СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию к УМК  Никитина А.Ф., Никитиной Т.И. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию. 8 класс.»

МБОУ ”ИСАДСКАЯ СОШ”


«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от

«З0» августа 2018 г.


«Проверено»

Заместитель директора по УВР - Ларкина Л. В.

« З0» августа 2018г.


____________________


«Утверждаю»

Директор –

Шаров Н. В.

« З0» августа 2018г


__________________




Рабочая программа


по обществознанию

для 8 класса


Срок реализации с 01.09.2018 г. по 31.05.2019 г.

1 час в неделю - всего 35 часов




Программа составлена в соответствии с ФГОС 000, на основании авторской программы А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Обществознание», учебника для 8 класса А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Обществознание»


Учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Устименко Т. Н.














с. Исады

2018 – 2019 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая учебная программа по обществознанию в 8  классе составлена в соответствии с ФГОС 000, на основании авторской программы А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Обществознание», учебника для 8 класса А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Обществознание»

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

Для реализации программы используется учебник:  Никитин А.Ф. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 2014.

Количество часов  на год по программе 35.

Количество часов в неделю 1, что соответствует школьному учебному плану.

Обучение обществознанию на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

В направлении личностного развития:

1)  воспитать чувство ответственности и долга перед Родиной;

2) сформировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

3) сформировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

4) сформирование осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

5) освоить социальные нормы, правила поведения, роль и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) сформировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) сформировать ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правила поведения на транспорте и на дорогах;

9) сформировать основы экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознать значение семьи в жизни человека и общества, принять ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

В метапредметном направлении:

1)  самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)  самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)  соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)  организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

11) формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формировать и развивать экологическое мышление, применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

В предметном направлении:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Основные содержательные линии учебного предмета обществознание

В примерной программе курса обществознание 5-9 классы выделяются три сквозные содержательные линии, направленные на развитие следующих ключевых компетенций:

- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции,

- содержание, обеспечивающее формирование информационно-технологической компетенции;

- содержание, обеспечивающее развитие учебно-познавательных компетенций.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе умением работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения; умением обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.

Вторая содержательная линия представлена умениями при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме; способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;

Третья содержательная линия представлена умениями и навыками планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач; умениями и навыками организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка; умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;

умениями и навыками оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно связаны и интегрированы. При изучении данного учебного предмета учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и развивают различные коммуникативные умения, формируют умения работать с информацией и видами её обработки.

Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни за счёт:

• осознания ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

• начального опыта участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада гимназической жизни;

• умения придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

• знания основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;

• знания норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;

• умения выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;

• умения анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;

• умения устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;

• знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;

• отрицательного отношения к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;

• формирования опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;

• овладения умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;

• опыта участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

Учебный предмет обществознание является приоритетным для формирования УУД. В данной рабочей программе спланирована деятельность по формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

В данной рабочей программе учебного предмета обществознание внесено обязательное использование ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС ООО в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.

Проектная деятельность в обществознании- инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. В рамках преподавания Обществознанию возможно использование всех виды проектов: индивидуальных, групповых и коллективных, исследовательских, краткосрочных и долгосрочных. Метод проектов активно развивает все компоненты информационной культуры (поиск информации, предметно-аналитическая деятельность, перекодировка информации, хранение информации).

В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (предметных и метапредметных) результатов. Основными формами контроля являются контрольные работы.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по Обществознанию:

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством исторического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли Обществознанию в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

  • использование исторических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем и проектирования путей их решения;

  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по Обществознанию:

Предметные результаты

  • локализовать во времени общие рамки и события;

  • использовать тексты как источник информации о границах России и других государств;

  • об основных процессах социально-экономического развития;

  • анализировать информацию различных источников по обществознанию;

  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах;

  • систематизировать обществоведческий материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по обществознанию;

  • раскрывать характерные, существенные черты:

  • а) экономического и социального развития России и других стран;

  • б)эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,

  • «абсолютизм» и др.);

  • в)развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);

  • г)представлений о мире и общественных ценностях;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

  • сопоставлять развитие России и других стран;

  • давать оценку событиям и личностям.

