СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию (СОО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом 

среднего общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию (СОО)»

Краснодарский край, Каневской район, станица Привольная

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

имени дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина

муниципального образования Каневской район

(полное наименование образовательной организации)



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

МБОУ СОШ № 13 МО Каневской район

от 31.08.2021 года протокол № 1

Председатель_________ Л. Г. Сонько








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ____________обществознанию______________

(указать учебный предмет)



Уровень образования, класс ___ среднее общее образование, 10-11 класс____


Количество часов: всего ___136__ часов


Учителя: Ткаченко Марина Леонидовна, Супруненко Лариса Ивановна.


Программа разработана в соответствии с федеральным государственным__ образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413)________________________________________________


с учётом примерной основной образовательной программы среднего____ общего образования, одобренной решением федерального учебно _____

методического объединения по общему образованию Протокол от______

28.07.2016 года № 2/16-з_____________________________________________


с учётом УМК Л. Н. Боголюбов. «Просвещение», 2019 г. ________________



1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты обучения Личностные результаты освоения основной образовательной программы отражают сформированность в части:

Патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

- уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, культурному, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Гражданского воспитания:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;

- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

- понимание роли социальных институтов (государства, семьи, церкви, СМИ) в российском обществе и в жизни человека;

- представление о конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина Российской Федерации, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе знания Конституции Российской Федерации и основ российского законодательства;

- представление о способах противодействия коррупции;

- готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Духовно-нравственного воспитания:

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

- осознанное и активное неприятие всех форм антиобщественного поведения и асоциальных поступков;

- свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

- стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:

- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

- овладение основными навыками исследовательской деятельности в познании социальных явлений и процессов;

- установка на осмысление собственного опыта наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности жизни; установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;

- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая

дальнейшие цели;

- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные социально одобряемые формы взаимодействия с другими людьми;

- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

- установка на активное участие в решении практических задач социальной направленности (в рамках семьи, школы, города, края), способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знаний об обществе и общественных отношениях;

- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

- ориентация на применение знаний из социальных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;

- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.


Метапредметные результаты обучения

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания:

1. Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;

- устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения;

- на основе фактов социальной действительности выявлять закономерности и противоречия развития общества;

- выявлять дефицит социальной информации, необходимой для решения поставленной познавательной или практической задачи, и восполнять его путём использования доступных источников информации;

- выявлять причинно-следственные связи при изучении социальных процессов; формулировать аргументированные выводы;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент социальных явлений;

- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

- формулировать гипотезу об истинности собственных суждений об обществе и общественных отношениях и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование отдельных сторон социальной действительности по установлению особенностей и объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

- оценивать полученную в ходе исследования информацию на применимость и достоверность;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие социальных процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе социальной информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать социальную информацию, представленную в различных видах и формах (текст, изображение, диаграмма, схема, таблица и пр.);

- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных источниках социальной информации;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления социальной информации в соответствии с учебной задачей;

- оценивать достоверность социальной информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

- эффективно запоминать и систематизировать информацию.


2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций;

- смягчать конфликты, вести переговоры;

- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

- публично представлять результаты выполненного эксперимента, исследования проекта;

- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.


3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

- делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

- оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

- выявлять и анализировать причины эмоций;

- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

- регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

- признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

- принимать себя и других, не осуждая;

- проявлять открытость себе и другим;

- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.


Предметные результаты обучения

В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:

10 КЛАСС

Выпускник на базовом уровне научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • Выделять черты социальной сущности человека;

  • определять роль духовных ценностей в обществе;

  • распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

  • различать виды искусства;

  • соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

  • выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

  • выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

  • раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

  • различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

  • выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

  • анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

  • различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

  • выявлять особенности научного познания;

  • различать абсолютную и относительную истины;

  • иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

  • выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

  • выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.


Общество как сложная динамическая система

  • Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  • выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

  • приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

  • формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.


Правовое регулирование общественных отношений

  • Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

  • выделять основные элементы системы права;

  • выстраивать иерархию нормативных актов;

  • выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

  • различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

  • обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

  • аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

  • раскрывать содержание гражданских правоотношений;

  • применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

  • различать организационно-правовые формы предприятий;

  • характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

  • давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

  • находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

  • характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

  • иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

  • извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

  • объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.


11 КЛАСС

Экономика

  • Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

  • конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

  • объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;

  • оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;

  • различать формы бизнеса;

  • извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;

  • различать экономические и бухгалтерские издержки;

  • приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

  • различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

  • различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

  • выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;

  • определять причины безработицы, различать ее виды;

  • высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;

  • объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

  • анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

  • приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

  • высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

  • различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

  • различать и сравнивать пути достижения экономического роста.


