СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена в соответствии с УМК Боголюбовой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 8 класс»

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию в 8 классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предметам (Обществознание 5–9 классы. М.: Просвещение, 2012), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);

- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),

-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,

-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,

-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).

-Фундаментального ядра содержания общего образования

-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения

-примерной программы основного общего образования по обществознанию в соответствии с ФГОС основного общего образования для 5-9 классов М.Просвещение (2011г);

- рабочей программы основного общего образования по обществознанию предметной линии учебников под редакцией Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2011г);


В соответствии с ООП ООО каждый школьный предмет, а в первую очередь обществознание, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение. Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся. На втором этапе курса для старших подростков (8—9 клас­сы) все его содержательные компоненты (социально-психо­логические, морально-этические, социологические, экономи­ческие, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.


Целью этого курса является:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лег), её познавательных интере­сов, критического мышления в процессе восприятия социаль­ной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности» гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; привер­женности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обще­стве; основных социальных ролях; о позитивно оценивае­мых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отно­шений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической' и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми раз­личных национальностей и вероисповеданий; самостоятель­ной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

При изучении курса решаются следующие задачи:

- приобретение основ общеведческих знаний и умений;

- содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества;

- помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;

- овладение обобщенными способами мыслительной и творческой деятельности;

- освоение концепций (учебно-познавательной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно-технологической).


II. Общая характеристика учебного предмета

«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Курс «Обществознание» для 5 - 7 классов явля­ется пропедевтикой курса «Обществознание» для 8—9 классов. Общая логика распределения в нем учебного материала — линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов всех курсов, — антропоцентрический. В процессе изучения обществознания в 8 классе планируется комплексно рассматривать основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Одни темы являются оригинальными, другие служат введе­нием к раскрытию родственных тем в последую­щих курсах. Работая по курсу «Обществознание», школьники получают образовательную информа­цию, которая, во-первых, помогает им легче, есте­ственнее «войти» в содержание последующих кур­сов в конце основной и в средней школе, а во-вто­рых, имеет выраженное воспитательное значе­ние.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учеб­ным содержанием данного предмета предполагают использова­ние разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществозна­нию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие рас­крытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положе­ний, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдени­ями детей и с их уже сложившимися представлениями (а воз­можно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одо­бряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с по­зиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном про­цессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы при­звана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.


III. Место учебного предмета «Обществознание 8 класс» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение обществознания в 8 классе отводится 35 часов, из часов федерального компонента, из расчета 1 час в неделю.


IV. Ценностные ориентиры содержания предмета

Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т.е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальны ролях человека в современных общественных условиях.

Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.

Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из неге необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни


V. Планируемые результаты освоения курса «Обществознание 8 класс»

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


VI. Содержание учебного предмета, курса

В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного обще­ства и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность по­знакомиться с функционированием в обществе системы обра­зования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических по­нятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообраз­ных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимуще­ство отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — эко­номическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специ­альное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безра­ботицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, меж­национальные отношения. На их основе характеризуются со­циальные отношения в современном обществе.

Личность и общество – 5 часов

Отличие человека от других живых существ. Социальное и биологическое в человеке. Способность мыслить. Виды деятельности: игра, учеба, труд. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Ноосфера. Человек – венец природы? Человек как звено в развитии природы. Общество. Основные сферы общественной жизни. Общественные отношения. Мировое сообщество. Ступени развития общества. Социальные нормы, типы общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в 21 веке. Глобальные проблемы современности. Быть личностью. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества.

Сфера духовной культуры – 8 часов

Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Развитие культуры современной России. Мораль и нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло. Понятие моральный выбор. Свобода – это ответственность. Моральное знание и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование. Наука. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания. Искусство как форма духовной культуры. Художник. Композитор. Артист. Многообразие видов искусств. Литература. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Киноискусство. Фотография Влияние искусства на развитие личности. Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры.

Социальная сфера – 7 часов

Что такое социальная структура. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола. Семья как малая группа. Функции семьи: репродуктивная, воспитательно-образовательная, хозяйственно-образовательная, рекреативная, духовно-нравственная, первичного социального контроля, эмоционально-психологическая. Основные роли членов семьи. Семейные ценности. Отношения между нациями. Отношения к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Какое поведение считают отклоняющимся. Алкоголизм и наркомания. Какое поведение считают отклоняющимся. Алкоголизм и наркомания. Социальная политика государства. Политика формирования доходов населения. Пенсионное обеспечение. Социальная защита населения. Развитие социальных ролей.