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

• характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

• приводить примеры основных видов деятельности человека;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

• моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

• демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

• характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

• характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать при-чины экологического кризиса;

• на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

• конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

• осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

• различать отдельные виды социальных норм;

• характеризовать основные нормы морали;

• критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

• раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

• характеризовать специфику норм права;

• сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

• раскрывать сущность процесса социализации личности;

• объяснять причины отклоняющегося поведения;

• описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

• оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

• описывать явления духовной культуры;

• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

• оценивать роль образования в современном обществе;

• различать уровни общего образования в России;

• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

• описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

• учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

• раскрывать роль религии в современном обществе;

• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

• описывать основные социальные роли подростка;

• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

• раскрывать основные роли членов семьи;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема I. Человек. Духовный мир личности

Человек, его личность и деятельность. Что такое человек? Его психобиосоциальная сущность. Теории происхождения человека. Личность. Деятельность. Виды деятельности. Структура деятельности. Поведение. Потребности и способности человека.

Свобода — это ответственность. Понятие свободы. Что такое ответственность? Как воспитать в себе ответственность? Чувство долга.

Человек культурный. Происхождение слова «культура». Понятие культуры. Виды культуры. Классификация видов культуры. Искусство. Диалог культур. Кого мы называем культурным человеком? Как связаны внутренняя и внешняя культура?

Культура и ее наследники. Уважение к прошлому народа, страны. Культурное наследие. Почему нужно беречь культуру?

Культура тела. Спорт и здоровье. Здоровый образ жизни. Физическое воспитание школьников. Как стать здоровым? Как связаны в человеке тело и дух?

Враги души и тела. Пьянство и алкоголизм. Почему курение опасно для здоровья. Что такое наркомания, чем коварна эта болезнь? Опасность СПИДа.

Выбор жизненного пути. Что такое жизненный путь? Жизнь как служение. Жизненное призвание. Роль труда в достижении успеха. Воспитание уважения к труду, чувства человеческого достоинства, любви к людям.

Тема II. Человек в обществе

Взаимосвязь природы и общества. Понятия «природа» и «общество». Единство мира. Экология. Экологическое право. Экологические преступления. Бережное отношение к природе. Охрана природы.

Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Их характеристика. Взаимосвязь сфер жизни общества.

Духовная сфера жизни общества. Духовные ценности. Формы общественного сознания. Наука. Функции науки в обществе. Система наук. Смысл научной деятельности. Положение науки в России. Перспективы развития науки.

Религия. Исторические формы развития религии. Мировые религии. Религиозные формы. Веротерпимость и толерантность. Свобода вероисповедания в России. Влияние религии на развитие духовной культуры.

Образование. Понятие образования. Функции образования в обществе. Системы образования. Роль самообразования в развитии личности. Образование в современном мире. Непрерывное образование. Новые профессии. Рынок труда. Конкурентоспособность, карьера.

Гражданское общество. Независимость от государства. Самоорганизация. Признаки гражданского общества. Причины, препятствующие обществу стать гражданским.

Исторические типы общества. Доиндустриальное (традиционное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество, его особенности и отличия. Информационное общество. Роль науки, образования, сферы услуг в постиндустриальном обществе. СМИ, их функции. Роль малых предприятий.

Человек в группе. Что такое группа? Воздействие группы на ее членов. Групповые ожидания. Социальная психология. Большие и малые группы. Межличностные конфликты. Группы с отрицательной направленностью. Референтные группы. Лидерство в группе.

Человек в семье. Понятие семьи. Положение в семье женщины и мужчины. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь, взаимоподдержка. Семейные ценности. Семейные конфликты. Семья и общество. Государственная поддержка семьи.

Родители и дети. Почитание родителей. Роль в семье отца и матери. Родительская любовь. Долг детей перед родителями. Защита прав детей в семье.

