Структура рабочей программы.
Пояснительная записка стр .3-14
Учебно-тематический план стр. 15
Календарно-тематическое планирование стр. 16-36
Требование к уровню подготовки обучающихся стр. 37-38
Программно-методическое обеспечение стр.39-43
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (общего) образования (10-11 классы) и программы Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебниковой А.Ю., Литвинова В.А . Программа «Обществознание» 11 кл.(базовый уровень). - М.: Просвещение, 2015.
Календарно-тематическое планирование ориентировано на учебник Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Литвинова В.А Обществознание. 11 кл. - М.: Просвещение, 2014.
Учебный план Козинского филиала МБОУ « Локотская СОШ» на 2019- 2020 учебный год.
Рабочая учебная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. без изменений и дополнений.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 138 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного
учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий., а также регионального компонента ( 10%)
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено
на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человек и гражданина,
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль
человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества
и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и
гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,
схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных
задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Обоснование выбора УМК для реализации Рабочей программы:
Для реализации Рабочей программы взята Программа по истории общеобразовательных учреждений, которая фиксирует содержание образования определенного уровня и направленности. Примерная программа является ориентиром для составления рабочей программы и выбора учебников. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом предлагается собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей и авторов учебников, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Она разработана на основе Примернаой программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень); http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 – 11 класс. Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – С. 66 – 73.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Обществознание. 10-11 классы», авторы:
Л.Н.Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, Н.И.Городецкая, кандидат педагогических наук; Л.Ф.Иванова, кандидат педагогичес-ких наук; А.И.Матвееев, кандидат педагогических наук.
Обоснование выбора авторской программы.
Данная программа, разработанная в лаборатории обществоведения Института содержания и методов обучения Российской академии образования, ориентирована на изложенные выше цели базового обществоведческого курса. В 10 классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире. В 11 классе предусмотрено значительное расширение многих вопросов социально-политического характера.
В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени. Все это открывает возможность для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Определение места и роли учебного курса
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Выбор учебников по обществознанию
Рабочая программа составлена к учебникам:
Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2015.
Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2015
Для 10 -11 классов для общеобразовательных учреждений взят в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019-2020 учебный год. В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Учебно-методические пособия содержат материал, расширяющий границы учебника, и дополнительные сведения, необходимые для учащихся и учителя в их совместной деятельности. В качестве таких пособий используются справочные материалы, книги для внеклассного чтения, методические пособия для учителя к учебникам истории ,дидактические материалы, книги для учащихся, сборники документов, книги для учителя, в том числе из серии «Библиотека учителя истории», журналы « Преподавание истории в школе», приложение « История» к газете « Первое сентября», электронные издания образовательного назначения (Интернет-учителю)
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Обучение производится очно
Данная рабочая программа реализуется учителем высшей категории с высшим образованием и стажем педагогической деятельности –36 лет.
Она направлена на обеспечение образовательных потребностей обучающихся и их родителей.
В школе имеется оборудование, позволяющее в полном объеме проводить практические работы. Наличие компьютерного класса и выход в интернет позволяют использовать новые информационные технологии.
Имеются все основания утверждать, что учащиеся средней школы будут подготовлены к сдаче ЕГЕ
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно - тематическим планом.
Федеральный базисный учебный план предусматривает на изучение обществознания в 11кл. ( базовый уровень) – 68 часов, а. При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков Рассчитана на 2_недельных часа
Ориентируясь на действующие в настоящее время учебники, составлено тематическое планирование, в котором содержится разбивка содержания программы на отдельные темы, определяющая количество уроков, выделяемых как на изучение глав, параграфов и пунктов учебника, так и для проведения контрольных работ.
С учётом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Тематическое планирование составлено к УМК:
Учебники:
| Учебная программа | Учебники, учебные пособия | Методические пособия | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
| Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 – 11 класс. Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – С. 66 – 73. | Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2015 Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2015 Дополнительно! – Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений:- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2016. | Т.П.Бегенеева «Поурочные планы по обществознанию», 10 класс, М., Издательство «ВАКО», 2016 Методические рекомендации по курсу Человек и общество», в 2-х частях, под редакцией Л.Н.Боголюбова, М.: «Просвещение», 2016 | . МП.А.Баранов Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество.:Просвещение, 2015 В.В.Румынина | А.В.Клименко, С.В.Краюшкина «Тесты по обществознанию», 10 класс, М.: Издательство «Экзамен»,2018 Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.:2019 |
Требования к оснащению учебного процесса Учебно-методический компонент.
Учебные познавательные задания для учащихся, схемы, таблицы, тесты, рабочие тетради.
Комплект учебников :
Межпредметные связи, преемственность:
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе
путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории России,
географии, литературы, МХК, ИЗО, биологии и др.
Главной педагогической функцией межпредметных связей является формирование у учащихся системы знаний об окружающем мире. Это достигается с помощью совокупности знаний из различных дисциплин, обеспечивающей понимание жизненных явлений, места и роли человека в познании и преобразовании мира. Актуальность осуществления межпредметных связей обусловлена также современным уровнем развития образования, где новыми импульсами стимулированы процессы интеграции. Они ориентированы на создание и совершенствование интегрированных курсов, раскрывающих мир в целом.
Основными направлениями осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса являются:
-усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала
- теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приемах обучения
- комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.
На уроках обществознания. постоянно привлекаются сведения из смежных предметов. С учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение обществознания на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом истории Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесное взаимодействие обоих предметов в формировании познавательной и социальной компетентностей учащихся.