Социальные отношения

  • Выделять критерии социальной стратификации;

  • анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

  • выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;

  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

  • выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

  • конкретизировать примерами виды социальных норм;

  • характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;

  • различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;

  • определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

  • различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

  • выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;

  • характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;

  • характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;

  • характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

  • высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;

  • формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

  • оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.


Политика

  • Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

  • различать политическую власть и другие виды власти;

  • устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;

  • высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

  • раскрывать роль и функции политической системы;

  • характеризовать государство как центральный институт политической системы;

  • различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;

  • обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;

  • характеризовать демократическую избирательную систему;

  • различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

  • устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;

  • определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

  • конкретизировать примерами роль политической идеологии;

  • раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

  • формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;

  • оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

  • иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

  • различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

10 класс

1. Человек. Человек в системе общественных отношений (26 часов).

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.


2. Общество как сложная динамическая система (11 часов).

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.


3. Правовое регулирование общественных отношений (29 часов).

Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.


4. Заключительные уроки. Итоговое повторение. Контрольная работа за курс 10 класса. Урок представления результатов проектной деятельности.


11 класс

1. Экономика (27 часов).

Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.


2. Социальные отношения (17 часов).

Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.


3. Политика (21 час).

Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.


4. Заключительные уроки (3 часа).

Итоговое повторение. Контрольная работа за курс 11 класса. Урок представления результатов проектной деятельности.


Темы для проектных работ.

10 класс

Человек. Человек в системе общественных отношений.

  • Мой опыт взаимодействия с социальными институтами.

  • Изменились ли мотивы учебной деятельности?

  • Роль игровой деятельности в учебном процессе.

  • Можно ли научить творчеству?

  • Продукты массовой культуры в моём «культурном рационе».

  • Роль образования для достижения успеха в жизни.

  • Тенденции духовной жизни современной России.

  • Тенденции развития современной науки.

Общество как сложная динамическая система.

  • Изменения в жизни общества на примере поколения моих родителей.

  • Нравственные приоритеты поколения молодых.

  • Ценностные приоритеты моего поколения.

  • Информационное общество и эволюция человеческих потребностей.

  • Самое позитивное событие прошедшего тысячелетия.

  • Самые вредные достижения цивилизации.

  • Ценности здорового образа жизни в молодежной среде.
    Стратификация современного российского общества.

Правовое регулирование общественных отношений.

  • Значение прав и свобод человека в зеркале общественного мнения.

  • Реализация права на благоприятную окружающую среду в моём регионе.

  • Защита информации в Российской Федерации: нормативно-правовое регулирование.

  • Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Национальная программа поддержки семьи в современной России.

  • Нормативно-правовое обеспечение реформы образования в Российской Федерации.

  • Нормативно-правовое регулирование охраны лесов в Российской Федерации.

  • Нормативно-правовое регулирование рабочего времени на современном этапе развития трудового права.

  • Подростковая преступность.

  • Особенности заключения и расторжения трудового договора в системе образования.

  • Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.

  • Права ребенка в семье: содержание и защита.

  • Права человека в современной России.

  • Смертная казнь: за и против.

  • Способы защиты трудовых прав в Российской Федерации.

  • Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: сравнительно-правовой анализ.

11 класс

Экономика.

  • Мировой экономический кризис: причины и последствии.

  • Налоговая система современной России.

  • Основные направления экономической политики правительства РФ.

  • Экономические реформы в России.

  • Процесс экономической глобализации. Его истоки, сущность и значение.

  • Товарищество собственников жилья: особенности правового статуса.

  • Уровень и распределение доходов в современной России.

  • Экономические реформы в России.

  • Роль современной России в мировой экономике.

  • Специфика национальной модели рынка в современной России.

Социальные отношения.

  • Влияние межнациональных отношений на развитие российской государственности.

  • Влияние национальных и религиозных традиций на образ жизни.

  • Девиантное поведение.

  • Национальная программа поддержки семьи в современной России.

  • Подростковая преступность.

  • Проблемы демографической ситуации в современной России.

  • Проблемы современной семьи и пути их преодоления.

  • Проблемы социализации молодежи в современных условиях.

  • Пропаганда здорового образа жизни.

  • Социальная сеть как основа современной социальной структуры.

  • Социально-психологические особенности молодёжных субкультур.

    Политика.

  • Влияние СМИ на формирование общественного мнения и их роль в ходе избирательной компании.

  • Идеальная форма правления современного российского государства.

  • Институты гражданского общества в современной России.

  • Механизм современного российского государства.

  • Основные направления политики государства в области культуры.

  • Политические партии в современной России.

  • Политический терроризм в истории России.

  • Построение правового государства в современной России.