Отношения в обществе. Социальный статус. Социальная роль. Общественные отношения, их виды. Социокультурные отношения, их участники. Социальные конфликты в обществе и пути их устранения. Межнациональные отношения и конфликты. Пути разрешения межнациональных конфликтов.

Глобальные проблемы человечества. Сохранение мира, борьба с терроризмом. Экологические угрозы. Преодоление экономической, социальной, культурной отсталости стран «третьего мира». Демографическая проблема. Решение продовольственной проблемы. Борьба с неизлечимыми болезнями.

К миру без войн. Почему возникают конфликты между странами и народами? Позиция пацифистов в защите мира. Что значит «крепить мир»? Народная дипломатия. Пути и средства защиты мира. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право.

Тема III. Человек. Право, Государство

Что такое гражданин? Понятие гражданина. История возникновения понятия. Человек и гражданин: общее и особенное. Политико-правовое и нравственное содержание гражданственности. Гражданство. Основное приобретение гражданства. «Принцип крови» и «принцип почвы». Двойное гражданство. Лишение гражданства.

Что такое право? Значения этого, понятия. Нормы права, их особенности. Что этакое закон? Какие бывают законы? Источники права, их виды. Зачем надо знать нормы права?

Система и отрасли права. Что такое система права? Вертикальное строение права: отрасль права, институт права, норма права. Горизонтальное строение права — классификация по отраслям. Система отраслей российского права. Регулятивные и охранительные отрасли права, их характеристика.

Что такое государство? Признаки государства, основные и дополнительные. Функции государства, внутренние и внешние. Может ли общество обойтись без государства?

Правовое государство. Идея правового государства. Основные признаки правового государства. Верховенство закона.

Конституция Российской Федерации Что такое конституция? Конституционное (государственное) право. Основы конституционного строя России, его элементы. Формы государственного устройства. Конфедерация. Федерация. Россия как федеративное государство.

Органы государственной власти. Сущность разделения властей. Государственная власть в Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Правительство Российской Федерации. Судебная власть, ее структура. Конституционный Суд РФ. Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Прокуратура РФ. Генеральный прокурор РФ. Местное самоуправление.

Государственные символы России: герб, гимн, флаг. Зачем государству символы? История государственных символов России.

Права человека. Понятия прав и свобод человека. Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Структура прав человека. Современное понимание прав человека. Правовой статус человека. Конституционный статус человека: конституционные свободы человека; конституционные права человека; конституционные обязанности человека. Соотношение прав и обязанностей. Права человека в Конституции Российской Федерации.

Гражданские права. Право на свободу совести и вероисповедания. Свобода мысли с лова. Право на жизнь. Проблема отмены смертной казни. Политические права. Право на объединение. Право собираться мирно. Процедурные гражданские права. Право на участие в управлении делами государства.

Экономические права. Право на экономическую деятельность. Право частной собственности, в том числе на землю. Социальные права. Право на свободный труд и на отдых, защиту от безработицы. Право на социальное обеспечение, охрану материнства и детства. Право на образование. Культурные права. Право на свободу творчества, преподавания; доступ граждан к духовным и материальным ценностям.

Защита прав человека. Нарушения прав человека: геноцид, апартеид, расизм, национализм. Дискриминация меньшинств. Нарушения прав в экономической и социальной сферех. Международное гуманитарное право. Международные организации в области защиты прав человека. Средства защиты прав человека на внутригосударственном уровне в России. Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) при Президенте РФ.

Правоохранительные органы. Адвокаты. Прокуроры. Судьи. Органы внутренних дел. Полиция. Нотариусы.

Правовая культура, ее составные части. Правовая культура общества. Правовая культура человека — основной результат правового образования. Антикультура. Правовое образование. Правовой нигилизм. Правовой цинизм. Как обрести правовую культуру.




























Тематическое планирование

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика учебной деятельности учащихся

д/з

Дата

план

факт

Тема I. Человек. Духовный мир личности (8 ч.)

