СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию 9 класс, УМК Боголюбова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 9 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Асановская средняя общеобразовательная школа имени Т.К. Борисова»


Рассмотрена

Руководитель ШМО

_______/__________

Протокол №_____от

«__» __________20__г



Принята

на заседании

педагогического совета

протокол №____от

«__» __________20__г



«Утверждаю»

Директор МКОУ

«АСОШ

им. Т.К. Борисова»

_________Крылова Т. Ф.

Приказ №__________от

«__» __________20__г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

9 класс









Составитель:

Моисеева Антонида

Николаевна,

Квалификационная категория:

I категория














2021-2022 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа предмета «Обществознание» для 9 класса разработана на основе:

  • Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577;

  • Авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9 классы». - М.: Просвещение, 2014;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «АСОШ им. Т.К. Борисова»;

  • Учебного плана основного общего образования МКОУ «АСОШ им. Т.К. Борисова» на 2021-2022 учебный год.


Программа ориентирована на использование учебника

«Обществознание. 9 класс». Учебник для общеобразовательных организаций/ Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М., Просвещение, 2019.

Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минпросвещения от 28.12.2018 г. №345)


Цели и задачи преподавания обществознания в 9 классе

Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

• осознание общероссийской идентичности, воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности;

• формирование ценностных ориентиров и законопослушного поведения на основе правовых норм, гуманистических и демократических ценностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации, становление социального поведения, основанного на уважении закона;

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации (об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина);

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• развитие понимания основных принципов жизни общества, правовых взаимоотношений;

• освоение теоретических знаний и приобретение опыта их применения для определения активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных и гражданско-правовых отношений (адекватных возрасту обучающихся), межличностных отношений (включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп);

• формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

• освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным и общественно-правовым явлениям и процессам;

• развитие социального и правового кругозора, формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;

• развитие навыков использования компьютерных технологий для обработки и передачи информации, презентации результатов работы, познавательной и практической деятельности.


Предмет «Обществознание» изучается в 9 классе в качестве обязательного предмета в общем объеме 34 часов (при 34 неделях учебного года)



















































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

-личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

-метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:

  • формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

  • понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

  • владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

  • осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

  • приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

-предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по обществознанию в 9 классе

Выпускник научится:

Политическая сфера жизни общества

  • объяснять роль политики в жизни общества;

  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

Гражданин и государство

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

  • раскрывать достижения российского народа;

  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Основы российского законодательства

  • характеризовать систему российского законодательства;

  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

  • характеризовать гражданские правоотношения;

  • раскрывать смысл права на труд;

  • объяснять роль трудового договора;

  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

Политическая сфера жизни общества

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.






























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Политическая сфера жизни общества

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Гражданин и государство

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Основы российского законодательства

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.



















ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА


  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема раздела, урока

Количество часов

Сроки

  1. Политика (11 ч.)

1.

Политика и власть

1 ч.

07.09

2.

Государство

1 ч.

14.09

3.

Политические режимы.

1 ч.

21.09

4-5.

Правовое государство.

2 ч.

28.09, 05.10

6.

Гражданское общество и государство.

1 ч.

12.10

7.

Участие граждан в политической жизни.

1 ч.

19.10

8.

Политические партии и движения.

1 ч.

26.10

9

Межгосударственные отношения.

1 ч.

09.11

10.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Политика». (КИМ №1).

1 ч.

16.11

11.

Анализ контрольной работы по теме «Политика».

1 ч.

23.11

  1. Гражданин и государство (7 ч.)

12.

Основы конституционного строя РФ.

1 ч.

30.11

13.

Права и свободы человека и гражданина.

1 ч.

07.12

14.

Высшие органы государственной власти в РФ.

1 ч.

14.12

15.

Россия-федеративное государство.

1 ч.

21. 12

16.

Судебная система РФ.

1 ч.

28.12

17.

Правоохранительные органы.

1 ч.

11.01

18.

Практикум по теме «Гражданин и государство»

1 ч.

18.01

  1. Основы российского законодательства (15 ч.)

19

Роль права в жизни человека, общества и государства.

1 ч.

25.01

20-21.

Правоотношения и субъекты права.

2 ч.

01.02, 08.02

22-23.

