СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию для детей с ОВЗ 8-9 классы(В.В.Воронкова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит пояснительную записку,содержание курса и тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для детей с ОВЗ 8-9 классы(В.В.Воронкова)»

Обществознание

Пояснительная записка

В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. При этом стоит подчеркнуть, что несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целост­ность, присущую данным областям обществоведческих знаний.

Курс призван способствовать возможно большей самореали­зации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта. Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Отбор содержания произведен с учетом психологических, по­знавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей.

Курс рассчитан на 68 учебных часов (по 34 ч в каждом классе), из которых, в соответствии с деятельностным подходом программы курса, от половины до двух третей материала должно быть пред­назначено для сознательного освоения и закрепления изучаемого материала через ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи, лабораторные и практические занятия. Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуж­даемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, вни­мание школьников.

Примерная схема распределения учебного времени по разделам:

8 КЛАСС

(1 ч в неделю) — 34 ч

Введение — 2ч Раздел I — 15 ч Раздел II — 15 ч Повторение — 2ч

9 КЛАСС

(1 ч в неделю) — 34 ч

Повторение — 2ч

Раздел III — 22 ч

По усмотрению учителя данная примерная схема может быть изменена с учетом возможностей учащихся и конкретных методи­ческих задач раздела.

Повторение — 2ч

Раздел IV — 8 ч

Раздел I

Предполагает общее знакомство учащихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государстве.

Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса и избе­жать сухой непедагогической подачи материала. Содержание темы по­может ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность.

Раздел II

Знакомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основной для всего курса.

Раздел III

Посвящен основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Данная тема носит практический характер и должна быть адаптирована к социальным и психологи­ческим потребностям учащегося коррекционной школы.

В этом разделе ученики должны познакомиться с основами трудо­вого права, семейного, административного, правом на образование.

Раздел IV

В тематику IV раздела отдельно выносятся основы уголовного права и формирование у умственно отсталых школьников правово­го самосознания. Правосудие в стране. Защита граждан.

Содержание материала по разделам, темам

8 КЛАСС (1 ч в неделю) — 34 ч

Введение (2 ч). Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции.

Раздел I. Государство, право, мораль (15 н)

Что такое государство? Основные принципы правового госу­дарства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личнос­ти; разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.

Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и го­сударства. Право и закон. Правовая ответственность (администра­тивная и уголовная). Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрас­ли права.

Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравс­твенные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.

Раздел II. Конституция Российской Федерации (15 ч)

Конституция Российской Федерации — Основной Закон госу­дарства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Фе­дерации. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации.

Повторение —2ч

Тематическое планирование 8 класс

темы

Тема урока


Кол-во часов

Сроки


1

Государство, право, мораль (Понятие «гражданин».


1


2

Появление обычаев в обществе.


1


3

Зарождение государства и права


1


4

Основные принципы правового государства.


1


5

Понятие «право». Роль права в жизни человека, общества и государства.


1


6

Отрасли права.


1


7

Право и закон.


1


8

Правовая ответственность.


1


9

Повторение по теме «Право закон»

и

1


10

Правонарушение.

1


11

Преступление. Признаки преступления.

1


12

Презумпция невиновности.

1


13

Обобщение материала по теме

1




«Право»




14

Понятие «мораль». Основные нормы и функции морали.

1


15

Моральная ответственность.

1


16

Повторение по теме «Мораль». Нравственная основа права.

1


17

Правовая культура.

1


18

Естественные и неотчуждаемые права человека.

1


19

Обобщение материала по разделу «Государство, право, мораль».

1


20

Конституция Российской Федерации Государственные символы России.

1


21

Основной закон государства – Конституция РФ. Органы государственной власти РФ.

1


22

Основы конституционного строя РФ.

1


23

Законодательная власть РФ.

1


24

Исполнительная власть РФ.

1


25

Судебная власть РФ.

1

26

Обобщение материала по теме

«Разделение властей РФ».

1


27

Органы местного самоуправления.

1


28

Правоохранительные органы РФ. Полиция.

1


29

Адвокат. Судьи. Прокурор.

Паспортная служба.

1


30

Избирательная система РФ.

1


31

Институт президентства.

1


32

Гражданство в РФ.

1


33

Обобщение материала по теме «Конституция РФ»

1


34

Итоговый урок

1




9 класс

(1 ч в неделю) — 34 ч

Повторение (2 ч)

Раздел III. Права и обязанности гражданина России (22 ч)

Ответственность государства перед гражданами. Конституцион­ные обязанности граждан.

Основные конституционные права человека в Российской Фе­дерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.

Основы трудового права.

Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная катего­рия. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Перемещение по рабо­те. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения в работе.

Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовер­шеннолетних.

Основы семейного права.

Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домаш­нее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.

Социальные права человека. Жилищные права. Несовершен­нолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Политические права и свободы.

Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеж­дений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.

Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.

Раздел IV. Основы уголовного права (8 ч)

Понятие уголовного права. Преступления — наиболее опас­ные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.

Повторение —4ч

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Что такое государство?

  • Что такое право?

  • Виды правовой ответственности.

  • Что такое правонарушение?

  • Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.

  • Какие существуют основные конституционные права и обязан­ности граждан Российской Федерации?

Учащиеся должны уметь:

  • Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.

  • Оформлять стандартные бланки.

  • Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.

Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти



Тематическое планирование

9 класс

№ п.п

Тема урока

Сроки

1

Права и обязанности гражданина России Государство, нравственность и право.


2

Конституция Российской Федерации


3

Ответственность государства перед гражданами


4

Конституционные обязанности граждан


5

Основные конституционные права человека: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные. Практическая работа №1 с документами (по предложенным заданиям)


6

Труд и трудовые отношения.


7

Трудолюбие как моральная категория


8

Право на труд. Дисциплина труда. Практическая работа №2 Таблица «Сферы жизни общества». Составить словарь темы


9

Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Практическая работа №3

Работа с доку-ментами (по предложенным заданиям


10

Собственность и имущественные отношения.


11

Что значит быть собственником?


12

Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.


13

Роль семьи в жизни человека и общества Практическая работа № 4 «Бюджет»


14

Правовые основы семейных отношений.


15

Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Практическая работа № 5Моделирование поведенческих ситуаций.


16

Права ребенка. Декларация прав ребенка.


17

Социальные права человека. Жилищные права


18

Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений.


19

Право на медицинское обслуживание


20

Право на социальное обеспечение


21

Политические права и свободы


22

Право человека на духовную свободу Практическая работа № 6 «Сферы жизни общества».


23

Право на свободу убеждений.


24

Религиозные верования и их место в современном мире.


25

Свобода совести.


26

Право на образование. Самообразование


27

Система образования в Российской Федерации


28

Куда пойти учиться?


29

Право человека на доступ к культурным ценностям


30

Основы уголовного права Понятие уголовного права Практическая работа №7


31-32

Правоохранительные органы в стране


33

Ответственность несовершеннолетних


34

Итоговый урок