Человек, его личность и деятельность

Что такое человек? Его биосоциальная сущность. Теории происхождения че-ловека. Личность. Деятельность. Виды деятельности. Структура деятельности. Поведение. Потребности и способ-ности человека.


Характеризовать человека как существо социальное и биологи-ческое. Описывать и сравнивать теории происхождения человека. Объяснять, что такое личность .Формулировать определение по-нятия «деятельность», из чего она складывается. Классифициро-вать деятельность по видам. Давать определение понятия «пове-дение» и сравнивать его с понятиием деятельность». Классифици-ровать группы потребностей.

§1



Свобода— это ответст-венность

Понятие свободы. Что такое ответственность? Как воспитать в себе ответственность? Чувство долга

Характеризовать понятие «свобода». Давать определение понятия «ответственность». Показывать, как связаны свобода и ответ-ственность. Объяснять, что такое чувство долга.




Человек культурный.

Происхождение слова «культура». Понятие культуры. Виды культуры. Классификация видов культуры. Искусство. Диалог культур. Кого мы называем культурным человеком? Как связаны внутренняя и внешняя культура?

Характеризовать понятие «культура», что оно означало первоначально. Классифицировать по разным основаниям виды культуры. Характеризовать искусство как одну из форм культуры. Объяснять, что такое элитарная и массовая культура. Классифицировать на виды духовную культуру.




Культура и её наследники

Уважение к прошлому народа, страны. Культурное наследие. Почему нужно беречь культуру?

Рассказывать, почему нужно беречь культуру. Характеризовать понятие «культурное наследие», что в него входит. Объяснять, что означает диалог культур.




Культура тела

Спорт и здоровье. Здоровый образ жизни. Физическое воспитание школьников. Как стать здоровым? Как связаны в человеке тело и дух?

Формулировать определение понятия «здоровье». Характеризо-вать физическую культуру как часть общей культуры общества. Объяснять, что такое культура тела. Рассказывать о важности и необходимости физического воспитания школьников.




Враги души и тела


Пьянство и алкоголизм. Почему курение опасно для здоровья. Что такое наркомания, чем коварна эта болезнь? Опасность СПИДа.


Рассказывать, как опасны пагубные привычки для жизни и здо-ровья человека. Объяснять, чем опасны пьянство и алкоголизм и как с ними бороться. Характеризовать последствия наркомании. Описывать опасность курения для здоровья курящего человека и его окружающих, приводить меры борьбы с ним.




Выбор жизненного пути

Что такое жизненный путь? Жизнь как служение. Жизненное призвание. Роль труда в достижении успеха. Воспита-ние уважения к труду, чувства челове-ческого достоинства, любви к людям.

Объяснять, какой смысл вы вкладываете в понятие «жизненный путь». Формулировать определение понятия «служение». Расска-зывать, что такое призвание человека. Характеризовать условия, которые необходимо выполнять, чтобы найти свое призвание.




К/р


Систематизировать материал, изученный за четверть




Тема II. Человек в обществе (13 ч.)

Взаимосвязь природы и общества


Понятия «природа» и «общество». Единство мира. Экология. Экологи-ческое право. Экологические преступ-ления. Бережное отношение к природе. Охрана природы

Формулировать определение понятия «природа». Характеризо-вать понятие «общество». Показывать взаимосвязь природы и общества, единство мира. Рассказывать, что такое экология, чем занимается эта наука. Характеризовать экологическое право.




Основные сферы жизни общества.

Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, полити-ческая, духовная. Их характеристика. Взаимосвязь сфер жизни общества.

Характеризовать сферы жизни общества. Объяснять особенности экономической сферы жизни общества. Характеризовать социаль-ную сферу жизни общества. Формулировать определение понятия «политика», описывать, что относится к политической сфере. Показывать взаимосвязь сфер жизни общества.




Духовная сфера жизни общества.

Духовные ценности. Формы общественного сознания. Наука. Функции науки в обществе. Система наук. Смысл научной деятельности. Положение науки в России. Перспективы развития науки.