  • Развитие парламентаризма в России.

  • Реализация принципа разделения властей в формировании российской государственности.

  • Роль политических партий в формировании и становлении российской государственности.

  • Роль средств массовой информации в демократическом правовом государстве.

  • СМИ и государственная власть в России.

  • Современная демографическая ситуация в России.


Перечень контрольных работ.


10 класс.

1.Контрольная работа по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции».

2.Контрольная работа по теме «Человек в системе общественных отношений».

3.Контрольная работа по теме «Общество как сложная динамическая система».

4.Контрольная работа по теме «Система российского права».

5.Контрольная работа по теме «Правовое регулирование общественных отношений».

6.Контрольная работа за курс 10 класса.

11 класс.

1.Контрольная работа по теме «Экономика».

2.Контрольная работа по теме «Социальные отношения».

3.Контрольная работа по теме «Политика»

4.Контрольная работа за курс 11 класса.



3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


Таблица тематического распределения количества часов.


п//п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Авторская программа

Рабочая программа

10 КЛАСС

1

ГЛАВА I.

Человек. Человек в системе социальных отношений.

-

18

26

2

Глава II. Общество как сложная динамическая система

-

14

11

3

ГЛАВА III. Правовое регулирование общественных отношений

-

28

29

4

ГЛАВА IV. Заключительные уроки

-

10

2

11 КЛАСС

5

ГЛАВА I. Экономика

-

24

27

6

ГЛАВА II. Социальные отношения

-

14

17

7

ГЛАВА III. Политика

-

18

21

8

ГЛАВА IV. Заключительные уроки

-

11

3

9

Резерв

-

3

-


ИТОГО:

136

140

136

Тематическое планирование:


Раздел

Кол-во

ча­сов

Темы

Кол-во

ча­сов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД)

Основные направления воспитательной деятельности

10 класс


ГЛАВА I.

Человек. Человек в системе социальных отношений.


26

Социальная сущность человека.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

Социализация индивида, агенты (институты) социализации.

Мышление, формы и методы мышления.

3

Описывать современные представления о природе чело­века и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни её проявления. Характеризовать человека как личность. Раскрывать сущность процессов самосознания и самореа­лизации. С опорой на личный опыт называть и конкретизировать примерами ориентиры достижения жизненного успеха. Составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Эстетическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое воспитание.



Деятельность – способ существования людей.

Мышление и деятельность.

Мотивация деятельности, потребности и интересы.

2

Раскрывать смысл понятий «потребности» и «деятельность». Описывать представления о потребностях человека, подхо­ды к их классификации.

Характеризовать и конкретизировать примерами, факта­ми, ситуациями сущность деятельности, её мотивы и мно­гообразие. Выделять основания различных классификаций и видов де­ятельности. Находить информацию о деятельности людей в различных неадаптированных источниках и извлекать её. Сравнивать различные подходы к характеристике сознания. Обосновывать единство сознания и деятельности. Объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей.



Познавательная и коммуникативная деятельность.

Познание мира. Формы познания.

Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина.

Виды человеческих знаний.

Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания

4

Излагать сущность различных подходов к вопросу позна­ваемости мира. Выражать собственную позицию по вопросу познаваемо­сти мира и аргументировать её.

Раскрывать смысл понятия «истина». Характеризовать формы познания, критерии истины, виды знаний. Описывать особенности научного познания, его уровни и соответствующие им методы. Объяснять связь и взаимопроникаемость социального и гуманитарного знания, роль коммуникаций в познаватель­ной деятельности. Исследовать практические ситуации, связанные с познани­ем человеком природы, общества и самого себя. Совершенствовать такие универсальные учебные действия, выраженные в умении работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.



Контрольная работа по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции».

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица).




Духовный мир личности.

Духовная жизнь и духовный мир человека.

Общественное и индивидуальное сознание.

Мировоззрение, его типы.

Самосознание индивида и социальное поведение.

Социальные ценности. Мотивы и предпочтения.


5

Раскрывать смысл понятий «духовная жизнь человека», «духовность», «мировоззрение».

Выявлять составляющие духовного мира личности. Описывать возможности самовоспитания в сфере нравственности.

Характеризовать мировоззрение, его место в духовном мире человека. Сравнивать мировоззрение с другими элементами внутрен­него мира личности. Показывать на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека.

Классифицировать типы мировоззрения. Иллюстрировать примерами проявления патриотизма и гражданственности в типичных ситуациях социальной жизни. Взаимодействовать в группе, работать с различными информационными источниками, умения осуществлять поиск информации в Интернете.

Патриотическое воспитание.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Эстетическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.



Свобода и необходимость в деятельности человека.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Свобода и ответственность.