Правонарушения и юридическая ответственность

2 ч.

15.02, 22.02

24-25.

Гражданские правоотношения.

2 ч.

01.03, 15.03

26.

Право на труд. Трудовые правоотношения.

1 ч.

22.03

27.

Семья под защитой закона.

1 ч.

05.03

28.

Административные правоотношения.

1 ч.

12.04

29.

Уголовно-правовые отношения.

1 ч.

19.04

30.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1 ч.

26.04

31.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1 ч.

10.04

32.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Право». (КИМ №2).

1 ч.

17.05

33.

Анализ контрольной работы по теме «Право».

1 ч.

23.05.

Итоговое повторение (1 ч.)

34

Обобщение курса «Обществознание»

1 ч.

24.05


















ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материально-техническое обеспечение:

1. Компьютер/Ноутбук

2. Проектор

3. Экран

4. Интерактивная доска.

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

1. «Обществознание. 9 класс». Учебник для общеобразовательных организаций/ Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М., Просвещение, 2019.

2. А.В. Поздеев. Поурочные разработки по обществознанию. 9 класс. – М., «ВАКО», 2010 г.

3. А.В Репин Обществознание. 9 класс. Проверочные работы. – Саратов, «Лицей», 2008 г.

4. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание. 8-9 классы» под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т, Кинкулькиной - М, «Просвещение».

5. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс. – М., «ВАКО», 2012 г.

6. Методическое пособие - схемы «Обществознание. 8-9 класс»

Учебно-методический комплект для ученика.

1. «Обществознание. 9 класс». Учебник для общеобразовательных организаций/ Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М., Просвещение, 2019.

Дополнительная литература для учителя и обучающихся.

1. Синова И.В. Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 классы. – СПб, ИД «Литера», 2010 г.

2. - Конституция РФ

- Гражданский кодекс РФ

- Кодекс об административных правонарушениях РФ

- Уголовный кодекс РФ

- Семейный кодекс

- Трудовой кодекс

Интернет-ресурсы

http://www.school.edu.ru - Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.proshkolu.ru/ - школьный интернет-портал, предметные клубы учителей.

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://ru.wikipedia.org/wiki - свободная энциклопедия

http://his.1september.ru/urok/index.php - Сайт "Я иду на урок истории и обществознания" создан на основе материалов журнала "История" издательского дома "Первое сентября"

http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»




















КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается тремя баллами;

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания оценивается отрицательно, отметкой «2»


Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;

  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;

  • полное отсутствие активности - отметка «2»


Критерии оценки по обществознанию за письменные работы

  • Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью;

  • Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

  • Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

  • Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.


Критерии оценки тестового задания:

  • 90-100% - отлично «5»;

  • 70-89% - хорошо «4»

  • 50-69% - удовлетворительно «3»;

  • менее 50% - неудовлетворительно «2».


Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

  • полное отсутствие работы - отметка «2».












КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Приложение №1

Контрольная работа по теме «Политика»

Часть 1. Выберите правильный вариант ответа (За каждый правильный ответ 1 балл, всего – 10 баллов).

1. Что не входит в политическую власть?

А) Государственная Дума. Б) Совет Федерации. В) Право. Г) Президент.

2. Какое положение не относится к роли политики в жизни общества?

А) улучшение условий жизни населения. Б) товарно-денежные отношения.

В) принятие новых законов. Г) развитие политических режимов.

3. Какую роль играют СМИ в политике?

А) никакую. Б) освещают основные политические события.

В) производят товары и услуги. Г) дают образование.

4. Какой из этих признаков не относится к государству?

А) Публичная власть. Б) Налоговые сборы. В) Суверенитет. Г) Наличие множества наций.

5. При конституционной монархии власть монарха будет ограничена:

А) Деятельностью Парламента. Б) Семьей монарха. В) Отношениями с другими странами. Г) Ничем.

6. Какие из приведенных ниже стран являются парламентскими республиками:

А) Россия, Германия, Южная Корея. Б) Германия, Армения, Италия.

В) Китай, Япония, Великобритания. Г) КНДР, Южная Корея, Монголия.

7. Что такое гражданство?

А) Устойчивая связь человека и государства. Б) Развитие экономических отношений.

В) Принятие нового закона. Г) Ничто из вышеперечисленного.

