщающего повторения по теме: «Конституция Российской Федерации». | 17 1 4 5 1 2 2 1 |
4 | Повторение. | 2 |
Итого | 35 |
Тематический план
Обществоведение 9 класс (1 час в неделю) |
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Повторение. | 2 |
2 | Права и обязанности гражданина России. Основные конституционные права человека в Российской Федерации. Основы трудового права. Основы семейного права. Социальные права человека. Политические права и свободы. Право на образование. | 22 4 7 4 3 2 2 |
3 | Основы уголовного права. Понятие уголовного права. Правоохранительные органы в стране. | 8 4 4 |
4 | Повторение. | 2 |
| Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование по обществоведению, 8 класс
(1 ч в неделю)
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Введение в предмет «Обществоведение». Обществоведение – наука, изучающая правила, по которым существует общество. | 2 1 | |
2 | Гражданин. Гражданская позиция. | 1 | |
| Государство, право, мораль – 15 ч Государство – 4ч | | |
3 | Функции государства. | 1 | |
4 | Формы правления: монархия, республика. | 1 | |
5 | Правовое государство. Основные признаки и принципы правового государства. | 1 | |
6 | Политические партии. | 1 | |
| Право – 5 ч | | |
7 | Роль права в жизни человека, общества, государства. | 1 | |
8 | Право и закон. Отрасли права. | 1 | |
9 | Правовая ответственность (административная и уголовная) | 1 | |
10 | Правонарушение. Преступление, как вид правонарушения. Признаки преступления. | 1 | |
11 | Наказание. Презумпция невиновности. | 1 | |
| Мораль – 5 ч | | |
12 | Нормы морали. | 1 | |
13 | Функции морали в жизни человека и общества. | 1 | |
14 | Моральная ответственность. | 1 | |
15 | Мораль – нравственная основа права. | 1 | |
16 | Правовая культура. | 1 | |
17 | Урок обобщающего повторения по теме: «Государство, право, мораль». | 1 | |
| Конституция Российской Федерации – 17 ч | | |
18 | Конституция РФ – основной закон государства. | 1 | |
| Основы конституционного строя – 4 ч | | |
19 | Статус Российской Федерации. Состав Российской Федерации. | 1 | |
20 | Флаг, герб, гимн РФ. | 1 | |
21 | Основные обязанности Российской Федерации. | 1 | |
22 | Конституция и федеральные законы. | 1 | |
| Система государственной власти в РФ – 6 ч | | |
23 | Законодательная власть РФ. | 1 | |
24 | Исполнительная власть РФ. Институт президентства. | 1 | |
25 | Судебная власть РФ. | 1 | |
26 | Органы власти субъектов РФ. | 1 | |
27 | Органы местного самоуправления. | 1 | |
28 | Избирательная система в РФ. | 1 | |
| Правоохранительные органы в РФ – 2 ч | | |
29 | Структура и функции органов внутренних дел. | 1 | |
30 | Прокуратура РФ. Функции. | 1 | |
| Гражданство Российской Федерации – 2 ч | | |
31 | Способы принятия гражданства. | 1 | |
32 | Паспорт гражданина РФ. | 1 | |
33 | Урок обобщающего повторения по теме: «Конституция Российской Федерации». | 1 | |
34 | Повторение. «Государство». | 1 | |
35 | Повторение. Конституция РФ. | 1 | |
Календарно-тематическое планирование по обществоведению 9 класс
(1 ч в неделю)
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Что такое государство? Что такое право? | 1 | |
2 | Конституция Российской Федерации – основной Закон государства. | 1 | |
3 | Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан. | 1 | |
4 | Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные. | 1 | |
5 | Основные конституционные права человека в Российской Федерации: гражданские, политические. | 1 | |
6 | Основные конституционные права человека в Российской Федерации: культурные. | 1 | |
7 | Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. | 1 | |
8 | Право на труд. Дисциплина труда. | 1 | |
9 | Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. | 1 | |
10 | Перемещения по работе. Причины перемещения. | 1 | |
11 | Виды наказаний за нарушения на работе. | 1 | |
12 | Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? | 1 | |
13 | Имущественные права и ответственность несовершеннолетних. | 1 | |
14 | Роль семьи в жизни человека и общества. | 1 | |
15 | Правовые основы семейно – брачных отношений. Этика семейных отношений. | 1 | |
16 | Домашнее хозяйство. | 1 | |
17 | Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья. | 1 | |
18 | Социальные права человека. Жилищные права. | 1 | |
19 | Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. | 1 | |
20 | Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. | 1 | |
21 | Политические права и свободы. Право человека на духовную свободу. | 1 | |
22 | Право на свободу убеждений. Религиозные верования. Свобода совести. | 1 | |
23 | Право на образование. Самообразование. | 1 | |
24 | Система образования в РФ. Куда пойти учится? | 1 | |
25 | Понятие уголовного права. Преступления – наиболее опасные преступления. | 1 | |
26 | Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. | 1 | |
27 | Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. | 1 | |
28 | Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних. | 1 | |
29 | Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. | 1 | |
30 | Прокуратура. Роль прокуратуры. | 1 | |
31 | Конституционный суд. | 1 | |
32 | Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка. | 1 | |
33 | Повторение. Права и обязанности граждан России. | 1 | |
34 | Повторение. Основы уголовного права. | 1 | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Л.Н.Боголюбов «Введение в обществознание»: учебник для 8-9 классов. – М.: «Просвещение». – 2003г.
Декларация прав ребёнка.
Конвенция о правах ребёнка.
Конституция РФ.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: под ред. В. В. Воронковой. - М.: ВЛАДОС, 2012г.