ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по обществознанию в 10 классе
Настоящая рабочая программа курса «Обществознания» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и Примерной программы среднего общего образования по обществознанию МО РФ 20014 г., авторской программы по обществознанию 10-11 классы, базовый уровень/ Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева.
Цели:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе
Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
• содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
• формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
• воспитание гражданственности и любви к Родине;
• создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
• выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
• интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
• помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
• ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
- способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;
Изменений в курсе обществознания в 10 классе -нет
Учебно-методический комплекс:
- Л. Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочие программы. 10—11 классы
- Обществознание. Учебник. 10 класс. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной
- Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
- Л. Н. Боголюбов и др. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс
Количество учебных часов: Программа рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю (базовый уровень)
Формы организации учебного процесса:
При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
- школьная лекция;
- семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
- работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
- использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;
- объяснение учителя и беседа с учащимися;
- самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
-выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;
- написание сочинений-эссе;
- заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.
Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы среднего (полного) образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312. в рамках среднего (полного) образования и в соответствии с учебным планом МКОУ «Головищенская СОШ» на изучение предмета «Обществознание» в 10 классе выделено 2 часа в неделю.
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 138 ч. для изучения на базовом уровне учебного предмета, в том числе в 10 классе по 70 часов из расчета 2 часа в неделю, В 11 классе -68 часов, один из которых планируется для различных видов самостоятельной работы учащихся (работу с источниками социальной информации, критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Оценивание таких видов работы осуществляется выборочно. По особенно актуальным темам курса запланировано 10 письменных практических работ с обязательным оцениванием всех обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Основное содержание.
10 класс (70 часов)
Введение 1 час
Глава 1. Человек в обществе.(17 час)
Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.
Глава 2. Общество как мир культуры. (15 час)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений.(33час)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.
Заключение. Человек в 21 веке.(3 часа)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Резерв времени 1 час
Учебно – тематический план по обществознанию в 10 классе
№п\п | Наименование темы, главы | Количество часов | Класс |
| | | |
1. | Вводный урок | 1 | 10 |
1 | Общество и человек | 17 | 10 |
2 | Общество как мир культуры | 15 | 10 |
3 | Правовое регулирование общественных отношений | 33 | 10 |
4. | Итоговое повторение | 3 | 10 |
5. | Резерв времени | 1 | 10 |
| ИТОГО | 70 | |
Формы и средства контроля: рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации : контрольные работы, обобщающие уроки, тестирование.
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Информационно – методическое обеспечение
Литература для учителя:
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва Астрель 2011г
Бахмутова Л.С Конспекты уроков для учителя истории.10 кл. Обществознание в трех частях. Москва. Изд. центр «Владос». 2004г
Боголюбов Л.Н, Лабзенкова А.Ю. и др. Обществознание. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014г.
Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание»10 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014г.
Лазебникова А.Ю, Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию (Подготовка к выполнению части 3(С)Москва «Экзамен»2012
Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва 2010г.
Степанько С.Н. Обществознание 10 класс Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова.- Волгоград, 2009
Литература для учащихся:
Боголюбов Л.Н, Лабзенкова и др.. Обществознание. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014г.
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко., С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва, « Астрель» 2011г
Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва, 2010г
Оборудование и приборы:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Презентации по темам
Варианты тестовых заданий по каждой теме
Мультимедийные пособия.