2

Излагать различные трактовки понимания свободы человека. Раскрывать смысл понятий «свобода человека» и «свобод­ное общество». Описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека. Объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе. Выявлять основания свободного выбора. Анализировать различные ситуации выбора в пространстве личной жизни человека, на уровне общества в целом. Характеризовать свободное общество. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения. Оценивать достоверность социальной информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.



Духовная культура общества.


Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь.

Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура.

Мораль. Нравственная культура.

Искусство, его основные функции.

Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.

Естественные и социально-гуманитарные науки.

Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования.

Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

8

Различать понятия «духовная культура» и «материальная культура». Раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «духов­ная культура».

Описывать основные духовные ценности. Характеризовать институты культуры и их функции. Распознавать формы культуры по их признакам. Иллюстрировать примерами многообразие культур, про­явления народной, массовой, элитарной культур, а также субкультур и контркультуры в обществе. Характеризовать народную, элитарную, массовую культуру, этапы её становления. Устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустри­ального общества. Выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры; взаимосвязь культур.

Характеризовать особенности молодежных субкультур, контркультуры. Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная куль­тура личности». Называть моральные категории. Давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям. Характеризовать изменчивость моральных норм, особен­ности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе. Давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям. Иллюстрировать примерами ситуации морального выбора. Аргументировать собственный моральный выбор. Характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной куль­туры и выявлять его отличительные черты. Описывать многообразие функций искусства. Различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации.

Перечислять и конкретизировать с помощью фактов ду­ховной жизни жанры искусства. Показывать на конкретных примерах особенности совре­менного искусства. Сравнивать искусство с другими формами духовной куль­туры и выявлять его отличительные черты. Описывать многообразие современного искусства. Различать виды современного искусства. Раскрывать смысл понятий «религия», «религиозное созна­ние». Характеризовать религию как форму культуры, особенно­сти религии как социального института. Сравнивать светское и религиозное сознание. Различать мировые и национальные религии. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения. Оценивать достоверность социальной информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Эстетическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.



Контрольная работа по теме «Человек в системе общественных отношений».

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица).


Глава II Общество как сложная динамическая система


11

Общество как сложная система.

Системное строение общества: элементы и подсистемы.

Социальное взаимодействие и общественные отношения.

Основные институты общества.

3

Называть (перечислять) формы объединения людей. Характеризовать особенности деятельности человека, её отличия от любых форм активности животных. Объяснять природу и характер общественных отношений. Описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества.

Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль социальных институтов в жизни общества. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения. Оценивать достоверность социальной информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Экологическое воспитание.



Динамика общественного развития.

Многовариантность общественного развития.

Эволюция и революция как формы социального изменения.

Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс.

Формы социального прогресса: реформа, революция.

Процессы глобализации. Основные направления глобализации.

Последствия глобализации.

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

7

Раскрывать смысл понятий «глобализация», «обществен­ный прогресс», «общественный регресс» и конкретизиро­вать их примерами. Высказывать суждения о причинах и последствиях глоба­лизации.

Характеризовать сущность процесса глобализации, гло­бальных проблем, их отличий от проблем локальных. Иллюстрировать проявления различных глобальных про­блем с помощью примеров, самостоятельно отобранных из СМИ. Описывать противоречивость социального прогресса, кон­кретизировать проявления прогрессивных и регрессивных изменений с привлечением материала курса истории. Извлекать из различных источников, систематизировать и оценивать социальную информацию о глобализации со­временного мира, использовать её для написания эссе, ре­ферата, подготовки устного выступления.

Называть и иллюстрировать примерами противоречия глобализации. Раскрывать понятия «информация», «информатизация», «информационное общество».

Описывать единое мировое информационное простран­ство. Излагать различные подходы к вопросу регулирования гло­бальных информационных потоков. Характеризовать информационную экономику современ­ного общества. Объяснять связь развития гражданского общества и информатизационных процессов. Перечислять критерии развития информационного обще­ства. Выражать собственную позицию относительно позитивных и негативных проявлений процесса информатизации. Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных источниках социальной информации.



Контрольная работа по теме «Общество как сложная динамическая система».

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица).


ГЛАВА III. Правовое регулирование общественных отношений

29

Право в системе социальных норм.

Право в системе социальных норм.

Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право.

2

Раскрывать смысл понятий «право», «система права», «от­расль права», «институт права». Различать понятия «право» и «закон», иллюстрировать различия права и закона на примерах. Сопоставлять право с другими социальными нормами. Перечислять признаки, объединяющие различные социаль­ные регуляторы, и признаки, отличающие правовые нормы от других видов социальных норм.

Классифицировать нормы и отрасли права. Называть основные отрасли российского права и сферы общественных отношений, ими регулируемые. Выявлять отличие института права от отрасли права. Конкретизировать примерами понятие «институт права». Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое воспитание.



