СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа обществознание 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 Рабочая программа составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (общего) образования (10-11 классы) и программы Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебниковой А.Ю., Литвинова В.А . Программа «Обществознание» 11 кл.(базовый уровень). - М.: Просвещение, 2015.

Календарно-тематическое планирование ориентировано на учебник Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Литвинова В.А Обществознание. 11 кл. - М.: Просвещение, 2014.

Учебный план Козинского филиала МБОУ « Локотская СОШ» на 2019- 2020 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа обществознание 11 класс»






























Структура рабочей программы.



  1. Пояснительная записка стр .3-14

  2. Учебно-тематический план стр. 15

  3. Календарно-тематическое планирование стр. 16-36

  4. Требование к уровню подготовки обучающихся стр. 37-38

  5. Программно-методическое обеспечение стр.39-43















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (общего) образования (10-11 классы) и программы Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебниковой А.Ю., Литвинова В.А . Программа «Обществознание» 11 кл.(базовый уровень). - М.: Просвещение, 2015.

Календарно-тематическое планирование ориентировано на учебник Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Литвинова В.А Обществознание. 11 кл. - М.: Просвещение, 2014.

Учебный план Козинского филиала МБОУ « Локотская СОШ» на 2019- 2020 учебный год.


Рабочая учебная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. без изменений и дополнений.


Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 138 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного

учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий., а также регионального компонента ( 10%)




Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено

на достижение следующих целей:


развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человек и гражданина,


В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль

человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая

взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества

и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и

гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,

схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных

задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Обоснование выбора УМК для реализации Рабочей программы:
  1. Для реализации Рабочей программы взята Программа по истории общеобразовательных учреждений, которая фиксирует содержание образования определенного уровня и направленности. Примерная программа является ориентиром для составления рабочей программы и выбора учебников. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом предлагается собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей и авторов учебников, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Она разработана на основе Примернаой программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень); http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart

  2. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 – 11 класс. Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – С. 66 – 73.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Обществознание. 10-11 классы», авторы:

Л.Н.Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, Н.И.Городецкая, кандидат педагогических наук; Л.Ф.Иванова, кандидат педагогичес-ких наук; А.И.Матвееев, кандидат педагогических наук.



Обоснование выбора авторской программы.

Данная программа, разработанная в лаборатории обществоведения Института содержания и методов обучения Российской академии образования, ориентирована на изложенные выше цели базового обществоведческого курса. В 10 классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире. В 11 классе предусмотрено значительное расширение многих вопросов социально-политического характера.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени. Все это открывает возможность для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.


Определение места и роли учебного курса

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.



Выбор учебников по обществознанию

Рабочая программа составлена к учебникам:

    • Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2015.

    • Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2015


Для 10 -11 классов для общеобразовательных учреждений взят в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019-2020 учебный год. В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Учебно-методические пособия содержат материал, расширяющий границы учебника, и дополнительные сведения, необходимые для учащихся и учителя в их совместной деятельности. В качестве таких пособий используются справочные материалы, книги для внеклассного чтения, методические пособия для учителя к учебникам истории ,дидактические материалы, книги для учащихся, сборники документов, книги для учителя, в том числе из серии «Библиотека учителя истории», журналы « Преподавание истории в школе», приложение « История» к газете « Первое сентября», электронные издания образовательного назначения (Интернет-учителю)

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Обучение производится очно

Данная рабочая программа реализуется учителем высшей категории с высшим образованием и стажем педагогической деятельности –36 лет.

Она направлена на обеспечение образовательных потребностей обучающихся и их родителей.

В школе имеется оборудование, позволяющее в полном объеме проводить практические работы. Наличие компьютерного класса и выход в интернет позволяют использовать новые информационные технологии.

Имеются все основания утверждать, что учащиеся средней школы будут подготовлены к сдаче ЕГЕ

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно - тематическим планом.