Экономика – 15 часов

Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость. Нужно ли регулировать производство? Экономическая система и ее функции. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложения на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Роль предпринимательства в экономики. Цели фирмы и ее основные организационно – правовые формы. Индивидуальное частное предприятие. Акционерное общество. Малое предпринимательство. Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Банк. Банковские услуги, предоставляемые государством: депозит, банковский кредит, потребительский кредит, целевой кредит. Микрофинансовые организации. Абмен валюты. Дебетовая карта. Кредитная карта. Дистанционное банковское обслуживание. Онлайн-банкинг Страхование. Причины страхования. Перечень страховых услуг: страхование имущества, страхование ответственности, страхование жизни. Страховой полис. Финансовая грамотность. Безработица – спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Профессионализм. Современный работник. Современный рынок труда. Требования работодателя к работнику. Выбор жизненного пути. Профессиональное самоопределение.

VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:

К концу обучения в восьмом классе ученик должен

знать/понимать:

-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

-сущность общества как формы совместной деятельности людей;

-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.



уметь:

-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

-первичного анализа и использования социальной информации;

-сознательного неприятия антиобщественного поведения.


VIII. Критерии и нормы оценок в основной школе по обществознанию

Устный ответ

Оценка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

• логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

• сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

• сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

• применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

• оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Оценка «4» выставляется в том случае, если учащийся

продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

• верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;

• продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

• не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

• дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

• дал ответы на уточняющие вопросы.

Оценка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

• делает элементарные выводы;

• путается в терминах;

• не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

• не может аргументировать собственную позицию;

• затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

• справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Оценка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• не раскрыл проблему;

• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);

• Или информацию представил не в контексте задания

• Или отказался отвечать.

Критерии оценивания письменных работ:

Оценка «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

Оценка «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание  основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Оценка «3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

 Оценка «2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

IX. Перечень контрольных, проверочных, практических и др. работ по обществознанию в 8 классе

п/п

Вид контроля

Количество

1.

Проверочная работа

5


X. Материально техническое обеспечение учебного предмета

Электронные ресурсы

1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html

2. http://socio.rin.ru/

3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.

4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Технические средства обучения

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Экран (на штативе или навесной).

4. Принтер.

5. Выход в интернет.

Учебно – методический комплекс для учащихся

1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 271 с.

2. Обществознание. 8 класс: Рабочая тетрадь; О. А. Котова, Т. Е. Лискова – М. Прсвещение, 2014. - 111 с.

Учебно-методические средства обучения:

№. п/п

Класс

Автор и название пособия

Издательство и год выпуска

1.

8

Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс. : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования

М.: Просвещение, 2014.

2.

8

Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс / Сост. А. В. Поздеев.

М.: ВАКО, 2014.

Программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения); и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 271 с.


Календарно – тематическое планирование обществознание 8 класс

урока

Тема урока

Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

Личность и общество – 5 часов

1.

Что делает человека человеком.

Отличие человека от других живых существ. Социальное и биологическое в человеке. Способность мыслить. Виды деятельности: игра, учеба, труд.

Знать: виды деятельности, понятие человек, становление личности.

Уметь: делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; аргументировать своё отношение к проявлению человека как личности вне общества; анализировать социальную ситуацию; соотносить мировоззрение и жизненные ценности; называть признаки человека, характеризующие его как личность и как индивидуальность

Устный опрос



2.

Человек, общество, природа.

Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Ноосфера. Человек – венец природы? Человек как звено в развитии природы.

Знать: понятие природа, ноосфера, основы учения Вернадского о биосфере.

Уметь: делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; отвечать на вопросы о разумном и неразумном отношения человека к природе.

Устный опрос
Работа с текстом учебника по вопросам



3.

Общество как форма жизнедеятельности людей.

Общество. Основные сферы общественной жизни. Общественные отношения. Мировое сообщество. Ступени развития общества. Социальные нормы, типы общества.

Знать: понятия общество, общественные отношения, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообществ.о

Уметь: находить характеристику, приводить примеры, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал; социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество

Устный опрос
Работа с текстом учебника по вопросам



4.

Развитие общества.

Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в 21 веке. Глобальные проблемы современности.

Знать: понятия и термины: социальный прогресс и регресс, реформы и революции основные положения урока: Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы.

Уметь: выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР; пояснять сущность социального прогресса, включающего  в себя экономический, технический и культурный прогресс; 

Устный опрос Творческое задание



5.

Обобщающий урок по теме: «Личность и общество».

Быть личностью

Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества.

Уметь: Объяснять основные понятия темы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Тестовые задания



Сфера духовной культуры – 8 часов

6.

Сфера духовной жизни.

Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Развитие культуры современной России.

Знать: духовная сфера, культура личности.

Уметь: объяснять связь культуры общества и культуры человека; характеризовать особенности культуры современной России;

Объяснять основные понятия темы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Текущий контроль



7.

Мораль.

Мораль и нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.