Характеризовать понятие «форма общественного сознания» и классифицировать его основные формы. Формулировать опре-деление понятия «наука». Рассказывать о системе наук, о функ-ции науки в обществе. Характеризовать понятие «религия», ее функции в обществе, значение религиозных норм. Классифициро-вать исторические формы развития религии, а также мировые религии и рассказывать о них.




Религия.

Исторические формы развития рели-гии. Мировые религии. Веротерпи-мость и толерантность. Свобода веро-исповедания в России. Влияние рели-гии на развитие духовной культуры.

Характеризовать мировые религии, выделять основные конфессии. Объяснять сущность свободы вероисповедания. Раскрывать влияние религии на развитие культуры.




Образование.

Образование. Понятие образования. Функции образования в обществе. Системы образования. Роль само-образования в развитии личности. Образование в современном мире. Не-прерывное образование. Новые про-фессии. Рынок труда. Конкуренто-способность, карьера.

Характеризовать образование, его роль и функции в обществе. Объяснять значение самообразования в развитии личности. Описывать систему образования в нашей стране. Характеризовать рынок труда и конкурентоспособность. Сравнивать понятия «карьера» и «карьеризм».




Гражданское общество.

Независимость от государства. Само-организация. Признаки гражданского общества. Причины, препятствующие обществу стать гражданским.

Формулировать определение понятия «гражданское общество». Объяснять, что такое самоорганизация. Перечислять и характери-зовать основные признаки гражданского общества. Описывать ка-чества, которыми должны обладать люди, чтобы общество было гражданским.




Исторические типы общества:

Доиндустриальное (традиционное) об-щество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество, его особенности. Информационное об-щество. Роль науки, образования, сфе-ры услуг в постиндустриальном обществе. СМИ, их функции.

Классифицировать общества на три типа на основании развития индустрии. Характеризовать доиндустриальное (традиционное) общество. Описывать основные черты индустриального общества. Перечислять и характеризовать основные признаки постиндустриального общества. Объяснять, какое общество считается информационным.




Человек в группе

Человек в группе. Что такое группа? Воздействие группы на ее членов. Групповые ожидания. Социальная пси-хология. Большие и малые группы. Межличностные конфликты. Группы с отрицательной направленностью. Референтные группы. Лидерство в группе.

Характеризовать и сравнивать большие и малые социальные группы. Объяснять, что такое межличностные отношения, как они складываются. Рассказывать, почему возникают межличностные конфликты и как их разрешать. Описывать, что такое социальные группы с отрицательной направленностью. Характеризовать социальную психологию, чем занимается эта наука.




К/р


Систематизировать материал по изученной теме




Человек в семье. Родители и дети.

Понятие семьи. Положение в семье женщины и мужчины. Взаимоотношения в семье. Семейные ценности. Семейные конфликты. Семья и общество. Государственная поддержка семьи. Родители и дети. Почитание родителей. Родительская любовь. Долг детей перед родителями. Защита прав детей в семье.

Характеризовать понятие «семья», ее роль в обществе. Объяс-нять, почему возникают семейные конфликты. Описывать меры государственной поддержки семьи. Объяснять, что такое почита-ние родителей. Описывать, как и в чем проявляется родительская любовь. Характеризовать меры защиты прав детей в семье. Назы-вать закон, нормы которого защищают права детей.




Отношения в обществе.

Социальный статус. Социальная роль. Общественные отношения, их виды. Социокультурные отношения, их участники. Социальные конфликты в обществе и пути их устранения. Межнациональные отношения и конфликты. Пути разрешения межнациональных конфликтов.

Характеризовать структуру общества. Определять социальный статус и социальную роль человека. Классифицировать виды общественных отношений и их участников. Объяснять, что такое социальные конфликты. Описывать их причины и меры урегулирования. Характеризовать межнациональные конфликты, их причины и пути разрешения.




Глобальные проблемы человечества.

Сохранение мира, борьба с терро-ризмом. Экологические угрозы. Прео-доление экономической, социальной, культурной отсталости стран «третьего мира». Демографическая проблема. Ре-шение продовольственной проблемы. Борьба с неизлечимыми болезнями.