Федеральный базисный учебный план предусматривает на изучение обществознания в 11кл. ( базовый уровень) – 68 часов, а. При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков Рассчитана на 2_недельных часа










Ориентируясь на действующие в настоящее время учебники, составлено тематическое планирование, в котором содержится разбивка содержания программы на отдельные темы, определяющая количество уроков, выделяемых как на изучение глав, параграфов и пунктов учебника, так и для проведения контрольных работ.

С учётом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.

Тематическое планирование составлено к УМК:

Учебники:


Учебная программа

Учебники, учебные пособия

Методические пособия

Дидактические материалы

Материалы для контроля


Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 – 11 класс. Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – С. 66 – 73.


Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2015 Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2015



Дополнительно! –

Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений:- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2016.





Т.П.Бегенеева «Поурочные планы по обществознанию», 10 класс, М., Издательство «ВАКО», 2016

Методические рекомендации по курсу Человек и общество», в 2-х частях, под редакцией Л.Н.Боголюбова, М.: «Просвещение», 2016


.

МП.А.Баранов Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество.:Просвещение, 2015

В.В.Румынина

А.В.Клименко, С.В.Краюшкина «Тесты по обществознанию», 10 класс, М.: Издательство «Экзамен»,2018

Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.:2019



Требования к оснащению учебного процесса

Учебно-методический компонент.

Учебные познавательные задания для учащихся, схемы, таблицы, тесты, рабочие тетради.

  1. Комплект учебников :

Межпредметные связи, преемственность:

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе

путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории России,

географии, литературы, МХК, ИЗО, биологии и др.

Главной педагогической функцией межпредметных связей является формирование у учащихся системы знаний об окружающем мире. Это достигается с помощью совокупности знаний из различных дисциплин, обеспечивающей понимание жизненных явлений, места и роли человека в познании и преобразовании мира. Актуальность осуществления межпредметных связей обусловлена также современным уровнем развития образования, где новыми импульсами стимулированы процессы интеграции. Они ориентированы на создание и совершенствование интегрированных курсов, раскрывающих мир в целом.

Основными направлениями осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса являются:

-усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала

- теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приемах обучения

- комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.

На уроках обществознания. постоянно привлекаются сведения из смежных предметов. С учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение обществознания на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом истории Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесное взаимодействие обоих предметов в формировании познавательной и социальной компетентностей учащихся.

Межпредметные связи применяются в интегрированных уроках, лабораторных и практических занятиях межпредметного содержания, комплексных экскурсиях, межпредметных конференциях и т. д. Здесь не обойтись без сотрудничества учителей разных предметов, усилиями которых создаются и совершенствуются необходимые средства реализации межпредметных связей в учебном процессе: вопросы, задания, задачи, наглядные пособия, тексты, учебные проблемы межпредметного содержания и др.



Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования.


Интерес учащихся к проблемам истории, к самому предмету можно вызвать при таком преподавании, которое, во-первых, основывается на привидении учителем логически убедительных и выразительных новых данных; во-вторых, актуализирует их учебный и жизненный опыт; в-третьих, научные определения понятий должны быть достаточно аргументированы конкретным материалом и строгой логической последовательностью обобщений.

Большое внимание уделяется творчеству учащихся, организации их самостоятельной деятельности как на уроках, так и дома, при выполнении домашних заданий. Этому способствуют многочисленные творческие задания, сочинения – миниатюры, тесты, опросы, в которых вопрос ставится именно в форме творческой задачи: «на ваш взгляд…», «ваше мнение…», «как вы думаете…» и т.д. Поэтому данный курс предполагает использование следующих технологий:

-технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов - отработка образовательных стандартов, предупреждение неуспеваемости;

-развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уровне и в серии последующей презентацией результатов работы в виде реферата, доклада;

-проектные методы обучения - достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов;

-технология «дебаты» - развитие навыков публичных выступлений (на конференциях);

-лекционно-семинарско-зачетная система - повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования;

-технология игрового обучения: ролевых, деловых и др. обучающих игр - усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) - развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей, реализация потребности в расширении информационной базы обучения, разработка новых подходов к объяснению нового материала;

-ИКТ-конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных средств, развитие навыка работы в Интернете, разработка учащимися обучающих презентаций;

-здоровьесберегающие технологии - повышение качества обученности на базе обработки образовательных стандартов, усиление здоровьесберегающего аспекта;

-технология дистанционного обучения - индивидуальная поддержка детей, проявляющих интерес к отдельным предметам.