Источники права.

Источники права.

Законотворческий процесс в Российской Федерации.

2

Раскрывать понятия «источник права», «законодательная инициатива». Называть и характеризовать источники российского права. Иллюстрировать примерами различные источники права. Выявлять преимущества нормативного акта перед другими источниками права.



Гражданин Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации.

Конституционные права и обязанности гражданина РФ.

Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиковЮридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства.

5

Раскрывать смысл понятия «гражданство». Называть основания приобретения гражданства в РФ. Различать понятия «права человека» и «права гражда­нина». Перечислять онституционные обязанности граждани­на РФ. Характеризовать воинскую обязанность, возможности аль­тернативной гражданской службы, права и обязанности на­логоплательщиков.

Обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностя­ми, иллюстрировать эту взаимосвязь примерами. Выражать собственное отношение к лицам, уклоняющим­ся от выполнения гражданских обязанностей.

Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных источниках социальной информации.



Контрольная работа по теме «Система российского права».

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица).




Экологическое право.

Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.

1

Раскрывать смысл понятий «экологические отношения»,
«благоприятная окружающая среда», «экологическое право-
нарушение». Выявлять специфику экологических отношений. Описывать структуру экологического права. Перечислять объекты экологического права и основные эко­логические права граждан, закреплённые в Конституции РФ. Характеризовать способы защиты экологических прав. Объяснять, почему право на благоприятную окружающую среду является одной из современных общечеловеческих ценностей.

Аргументировать важность соблюдения природоохранных и природоресурсных норм.

Приводить примеры экологических правонарушений. Называть источники экологического права и виды юриди­ческой ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды.

Гражданское воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Экологическое воспитание.



Гражданское право.

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.

Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности.

Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование.

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Организационно-правовые формы предприятий.

5

Раскрывать смысл понятий «гражданские правоотноше­ния», «субъекты гражданского права», «юридические лица», «физические лица», «гражданская дееспособность». Называть участников гражданских правоотношений. Раскрывать содержание гражданских правоотношений, объяснять, как возникают гражданские правоотношения и как, когда и при каких условиях они прекращаются. Классифицировать объекты имущественных гражданских правоотношений.

Приводить пример гражданского правоотношения, выделяя его субъект (субъекты), объект, основание возникновения, содержание. Перечислять и конкретизировать примерами имуществен­ные и личные неимущественные права.

Характеризовать право на результаты интеллектуальной деятельности как сочетание имущественных и неимуще­ственных гражданских прав.

Различать виды наследования.

Характеризовать способы защиты гражданских прав. Описывать самого себя как субъекта гражданских право­отношений. Находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных источниках социальной информации.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.



Семейное право.

Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.

Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

2

Раскрывать смысл понятия «семейные правоотношения». Определять субъекты и объекты семейных правоотношений. Называть необходимые условия заключения и расторжения брака согласно Семейному кодексу РФ. Объяснять причины имеющихся ограничений для заклю­чения брака. Раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей. Характеризовать пути и способы воспитания детей, остав­шихся без попечения родителей. Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений.



Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.

3

Раскрывать смысл понятий «трудовые правоотношения», «работник», «работодатель», «занятость», «социальное обе­спечение». Определять особенности трудовых правоотношений. Характеризовать и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни порядок заключения, изменения и рас­торжения трудового договора, обязательные и возможные дополнительные условия, включаемые в трудовой договор, основные права и обязанности субъектов трудового права. Называть и иллюстрировать примерами виды социально­го обеспечения. Описывать возможности получения профессионального образования в государственных и негосударственных обра­зовательных учреждениях.

Излагать и аргументировать собственное мнение относи­тельно выбора путей профессионального образования. Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений.

Гражданское воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.



Процессуальные отрасли права.

Особенности административной юрисдикции.

Гражданские споры, порядок их рассмотрения.

Основные правила и принципы гражданского процесса.

Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса.

4

Раскрывать смысл понятий «процессуальное право», «судопроизводство», «гражданский процесс», «арбитражный процесс», «уголовный процесс», «административная юрисдикция». Описывать основные принципы гражданского и уголовного судопроизводства.

Называть законодательные акты, представляющие правила гражданского, арбитражного, уголовного судопроизводства. Перечислять участников гражданского и уголовного про­цессов, субъекты административной ответственности, участ­ников производства по делам административных правонарушений.

Характеризовать ход, стадии (этапы) прохождения дела в суде при гражданском и уголовном процессах, меры обеспечения производства и особенности возбуждения дел об административных правонарушениях.

Выявлять особенности уголовного процесса. Раскрывать и обосновывать демократический характер суда присяжных, его значение в уголовном процессе. Объяснять цель арбитражного процесса, возможности об­жалования решений арбитражного суда.

