© 2019, Димитренко Лариса Валерьевна 1043 51
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по обществознанию 8 класс по ФГОС.Расчитана на 2 часа в неделю.
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Ростовской области
«Таганрогский педагогический лицей-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
директор ГБОУ РО
«Таганрогский педагогический
лицей-интернат»
___________ О.А Кочеткова
Приказ от 24.08.2018 г. № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию
Уровень общего образования
основное общее образование 8 А,8 Б классы
Учитель Димитренко Лариса Валерьевна
Программа разработана на основе авторской программы по обществознанию Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой, А. И. Матвеева, Обществознание, рабочие программы основного общего образования, предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова, 5-9 классы, М. Просвещение, 2014г.; учебника Л.Н. Боголюбова, Обществознание 8 класс, М., Просвещение, 2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».
Учебник Л.Н. Боголюбова Обществознание 8 класс, М. Просвещение,2014г. Авторская программа по обществознанию,Л.Н.Боголюбова,Н.И.Городецкой,Л.Ф.Ивановой,А.Ю.Лазебниковой,А.И.Матвеева,Обществознание,рабочие программы основного общего образования,предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова,5-9 классы,М. Просвещение,2014г.
В учебном плане ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» для изучения обществознания отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель в 8 классе. В соответствии с календарным учебным графиком работы лицея-интерната и расписанием уроков на 2018-2019 учебный год отдельные учебные занятия выпали на государственные праздники Российской Федерации: 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая. Поэтому рабочая программа скорректирована за счет уплотнения материала и составлена в 8а классе на 66 часов,в 8б классе на 68 часов.
Цель:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 – 15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Задачи:
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Формы контроля.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ по окончании изучения раздела/темы, по окончании четверти/полугодия, но не реже 1 раза в месяц.
Текущий контроль: самостоятельная работа, тест, устный опрос.
Текущий контроль проводится с периодичностью не реже 1 раза в течение 3 уроков.
Содержание учебного предмета/курса
(возможен как альбомный, так и книжный формат)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
1. | Личность и общество | 16 | Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышлениеи речьспецифические свойствачеловека.Способность человекактворчеству. Деятельность человека, её виды Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы Человек и Вселенная. Человек. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни,их взаимосвязь Социальные изменения и их формы. Личность.Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида.
| Предметные: относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни
|
2.
| Сфера духовной культуры | 16 | Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло главные понятия. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль. Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.
| приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
|
3.
|
Экономика |
18 | Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
| знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видамидеятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современномобществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовуюдеятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества
|
4.
| Социальная сфера | 15 | Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная позиция человека в обществе. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. Социальная мобильность. Социальные конфликты. Пути разрешения конфликта. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
| понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении;умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приёмами итехниками преодоления конфликтов
|
5.
|
Повторение |
5
| Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное Мышление и речь специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды: Игра, учёба, труд. Мотивы деятельности. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Производство, обмен, распределение и потребление. Рыночная экономика. Сферы общественной жизни. Структура общества. Социальные статусы и роли. Стили лидерства. Семья и семейные отношения. |
|
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные работы | ||
8 класс | 9 класс | 8 класс | 9 класс | ||
1. | Личность и общество | 16 |
| 1 |
|
2. | Сфера духовной культуры | 16 |
| 1 |
|
3. | Экономика | 18 |
| 1 |
|
4. | Социальная сфера | 15 |
| 1 |
|
5. | Повторение | 5 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование 8а
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план
| Дата факт
| Основные виды учебной деятельности | Домашнее задание |
I | Личность и общество | 16 часов |
|
|
|
|
1 | Понятие общество | 1 | 1.09 |
| Объяснять значение понятия общество; характеризовать основные сферы жизни общества; высказывать суждения о роли социальных норм в жизни общества; характеризовать жизнь людей на разных ступенях развития общества. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. | §1 |
2 | Человек – биосоциальное существо | 1 | 6.09 |