Учитывая различные объективные факторы, учитель вправе выбирать наиболее оптимальный, с его точки зрения, способ организации урока и всего учебного процесса. Главное в этом процессе – не допустить механического зазубривания, организовать учащихся на самостоятельную учебную деятельность.

Примеры следующих вариантов организации учебной работы:

1. Учитель ведет занятие по изучению нового материала, используя цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в качестве наглядного пособия (наиболее интересны меняющиеся диаграммы, «оживающие» карты, кинохроника, фоно- и фотодокументы.)

2. Лабораторное занятие с использованием ЦОР. Каждый учащийся на уроке самостоятельно изучает новую тему, проходя ее в собственном темпе и получая индивидуальную итоговую оценку работы.

3. Практическое учебное занятие, сочетающее рассказ учителя с групповой самостоятельной работой учащихся над отдельными частями учебной темы.

4. «Диагональная схема» организации учебного занятия, предполагающая дифференцированное обучение в условиях, когда компьютеров меньше, чем учеников.

5. Изучение несколькими группами в классе различных ЦОРов с использованием компьютеров и последующим обсуждением. Количество компьютеров должно соответствовать количеству групп.

6. Групповая работа учащихся над творческим заданием, рефератом или учебным проектом.



Особенности организации учебного процесса.

Основной формой организации учебных занятий остаётся классно – урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия, диспут, семинар, историческая викторина и др. В процессе изучения истории учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно – исследовательской работе.

Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы. Каждая из форм обучения входит в общую систему образовательного процесса как составная часть, неся в себе определенную дидактическую нагрузку, имея свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и области наилучшего применения.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно- нравственного мира учащегося, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе: воспитание гражданственности, патриотизма.




Содержание учебного материала.

Содержание обучения задает перечень и объем материала, обязательного для изучения в школе. Содержание обучения распределено в соответствии с содержательными линиями курсов, объединяющими связанные между собой вопросы. Это позволяет учителю, отвлекаясь от места конкретной темы в курсе, оценить ее значение по отношению к соответствующей содержательной линии, правильно определить и расставить акценты в обучении. Организовать итоговое повторение.



Распределение учебного материала в 10 кл. – 11 кл.






Класс

Всего часов

10

68

11

68

итого

138



















ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ



11 класс (68 ч)

Введение (1 ч)

РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА (24 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономиче­ская наука. Экономическая деятельность. Измерители экономи­ческой деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондо­вый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и фактор­ные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономиче­ские и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачивае­мые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Ос­новные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внеш­ние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денеж­ной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимоно­польное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические по­следствия безработицы. Государственная политика в области за­нятости в РФ.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (16 ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Вы­бор в условиях альтернативы и ответственность за его по­следствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей в РФ.

Религиозные объединения и организации в РФ,РК Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Полити­ческая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в совре­менной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ве­домые.

РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (20 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Есте­ственное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации,

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Во­инская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Эко­логические правонарушения в РФ.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имуще­ственные права. Право на интеллектуальную собственность. На­следование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. По­рядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, зак­лючение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила при­ема в образовательные учреждения профессионального образо­вания. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский про­цесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная сис­тема защиты прав человека в условиях мирного времени. Меж­дународная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (5 ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Соци­альные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терро­ризм как важнейшая угроза современной цивилизации



















Учебно-тематический план



Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Человек и экономика

24

3

Проблемы социально-политической и духовной жизни

16

4

Человек и закон

20

5

Заключительные уроки

5



























Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 11 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид

контроля.

измерители

Домашнее

задание



1

2

3

4

5

6

7

8


1

Общество как сложная динамическая система.

Вводный урок

1


Человек и экономика. Проблемы социально-политической жизни. Человек и закон

знать основные положения.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Вид контроля: выборочное оценивание.