Иллюстрировать примерами процессуальные средства уста­новления истины.

Гражданское воспитание. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.



Конституционное судопроизводство.

Судьи Конституционного суда.

Принципы конституционного судопроизвод­ства.

Основные стадии конституционного судопроизводства.

1

Раскрывать содержание и объяснять цель конституцион­ного судопроизводства в РФ.

Характеризовать требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда, и сферу их компетенции. Описывать основные стадии конституционного судопроиз­водства. Называть и иллюстрировать с помощью фактов социаль­ной жизни принципы конституционного судопроизводства. Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений.

Гражданское воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.



Международная защита прав человека и правовые основы антитеррористической политики РФ.

Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.

2

Характеризовать функции и полномочия ООН и её струк­турных подразделений в области прав человека. Описывать структуру и компетенции организаций, защи­щающих права человека, в рамках Совета Европы. Перечислять международные соглашения по вопросам за­щиты прав человека. Объяснять основную идею международных документов, направленных на защиту прав и свобод. Называть виды международных преступлений. Выявлять особенности международного уголовного суда и специфику судебного преследования за совершение между­народных преступлений.

Выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу отмены смертной казни. Объяснять зависимость успешности создания глобально­го правового пространства от деятельности международных организаций. Характеризовать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере противодействия терроризму. Описывать полномочия органов власти по противодей­ствию терроризму. На основе фактов социальной действительности выявлять закономерности и противоречия развития общества.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.



Контрольная работа по теме «Правовое регулирование общественных отношений».

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица).


ГЛАВА IV. Заключительные уроки

2

Итоговое повторение.

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица).

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.



Урок представления результатов проектной деятельности



1

Представлять проект по темам обществоведческого курса.

11 класс


ГЛАВА I. Экономика

27

Экономика: наука и хозяйство.

Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика.


1

Характеризовать основные проблемы экономической на­уки, различные уровни их изучения. Различать и описывать абсолютные и относительные эко­номические величины. Раскрывать и конкретизировать понятие «валовой вну­тренний продукт». Называть различные факторы, влияющие на производи­тельность труда, и приводить их примеры. На основе фактов социальной действительности выявлять закономерности и противоречия развития общества.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое воспитание.



Экономический рост и развитие.

Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы.

1

Раскрывать, используя современные факты и примеры, по­нятия «экономический рост» и «экономическое развитие». Различать и сравнивать пути достижения экономического роста. Объяснять сущность и причины цикличного развития эко­номики. Описывать фазы экономического цикла. Выявлять причинно-следственные связи при изучении социальных процессов; формулировать аргументированные выводы; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).



Рыночные отношения в экономике.

Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике.

3

Характеризовать рыночную экономическую систему. Объяснять механизм действия свободного ценообразова­ния на рынке. Приводить примеры действия законов спроса и предложения. Оценивать влияние конкуренции и монополии на экономи­ческую жизнь, поведение основных участников экономики. Находить социальную информацию о моделях, структуре, тенденциях развития современной рыночной экономики в адаптированных источниках различного типа и извлекать её. Выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения.



Фирма в экономике.

Фирма в экономике. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки).

Предприятие. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена.

4

Называть и иллюстрировать примерами основные факто­ры производства и факторные доходы. Обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуа­циях. Различать и сравнивать экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Приводить примеры постоянных и переменных издержек производства. Моделировать практические ситуации, связанные с расчё­тами издержек и прибыли производителем. Выявлять причинно-следственные связи при изучении социальных процессов; формулировать аргументированные выводы. Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).


Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.



Налоговая система в РФ.

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

2

Раскрывать роль налоговой системы в РФ. Определять и характеризовать виды налогов, их функции. Анализировать практические ситуации, связанные с уплатой налогов предприятиями. Называть основные виды налогов на предприятие. Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.



Слагаемые успеха в бизнесе.

Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

2

Различать внешние и внутренние источники финансирова­ния, возможности финансирования малых и крупных фирм. Характеризовать функции менеджмента. Называть основные принципы маркетинга. Объяснять методы изучения рынка и проникновения на рынок.

Описывать стратегию сбыта товаров и услуг на рынке. Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать социальную информацию, представленную в различных видах и формах.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.



Экономика и государство.

Роль государства в экономике. Общественные блага.

Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

2

Анализировать различные точки зрения на роль государ­ства в экономике. Конкретизировать задачи современного государства в ры­ночной экономике.

Раскрывать на примерах механизмы государственного ре­гулирования экономической жизни общества. Объяснять цели и инструменты монетарной и фискальной политики. Высказывать обоснованные суждения о различных направ­лениях экономической политики государства и её влиянии на экономическую жизнь общества. Находить социальную информацию о состоянии, тенден­циях и перспективах развития российской экономики, на­правлениях государственной политики в адаптированных источниках различного типа.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.