| Сформировать представление о особенностях характера. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. закономерности биосоциогенеза. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. | §1 |
3 | Взаимосвязь человека и природы | 1 | 8.09 |
| Различать виды познавательной деятельности человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Характеризовать возможности человеческого разума. Понимать влияние человека на окружающую среду. Понимать влияние окружающей среды на человека. Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. | §2 |
4 | Взаимосвязь человека и общества | 1 | 13.09 |
| Различать виды познавательной деятельности человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Характеризовать возможности человеческого разума. Иллюстрировать примерами историю развития общества. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы. Понимать роль свободы в социальной жизни человека. | §2 |
5 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | 15.09 |
| Объяснять значение понятия общество; характеризовать основные сферы жизни общества; высказывать суждения о роли социальных норм в жизни общества; характеризовать жизнь людей на разных ступенях развития общества. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. | §3 |
6-7 | Основные сферы жизни общества | 2 | 20.09 22.09 |
| Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Иллюстрировать примерами типы взаимодействия людей. | §3 |
8-9 | Ступени развития общества | 2 | 27.09 29.09 |
| Объяснять суть эволюционного развития общества; роль социальных революций; называть глобальные проблемы и предлагать пути их решения; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой. | §3 |
10-11 | Развитие общества | 2 | 4.10 6.10 |
| Объяснять суть эволюционного развития общества; роль социальных революций; называть глобальные проблемы и предлагать пути их решения; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой. Различать понятия прогресс и регресс. Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Различать понятия реформы и революции. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). | §4 |
12 | Глобальные проблемы современности | 1 | 11.10 |
| Объяснять механизм общественного прогресса. Понимать роль прогресса в развитии общества. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем. Объяснять причины влияния глобализации на общество. Понимать роль государств и правительств в вопросах предотвращения глобальных проблем человечества. Аргументировать суждения о проблемах современности. Понимать роль Международного Сообщества в вопросах предотвращения глобальных проблем человечества. | §4 |
13 | Человек, индивид, личность | 1 | 13.10 |
| Высказывать суждения о том, что значит быть личностью, какие качества присущи личности; характеризовать этапы становления личности; объяснять влияние общества на становление человека. Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать. Вырабатывать уважительное отношение к непохожим на себя. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. | §5 |
14 | Жизненные ценности и ориентиры | 1 | 18.10 |
| Иллюстрировать примерами поведение человека в обществе. Различать понятие «мировоззрение», «самореализация». Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры. | §5 |
15 | Социализация | 1 | 20.10 |
| Понимать и оценивать процесс социализации человека. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Иллюстрировать примерами поведение человека в обществе. | §5 |
16 | Контрольная работа по теме: Личность и общество | 1 | 25.10 |
| Применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения. Систематизировать знания и умения по теме. Самостоятельно определять ключевые понятия темы, давать им развёрнутую характеристику. Демонстрировать умения иллюстрировать социальные явления по заданным параметрам. Соотносить теоретический материал со своей социальной практикой и социальными условия жизни общества. | §1-5 |
II | Сфера духовной культуры | 16 часов |
|
|
|
|
17-18 | Сфера духовной жизни | 2 | 27.10 8.11 |
| Объяснять, что включают в себя понятия духовная жизнь и культура, как связаны между собой культура человека и общества; высказывать суждения о том, какими качествами должен обладать культурный человек; характеризовать духовную жизнь современной России; отвечать на проблемные вопросы; анализировать статистические данные | §6 |
19-20 | Мораль | 2 | 10.11 15.11 |
| Высказывать суждения о том, что такое мораль и зачем она нужна; приводить примеры моральных норм; объяснить, почему гуманизм является высшей моральной ценностью; оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения морали; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. | §7 |
21-22 | Долг и совесть | 2 | 17.11 22.11 |
| Объяснять роль долга и совести в жизни человека; оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения долга и совести; участвовать в дискуссии. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззрен- ческие позиции. | §8 |
23-24 | Моральный выбор – это ответственность | 2 | 24.11 29.11 |
| Объяснять понятие «свобода выбора», взаимосвязь свободы и ответственности; высказывать суждения о том, какого человека можно назвать ответственным; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. | §9 |
25-26 | Образование | 2 | 1.12 6.12 |
| Объяснять причины приоритетности образования, его значение в современном обществе, взаимосвязь конкурентоспособности страны и образования; характеризовать систему образования РФ; работать со схемами, таблицей | §10 |
27-28 | Наука в современном обществе | 2 | 8.12 13.12 |