Измерители: ответы на вопросы



Глава 1. Человек и экономика (24 часа)

2–






3

Экономика как наука






Экономика как хозяйство

1


Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности

знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП.

Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их.

Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы

Тест ( задания А и Б )

§ 1, с. 6–16;

задания

№ 1–4,

с. 16


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8



4






–5

Экономический рост.




Экономическое развитие

1





1


Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл

знать, что такое «порочный круг бедности».

Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл.

Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в.

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы

Тест ( задания А и Б )

§ 2, с. 17–29; задания

№ 1–4,

с. 28–29


6–










7

Рыночные отношения в экономике.







Конкуренция и монополия


1









1


Рынок и его роль

в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики

в России

знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок.

Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной

(плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики.

Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы




Тест ( задание С )

Вопросы на сравнение экономических систем

§ 3, с. 30–42; задания

№ 1–4,

с. 42




1

2

3

4

5

6

7

8



8






–9

Фирмы

в экономике.





Факторы производства

1







1


Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые

предприятиями

знать, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.

Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


§ 4, с. 43–54; задания

№ 1–4, с. 54


10–









11

Правовые основы предпринимательской деятельности





НРК


Организационно-правовые формы предпринимательства

Предпринимательство в Челябинской области

1










1

Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства.







Как открыть свое дело

знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования.

Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, прокомментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы








Защита проектов

§ 5, с. 54–66; задания

№ 1–5, с. 66

АРМ

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8



12










–13

Слагаемые успеха в бизнесе.








Основы менеджмента и маркетинга

2


Источники финансирования бизнеса.










Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга

знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме.

Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок.

Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование

Выборочное оценивание.


Вопросы на сравнение

§ 6, с. 67–78; задания

№ 1–3, с. 78

АРМ

14





–15

Экономика и государство




Экономические функции государства

1







1


Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики.



Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства?

знать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику.

Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему.

Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


Работа по документам

§ 7, с. 78–91; задания

№ 1–4,

с. 90–91


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9


16–







17

Финансы в экономике





Инфляция: виды, причины

и последствия

1







1


Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины

и последствия

знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией.

Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику.

Уметь объяснять, почему возникает инфляция

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


Тест ( задания А и Б)

§ 8, с. 91–102; задания

№ 1–4, с. 102


18




–19

Занятость и безработица


НРК

Проблемы безработицы в Челябинской области

1





1


Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости

знать, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения.

Понимать, для чего необходим рынок труда.

Уметь объяснять, почему трудно до-стичь равновесия на рынке труда

Выборочное оценивание.

Ответы на вопросы

Тест ( задания С)

Презентация(Создание на основе Интернет-ресурсов)

§ 9,

с. 103–115;

задания

№ 1–7,

с. 114–115

Интернет-ресурс

20


–21

Мировая экономика Глобальные проблемы экономики

1



1

.

Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в

знать, что такое «международные экономические отношения».

Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему

Выборочное оценивание.


Пресс - конференция

§ 10,

с. 116–127;

задания
№ 1–3,


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9






области международной торговли. Глобальные проблемы экономики

некоторые государства применяют политику протекционизма.

Уметь объяснять, какая страна – США или Нидерланды – больше зависит от международной торговли и почему




с. 127


22–






23

.Человек в системе экономических отношений



Производительность труда

1






1



Рациональное поведение потребителя.
Рациональное поведение производителя


знать, какие факторы влияют на производительность труда.

Понимать, какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю.

Подумать, можно ли защитить свои доходы от инфляции, если да, то каким образом.

Уметь объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах

Выборочное оценивание.


Маркетинг – важная составляющая в деятельности фирмы (ролевая игра)

§ 11,

с. 128–137;

задания
№ 1–4, с. 137








24


–25

Человек

и экономика

НРК Экономическая деятельность в жизни общества на примере Челябинской области

1


1



знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения




Интеллектуальная игра:

« Что? Где? Когда?»



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни (16 часов)

26–






27

. Свобода в деятельности человека



Свобода и ответственность

1





1



«Свобода есть осо-знанная необходимость».





