СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию, 8 класс, ФГОС, 2018/19 уч.г. (к учебнику Л.Н. Боголюбова).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию, 8 класс, ФГОС, 2018/19 уч.г. (к учебнику Л.Н. Боголюбова, изд. 2017).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию, 8 класс, ФГОС, 2018/19 уч.г. (к учебнику Л.Н. Боголюбова).»


1.Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «обществознание» для обучающихся 8 класса разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.;

  • Приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования», зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный № 19644;

  • Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»

и на основе

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

с учётом

авторской программы по обществознанию Боголюбова Л.Н., 2011 год

Целью изучения и освоения программы является:

  • развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интере­са к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистиче­ским и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и граждани­на, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреж­дениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информа­цию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения ти­пичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероиспове­даний; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе,

в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.


Освоение и понимание учебного предмета «обществознание» направлено на решение следующих задач:

  • создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

  • способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

  • содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

  • обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включённой в содержание курса;

  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

  • помочь формированию осведомлённости и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнёра, гуманное поведение в социальных конфликтах;

  • предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

2. Общая характеристика предмета «обществознание»


Учебный предмет «обществознание» является обязательным для
изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области «общественно-научные предметы» в 6 – 9 классах, в 5 классе «обществознание» является учебным предметом, формируемым участниками образовательных отношений.
Программа определяет базовое содержание учебного предмета «обществознание» в форме и объёме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приёмов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином. Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся. Учитывая возрастные особенности школьников, выделяются два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы. Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно- концентрическая. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

3. Место предмета «обществознание» в учебном плане школы


Предмет «обществознание» изучается с 5 по 9 класс, объёмом 175 часов, из расчёта 1 час в неделю (для каждой параллели).



Рабочая программа реализуется с помощью следующих учебников и учебно­-методических материалов:

Класс

Авторы

Название

Издательство, год

8

Боголюбов Л.Н.

Обществознание

Просвещение, 2017




4. Планируемые результаты освоения предмета «обществознание»


Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.


Личностные результаты:


  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


Метапредметные результаты:


  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.


Предметные результаты:


Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

 приводить примеры основных видов деятельности человека;

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

 осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

 различать отдельные виды социальных норм;

 характеризовать основные нормы морали;

 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

 характеризовать специфику норм права;

 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

 раскрывать сущность процесса социализации личности;

 объяснять причины отклоняющегося поведения;

 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.


Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

 описывать явления духовной культуры;

 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

 оценивать роль образования в современном обществе;

 различать уровни общего образования в России;

 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

 раскрывать роль религии в современном обществе;

 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

 описывать основные социальные роли подростка;

 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

 раскрывать основные роли членов семьи;

 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

 объяснять роль политики в жизни общества;

 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться:

 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

 раскрывать достижения российского народа;

 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

 характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

 аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

 характеризовать систему российского законодательства;

 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

 характеризовать гражданские правоотношения;

 раскрывать смысл права на труд;

 объяснять роль трудового договора;

 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

 различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

 называть и конкретизировать примерами виды налогов;

 характеризовать функции денег и их роль в экономике;

 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.



5. Содержание предмета «обществознание»

Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем. Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создаёт возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.

Человек

Деятельность человека. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Общество

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс.

Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.

Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, её основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства

Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Культура, её многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

Политическая сфера жизни общества

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно- территориального устройства. Политический режим. Демократия, её основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Гражданин и государство. Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства.

Конституционные основы государственного строя Российской Федерации Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребёнка. Основы российского законодательства Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно - правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребёнка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Экономика

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и её формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, её последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

6. Тематическое планирование



8 класс

№ п/п

Название темы

Срок прохождения программы

Количество

часов

1

Личность и общество

03.09.18 – 26.10.18

8

2

Сфера духовной культуры

05.11.18 – 28.12.18

8

3

Социальная сфера

14.01.19 – 15.02.19

5

4

Экономика

18.02.19 – 24.05.19

13

5

Итоговое повторение

27.05.19 – 31.05.19

1


Итого


35







7. Поурочное планирование

8 класс

№ п/п

Тема урока

Формы и виды контроля

Глава I. Личность и общество (8 часов)


1

Биологическое и социальное в человеке. Способности и потребности человека.

Опрос

2

Взаимосвязь общества и природы.

Тест

3

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.

Практикум

4

Практикум №1 «Типы обществ».

Опрос

5

Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Тест

6

Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Современное российское общество, особенности его развития.

Практикум

7

Индивид, индивидуальность, личность. Познание человеком мира и самого себя. Социализация личности. Социальный контроль.

Опрос

8

Практикум №2. Итоговое занятие по теме «Личность и общество».


Глава II. Сфера духовной культуры (8 часов)

Тест

9

Культура, её многообразие и основные формы.