| Характеризовать науку как особую систему знаний и особую сферу деятельности; объяснять возрастающую роль науки в современном мире; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение. | §11 |
293331 | Религия как одна из форм культуры | 3 | 15.12 20.12 22.12 |
| Объяснять роль религиозной веры в жизни общества, сущность принципа свободы совести; характеризовать основные религиозные организации и объединения. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. | §12 |
32 | Контрольная работа по теме Сфера духовной культуры | 1 | 27.12 |
| Систематизировать знания и умения по теме. Самостоятельно определять ключевые понятия темы, давать им развёрнутую характеристику. Демонстрировать умения иллюстрировать социальные явления по заданным параметрам. Соотносить теоретический материал со своей социальной практикой и социальными условия жизни общества. | §6-12 |
III | Экономика | 18 часов |
|
|
|
|
33 | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 | 12.01 |
| Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять ограниченность факторов производства, суть проблемы экономического выбора. | §17 |
34 | Главные вопросы экономики | 1 | 17.01 |
| Анализировать противоречие между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей, особенности функционирования основных экономических систем. | §18 |
35 | Собственность | 1 | 19.01 |
| Объяснять понятие собственности, анализировать статьи Конституции РФ по теме собственность, приводить примеры разных видов собственности. | §19 |
36 | Рыночная экономика | 1 | 24.01 |
| Характеризовать рыночные отношения. Объяснять сущность закона спроса и предложения. Иллюстрировать примерами факторы, влияющие на формирование закона спроса и предложения. Объяснять роль конкуренции в рыночной экономике. Называть, приводить примеры, сопоставлять различные виды рынков. | §20 |
37-38 | Производство – основа экономики | 2 | 26.01 31.01 |
| Называть и характеризовать основные виды экономической деятельности, факторы производства. | §21 |
39-40 | Предпринимательская деятельность | 2 | 2.02 7.02 |
| Объяснять особенности предпринимательской деятельности. Моделировать ситуации развития частного бизнеса в конкретных экономических условиях. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. | §22 |
41-42 | Роль государства в экономике | 2 | 9.02 14.02 |
| Описывать экономические функции государств. Раскрывать и конкретизировать понятие «государственный бюджет». Объяснять значение налогов в жизни общества и государства. Характеризовать и иллюстрировать примерами виды налогов. Находить и извлекать социальную информацию о бюджетной, денежно- кредитной и налоговой политике государства из адаптированных источников различного типа. | §23 |
43 | Распределение доходов | 1 | 16.02 |
| Называть и анализировать источники доходов населения, виды адресной социальной поддержки населения. | §24 |
44 | Потребление | 1 | 21.02 |
| Называть и описывать права потребителя. Приводить примеры реализации прав потребителя. Описывать механизм защиты прав потребителя в РФ. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. | §25 |
45-46 | Инфляция и семейная экономика | 2 | 28.02 7.03 |
| Называть, описывать и иллюстрировать примерами экономические ресурсы семьи. Называть, описывать и иллюстрировать примерами источники и виды доходов семьи. Различать типы семей по характеру и уровню доходов. Описывать закономерности изменения расходов семьи в зависимости от доходов. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. | §26 |
47-48 | Безработица, её причины и последствия | 2 |
9.03 14.03 |
| Характеризовать безработицу как состояние рынка труда. Называть и описывать причины безработицы. Моделировать практически ситуации, связанные с причинами и последствиями безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. Выражать собственное отношение к проблеме занятости и безработицы. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции | §27 |
49 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | 16.03 |
| Характеризовать мировое хозяйство. Описывать политику протекционизма и свободной торговли. Объяснять, какие условия влияют на обменный курс рубля. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. | §28 |
50 | Контрольная работа по теме: Экономика | 1 | 21.03 |
| Систематизировать знания и умения по теме. Самостоятельно определять ключевые понятия темы, давать им развёрнутую характеристику. Демонстрировать умения иллюстрировать социальные явления по заданным параметрам. Соотносить теоретический материал со своей социальной практикой и социальными условия жизни общества. | §17-28 |
IV | Социальная сфера | 15 часов |
|
|
|
|
51-52 | Социальная структура общества | 2 | 4.04 6.04 |
| Объяснять сущность и причины социального неравенства, процесс социальной мобильности; приводить примеры социальных групп; высказывать суждения о роли социальных конфликтов в развитии общества. анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой. Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать. Вырабатывать уважительное отношение к непохожим на себя. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. | §13 |
53-54 | Социальная мобильность | 2 | 11.04 13.04 |
| Объяснять сущность и причины социального неравенства, процесс социальной мобильности; приводить примеры социальных групп; высказывать суждения о роли социальных конфликтов в развитии общества. анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой. Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать. Вырабатывать уважительное отношение к непохожим на себя. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. | §13 |