Характеризовать глобальные проблемы человечества, их отличи-тельные признаки, пути разрешения. Объяснять, в чем заключа-ется экологическая проблема, какие возникли экологические уг-розы. Характеризовать демографическую проблему, аспекты ее проявления. Описывать глобальную проблему отсталости стран «третьего мира», методы ее преодоления. Рассказывать о борьбе с неизлечимыми болезнями, СПИДом и наркоманией.




К миру без войн.

Причины конфликтов между странами и народами. Позиция пацифистов в защите мира. Что значит «крепить мир»? Народная дипломатия. Пути и средства защиты мира. Междуародно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Международное гумани-тарное право.

Характеризовать глобальную проблему человечества — сохране-ние мира и борьба с терроризмом. Объяснять, почему возникают военные конфликты между странами и народами. Описывать ме-ры по укреплению мира. Формулировать определение понятия «международное гуманитарное право». Называть документы, в которых содержатся нормы международного гуманитарного пра-ва, защищающие жертв вооруженных конфликтов.




Тема III. Человек. Право. Государство (15 ч.)

Что такое гражданин?

Понятие гражданина. История возник-новения понятия. Человек и гражда-нин: общее и особенное. Политико-правовое и нравственное содержание гражданственности. Гражданство. «Принцип крови» и «принцип почвы». Двойное гражданство. Лишение гражданства.

Характеризовать понятие «гражданин». Объяснять смысл понятия «гражданственность», приводить его составляющие. Формулировать определение понятия «гражданство», называть документы, его регламентирующие.




Что такое право?

Значения этого, понятия. Нормы права, их особенности. Что такое закон? Источники права, их виды. Зачем надо знать нормы права?

Формулировать определение понятия «право», его значение. Характеризовать понятие «нормы права» и их признаки. Определять понятие «закон», показывать, как связаны




Система и отрасли права.

Что такое система права? Верти-кальное строение права: отрасль права, институт права, норма права. Гори-зонтальное строение права — класси-фикация по отраслям. Система отрас-лей российского права. Регулятивные и охранительные отрасли права, их характеристика.

Характеризовать систему права. Объяснять строение права по вертикали. Формулировать определение понятия «отрасль права». Давать характеристику понятия «институт права». Объяснять строение права по горизонтали, характеризовать систему отраслей российского права.




Что такое государство? Правовое государство

Признаки государства, основные и до-полнительные. Функции государства, внутренние и внешние. Может ли об-щество обойтись без государства? Идея правового государства. Основ-ные признаки правового государства. Верховенство закона.


Формулировать определение понятия «государство». Классифи-цировать признаки государства на основные и дополнительные, давать их краткую характеристику. Определять понятия «публич-ная власть», «суверенитет». Классифицировать функции государ-ства на внутренние и внешние. Рассказывать о возникновении идеи правового государства. Характеризовать правовое государ-ство. Классифицировать признаки правового государства и харак-теризовать их. Объяснять, что означает верховенство закона. Объ-яснять, почему норма о правовом государстве зафиксирована в Основном Законе нашей страны.




К/р


Систематизировать материал по изученной теме




Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя России

Конституция Российской Федерации. Что такое конституция? Конститу-ционное право. Основы конституцион-ного строя России, его элементы. Фор-мы государственного устройства. Кон-федерация. Федерация. Россия как фе-деративное государство. Сущность разделения властей.

Формулировать определение понятия «конституция». Давать характеристику конституционного права. Рассказывать об основ-ных особенностях Конституции РФ. Раскрывать структуру Кон-ституции РФ, выделять ее основные части. Характеризовать осно-вы конституционного строя России. Объяснять смысл понятия «конституционализм».




Органы государственной власти.

Государственная власть в Российской Федерации. Президент Российской Фе-дерации. Федеральное Собрание. Со-вет Федерации. Государственная Дума. Правительство Российской Федерации. Судебная власть, ее структура. Кон-ституционный Суд РФ. Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Прокуратура. Генеральный про-курор РФ. Местное самоуправление.