Опрос

10

Мораль, её основные принципы. Нравственность. Роль морали в жизни человека и общества. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.

Тест

11

Практикум №3 «Моральная ответственность».

Практикум

12

Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования.  Самообразование.

Опрос

13

Наука в жизни современного общества. Развитие науки в России.

Тест

14

Религия как форма культуры. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.

Практикум

15

Искусство как элемент духовной культуры общества.

Опрос

16

Практикум №4. Итоговое занятие по теме «Сфера духовной культуры»

Практикум

Глава III. Социальная сфера (5 часов)


17

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальные конфликты и пути их разрешения.

Тест

18

Социальный статус личности. Социальные роли. Социальная мобильность.

Практикум

19

Этнос и нация. Отношения между нациями.

Опрос

20

Практикум №5. «Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества».

Тест

21

Практикум №6. Итоговое занятие по теме «Социальная сфера».

Опрос

Глава IV Экономика (13 часов)


22

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Распределение. Обмен.

Тест

23

Типы экономических систем.

Практикум

24

Собственность. Активы и пассивы.

Опрос

25

Рынок и рыночный механизм.

Тест

26

Производство ‑ основа экономики. Товары и услуги. Факторы производства. Производительность труда.

Практикум

27

Предпринимательская деятельность.

Опрос

28

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налогообложение граждан. Налоги: система налоговфункции.

Тест

29

Потребление. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.

Практикум

30

Инфляция. Инфляция, её последствия. Сбережения.

Опрос

31

Практикум №7 «Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг». 

Тест

32

Практикум №8 «Защита от финансовых махинаций».

Практикум

33

Безработица, её причины и последствия. Рынок труда. Мировое хозяйство и международная торговля.

Опрос

34

Практикум №9 Итоговое занятие по теме «Экономика».

Тест

Повторение (1 час)


35

Итоговое занятие за курс 8 класса.

Практикум

8. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «обществознание». Интернет-ресурсы.

Учебные пособия:

  1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 255 с.

  2. Котова О.А., Лискова Т.Е., Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2014.

  3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С.В Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

  4. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс. – М.: ВАКО, 2017. – 304 с.


Интернет-ресурсы:

  1. Сайт «Конституция Российской Федерации» http://www.constitution.ru/

  2. Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России» http://www.hro.org

  3. Конституция, кодексы и законы Российской Федерации http://www.gdezakon.ru/

  4. Правовая база данных «Гарант» http://www.garant.ru

  5. Научно-просветительский журнал «Скепсис» http://scepsis.net

  6. Правовая база данных «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru

  7. Портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, ЦИК, высших органов судебной власти www.gov.ru

  8. «Президент России – гражданам школьного возраста» - сайт, где можно найти ответы на вопросы о президенте, конституции, государственных символах и о многом другом. http://www.uznay-prezidenta.ru/

  9. Сайт министерства образования и науки Российской Федерации www.mon.gov.ru

  10. Сайт для тех, кто заинтересован в развитии демократии в России. В разделе «Хочу всё знать» можно найти ответы на вопросы о государственном устройстве, о роли закона, о процессе создания законов и их применения, о способах разрешения возможных споров, а также проверить свое знание основ демократии. http://www.democracy.ru

  11. Сайт Фонда «Сивитас». Коллекция документов, разработки уроков, гранты и конкурсы http://www.civitas-russia.ru/resource/

  12. На этом сайте вы можете познакомиться с символикой нашего государства, - в краткой и полной версии, - узнать об истории создания символов, послушать гимны России. Представлена отдельная детская страничка. http://www.rossimvolika.ru/http://danur-w.narod.ru/

  13. Методический материал для педагогов и информация для учеников по обществознанию. Теоретические вопросы и практикум по обществознанию для учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы. http://danur-w.narod.ru/

  14. Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения http://www.wciom.ru

  15. Левада – Центр. Крупнейший неправительственный центр изучения общественного мнения http://www.levada.ru


9. Приложение

График практических работ 2018-2019 учебный год



8 класс

Практическая

Дата проведения

№1

24.09.18 – 28.09.18

№2

22.09.18 – 26.09.18

№3

19.11.18 – 24.11.18

№4

24.12.18 – 28.12.18

№5

04.02.19 – 08.02.19

№6

11.02.19 – 15.02.19

№7

24.04.19 – 03.05.19

№8

06.05.19 – 10.05.19

№9

20.05.19 – 24.05.19







Критерии оценивания предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом. Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно- практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включить:

  • список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика);

  • требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);

  • график контрольных мероприятий

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объёме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

- верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно её раскрыл;

- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

- дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

- делает элементарные выводы;

- путается в терминах;

- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

- не может аргументировать собственную позицию;

- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

- не увидел проблему, не смог её сформулировать;

- не раскрыл проблему;

- представил информацию не в контексте задания;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!