55-56 | Социальные конфликты и пути их разрешения | 2 | 18.04 20.04 |
| Объяснять сущность и причины социального неравенства, процесс социальной мобильности; приводить примеры социальных групп; высказывать суждения о роли социальных конфликтов в развитии общества. анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой. Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать. Вырабатывать уважительное отношение к непохожим на себя. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. | §13 |
5758 59 | Социальные статусы и роли | 3 | 25.04 27.04 2.05 |
| Характеризовать особенности социального статуса подростков; объяснять, что такое гендерные роли и как они закрепляются за человеком. Анализировать и обобщать. Вырабатывать уважительное отношение к непохожим на себя. | §14 |
6061 62 | Нации и межнациональные отношения | 3 | 4.05 11.05 16.05 |
| Объяснять сущность межнациональных отношений, роль национальных традиций в жизни народа; называть причины и последствия национальных конфликтов и предлагать пути их разрешения; характеризовать межнациональные отношения в современном обществе. Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать. Вырабатывать уважительное отношение к непохожим на себя. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. | §15 |
63-64 | Отклоняющееся поведение | 2 | 18.05 23.05 |
| Объяснять сущность отклоняющегося поведения; приводить примеры позитивного и негативного отклоняющегося поведения; характеризовать влияние отклоняющегося поведения на личность и общество. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. | §16 |
65 | Контрольная работа по теме: Социальная сфера | 1 | 25.05 |
| Систематизировать знания и умения по теме. Самостоятельно определять ключевые понятия темы, давать им развёрнутую характеристику. Демонстрировать умения иллюстрировать социальные явления по заданным параметрам. Соотносить теоретический материал со своей социальной практикой и социальными условия жизни общества. | §13-16 |
V | Повторение | 1 час |
|
|
|
|
66 | Повторение тем: «Личность и общество», «Духовная сфера»,» «Экономика», «Социальная сфера». | 1 | 30.05 |
| Систематизировать знания и умения по темам. Самостоятельно определять ключевые понятия темы, давать им развёрнутую характеристику. Демонстрировать умения иллюстрировать социальные явления по заданным параметрам. | §1-5 |
Календарно-тематическое планирование 9б
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план
| Дата факт
| Основные виды учебной деятельности | Домашнее задание |
I | Личность и общество | 16 часов |
|
|
|
|
1 | Понятие общество | 1 | 5.09 |
| Объяснять значение понятия общество; характеризовать основные сферы жизни общества; высказывать суждения о роли социальных норм в жизни общества; характеризовать жизнь людей на разных ступенях развития общества. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. | §1 |
2 | Человек – биосоциальное существо | 1 | 6.09 |
| Сформировать представление о особенностях характера. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. закономерности биосоциогенеза. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. | §1 |
3 | Взаимосвязь человека и природы | 1 | 12.09 |
| Различать виды познавательной деятельности человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Характеризовать возможности человеческого разума. Понимать влияние человека на окружающую среду. Понимать влияние окружающей среды на человека. Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. | §2 |
4 | Взаимосвязь человека и общества | 1 | 13.09 |
| Различать виды познавательной деятельности человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Характеризовать возможности человеческого разума. Иллюстрировать примерами историю развития общества. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы. Понимать роль свободы в социальной жизни человека. | §2 |
5 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | 19.09 |
| Объяснять значение понятия общество; характеризовать основные сферы жизни общества; высказывать суждения о роли социальных норм в жизни общества; характеризовать жизнь людей на разных ступенях развития общества. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. | §3 |
6-7 | Основные сферы жизни общества | 2 | 20.09 26.09 |
| Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Иллюстрировать примерами типы взаимодействия людей. | §3 |
8-9 | Ступени развития общества | 2 | 27.09 3.10 |
| Объяснять суть эволюционного развития общества; роль социальных революций; называть глобальные проблемы и предлагать пути их решения; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой. | §3 |
10-11 | Развитие общества | 2 | 4.10 10.10 |
| Объяснять суть эволюционного развития общества; роль социальных революций; называть глобальные проблемы и предлагать пути их решения; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой. Различать понятия прогресс и регресс. Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Различать понятия реформы и революции. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). | §4 |
12 | Глобальные проблемы современности | 1 | 11.10 |
| Объяснять механизм общественного прогресса. Понимать роль прогресса в развитии общества. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем. Объяснять причины влияния глобализации на общество. Понимать роль государств и правительств в вопросах предотвращения глобальных проблем человечества. Аргументировать суждения о проблемах современности. Понимать роль Международного Сообщества в вопросах предотвращения глобальных проблем человечества. | §4 |
