СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию в 10 кл, Боголюбов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование и пояснительная записка по обществознанию в 10кл

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию в 10 кл, Боголюбов»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

по обществознанию в 10 классе

Настоящая рабочая программа курса «Обществознания» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и Примерной программы среднего общего образования по обществознанию МО РФ 20014 г., авторской программы по обществознанию 10-11 классы, базовый уровень/ Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева.

Цели:

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе

Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

• содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

• формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

• воспитание гражданственности и любви к Родине;

• создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

• выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;

• интеграция личности в систему национальных и мировой культур;

• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

• помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

• ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:

- способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

- передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;

- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

- развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;

- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.

- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;

Изменений в курсе обществознания в 10 классе -нет

Учебно-методический комплекс:

- Л. Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочие программы. 10—11 классы

- Обществознание. Учебник. 10 класс. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной

- Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.

- Л. Н. Боголюбов и др. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс

Количество учебных часов: Программа рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю (базовый уровень)

Формы организации учебного процесса:

При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

- школьная лекция;

- семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

- работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

- использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;

- объяснение учителя и беседа с учащимися;

- самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

-выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;

- написание сочинений-эссе;

- заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.

Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.

Требования к уровню подготовки


В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Описание места учебного предмета в учебном плане:

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы среднего (полного) образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312. в рамках среднего (полного) образования и в соответствии с учебным планом МКОУ «Головищенская СОШ» на изучение предмета «Обществознание» в 10 классе выделено 2 часа в неделю.

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 138 ч. для изучения на базовом уровне учебного предмета, в том числе в 10 классе по 70 часов из расчета 2 часа в неделю, В 11 классе -68 часов, один из которых планируется для различных видов самостоятельной работы учащихся (работу с источниками социальной информации, критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Оценивание таких видов работы осуществляется выборочно. По особенно актуальным темам курса запланировано 10 письменных практических работ с обязательным оцениванием всех обучающихся.


Общая характеристика учебного предмета.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.







Основное содержание.

10 класс (70 часов)

Введение 1 час

Глава 1. Человек в обществе.(17 час)

Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Позна­ние и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания. Человек в систе­ме соци­альных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.

Глава 2. Общество как мир культуры. (15 час)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации Наука и образо­вание. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусст­во и ду­ховная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.


Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений.(33час)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источни­ки права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Право­отноше­ния и правона­рушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Совре­менное россий­ское за­конода­тельство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпо­сылки право­мерного поведе­ния Правосознание. Правовая культура.

Заключение. Человек в 21 веке.(3 часа)

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

Резерв времени 1 час


Учебно – тематический план по обществознанию в 10 классе

п\п

Наименование темы, главы

Количество часов

Класс





1.

Вводный урок

1

10

1

Общество и человек

17

10

2

Общество как мир культуры

15

10

3

Правовое регулирование общественных отношений

33

10

4.

Итоговое повторение

3

10

5.

Резерв времени

1

10


ИТОГО

70













Формы и средства контроля: рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации : контрольные работы, обобщающие уроки, тестирование.



Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

Информационно – методическое обеспечение

Литература для учителя:

  • Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва Астрель 2011г

  • Бахмутова Л.С Конспекты уроков для учителя истории.10 кл. Обществознание в трех частях. Москва. Изд. центр «Владос». 2004г

  • Боголюбов Л.Н, Лабзенкова А.Ю. и др. Обществознание. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014г.

  • Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание»10 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014г.

  • Лазебникова А.Ю, Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию (Подготовка к выполнению части 3(С)Москва «Экзамен»2012

  • Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва 2010г.

  • Степанько С.Н. Обществознание 10 класс Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова.- Волгоград, 2009

Литература для учащихся:

  • Боголюбов Л.Н, Лабзенкова и др.. Обществознание. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014г.

  • Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко., С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва, « Астрель» 2011г

  • Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва, 2010г

Оборудование и приборы:

Мультимедийный проектор

Компьютер

Презентации по темам

Варианты тестовых заданий по каждой теме

Мультимедийные пособия.

Репетитор «Обществознание» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.























Календарно – тематическое планирование

по обществознанию по учебнику Л.Н. Боголюбова

в 10 классе

2 часа в неделю, всего 70 часов


п.п

Тема урока

Кол-во час

Тип урока

Вводимые понятия

Практическая часть

Домашнее задание

Дата

1.

Введение

1




С. 4-6


2

Что такое общество

1




П.1,с.7-18


3-4

Общество как сложная система

2




П.2, с. 18-22,

С. 22-28


5-6

Динамика общественного развития.

Проблема общественного прогресса

2




П.3, с. 28-34;

С. 34-42


7

Социальная сущность человека.

1

Комбинированный урок

Личность, человек

Задания, с. 48

П.4 с. 42-48


8-9

Деятельность – способ существования людей

2

Комбинированный урок

Деятельность, сознание

Работа с документами, с.56-57

П.5. с.49-52-58


10-11

Познавательная и коммуникативная деятельность.