Знать: основные положения урока: мораль и нравственность, основные ценности и нормы морали.

Уметь: объяснять назначение морали для людей; характеризовать признаки морали; давать оценку гуманизму как высшей моральной ценности; определять поступки, в которых проявляется любовь к ближнему; сравнивать патриотизм и гражданственность; анализировать социальные ситуации

Опрос



8.

Моральный выбор – это ответственность.

Понятие моральный выбор. Свобода – это ответственность. Моральное знание и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Знать: основные положения урока: моральный выбор, свобода.

Уметь: объяснять свободу выбора; сравнивать свободу и ответственность; характеризовать ответственное и безответственное поведение; высказывать своё отношение к гарантии выполнения морального долга

Текущий контроль



9.

Образование.

Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.

Знать: основные положения урока: Приоритетность образования. Основные элементы системы образования в РФ.

Уметь: анализировать социальные ситуации; давать объяснение приоритетности образования; анализировать значимость образования в информационном обществе; называть основные качества человека информационного общества; называть основные элементы образовательной системы РФ; выделять связь между конкурентоспособностью страны и образованием, определять основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества.

Опрос



10.

Наука в современном обществе.

Наука. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки.

Знать: основные положения урока: наука, нравственные принципы.

Уметь: анализировать документы и социальные ситуации; характеризовать науку как особую систему знаний; объяснять роль науки в современном обществе.

Текущий контроль



11.

Религия как одна из форм культуры.

Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Знать: основные положения урока: Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Уметь: давать объяснение принципа свободы совести и вероисповедания; систематизировать материал, составлять таблицу; давать определение религии; знать функции религии; перечислить основные виды религиозных организаций

Устный опрос
Работа с текстом учебника по вопросам



12.

Влияние искусства на развитие личности и общества.

Искусство как форма духовной культуры. Художник. Композитор. Артист. Многообразие видов искусств. Литература. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Киноискусство. Фотография Влияние искусства на развитие личности.

Знать: основные виды искусства; как искусство влияет на развитие личности.

Уметь: описывать художественный образ; приводить примеры произведений различного вида искусств.

Текущий контроль



13.

Обобщающий урок по теме: «Сфера духовной культуры».

Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры.

Знать: основные положения урока: Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор.

Уметь: характеризовать понятия и термины.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



Социальная сфера – 7 часов

14.

Социальная структура общества.

Что такое социальная структура. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.

Знать: основные положения урока: Что такое социальная структура. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения

Уметь: делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Устный опрос Творческое задание



15.

Социальные статусы и роли.

Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола.

Знать: основные положения урока: Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола

Уметь: анализировать документы и социальные ситуации; анализировать статистические данные; объяснять, что определяет статус человека; сравнивать статусы; анализировать статусные позиции молодых в обществе; объяснять закрепление гендерных ролей.

Опрос



16.

Семья как малая группа.

Семья как малая группа. Функции семьи: репродуктивная, воспитательно-образовательная, хозяйственно-образовательная, рекреативная, духовно-нравственная, первичного социального контроля, эмоционально-психологическая. Основные роли членов семьи. Семейные ценности

Знать: основания, на которых семью относят к малой группе общества; функции выполняемые семьей; понятие «семейные ценности».

Уметь: приводить примеры ситуаций, иллюстрирующих какие роли в семье может играть подросток; делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Устный опрос Творческое задание



17.

Нации и межнациональные отношения.

Отношения между нациями. Отношения к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.

Знать: основные положения урока: Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола.

Уметь: анализировать документы и социальные ситуации; сравнивать понятия «нация» и «этнос»; объяснять значение национальных традиций; анализировать заинтересованность народов в сотрудничестве; объяснять опасность межнациональных конфликтов; высказать своё мнение о мерах по предотвращению конфликтов; называть нормы по вопросам развития наций и национальных отношений в законах России

Текущий контроль



18.

Социализация личности и отклоняющееся поведение

Какое поведение считают отклоняющимся. Алкоголизм и наркомания.

Знать: основные положения урока: Какое поведение считают отклоняющимся. Алкоголизм и наркомания.

Уметь: анализировать документы и социальные ситуации; анализировать статистические данные; проследить связь между понятиями «социальная норма» и «отклоняющееся поведение»; аргументировать причины и вред алкоголизма и наркомании для человека, общества; приводить примеры позитивного отклоняющегося поведения

Опрос



19.

Социальная политика государства.

Социальная политика государства. Политика формирования доходов населения. Пенсионное обеспечение. Социальная защита населения. Развитие социальных ролей.

Знать: что включает в себя социальная политика государства; почему государство устанавливает единые требования к минимальному размеру оплаты труда.

. Уметь: объяснять особенности страховой и накопительной части пенсий; рассказывать о мерах предпринимаемых государством для защиты материнства и детства.

