Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Гранитный»
Новоорского района Оренбургской области
« Рассмотрено» «Проверила» «Утверждаю»
на заседание ШМО заместитель директора по УВР Директор
протокол № 1 МБОУ «СОШ п.Гранитный» МБОУ «СОШ п.Гранитный.»
от «____» августа 2019 г от «____ » августа 2019г. от «_______» августа 2019 г
Руководитель ШМО ______________ Ракова Н.В.. _________ Осипова И.Д. _____________Айбулова С.Б..
Рабочая программа по обществознанию
9класса
Автор Л.Н.Боголюбов, Л.Ю. Лазебникова
1час в неделю
Учителя истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Баталовой Татьяны Викторовны
Программа принята
на педагогическом совете
Протокол № __
от «__» _________ 2019
2019 -2020учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Метапредметные результаты
1) уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2) объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив, анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) уметь выделять существенную информация из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять:
а)анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
б) синтез как составление целого из частей;
в) сравнение, классификацию по заданным критериям;
8) уметь выдвигать гипотезы и их обоснование; формулировать проблемы; самостоятельно находить способы решения.
9) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
10) умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
11) выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
Предметные результаты
1)иметь относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2) знать ключевые понятия базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологи, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
3) уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
4)понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
5) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
6) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
7) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних, понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
8) понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
9) умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении;
10) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
11) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения
Личностные результаты:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
1)формирование основ гражданской идентичности личности;
2)формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;
3) развитие самооценки личности;
4)развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
5)формирование мотивов достижения и социального признания;
6)формирование границ собственного знания и «незнания»;
7)знание основных моральных норм;
8)ориентация на выполнение моральных норм;
9)способность к решению моральных проблем;
10)оценка своих поступков.
11) формирование ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны.
Коммуникативные результаты:
1)понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
2)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
3)уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; контролировать действия партнера
4)уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, владеть диалогической формой речи;
5)уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
адекватно воспринимать оценку учителя;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;
Содержание курса
1.Введение (1 ч)..
Как работать с учебником. Повторение материала за курс 6- 8 класса.
2.Входная диагностика (1ч)
Проверка ЗУН на начало учебного года. За счет резервного времени
3.Тема 1. Политика(11ч).
По программе 9 часов. 2 часа добавлено за счет резервного времени.
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство. Его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
Влияние СМИ на политическую жизнь.
4.Контрольная работа за 1 полугодие (1 ч)
За счет использования резервного времени
Проверка ЗУН за 1 полугодие
5. Тема 2. Право (18ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частичное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Права и свободы человека и гражданина РФ.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.Правовое регулированиеотношенийв сфере образования.
6.Повторение. Итоговый контроль(2ч)
Подготовка к ГИА. За счет использования резервного времени
Тематическое планирование учебного материала
№ | Тема раздела | Количество часов | Семинары | Практикум | Контрольные работы |
1 | Введение. Входная диагностика | 2 | | | 1 |
2 | Политика | 11 | 1 | 1 | |
3 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | | | 1 |
4 | Право | 18 | 1 | 2 | |
5 | Итоговая контрольная работа. Подготовка к ОГЭ. | 2 | | | 1 |
| Итого | 34 | 2 | 3 | 3 |
Календарно-тематический план по курсу «Обществознание» для 9-го класса
34 часа
№ | Дата | Название раздела, тема | Тип урока | Виды деятельности | д/з | Корректировка |
1 | | Введение в курс | Изучение нового материала | Работа с текстом учебника «Проверим себя» Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. | Учебник СТР.4-5 Повторение курса за 8класс. Определения. | |
2 | | Входная диагностика | Контрольный урок | Самостоятельная работа Тесты | Повторить «Основные сферы жизни общества» | |
| |
3 (31) | | Урок 1 Политика и власть | Урок - исследование | Характеризовать и конкретизировать примерами политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Характеризовать понятия власть и политика, ее роль в жизни общества. | § 1. Рабочая тетрадь вопросы к параграфу | |
4 | | Урок 2 Государство | Комбинированный | Раскрывать смысл понятия «Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы Раскрывать признаки суверенитета. | §2. Рабочая тетрадь вопросы к параграфу | |
5 | | Урок 3 Формы государства | Изучение нового материала | Различать формы правления и государственного устройства | §2. Рабочая тетрадь вопросы к параграфу | |
6 | | Урок 4 Гражданство | Практический урок | Понятие гражданство. Способы приобретения гражданства. | §2. Рабочая тетрадь вопросы к параграфу | |
| | Урок 5 «Политические режимы» | Комбинированный | Выделять существенные признаки Политических режимов. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Сопоставлять различные типы политических режимов | §3, учебный проект «Идеальное государство» | |
8 | | Урок 6 Правовое государство | Комбинированный | Раскрывать принципы правового государства.Характеризовать ветви власти; объяснять смысл понятия «право выше власти»; осуществлять поиск социальной информации; работать со схемой. | §4. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
9 | | Урок7 Признаки правового государства | | Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства | §4. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
10 | | Урок8. Гражданское общество и государство | Урок-практикум | Раскрывать основные признаки гражданского общества.Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ Объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением; работать с документом по заданному алгоритму | §5. Рабочая тетрадь, задание рубрики «В классе и дома» | |
11 | | Участие граждан в политической жизни | Комбинированный | Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизм | §6. Рабочая тетрадь, задание рубрики «В классе и дома» | |
