Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
2. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
3. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ « СШ №16»;
4. Л.Н. Боголюбов. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, 5- 9 классы, М., «Просвещение», 2015 г.
5. На основе концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы от 24.12.2018г.
И отражает идеи и положения:
1. Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России
2. Программы формирования универсальных учебных действий.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по обществознанию разработана для 9 класса.
Программа рассчитана на 35 часов по 1 часу в неделю (35 учебных недель).
Учебно – тематический план.
№ П.п | Тема | Количество часов | В том числе |
Лабораторные, практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Политика | 11 | | |
3 | Право | 23 | | |
4 | Итого | 35 | | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Обучающийся научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина;
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;
аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Содержание учебного предмета
Введение. Введение в курс обществознание.
Политика ‑ 11 часов.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право ‑ 21 час.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Повторение по теме «Право».
Итоговое повторение по предмету «Обществознание» 9кл.
Тематическое планирование
№ П.п | Тема урока | Кол– во часов | Дата |
1 | Введение. Вводный инструктаж ИОТ №7. | 1 | |
| «Политика» (11 ч.) | | |
2 | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. | 1 | |
3 | Государство, его отличительные признаки. | 1 | |
4 | Политический режим. | 1 | |
5 | Правовое государство. | 1 | |
6 | Гражданское общество. Местное самоуправление. | 1 | |
7 | Участие граждан в политической жизни. | 1 | |
8 | Практическая работа «Школа молодого избирателя». | 1 | |
9 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. | 1 | |
10 | Средства массовой информации. | 1 | |
11 | Роль СМИ в предвыборной борьбе. | 1 | |
12 | Проверочная работа по теме «Политика». | 1 | |
| «Право» (23 ч.) | | |
13 | Право, его роль в жизни человека, общества и государства. | 1 | |
14 | Понятие правоотношения. | 1 | |
15 | Понятие правонарушения. | 1 | |
16 | Правоохранительные органы. | 1 | |
17 | Конституция - основной закон РФ. | 1 | |
18 | Основы конституционного строя РФ. | 1 | |
19 | Проверочная работа по теме: «Конституция РФ» | 1 | |
20 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | 1 | |
21 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребёнка. | 1 | |
22 | Проверочная работа по теме: «Права и свободы граждан». | 1 | |
23 | Гражданские правоотношения. | 1 | |
24 | Право на труд. Трудовые правоотношения. | 1 | |
25 | Семейные правоотношения. | 1 | |
26 | Административные правоотношения. | 1 | |
27 | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 | |
28 | Социальные права. | 1 | |
29 | Проверочная работа по теме: «Социальные права». | 1 | |
30 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | |
31 | Проверочная работа по теме: «Международная правовая защита». | 1 | |
32 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | |
33 | Проверочная работа по теме «Право». | 1 | |
34 | Повторение по теме «Право». | 1 | |
35 | Итоговое повторение по предмету «Обществознание» 9 кл. | 1 | |