Объяснять, в чем состоит суть разделения властей. Называть ветви государственной власти РФ и характеризовать их функции. Характеризовать законодательную власть РФ, кто ее осуществляет. Описывать состав и функции исполнительной власти РФ. Объяснять, что такое местное самоуправление.




Государственные символы России:

Герб, гимн, флаг. Зачем государству символы? История государственных символов России.


Рассказывать, что такое государственные символы, какую роль они призваны играть. Рассказывать о Государственном гербе РФ, его истории. Рассказывать о Государственном гимне РФ, его истории. Описывать Государственный флаг РФ, рассказывать о его истории.




Права человека. Гражданские и политические права

Понятия прав и свобод человека. Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Структура прав человека. Сов-ременное понимание прав человека. Правовой статус человека. Консти-туционный статус человека: конститу-ционные свободы человека; конститу-ционные права человека; конституци-онные обязанности человека. Соот-ношение прав и обязанностей. Права человека в Конституции РФ. Право на свободу совести и вероисповедания. Свобода мысли, слова. Право на жизнь. Проблема отмены смертной казни. Политические права. Право на объединение. Право собираться мирно. Процедурные гражданские права. Пра-во на участие в управлении делами государства.

Рассказывать о роли ООН в выработке международных до-кументов о правах человека. Называть и характеризовать договоры, которые входят в Международный билль о пра-вах. Классифицировать международные договоры на основ-ные группы, сравнивать их по силе действия. Объяснять значение Всеобщей декларации прав человека. Классифици-ровать права человека на группы. Объяснять, в чем состоят особенности гражданских прав. Классифицировать основ-ные гражданские права. Характеризовать политические права, что их отличает от других конституционных прав.




Экономические, социальные и культурные права.

Право на экономическую деятель-ность. Право частной собственности, в том числе на землю. Социальные пра-ва. Право на труд и отдых, защиту от безработицы. Право на социальное обеспечение, охрану материнства и детства. Право на образование. Куль-турные права. Право на свободу твор-чества; доступ граждан к духовным и матери-альным ценностям.

Объяснять, какие права и почему относятся к правам первого и второго поколения. Характеризовать экономические права граждан в России. Характеризовать социальные права граждан по Конституции РФ. Перечислять культурные права граждан по Конституции РФ.




Защита прав человека.

Нарушения прав человека: геноид, апартеид, расизм, национализм. Дис-криминация. Нарушения прав в эко-номической и социальной сферах. Международное гуманитарное право. Международные организации в облас-ти защиты прав человека. Средства за-щиты прав человека на внутригосудар-ственном уровне в России. Уполномо-ченный по правам человека (омбудс-мен) при Президенте РФ.

Объяснять, какие нарушения прав человека признаны наиболее опасными. Рассказывать, какую роль в защите прав человека играет ООН. Определять, что такое международное гуманитарное право. Рассказывать о международных правозащитных организациях, их целях и функциях. Рассказывать о защите прав человека в России. Объяснять, какие гарантии прав и свобод человека содержатся в Конституции РФ.




Правоохрани-тельные органы

Адвокаты. Прокуроры. Судьи. Органы внутренних дел. Полиция. Нотариусы.

Объяснять, в чем состоят функции адвоката. Характеризовать полномочия прокурора. Представлять функции прокуратуры. Рас-сказывать о правовом положении и деятельности судей. Характе-ризовать функции полиции, ее подразделений. Описывать обязан-ности, возложенные на нотариусов.




Правовая культура

Правовая культура общества. Правовая культура человека — основной резуль-тат правового образования. Антикуль-тура. Правовое образование. Правовой нигилизм. Правовой цинизм. Как обрести правовую культуру.

Характеризовать правовую культуру общества, что она включает. Формулировать, в чем выражается правовая культура человека. Определять понятие «правосознание». Характеризовать правовой нигилизм и правовой цинизм. Рассказывать, как можно обрести правовую культуру.




Итоговая к/р


Систематизировать и активизировать материал, изученный за год






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!