13 | Человек, индивид, личность | 1 | 17.10 |
| Высказывать суждения о том, что значит быть личностью, какие качества присущи личности; характеризовать этапы становления личности; объяснять влияние общества на становление человека. Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать. Вырабатывать уважительное отношение к непохожим на себя. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. | §5 |
14 | Жизненные ценности и ориентиры | 1 | 18.10 |
| Иллюстрировать примерами поведение человека в обществе. Различать понятие «мировоззрение», «самореализация». Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры. | §5 |
15 | Социализация | 1 | 24.10 |
| Понимать и оценивать процесс социализации человека. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Иллюстрировать примерами поведение человека в обществе. | §5 |
16 | Контрольная работа по теме: Личность и общество | 1 | 25.10 |
| Применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения. Систематизировать знания и умения по теме. Самостоятельно определять ключевые понятия темы, давать им развёрнутую характеристику. Демонстрировать умения иллюстрировать социальные явления по заданным параметрам. Соотносить теоретический материал со своей социальной практикой и социальными условия жизни общества. | §1-5 |
II | Сфера духовной культуры | 16 часов |
|
|
|
|
17-18 | Сфера духовной жизни | 2 | 7.11 8.11 |
| Объяснять, что включают в себя понятия духовная жизнь и культура, как связаны между собой культура человека и общества; высказывать суждения о том, какими качествами должен обладать культурный человек; характеризовать духовную жизнь современной России; отвечать на проблемные вопросы; анализировать статистические данные | §6 |
19-20 | Мораль | 2 | 14.11 15.11 |
| Высказывать суждения о том, что такое мораль и зачем она нужна; приводить примеры моральных норм; объяснить, почему гуманизм является высшей моральной ценностью; оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения морали; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. | §7 |
21-22 | Долг и совесть | 2 | 21.11 22.11 |
| Объяснять роль долга и совести в жизни человека; оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения долга и совести; участвовать в дискуссии. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззрен- ческие позиции. | §8 |
23-24 | Моральный выбор – это ответственность | 2 | 28.11 29.11 |
| Объяснять понятие «свобода выбора», взаимосвязь свободы и ответственности; высказывать суждения о том, какого человека можно назвать ответственным; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. | §9 |
25-26 | Образование | 2 | 5.12 6.12 |
| Объяснять причины приоритетности образования, его значение в современном обществе, взаимосвязь конкурентоспособности страны и образования; характеризовать систему образования РФ; работать со схемами, таблицей | §10 |
27-28 | Наука в современном обществе | 2 | 12.12 13.12 |
| Характеризовать науку как особую систему знаний и особую сферу деятельности; объяснять возрастающую роль науки в современном мире; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение. | §11 |
2930 31 | Религия как одна из форм культуры | 3 | 19.12 20.12 26.12 |
| Объяснять роль религиозной веры в жизни общества, сущность принципа свободы совести; характеризовать основные религиозные организации и объединения. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. | §12 |
32 | Контрольная работа по теме Сфера духовной культуры | 1 | 27.12 |
| Систематизировать знания и умения по теме. Самостоятельно определять ключевые понятия темы, давать им развёрнутую характеристику. Демонстрировать умения иллюстрировать социальные явления по заданным параметрам. Соотносить теоретический материал со своей социальной практикой и социальными условия жизни общества. | §6-12 |
III | Экономика | 18 часов |
|
|
|
|
33 | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 | 16.01 |
| Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять ограниченность факторов производства, суть проблемы экономического выбора. | §17 |
34 | Главные вопросы экономики | 1 | 17.01 |
| Анализировать противоречие между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей, особенности функционирования основных экономических систем. | §18 |
35 | Собственность | 1 | 23.01 |
| Объяснять понятие собственности, анализировать статьи Конституции РФ по теме собственность, приводить примеры разных видов собственности. | §19 |
36 | Рыночная экономика | 1 | 24.01 |
| Характеризовать рыночные отношения. Объяснять сущность закона спроса и предложения. Иллюстрировать примерами факторы, влияющие на формирование закона спроса и предложения. Объяснять роль конкуренции в рыночной экономике. Называть, приводить примеры, сопоставлять различные виды рынков. | §20 |
37-38 | Производство – основа экономики | 2 | 30.01 31.01 |
| Называть и характеризовать основные виды экономической деятельности, факторы производства. | §21 |
39-40 | Предпринимательская деятельность | 2 | 6.02 7.02 |
| Объяснять особенности предпринимательской деятельности. Моделировать ситуации развития частного бизнеса в конкретных экономических условиях. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. | §22 |
41-42 | Роль государства в экономике | 2 | 13.02 14.02 |
| Описывать экономические функции государств. Раскрывать и конкретизировать понятие «государственный бюджет». Объяснять значение налогов в жизни общества и государства. Характеризовать и иллюстрировать примерами виды налогов. Находить и извлекать социальную информацию о бюджетной, денежно- кредитной и налоговой политике государства из адаптированных источников различного типа. | §23 |