Социальные и гуманитарные знания

2

Комбинированный урок

Тип урока

П6с 58-68


12-13

Свобода и необходимость в деятельности человека

Что такое свободное общество.

2

Комбинированный урок

вводный

П7.с68-72


14-15

Современное общество

Глобальная информационная экономика

2

Урок изученного материала

Комбинированный урок

Человек в обществе (17ч)

Задания с. 92-93

П.8 с.72-84 -93


16-17

Глобальная угроза международного терроризма.

Идеология насилия и международный терроризм



2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Изучение нового материала

Общество государство,

П.9с.93-101


18

Контрольная работа по теме « Человек в обществе»

1

контрольный

Комбинированный урок

Социальная система, социальные институты

Работа по таблице «Социальные институты «


Общество как мир культуры (15)




Комбинированный урок

Общественное развитие, общественный прогресс

Задания, с. 48

19-20

Духовная культура общества

Многообразие культур

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Духовная культура общества, институты культуры, контркультура

Презентация « элитарная культура»

П. 10 с.101-105-110


21-22

Духовный мир личности

Мировоззрение и его рль в жизни человека

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Духовность человека, категорический императив

Выполнение зданий

С. 120

составление таблицы о мировоззрении , с. 120

П.11 с.110-114-120


23-24

Мораль

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Альтруизм, нравственность

Работа с документами

П.12 с. 120 -124-131


25-26

Наука и образование

Образование в современном обществе

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Образование, универсальность

Работа с документами

П.13 с.131-136-142


27-28

Религия и религиозные организации

Религия и религиозные организации в современной России

2

Урок изучения нового материала.

Комбинированный урок

Конфессия, мистерия, церковь

Выполнение заданий с. 152

П.14 с.142-146-152


29-30

Искусство .

Современное искусство

2

Изучение нового материала

Комбинированный урок

Художественная культура, эстетический вкус

Составление словарика по теме

П.15 с.152-158-162


31-32

Массовая культура

Средства массовой информации и массовая культура

2

Изучение нового материала

Комбинированный урок

Массовая культура, СМИ, таблоид

Работа с документами

П.16.с. 162-167-172


33

Повторительно – обобщающий урок по теме «общество как мир культуры

1

Урок повторения

тестирование


Правовое регулирование общественных отношений (33ч)








3 4-35

Современные подходы к пониманию права.

Взаимосвязь естественного и позитивного права

2

Урок изучения нового материала


Комбинированный урок

Позитивное право, правопонимание

Заполнить таблицу с. 183

П.17 с.175-179 - 184


3 6-37

Право в системе социальных норм

Норма права

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Отрасль права

Работа с документами

Заполнить таблицу «Мораль и право»

П.18 с. 184-188-193


38-39

Источники права.

Федеральные законы и законы субъектов РФ

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Подзаконный акт, юридическая сила

Работа с документами

П.19 с.194-198-206


40-41

Правоотношения и правонарушения

Система судебной защиты прав человека

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Правоотношение, проступок

Работа с документами

П.20 с.207-211-217


42-43

Предпосылки правомерного поведения

Правовая культура

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Правовое воспитание

Написание эссе

П.21 с.217-221-228


44-46

Гражданин российской Федерации

Воинская обязанность

3

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

налогоплательщик

Работа с таблицей

П.22 с.229-232-240


47-49

Гражданское право

Защита гражданских прав

3

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Моральный вред, гражданское право

Работа с документами

П. 23 с.241-246-253


50-52

Семейное право

Права и обязанности детей и родителей

3

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Семейное законодательство

Семейный кодекс

П.24 с.253-258-264


53-55

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Занятость населения, социальная защита и социальное обеспечение

3

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Трудовая книжка, трудовое право

Трудовой кодекс

П. 25 с.264-270-276


56-57

Экологическое право

Способы защиты экологических прав

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Вред окружающей среде, окружающая среда

Работа с документами

П.26 с. 277-282-287


58-59

Процессуальные отрасли права

Арбитражный процесс

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Презумпция невиновности, уголовно – процессуальный кодекс

УК РФ

П. 27 с.287-293-303


60-61

Конституционное судопроизводство

Принципы конституционного производства

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Конституционный Суд РФ

Работа с Конституцией РФ

П. 28 с.303-306-312


62-63

Международная защита прав человека

Международные преступления и правонарушения

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок


Работа с документами

П. 29 с.312-317-322


64-65

Правовые основы антитеррористической политики российского государства

Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Террористический акт, контртеррористическая операция

Работа с документами

П. 30 с. 322-327-332


66

Контрольная работа по теме «»Правовое регулирование общественных отношений»

1

контрольный


тестирование




Итоговое повторение (3 часа)


67

Человек в ХХI веке

1




С.334-335


68-69

Итоговое повторение

2

повторение


тестирование



70

Резервное время

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!