Репетитор «Обществознание» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Календарно – тематическое планирование
по обществознанию по учебнику Л.Н. Боголюбова
в 10 классе
2 часа в неделю, всего 70 часов
№п.п | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Вводимые понятия | Практическая часть | Домашнее задание | Дата |
1. | Введение | 1 | | | | С. 4-6 | |
2 | Что такое общество | 1 | | | | П.1,с.7-18 | |
3-4 | Общество как сложная система | 2 | | | | П.2, с. 18-22, С. 22-28 | |
5-6 | Динамика общественного развития. Проблема общественного прогресса | 2 | | | | П.3, с. 28-34; С. 34-42 | |
7 | Социальная сущность человека. | 1 | Комбинированный урок | Личность, человек | Задания, с. 48 | П.4 с. 42-48 | |
8-9 | Деятельность – способ существования людей | 2 | Комбинированный урок | Деятельность, сознание | Работа с документами, с.56-57 | П.5. с.49-52-58 | |
10-11 | Познавательная и коммуникативная деятельность. Социальные и гуманитарные знания | 2 | Комбинированный урок | Тип урока | | П6с 58-68 | |
12-13 | Свобода и необходимость в деятельности человека Что такое свободное общество. | 2 | Комбинированный урок | вводный | | П7.с68-72 | |
14-15 | Современное общество Глобальная информационная экономика | 2 | Урок изученного материала Комбинированный урок | Человек в обществе (17ч) | Задания с. 92-93 | П.8 с.72-84 -93 | |
16-17 | Глобальная угроза международного терроризма. Идеология насилия и международный терроризм | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Изучение нового материала | Общество государство, | П.9с.93-101 | |
18 | Контрольная работа по теме « Человек в обществе» | 1 | контрольный | Комбинированный урок | Социальная система, социальные институты | Работа по таблице «Социальные институты « | |
Общество как мир культуры (15) | | | | Комбинированный урок | Общественное развитие, общественный прогресс | Задания, с. 48 |
19-20 | Духовная культура общества Многообразие культур | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Духовная культура общества, институты культуры, контркультура | Презентация « элитарная культура» | П. 10 с.101-105-110 | |
21-22 | Духовный мир личности Мировоззрение и его рль в жизни человека | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Духовность человека, категорический императив | Выполнение зданий С. 120 составление таблицы о мировоззрении , с. 120 | П.11 с.110-114-120 | |
23-24 | Мораль | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Альтруизм, нравственность | Работа с документами | П.12 с. 120 -124-131 | |
25-26 | Наука и образование Образование в современном обществе | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Образование, универсальность | Работа с документами | П.13 с.131-136-142 | |
27-28 | Религия и религиозные организации Религия и религиозные организации в современной России | 2 | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок | Конфессия, мистерия, церковь | Выполнение заданий с. 152 | П.14 с.142-146-152 | |
29-30 | Искусство . Современное искусство | 2 | Изучение нового материала Комбинированный урок | Художественная культура, эстетический вкус | Составление словарика по теме | П.15 с.152-158-162 | |
31-32 | Массовая культура Средства массовой информации и массовая культура | 2 | Изучение нового материала Комбинированный урок | Массовая культура, СМИ, таблоид | Работа с документами | П.16.с. 162-167-172 | |
33 | Повторительно – обобщающий урок по теме «общество как мир культуры | 1 | Урок повторения | | тестирование | | |
Правовое регулирование общественных отношений (33ч) |
| | | | | | | |
3 4-35 | Современные подходы к пониманию права. Взаимосвязь естественного и позитивного права | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Позитивное право, правопонимание | Заполнить таблицу с. 183 | П.17 с.175-179 - 184 | |
3 6-37 | Право в системе социальных норм Норма права | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Отрасль права | Работа с документами Заполнить таблицу «Мораль и право» | П.18 с. 184-188-193 | |
38-39 | Источники права. Федеральные законы и законы субъектов РФ | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Подзаконный акт, юридическая сила | Работа с документами | П.19 с.194-198-206 | |
40-41 | Правоотношения и правонарушения Система судебной защиты прав человека | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Правоотношение, проступок | Работа с документами | П.20 с.207-211-217 | |
42-43 | Предпосылки правомерного поведения Правовая культура | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Правовое воспитание | Написание эссе | П.21 с.217-221-228 | |
44-46 | Гражданин российской Федерации Воинская обязанность | 3 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | налогоплательщик | Работа с таблицей | П.22 с.229-232-240 | |
47-49 | Гражданское право Защита гражданских прав | 3 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Моральный вред, гражданское право | Работа с документами | П. 23 с.241-246-253 | |
50-52 | Семейное право Права и обязанности детей и родителей | 3 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Семейное законодательство | Семейный кодекс | П.24 с.253-258-264 | |
53-55 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства Занятость населения, социальная защита и социальное обеспечение | 3 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Трудовая книжка, трудовое право | Трудовой кодекс | П. 25 с.264-270-276 | |
56-57 | Экологическое право Способы защиты экологических прав | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Вред окружающей среде, окружающая среда | Работа с документами | П.26 с. 277-282-287 | |
58-59 | Процессуальные отрасли права Арбитражный процесс | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Презумпция невиновности, уголовно – процессуальный кодекс | УК РФ | П. 27 с.287-293-303 | |
60-61 | Конституционное судопроизводство Принципы конституционного производства | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Конституционный Суд РФ | Работа с Конституцией РФ | П. 28 с.303-306-312 | |
62-63 | Международная защита прав человека Международные преступления и правонарушения | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | | Работа с документами | П. 29 с.312-317-322 | |
64-65 | Правовые основы антитеррористической политики российского государства Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Террористический акт, контртеррористическая операция | Работа с документами | П. 30 с. 322-327-332 | |
66 | Контрольная работа по теме «»Правовое регулирование общественных отношений» | 1 | контрольный | | тестирование | | |
| Итоговое повторение (3 часа) | |
67 | Человек в ХХI веке | 1 | | | | С.334-335 | |
68-69 | Итоговое повторение | 2 | повторение | | тестирование | | |
70 | Резервное время | 1 | | | | | |