43 | Распределение доходов | 1 | 20.02 |
| Называть и анализировать источники доходов населения, виды адресной социальной поддержки населения. | §24 |
44 | Потребление | 1 | 21.02 |
| Называть и описывать права потребителя. Приводить примеры реализации прав потребителя. Описывать механизм защиты прав потребителя в РФ. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. | §25 |
45-46 | Инфляция и семейная экономика | 2 | 27.02 28.02 |
| Называть, описывать и иллюстрировать примерами экономические ресурсы семьи. Называть, описывать и иллюстрировать примерами источники и виды доходов семьи. Различать типы семей по характеру и уровню доходов. Описывать закономерности изменения расходов семьи в зависимости от доходов. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. | §26 |
47-48 | Безработица, её причины и последствия | 2 | 6.03 7.03 |
| Характеризовать безработицу как состояние рынка труда. Называть и описывать причины безработицы. Моделировать практически ситуации, связанные с причинами и последствиями безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. Выражать собственное отношение к проблеме занятости и безработицы. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции | §27 |
49 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | 13.03 |
| Характеризовать мировое хозяйство. Описывать политику протекционизма и свободной торговли. Объяснять, какие условия влияют на обменный курс рубля. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. | §28 |
50 | Контрольная работа по теме: Экономика | 1 | 14.03 |
| Систематизировать знания и умения по теме. Самостоятельно определять ключевые понятия темы, давать им развёрнутую характеристику. Демонстрировать умения иллюстрировать социальные явления по заданным параметрам. Соотносить теоретический материал со своей социальной практикой и социальными условия жизни общества. | §17-28 |
IV | Социальная сфера | 15 часов |
|
|
|
|
51-52 | Социальная структура общества | 2 | 20.03 21.03 |
| Объяснять сущность и причины социального неравенства, процесс социальной мобильности; приводить примеры социальных групп; высказывать суждения о роли социальных конфликтов в развитии общества. анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой. Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать. Вырабатывать уважительное отношение к непохожим на себя. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. | §13 |
53-54 | Социальная мобильность | 2 | 3.04 4.04 |
| Объяснять сущность и причины социального неравенства, процесс социальной мобильности; приводить примеры социальных групп; высказывать суждения о роли социальных конфликтов в развитии общества. анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой. Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать. Вырабатывать уважительное отношение к непохожим на себя. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. | §13 |
55-56 | Социальные конфликты и пути их разрешения | 2 | 10.04 11.04 |
| Объяснять сущность и причины социального неравенства, процесс социальной мобильности; приводить примеры социальных групп; высказывать суждения о роли социальных конфликтов в развитии общества. анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой. Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать. Вырабатывать уважительное отношение к непохожим на себя. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. | §13 |
5758 59 | Социальные статусы и роли | 3 | 17.04 18.04 24.04 |
| Характеризовать особенности социального статуса подростков; объяснять, что такое гендерные роли и как они закрепляются за человеком. Анализировать и обобщать. Вырабатывать уважительное отношение к непохожим на себя. | §14 |
60 61 62 | Нации и межнациональные отношения | 3 | 25.04 2.05 8.05 |
| Объяснять сущность межнациональных отношений, роль национальных традиций в жизни народа; называть причины и последствия национальных конфликтов и предлагать пути их разрешения; характеризовать межнациональные отношения в современном обществе. Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать. Вырабатывать уважительное отношение к непохожим на себя. Аргументированно излагать своё мнение, понимать позицию другого. Преодолевать конфликты. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. | §15 |
63-64 | Отклоняющееся поведение | 2 | 15.05 16.05 |
| Объяснять сущность отклоняющегося поведения; приводить примеры позитивного и негативного отклоняющегося поведения; характеризовать влияние отклоняющегося поведения на личность и общество. Определять цель деятельности, проблему, выдвигать версии, планировать. Оценивать степень достижения цели. | §16 |
65 | Контрольная работа по теме: Социальная сфера | 1 | 22.05 |
| Систематизировать знания и умения по теме. Самостоятельно определять ключевые понятия темы, давать им развёрнутую характеристику. Демонстрировать умения иллюстрировать социальные явления по заданным параметрам. Соотносить теоретический материал со своей социальной практикой и социальными условия жизни общества. | §13-16 |
V | Повторение | 3 часа |
|
|
|
|
66 | Повторение темы «Личность и общество» | 1 | 23.05 |
| Систематизировать знания и умения по темам. Самостоятельно определять ключевые понятия темы, давать им развёрнутую характеристику. Демонстрировать умения иллюстрировать социальные явления по заданным параметрам. | §1-5 |
67 | Повторение темы: Сфера духовной культуры. Социальная сфера. | 1 | 29.05 |