8. Какого политического режима не существует:

А) Тоталитарного. Б) Демократического. В) Охлократического. Г) Авторитарного.

9. Деление власти в государстве на три ветви (законодательную, исполнительную, судебную) свойственно для:

А) Авторитаризма. Б) Демократии. В) Охлократии. Г) Тоталитаризма.

10. Совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества, это:

А) Гражданское общество. Б) Парламентская республика.

В) Федеративное государство. Г) Абсолютная монархия.


Часть 2. Дайте письменный вариант ответа (за каждый правильный ответ 2 балла, всего - 24 балла).

1. Как называется российский парламент? Из скольких палат он состоит, назовите их.

2. Перечислите все формы государственно-территориального устройства

3. Дайте характеристику тоталитарному политическому режиму

4. Что такое выборы?

5. Что такое референдум?

6. Для чего созданы общественно-политические движения?

7. Укажите название российского государственного органа, который возглавляет судебную ветвь власти в РФ.

8. Как называется должность главы российского правительства

9. Перечислите формы правления

10. Для чего государство собирает налоги?

11. Как называется основной закон РФ? Когда он был принят?

12. Опишите, что такое унитарное государство


Критерии оценивания:

0 – 16 баллов – «2»; 17-24 балла – «3»; 25-30 баллов – «4»; 31-34 балла – «5»

Ответы

Часть 1: 1 – В 2 – Б 3 – Б 4 – Г 5 – А 6 – Б 7 – А 8 – В 9 – Б 10 – А

Часть 2.

1. Федеральное собрание. Состоит из 2-х палат: Совет Федерации (верхняя) и Государственная Дума (нижняя).

2. Унитарное государство, федерация и конфедерация.

3. При тоталитарном политическом режиме реальная власть принадлежит только одной партии, сросшейся с государством. В стране однопартийность. Оппозиция запрещена. Установлена единственная разрешенная идеология. Глава партии является фактическим лидером государства. Вся жизнь общества контролируется. Никакой свободы слова и мысли. Печать, СМИ, образование под жестким контролем государства.

4. Процедура избрания высших должностных лиц путем прямого всеобщего голосования.

5. Процедура решения важных государственных вопросов путем прямого всеобщего голосования.

6. Они созданы с целью представления и отстаивания интересов общества на государственном уровне.

7. Верховный Суд РФ.

8. Премьер-министр.

9. Республика, монархия.

10. Налоги необходимы государству для решения разнообразных задач, а также на содержание государственного аппарата.

11. Конституция РФ, принята 12 декабря 1993 года.

12. Государство, в котором все субъекты напрямую подчинены государственному центру (столице), не имеют автономии, своих органов управления, языка, геральдики. Выход субъекты такого типа государства из состава страны не имеют права.









































Приложение №2

Контрольная работа по теме «Право»

1 вариант

A1. Отличие права от других социальных норм:

1) всеобщее уважение и исполнение 2) обеспечение силой государственного принуждения

3) регулирование общественным мнением 4) неизменность и постоянство правовых норм

А2. Принцип, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет

доказана судом:

1) категорический императив 2) уголовная ответственность

3) юридическая ответственность 4) презумпция невиновности

А3. По Конституции РФ, единственным источником власти утверждается:

1) народ 2) Президент РФ 3) Государственная Дума 4) Федеральное Собрание РФ

А4. Что подлежит регулированию гражданским правом?

1) нарушения в сфере управления 2) нарушение авторского права

3) вымогательство чужого имущества 4) кража предметов антиквариата

A5. Самое строгое административное наказание:

1) административный арест 2) конфискация имущества 3) обязательные работы 4) условное осуждение

А6. Верно ли, что:

а) светский характер государства означает контроль государства за деятельностью церкви;

б) светский характер государства отделяет церковь от школы?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Верно ли, что:

а) правонарушение-это любое деяние, нарушающее закон;

б) видами правонарушений являются преступление и проступок?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А8. Верно ли, что:

а) ЕГЭ совмещает в себе выпускные экзамены для оканчивающих 11 классов и вступительные экзамены в техникумы, колледжи, институты;

б) конкурс в высшие учебные заведения проводится по результатам ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим выбранной специальности?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. Верно ли, что:

а) наиболее массовая форма социального обеспечения — пенсия по возрасту;

б) право на социальное обеспечение в виде пенсии по возрасту имеют все граждане, достигшие 55 лет?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A10. Верно ли, что:

а) международное гуманитарное право регулирует отношения между государством и гражданами государства противника;

б) цель международного гуманитарного права состоит в защите жизни и достоинства человека в условиях войны?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «суд».

Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) адвокат 2) свидетель 3) фирма 4) прокурор 5) присяжный 6) народный заседатель

В2. Какие дела будут рассматриваться в рамках гражданского права?

1) фирма не успела выполнить ремонт квартиры в срок

2) гражданин А. отказался вернуть долг

3) соседи делали ремонт в своей квартире после 23 часов

4) газета напечатала непроверенный материал о кандидате в депутаты

5) старшеклассник отбирал деньги у младших школьников

6) рабочий завода опоздал на работу

В3. Установите соответствие между элементами.

1) бандитизм

А) тайное похищение чужого имущества

2) грабеж

Б) открытое (в присутствии потерпевшего или других людей) хищение чужого

имущества

3) кража

В) создание устойчивой вооруженной группы в целях нападения на граждан и

организации

2 вариант

A1. Применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение:

1) моральная ответственность 2) юридическая ответственность 3) конституционное право 4) санкция

А2. Кто может не иметь специального юридического образования?

1) народный заседатель 2) судья 3) адвокат 4) нотариус

А3. Право народов на самоопределение означает:

1) право на выход из состава государства

2) право на сепаратизм

3) право на проведение самостоятельной внешней политики

4) право на самостоятельное решение об устройстве управления, о языке, религии.

А4. Совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих отдельную сферу близких по своему характеру общественных отношений:

1) институт права 2) закон 3) отрасль права 4) норма права

А5. Одним из условий заключения брака является:

1) отсутствие близкого родства 2) отсутствие большой разницы в возрасте

3) финансовое равенство 4) равное социальное положение

А6. Верно ли, что:

а) юридические лица всегда создаются в коммерческих целях;

б) правоспособность и дееспособность у физических и юридических лиц возникают по-разному?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Верно ли, что:

а) семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи;

б) семейное право регулирует условия вступления в брак, его прекращение и признание недействительным?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А8. Верно ли, что:

а) среди смягчающих вину обстоятельств — состояние аффекта;

б) смягчающим вину обстоятельством является рецидив преступлений?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. Верно ли. что:

а) дисциплина труда — это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ;

б) соблюдение дисциплины труда — обязанность работодателя?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A10. Верно ли, что:

а) сделки бывают односторонними, двух- или многосторонними;

б) сделки, в которых выражается согласованная воля двух и более сторон, называются договорами?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «правонарушение». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) проступок 2) вина 3) деяние 4) мораль 5) преступление 6) ответственность

В2. Что является льготой для тех, кто совмещает работу с учебой?

1) повышение заработной платы

2) сокращение продолжительности рабочего дня для несовершеннолетних

3) дополнительный отпуск для сдачи экзаменов

4) дополнительное материальное поощрение

5) перевод на другую работу

6) повышение по служебной лестнице

В3. Установите соответствие между элементами.

1) адвокатура


А) система органов, на которые возложены удостоверение сделок, оформление

наследственных прав

2) нотариат


Б) государственная система органов, осуществляющих надзор за исполнением

действующих в стране законов

3) прокуратура


В) объединение юристов-профессионалов, главной функцией которого является

оказание квалифицированной помощи всем, кто в ней нуждается


Критерии оценивания:

Все задания части А оцениваются в 1 балл (всего 10). Все задания части В оцениваются в 2 балла (всего 6). Максимальный балл: 16.

14-16 баллов – 5 «отлично»; 13-11- 4 «хорошо»; 8-12 – 3 «удовлетворительно»; 0-7- 2 «неудовлетворительно»

Ответы

1 вариант

А1-2 А2-4 А3-1 А4-2 А5-1 А6-2 А7-3 А8-3 А9-1 А10-3 В1-3 В2-124 В3. 1В 2Б 3А

2 вариант

А1-2 А2-1 А3-4 А4-3 А5-1 А6-2 А7-3 А8-1 А9-1 А10-3 В1-4 В2-23 В3. 1В 2А 3Б














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!