Текущий контроль



20.

Обобщающий урок по теме: «Социальная сфера».

Социальная сфера. Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение.

Знать: основные положения темы.

Уметь: характеризовать понятия и термины.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



Экономика – 15 часов

21.

Экономика и её роль в жизни общества.

Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Знать: понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок

Уметь: анализировать документы и социальные ситуации: систематизировать материал, составлять таблицу; объяснять как экономика зависит от объема и направленности потребностей; показывать как определяется альтернативная стоимость выбора; давать определение понятиям

Устный опрос
Работа с текстом учебника по вопросам



22.

Главные вопросы экономики.

Нужно ли регулировать производство? Экономическая система и ее функции.

Знать: основные положения урока: Экономическая система и ее функции

Уметь: находить решение противоречию между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей; сопоставлять способы координации экономического выбора в различных экономических системах; объяснять особенности функционирования основных экономических систем

Устный опрос Творческое задание



23.

Рыночная экономика.

Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложения на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка.

Знать: основные положения урока: Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложения на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка.

Уметь: объяснять действие спроса и предложения; давать оценку принципа «невидимой руки рынка»; объяснять механизм установления равновесной цены; анализировать документы и социальные ситуации; называть функции рынка

Текущий контроль



24.

Производство – основа экономики.

Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Знать: основные положения урока: Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Уметь: объяснять роль производства в экономике; объяснять значение разделение труда и специализации; анализировать документы и социальные ситуации; называть условия перехода «продукт-товар»

Опрос



25.

Предпринимательская деятельность.

Роль предпринимательства в экономики. Цели фирмы и ее основные организационно – правовые формы. Индивидуальное частное предприятие. Акционерное общество. Малое предпринимательство.

Знать: основные положения урока: Роль предпринимательства в экономики. Отличия предпринимательской деятельности от других форм хозяйствования. Цели фирмы и ее основные организационно – правовые формы. Индивидуальное частное предприятие. Акционерное общество. Малое предпринимательство. - Уметь: называть функции предпринимательства; называть цели фирмы; сравнивать организационно-правовые формы предпринимательства

Устный опрос Творческое задание



26.

Роль государства в экономике.

Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет.

Знать: основные положения урока: Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет.

Уметь: называть способы воздействия государства на экономику;  сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.

Текущий контроль



27.

Инфляция и семейная экономика.

Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Знать: основные положения урока: Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Уметь: называть влияние инфляции на доходы; называть формы сбережения граждан; называть назначение потребительского кредита

Моделирование ситуаций, их анализ промежуточный контроль



28.

Банковские услуги.

Банк. Банковские услуги, предоставляемые государством: депозит, банковский кредит, потребительский кредит, целевой кредит. Микрофинансовые организации. Абмен валюты. Дебетовая карта. Кредитная карта. Дистанционное банковское обслуживание. Онлайн-банкинг.

Знать: какие финансовые услуги банки предоставляют гражданам; понятия6 депозит, дебетовая карта, кредитная карта, потребительский кредит.

Уметь: называть формы дистанционного банковского обслуживания, характеризовать их; защищаться от финансовых мошенников.

Опрос



29.

Страховые услуги.

Страхование. Причины страхования. Перечень страховых услуг: страхование имущества, страхование ответственности, страхование жизни. Страховой полис. Финансовая грамотность.

Знать: понятия: страхование, страхователь, страховщик, страховка, страховая выплата, страховой полис; что необходимо для страховой выплаты.

Уметь: объяснять, кого можно считать финансово грамотным человеком; перечислять виды страховых услуг.




30.

Рынок труда и безработица.

Безработица – спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Знать: основные положения урока: Безработица – спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Уметь: делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Текущий контроль



31.

Современный работник.

Профессионализм. Современный работник. Современный рынок труда. Требования работодателя к работнику. Выбор жизненного пути. Профессиональное самоопределение.

Знать: основные требования предъявляемые работодателем к работнику; сто ценят руководители у своих подчиненных; в чем преимущества профессионализма; как связан выбор жизненного пути и выбор профессионального пути.

Уметь: делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Моделирование ситуаций, их анализ промежуточный контроль



32.

Обобщающий урок по теме: «Экономика».

Основные положения изученного материала.

Знать: основные положения изученного материала. Уметь: давать определение понятий, Объяснять основные понятия темы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных

Контроль, оценка и коррекция знаний



33.

Итоговый урок

Основные положения изученного материала.

Знать: основные положения изученного материала. Уметь: давать определение понятий, Объяснять основные понятия темы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных

Контроль, оценка и коррекция знаний



34-35.

Повторение

Основные положения изученного материала.

Знать: основные положения изученного материала. Уметь: давать определение понятий, Объяснять основные понятия темы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных

Контроль, оценка и коррекция знаний








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!