| Систематизировать знания и умения по темам. Самостоятельно определять ключевые понятия темы, давать им развёрнутую характеристику. Демонстрировать умения иллюстрировать социальные явления по заданным параметрам. | §6-12 |
68 | Повторение темы: Экономика | 1 | 30.05 |
| Систематизировать знания и умения по темам. Самостоятельно определять ключевые понятия темы, давать им развёрнутую характеристику. Демонстрировать умения иллюстрировать социальные явления по заданным параметрам. | §17-28 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Планируемые результаты освоения учебного предмета/элективного курса и система их оценки
Планируемые результаты освоения предмета
Предметные:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Личностные:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
В соответствии с ФГОС ООО
8 класс
Тема «Личность и общество».
Ученик научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода.
Ученик получит возможность научиться:
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
Тема «Социальная сфера».
Ученик научится:
характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
характеризовать явление ускорения социального развития;
Ученик получит возможность научиться:
характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности;
Тема «Сфера духовной культуры».
Ученик научится:
раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
описывать многообразие профессий в современном мире;
Ученик получит возможность научиться:
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи;
Тема «Человек в глобальном мире».
Ученик научится:
характеризовать глобальные проблемы современности;
извлекать социальную информацию из доступных источников;
Ученик получит возможность научиться:
показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
Результаты образования включают:
предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся и др.)
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Оценка личностных результатов.
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки:
сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;
ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего обучающийсяа» как пример для подражания;
сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем; способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Оценка метапредметных результатов.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий, обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Оценка предметных результатов.
Объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговой проверочной работы. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания учитываются при определении итоговой оценки.
Предметом итоговой оценки обучающимися является достижение предметных результатов, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки является итоговая контрольная работа – система заданий различного уровня сложности по предмету.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью промежуточных диагностических работ, направленных на определение уровня освоения темы обучающимися.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по учебному предмету:
способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов.
предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по предмету.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по предмету.
Отметка «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала.
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, то обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком предметном развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по предмету
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя предметную терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее предметное содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении предметной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании предметной терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
обучающийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Система оценивания тестовых заданий:
Отметка «2» – от 0 до 50%
Отметка «3» – от 51% до 70%
Отметка «4» – от 71% до 85%
Отметка «5» – от 86% до 100%
Критерии оценки знаний, умений, навыков обучающихся.
1. Оценка «5» (отлично) ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в и (учебном материале и не затрудняется при ответах па видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах, последние выполняет уверенно и аккуратно.
2. Оценка «4» (хорошо) ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение обязательного и астично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.
3. Знания, оцениваемые «5» и «4» баллами, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений.
4. Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые оценкой «3», зачастую находятся только на уровне представлений и элементарных понятий.
5. Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, когда у обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая асть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах обучающийся допускает грубые ошибки.
РАССМОТРЕНО Протокол заседания кафедры ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» от «14» июня 2018 г. № 5 заведующий кафедрой Ромащенко Е.В. /________/
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _______________ /________/
«27» августа 2018 года |
РЕКОМЕНДОВАНА Протокол заседания научно-методического совета ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» от «27 августа 2018 г. № 1
| ПРИНЯТО Решение педагогического совета ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» от «27» августа 2018 г. № 1
|