12 | | Политические партии и движения | Семинар | Называть признаки политических партий и общественных движений. авизировать текст, объяснять смыл понятий; объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения; анализировать роль политических партий и общественных движений в современном мире | §7. Рабочая тетрадь 5, вопросы к параграфу | |
13 | | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Политика» | Повторения и обобщения | Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме | Подг к к.р. | |
14 | | Контрольная работа за 1 полугодие | Проверка ЗУН | | Найти в интернете понятие «Право» | |
Право 18 часов |
| |
15 | | Право | Изучения нового материала | Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства Характеризовать основные положения главы «Политика». Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные | §8. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
16 | | Правоотношения | Урок-практикум | Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица, юридические действия, правомерные к противоправные юридические действия, события Объяснять основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы. Выделять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права | §9. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
17 | | Субъекты правоотношений | Лабораторный урок | Характеризовать субъекты правоотношений; работать с правовыми документами по заданному алгоритму. Выделять причины отличий правоотношение от других социальных отношений. | §9. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
18 | | Правонарушения Юридическая ответственность | Урок-практикум | Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности Характеризовать признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности. Решать практические задачи; определять виды юридической ответственности; работать с документами; на основе ранее изученного материала; решать проблемные задачи | §10. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
19 | | Правоохранительные органы | Комбинированный | Различать правонарушение и правомерное поведение. Определять принцип правосудия; анализировать действия правоохранитель ных органов; решать проблемные задачи | §11. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
20 | | Конституция Российской Федерации. | Урок-практикум | Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции. | §12 Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
21 | | Основы конституционного строя РФ | Лабораторная работа | Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя | §13. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
22 | | Что такое права человека | Уроки лабораторного типа | Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека.Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ | §14 Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
23 | | Права и свободы человека и гражданина | Комбинированный урок | Выделять особенности юридических норм (прав человека). Характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму | §15. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
24 | | Гражданские правоотношения | Комбинированный | Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды гражданско-правовых договоров; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий. | §16. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
25 | | Виды договоров | Урок практикум | Называтьправа и обязанности входящие в трудовой договор, Характеризовать значение дисциплины труда. Анализировать документы, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения | §16. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
26 | | Право на труд. Трудовые правоотношения | Уроки с элементами деловая игра | Трудовые правоотношения Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Трудовые правоотношения Анализировать документы, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения | §17. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
27 | | Семейные правоотношения | Уроки с элементами деловая игра | Семейные правоотношения. Семейный кодеке РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей Анализировать права и обязанности супругов, родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять нужна ли человеку семья. | §18. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
28 | | Административные правонарушения 14 | | Характеризовать особенности административных правонарушений. Определять, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений | §19. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
29 | | Уголовно-правовые отношения | Урок исследование | Основные понятая и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних | §20. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
30 | | Социальные права Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Урок деловая игра | Характеризовать особенности и значение международного гуманитарного права; работать с документами. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Раскрывать смысл понятия «военные преступления». | §21. §22. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
31 | | Правовое регулирование отношений в сфере образования | Урок исследование | Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность Знать, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни; что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей. Уметь анализировать модернизацию современного образования; характеризовать основные принципы Конвенции о правах ребенка; работать с документами | §23. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу | |
32 | | Контрольный урок | Урок контроля | Проверить ЗУН | Решу ОГЭ | |
| |
33 | | Систематизация знаний по теме «Право» | Урок обобщения | Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме | Подготовка к ОГЭ | |
34 | | Подготовка к ОГЭ | Повторения, обобщения знаний | Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме | Повторение | |
Литература.
- для учителя:
- «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И. (М.: Просвещение, 2014 г);
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011
- Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2018г;
- Боголюбов Л.Н. Обществознание в тестах и заданиях. 9 класс. М.: Просвещение, 2018
Для обучающихся:
1. «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И. (М.: Просвещение, 2014 г);
2. Рабочая тетрадь. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.
(М.: Просвещение, 2016 г);
3. Справочник школьника. Под ред./ Барабанова В.В. (М.: Астрель, 2017г.)
Электронные образовательные ресурсы
1. Архив презентации PowerPoint. – Режим доступа : http://power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11
2. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru
3. Виртуальный кабинет истории и обществознания. – Режим доступа : http://ant-m.ucoz.ru
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http:// schoolcollection.edu.ru
5. Интернет-портал «Рrо школу.ru». – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru/user/Safonova50/ folder/13727
6. Презентации PowerPoint (обществознание). – Режим доступа : http://mirppt.ucoz.ru/index/ prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13
7. Презентации по обществознанию. – Режим доступа : http://pravo48.narod.ru/PREZENTAZII.htm
8. Справочно-информационный интернет-портал. – Режим доступа : http://www.gramota
9.Учебное электронное издание – Обществознание 6 – 11, издательство «Дрофа»
19