Свобода и ответственность. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах. Свободное общество

знать, как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в
новое и новейшее время; какое общество можно считать свободным; в чем выражается общественная необходимость.

Понимать, к чему может приводить неограниченная свобода выбора, как свобода трактуется в христианском вероучении.

Уметь объяснять, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


Работа по документам

§ 12, с. 140–148; задания № 1–5,

с. 148




Эссе

АРМ

28









–29



Общественное сознание







Общественная психология и идеология

1










1


Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание

знать, какие уровни принято выделять в общественном сознании.

Понимать, как связаны между собой общественное сознание и духовная культура; в чем различаются общественная психология и идеология, как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание.

Уметь объяснять, что понимается под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения; характеризовать основные черты общественного сознания; дать характеристику различных форм общественного сознания

Выборочное оценивание.


Тест


Ответы на вопросы

§ 13, с. 148–158; задания № 1–4,

с. 158


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9


30–







31

Политическое . сознание






Средства массовой информации и политическое сознание

1








1


Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии.

Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой информации и политическое сознание

знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретиче-ский, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни; каковы характерные черты политической психологии.

Понимать, какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание».

Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.; определять место СМИ в современной политической жизни, знать их функции, понимать каким образом СМИ осуществляют свое политическое влияние

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


Практическое занятие

§ 14, с. 158–172; задания

№ 1–4, с. 172









Работа с периодической печатью

32–




33

. Политическое поведение



Политический терроризм.

2


Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения

знать, что называется политическим поведением, как различаются его формы, привести примеры; чем характеризуется электоральное поведение; каковы возможности регулирования политического поведения.

Понимать, каковы мотивы политического поведения.

Уметь объяснять, в каких случаях имеет место протестное поведение; объяснять, чем опасно экстремистское поведение

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы

§ 15,

с. 172–181;

задания
№ 1–4, с. 181

напис.творческих работ







Эссе



.

1

2

3

4

5

6

7

8



34–






35

§ 16. Политическая элита.




НРК

Политическое лидерство. Политические лидеры региона.

1






1


Политическая элита. Политическое лидерство.





Роль политического лидера. Типы лидерства

знать, что представляет собой политическая элита; кто такой политический лидер, каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидера.

Понимать, как рекрутируется политическая элита; что общего и что различного у двух типов лидерства – традиционного и харизматического.

Уметь объяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политический лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


Таблица



§ 16,

с. 182–193;

задания
№ 1–4,
с. 192–193

АРМ






Интернет-ресурсы

36 –






37

НРК

Демографическая ситуация в современной

России и Челябинской области



Проблемы неполной семьи

1






1

Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в российской федерации

знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные, что такое неполная семья, как увеличение числа неполных семей сказывается на демографической и социальной ситуации в обществе.

Понимать, чем характеризуется современная демографическая ситуация
в России.

Уметь объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


Сообщения

§ 17,

с. 193–202;

задания
№ 1–4,

с. 201–202


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9


38–








39

Религиозные объединения и организации

в российской федерации




Проблема поддержания межрелигиозного мира

1









1


Религиозные объединения. Права религиозных организаций. Проблема поддержания межрелигиозного мира

знать, какие религиозные объединения могут действовать в российской федерации; обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объединения; законодательные нормы в отношении создания религиозных объединений в органах власти.

Понимать, какие основные проблемы стоят перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациями и учреждениями

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


Тест


§ 18,

с. 202–213;

задания
№ 1–4,
с. 212–213


40–41

Проблемы

социально-политической и духовной жизни

2



знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Проверочная работа. Тест.

Ответы на вопросы



Глава 3. Человек и закон (20 часов)

42




–43

Современные подходы к пониманию права


Законотворческий процесс в РФ

1




1




Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ

Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву.

Уметь характеризовать основные особенности естественного права

Выборочное оценивание.


Круглый стол


Ответы на вопросы

§ 19,

с. 217–228;

задания
№ 1–2,
с. 227–228





ЦОРы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

44–






45

Гражданин российской
федерации




Права и обязанности гражданина РФ.