Финансы в экономике.

Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

3

Характеризовать роль и значение финансов в структуре рыночных отношений. Объяснять действие финансов как инструмента распреде­ления и перераспределения национального дохода. Называть и иллюстрировать примерами операции и услу­ги, предоставляемые банками.

Различать деятельность различных финансовых инсти­тутов. Описывать формы и виды проявления инфляции. Оценивать последствия инфляции для экономики в целом, для различных социальных групп. Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать социальную информацию, представленную в различных видах и формах.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.



Фондовый рынок.

Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

2

Характеризовать понятие «фондовый рынок», «акции», «облигации», «ценные бумаги». Определять сущностью фондового рынка. Различать виды ценных бумаг. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах.



Занятость и безработица.

Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости.

2

Объяснять предпосылки международного разделения труда. Различать и сопоставлять направления государственной политики в области международной торговли. Давать оценку противоречивым последствиям экономиче­ской глобализации. Извлекать из СМИ и обобщать информацию для анализа тенденций общемирового экономического развития. Составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.



Экономическая культура.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина.

1

Анализировать практические ситуации, связанные с реали­зацией гражданами своих экономических интересов. Различать морально-нравственную сторону социально-эко­номических ситуаций. Объяснять поведение потребителей и производителей с точки зрения экономической рациональности.

Раскрывать на примерах связь экономической свободы и социальной ответственности участников экономики. Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе социальной информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев.



Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Тенденции экономического развития России.

3

Характеризовать понятия «мировая экономика», «международное разделение труда», «экономическая интеграция». Анализировать практические ситуации, связанные с государственной политикой в области международной торговли Различать международную специализацию, международное разделение труда, международную торговлю, экономическую интеграцию, мировой рынок. Объяснять глобальные экономические проблемы и тенденции экономического развития России. Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать социальную информацию, представленную в различных видах и формах.



Контрольная работа по теме «Экономика».

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы.


ГЛАВА II. Социальные отношения

17

Социальная структура общества.

Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе.

4

Называть виды социальных групп и их признаки. Раскрывать на примерах роль малых социальных групп в обществе. Объяснять причины социального неравенства в истории и в современном обществе. Называть критерии социальной стратификации.

Различать виды социальной мобильности. Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе социальной информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать социальную информацию, представленную в различных видах и формах.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.



Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль.

4

Перечислять виды социальных норм. Характеризовать виды социального контроля и их соци­альную роль. Различать санкции социального контроля.

Приводить примеры проявления отклоняющегося поведения. Называть причины негативного отклоняющегося поведения. Объяснять с опорой на имеющиеся знания основные спо­собы преодоления негативного отклоняющегося поведения. Объяснять меры борьбы с преступностью. Оценивать роль толерантности в современном мире. Выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения.



Нации и межнациональные отношения.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации

2

Объяснять значение понятия «нация». Характеризовать особенности этнических отношений в России.

Называть причины и последствия межнациональных кон­фликтов. Сравнивать различные проявления идеологии и политики национализма.

Аргументированно показывать влияние этнических факто­ров на государственное развитие и развитие культуры. Обосновывать антикультурную, антиобщественную сущ­ность этнической дискриминации.

Оценивать значение принципов демократической нацио­нальной политики государства. Выявлять причинно-следственные связи при изучении социальных процессов; формулировать аргументированные выводы; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи.



Семья и быт.

Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.

2

Характеризовать социальные институты семьи и брака. Объяснять функции семьи.

Раскрывать факторы, влияющие на развитие современной семьи.

Сравнивать различные типы семей. Приводить примеры государственной поддержки семьи. Высказывать обоснованное суждение о роли семьи в со­циализации личности. Анализировать способы поддержки культуры быта. Выявлять причинно-следственные связи при изучении социальных процессов; формулировать аргументированные выводы.



Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

1

Характеризовать религиозные объединения и организации.

Раскрывать на примерах роли религиозных объединений и организаций. Высказывать обоснованное суждение о роли религиозных объединений и организаций в РФ. Называть особенности религиозных объединений и организаций в Российской Федерации.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.



Молодёжь в современном обществе.

Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.

2

Характеризовать молодёжь как социально-демографиче­скую группу. Раскрывать на примерах социальные роли юношества. Различать общие и особенные черты молодёжных субкультур. Высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспе­чивающих успешность самореализации молодёжи в услови­ях рынка труда. Называть особенности молодёжных субкультур в России. Выявлять причинно-следственные связи при изучении социальных процессов; формулировать аргументированные выводы.



Демографическая ситуация в современной России.

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.