1







1


Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика

знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приобретения гражданства; в отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощенная процедура приема в российское гражданство; каковы права гражданина РФ; что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба, кто имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Понимать, в чем отличие прав гражданина от прав человека; каковы основные права и обязанности налогоплательщика.

Уметь назвать конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ

Выборочное оценивание.





Работа по конституции


Ответы на вопросы

§ 20,

с. 228–238;

задания

№ 1–4, с. 238


46–



47

Экологическое право



Способы защиты экологических прав

1




1


Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических

знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения; какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство.

Понимать, в чем состоит специфика

Выборочное оценивание.


Защита презентаций


Ответы на вопросы

§ 21,

с. 239–250;

задания

№ 1–4,

с. 249–250




АРМ

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9







прав. Экологические правонарушения

экологических отношений; почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей; почему важно использовать различные способы экологической защиты.

Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан




48–




49

Гражданское право.



Защита гражданских прав

1




1


Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав

знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием.

Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений

Выборочное оценивание.


Тест


Ответы на вопросы

§ 22,
с. 250–261


50–51

Семейное право Права и обязанности детей и родителей

1

1

.

Правовая связь членов семьи. Фактический брак, церковный брак, гражданский брак.

знать основные положения по теме урока: какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные

Выборочное оценивание.


Дискуссия

§ 23,

с. 262–273;

задания

№ 1–8; 1–4,

с. 273–274


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9






Субъекты и объекты семейных правоотношений. Вступление

в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

права ребенка в семье.

Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

Ответы на вопросы



52









–53

Правовое регулирование занятости и трудоуст-ройства




Социальная защита населения

1








1


Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель. Порядок приема

на работу. Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование

знать основные положения по теме урока: какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования.

Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права
и обязанности субъектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения

Выборочное оценивание.


Тест


Ответы на вопросы

§ 24,

с. 274–285;

задания

№ 1–3,

с. 285–286


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9


54

–55

Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс



2


Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство. Участники гражданского процесса.

Прохождение дела

в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений

знать основные положения по теме урока: какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора и каково его содержание; называть требования, которым должно отвечать решение суда

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы

§ 25,

с. 286–298;

задания

№ 1–6,

с. 297–298


56–




57




Процессуальное право: уголовный процесс


Судебное производство.

1





1


Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей

знать основные положения по теме урока: в каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными.

Уметь давать определение понятий; решать юридические задачи

Выборочное оценивание.


Письменные вопросы и задания


Ответы на вопросы

§ 26,

с. 298–310;

задания

№ 1–8,
с. 309


58–59

Процессуальное право: административ-ная юрисдикция, конституционное

2

Административная юрисдикция. Субъекты административной ответственности. Административные наказания

знать основные положения по теме урока: что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила; каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать

Выборочное оценивание.


Тест


Ответы на вопросы

§ 27,

с. 310–319;

задания

№ 1–4,

с. 319


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9



судопроизводство



Конституционное судопроизводство.

Основные принципы конституционного судопроизводства. Стадии конституционного судопроизводства

административное правонаказание; что такое конституционность акта




60





61



62

. Международная защита прав человека




Проблема отмены смертной казни


НРК

Судебная система Челябинской области

1






1


Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека

знать основные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда

Выборочное оценивание.


Семинар


Ответы на вопросы



презентация

§ 28, с. 320–330; задания

№ 1–4,

с. 330


Заключительные уроки (5 часов)

63–64

Взгляд в будущее

НРК Постиндустриальное (информационное) общество

1


1


Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Экологические проблемы.

знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы

§ 29, с. 333–344; задания

№ 1–5, 1–4,
с. 343–344

Итоговый урок урок-зачёт

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9





Угрозы термоядерной войны. Международный терроризм. Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего» мира. Социально-демографические проблемы. Наркомания и наркобизнес. Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней. Проблема предотвращения опасных последствий научно-технического прогресса. Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике и на транспорте. Угрозы культуре, духовному развитию человека.
Постиндустриальное (информационное) общество

свою точку зрения; называть и характеризовать основные проблемы
XXI в.; объяснять возможные пути решения глобальных проблем; объяснять, чем отличается постиндустриальное общество от индустриального; какими качествами должен обладать человек, чтобы жить и работать в меняющемся обществе




Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9


65–66

Человек

и общество

2



знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание




67-68

Резервные уроки:

Итоговое повторение по темам:

1.« Человек и общес-тво», «Социтльная сфера», 2«Экономичес-кая сфера», 3.«Политическая сфера», «Духовная сфера»

3




Выполнение заданий по темам: « Чело-век и общест-во», «Социаль-ная сфера», «Экономичес-кая сфера», «Политическая сфера», «Духовная сфера»
















Содержание НРК в учебном процессе



п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Региональное содержание изучаемых вопросов

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Кол-во отведённого времени

Форма проведения

Прим.

Глава 1. Человек и экономика




11



НРК


Организационно-правовые формы предпринимательства

Предпринимательство в Челябинской области




1



Характеристика предпринимательства Челябинской области. Особенности и общие черты. Проблемы и пути решения. Как открыть свое дело в селе Троицкого района, что при этом следует учитывать


Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, прокомментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора

15 мин.

Лекция с элементами беседы

АРМ

презентация

Глава 1. Человек и экономика


–19


НРК

Проблемы безработицы в Челябинской области

1





1



Рынок труда в Челябинской области. Причины и виды безработицы в регионе. Государственная политика в области занятости и как она преломляется на примере конкретной территории.


знать,; каковы особенности различных видов безработицы Понимать, для чего необходим рынок труда.

Уметь объяснять, почему трудно до-стичь равновесия на рынке труда

40мин.

Урок - практикум

По работе с интернет-ресурсами.

В конечном итоге )

Презентация(Создание на основе Интернет-ресурсов

Интернет-ресурс


25

НРК Экономическая деятельность в жизни общества на примере Челябинской области



1


Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области. Перспективы экономического развития региона.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

40мин.

Интеллектуальная игра:

« Что? Где? Когда?»


Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни


35


НРК

Политическое лидерство. Политические лидеры региона.

1






1


Политическая элита России и региона. Политические лидеры Южного Урала. Губернатор и депутаты: полномочия областных органов государственной власти.

Роль политического лидера.

Уметь объяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политический лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство



15 мин.

Урок изучения нового материала


Сообщения учащихся.

АРМ

Интернет-ресурсы

36 –






НРК

Демографическая ситуация в современной

России и Челябинской области



1







Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в российской федерации

Понимать, чем характеризуется современная демографическая ситуация
в России и в регионе.

Уметь объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России и на южном Урале

20 мин.

Урок изучения нового материала

Работа с документами




Глава 3. Человек и закон




62


НРК

Судебная система Челябинской области






1


Характеристика Судебной системы Челябинской области. Челябинский областной суд, его функции. Суд присяжных в истории области. Прокуратура области. Защита прав человека в нашем регионе.

знать основные положения по теме урока:

40 мин.


презентация

Лекция с элементами беседы.

64

НРК Постиндустриальное (информационное) общество .Южный Урал и экологические проблемы.



1


Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Экологические проблемы в регионе..

знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять



15 мин.

УРОК обобщения.

Защита проекта «Экологические проблемы Челябинской области и пути их решения»

АРМ




Контрольные работы по курсу


Формы

Кол-во

Тема

Цель

дата

контрольная работа


1

1 Человек и экономика



Установить уровень знаний основных положений раздела «Экономика» ,

Умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения ,способность учащихся систематизировать материал, понимание ими важнейших терминов

Урок №24



Проверочная работа. Тест.


1

2.

Проблемы социально-политической и духовной жизни

Установить уровень знаний основных положений раздела « Проблемы социально-политической и духовной жизни», Умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения , способность учащихся систематизировать материал, понимание ими важнейших терминов

Урок № 40–

Тестирование

1

3 «Правовое регулирование занятости и трудоустройства »


Установить уровень знаний трудовых правоотношений, субъектов трудового права, порядок приема

на работу. », Умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения , способность учащихся систематизировать материал, понимание ими важнейших терминов: Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения и т.п.