1

Характеризовать состояние и динамику изменений чис­ленности населения. Объяснять причины и социальные последствия депопуля­ции в России. Высказывать обоснованное суждение о факторах, негатив­но влияющих на демографическую ситуацию в стране. Называть особенности возрастного состава населения России. Оценивать роль миграции в решении демографических проблем. Выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной познавательной или практической задачи, и восполнять его путём использования доступных источников информации. Формулировать аргументированные выводы.



Контрольная работа по теме «Социальные отношения».

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы.

ГЛАВА III. Политика

21

Политика и власть.

Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть.

2

Характеризовать субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия. Соотносить властные и политические отношения. Объяснять и иллюстрировать примерами политические цели и политические действия.

Устанавливать причинно-следственные связи между со­циальными интересами, целями и методами политической деятельности. Высказывать обоснованное суждение о соотношении средств и целей в политике. Оценивать роль политических институтов в жизни общества. Раскрывать цели политических партий.

Различать политическую власть и другие виды власти. Выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной познавательной или практической задачи, и восполнять его путём использования доступных источников информации. Формулировать аргументированные выводы.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.



Политическая система.

Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.

3

Раскрывать роль и функции политической системы. Характеризовать государство как центральный институт политической системы.

Различать типы политических режимов. Давать оценку роли политических режимов различных ти­пов в общественном развитии. Обобщать и систематизировать информацию о сущно­сти демократии (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии).

Высказывать обоснованное суждение о путях преодоления трудностей развития демократии в России. Оценивать достоверность социальной информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно Эффективно запоминать и систематизировать информацию.



Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество и правовое государство. Сущность правового государства. Гражданское общество.

2

Характеризовать сущность правового государства и иллю­стрировать примерами его функции. Объяснять взаимосвязь правового государства и граждан­ского общества. Отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления. Выявлять причинно-следственные связи при изучении социальных процессов; формулировать аргументированные выводы.



Демократические выборы.

Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания.

2

Объяснять значение понятий «избирательное право» и «избирательный процесс».

Различать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. Характеризовать основные этапы избирательной кампа­нии. Высказывать обоснованное суждение о социальной роли избирателя. Выявлять причинно-следственные связи при изучении социальных процессов; формулировать аргументированные выводы.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.



Политические партии и партийные системы.

Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.

2

Называть и иллюстрировать примерами существенные признаки политических партий. Характеризовать различные типы и функции партий. Раскрывать на примерах функционирование различных пар­тийных систем.

Характеризовать значение многопартийности и идеологиче­ского плюрализма в современном обществе. Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).



Политическая элита и политическое лидерство.

Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.

2

Объяснять значение понятий «политическое лидерство» и «политическая элита».

Конкретизировать примерами различные типы политиче­ского лидерства и давать им оценку. Характеризовать функции политической элиты и её значе­ние в современном обществе. Называть ролевые функции политического лидера. Находить и систематизировать информацию о роли выда­ющихся политических деятелей в истории. Выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения.



Политическое сознание.

Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности Современные политические идеологии. Политическая психология.

2

Различать обыденное и идейно-теоретическое сознание. Объяснять значение понятия «политическая идеология». Называть формы существования идеологии. Сравнивать различные идейно-политические течения. Конкретизировать роль политической психологии в деятель­ности субъектов политики. Давать оценку роли СМИ в современной политической жизни. Характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения.



Политическое поведение.

Политическое поведение. Многообразие форм политического поведе­ния.

Регулирование политического поведения.

2

Различать формы политического поведения и приводить примеры политической активности личности. Объяснять значение понятия «экстремизм».

Называть причины, порождающие политический терро­ризм. Обосновывать необходимость противодействия силовым способам решения международных проблем. Давать оценку последствиям экстремизма и терроризма. Характеризовать факторы, влияющие на политическое по­ведение. Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе социальной информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.



Политический процесс и культура политического участия.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.


2

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса. Называть факторы, влияющие на результаты политическо­го процесса. Различать непосредственное и опосредованное политиче­ское участие и приводить примеры.

Объяснять значение структурных элементов политической культуры личности. Сравнивать типы политической культуры.

Высказывать обоснованное суждение о роли участия граж­дан в политике с позиций демократической политической культуры. Анализировать основные тенденции современного полити­ческого процесса. Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать социальную информацию, представленную в различных видах и формах.



Контрольная работа по теме «Политика»

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица).



Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика».

1

Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица).

ГЛАВА IV. Заключительные уроки

3

Итоговое повторение. Контрольная работа за курс 11 класса. Урок представления результатов проектной деятельности.

3

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица). Представлять проект по темам обществоведческого курса.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.


СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей истории, обществознания, права

и кубановедения СОШ № 13

МО Каневской район

от ___________ 2021 года №1

_____________ ____________

подпись руководителя МО Ф.И.О.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ __________

подпись Ф.И.О.

________________ 2021 года