Урок №52

Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание».

4 «Человек

и общество»


Установить уровень знаний основных положений курса,

обусловленность общественных проблем и конфликтов;; Умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения , способность учащихся систематизировать материал, понимание ими важнейших терминов


Урок № 65–66





























Требования к уровню подготовки выпускников


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и клас-сификация объектов по указанным критериям;

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверностиполученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Результаты обучения


Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рекомендуется проведение следующего минимального набора практических работ по обществознанию:

  • работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

  • участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;

  • осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;

  • подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

  • осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.


Учебный материал рассчитан на уч-ся 10-11 класса, которые уже обладают достаточным багажом знаний.

Тематическое – планирование составлено на основе нормативных документов, которые отводят на изучение курса – 138 часов: 10 класс- 68часов; 11 класс- 68 часов при недельной нагрузке – 2 часа, учитывается региональный компонент – 10%. Преподавание курса обществознания в 10 – 11 классах организуется с обязательным использованием УМК «Глобальный мир в XXI веке» (прежде всего, книги для учителя)

Программно-методическое обеспечение

литература для учителя


Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 – 11 класс. Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – С. 66 – 73.

Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву», 10-11 классы, М.: «Глобус», 2016

Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2016

Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2016

Дополнительно! –

Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений:- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2016.


Методические пособия


  • Методические рекомендации по курсу Человек и общество», в 2-х частях, под редакцией Л.Н.Боголюбова, М.: «Просвещение», 2015

Дидактические материалы

  • МП.А.Баранов Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество.:Просвещение, 2017

  • В.В.Румынина «Обществознание», учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, М.: «Дрофа», 2015


Материалы для контроля


  • Тесты. Обществознание. 11 класс 2019-2020

  • Кравченко А. И. Задачник по обществознанию для 10-11 кл.: учебное пособие. - М.: Русское сло-2015

  • Единый государственный экзамен 2019-2020. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2019-2020;

литература для учеников


Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2015

Дополнительно! –

Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений:- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012.









Основные Internet-адреса:

  • http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;

  • http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;







  • www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной

  • поддержки ЕГЭ);

  • http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;

  • http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;

  • http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.





Отметка «5» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника полно и верно раскрыто основное содержание вопроса, соблюдена логичес­кая (или хронологическая) последовательность элементов ответа; общие положения конкретизируются фактами, обосновываются аргументами.

Отметка «4» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника содержится верное освещение темы вопроса, но отсутствует полнота его раскрытия; соблюдена логика изложения, но отдельные положения ответа не подтверждены фактами, не обоснованы аргументами.

Отметка «3» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника приведены отдельные несистематизированные положения, отсутствует кон­кретизация их фактами или частично приведены отдельные верные факты.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на поверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).


Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов:


Оценка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90% - 100% от общего количества вопросов

Оценка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50% - 70% правильных ответов




Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение программы


Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Кол -во

Примечание

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

-учебники по обществознанию для 10 – 11 классов

- стандарт образования по обществознанию

- примерная программа образования по обществознанию


В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ.

При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала.

2.

Печатные пособия:

- наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте образования по обществознанию и в программе обучения (в том числе в цифровой форме)

- репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

- художественные книги разных типов и жанров



3.

Технические средства обучения:

- телевизор (по возможности)

- видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности)

- аудиоцентр/магнитофон

- диапроектор

- мультимедийный проектор (по возможности)

- компьютер (по возможности)

- экспозиционный экран (по возможности)

- сканер (по возможности)

- принтер лазерный (по возможности)

- принтер струйный цветной (по возможности)

- фотокамера цифровая (по возможности)

- видеокамера цифровая (по возможности)



4.

Экранно - звуковые пособия:

- видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

- слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности)

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)



5.

Оборудование класса:

- ученические столы 2 –х местные с комплектом стульев;

- стол учительский с тумбой;

- шкаф для хранения учебников, дидактических материалов. пособий и пр.;

- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала










40



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!