Межпредметные связи применяются в интегрированных уроках, лабораторных и практических занятиях межпредметного содержания, комплексных экскурсиях, межпредметных конференциях и т. д. Здесь не обойтись без сотрудничества учителей разных предметов, усилиями которых создаются и совершенствуются необходимые средства реализации межпредметных связей в учебном процессе: вопросы, задания, задачи, наглядные пособия, тексты, учебные проблемы межпредметного содержания и др.
Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования.
Интерес учащихся к проблемам истории, к самому предмету можно вызвать при таком преподавании, которое, во-первых, основывается на привидении учителем логически убедительных и выразительных новых данных; во-вторых, актуализирует их учебный и жизненный опыт; в-третьих, научные определения понятий должны быть достаточно аргументированы конкретным материалом и строгой логической последовательностью обобщений.
Большое внимание уделяется творчеству учащихся, организации их самостоятельной деятельности как на уроках, так и дома, при выполнении домашних заданий. Этому способствуют многочисленные творческие задания, сочинения – миниатюры, тесты, опросы, в которых вопрос ставится именно в форме творческой задачи: «на ваш взгляд…», «ваше мнение…», «как вы думаете…» и т.д. Поэтому данный курс предполагает использование следующих технологий:
-технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов - отработка образовательных стандартов, предупреждение неуспеваемости;
-развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уровне и в серии последующей презентацией результатов работы в виде реферата, доклада;
-проектные методы обучения - достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов;
-технология «дебаты» - развитие навыков публичных выступлений (на конференциях);
-лекционно-семинарско-зачетная система - повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования;
-технология игрового обучения: ролевых, деловых и др. обучающих игр - усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) - развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей, реализация потребности в расширении информационной базы обучения, разработка новых подходов к объяснению нового материала;
-ИКТ-конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных средств, развитие навыка работы в Интернете, разработка учащимися обучающих презентаций;
-здоровьесберегающие технологии - повышение качества обученности на базе обработки образовательных стандартов, усиление здоровьесберегающего аспекта;
-технология дистанционного обучения - индивидуальная поддержка детей, проявляющих интерес к отдельным предметам.
Учитывая различные объективные факторы, учитель вправе выбирать наиболее оптимальный, с его точки зрения, способ организации урока и всего учебного процесса. Главное в этом процессе – не допустить механического зазубривания, организовать учащихся на самостоятельную учебную деятельность.
Примеры следующих вариантов организации учебной работы:
1. Учитель ведет занятие по изучению нового материала, используя цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в качестве наглядного пособия (наиболее интересны меняющиеся диаграммы, «оживающие» карты, кинохроника, фоно- и фотодокументы.)
2. Лабораторное занятие с использованием ЦОР. Каждый учащийся на уроке самостоятельно изучает новую тему, проходя ее в собственном темпе и получая индивидуальную итоговую оценку работы.
3. Практическое учебное занятие, сочетающее рассказ учителя с групповой самостоятельной работой учащихся над отдельными частями учебной темы.
4. «Диагональная схема» организации учебного занятия, предполагающая дифференцированное обучение в условиях, когда компьютеров меньше, чем учеников.
5. Изучение несколькими группами в классе различных ЦОРов с использованием компьютеров и последующим обсуждением. Количество компьютеров должно соответствовать количеству групп.
6. Групповая работа учащихся над творческим заданием, рефератом или учебным проектом.
Особенности организации учебного процесса.
Основной формой организации учебных занятий остаётся классно – урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия, диспут, семинар, историческая викторина и др. В процессе изучения истории учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно – исследовательской работе.
Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы. Каждая из форм обучения входит в общую систему образовательного процесса как составная часть, неся в себе определенную дидактическую нагрузку, имея свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и области наилучшего применения.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно- нравственного мира учащегося, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе: воспитание гражданственности, патриотизма.
Содержание учебного материала.
Содержание обучения задает перечень и объем материала, обязательного для изучения в школе. Содержание обучения распределено в соответствии с содержательными линиями курсов, объединяющими связанные между собой вопросы. Это позволяет учителю, отвлекаясь от места конкретной темы в курсе, оценить ее значение по отношению к соответствующей содержательной линии, правильно определить и расставить акценты в обучении. Организовать итоговое повторение.
Распределение учебного материала в 10 кл. – 11 кл.
Класс | Всего часов |
10 | 68 |
11 | 68 |
итого | 138 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
11 класс (68 ч)
Введение (1 ч)
РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА (24 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в РФ.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (16 ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей в РФ.
Религиозные объединения и организации в РФ,РК Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (20 ч)
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации,
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (5 ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Человек и экономика | 24 |
3 | Проблемы социально-политической и духовной жизни | 16 |
4 | Человек и закон | 20 |
5 | Заключительные уроки | 5 |
Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 11 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. измерители | Домашнее задание | |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | Общество как сложная динамическая система. Вводный урок | 1 | | Человек и экономика. Проблемы социально-политической жизни. Человек и закон | знать основные положения. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Вид контроля: выборочное оценивание. Измерители: ответы на вопросы | | |
Глава 1. Человек и экономика (24 часа) |
2– 3 | Экономика как наука Экономика как хозяйство | 1 | | Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности | знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП. Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их. Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Тест ( задания А и Б ) | § 1, с. 6–16; задания № 1–4, с. 16 | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
4 –5 | Экономический рост. Экономическое развитие | 1 1 | | Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл | знать, что такое «порочный круг бедности». Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл. Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Тест ( задания А и Б ) | § 2, с. 17–29; задания № 1–4, с. 28–29 | |
6– 7 | Рыночные отношения в экономике. Конкуренция и монополия | 1 1 | | Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики в России | знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок. Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной (плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики. Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Тест ( задание С ) Вопросы на сравнение экономических систем | § 3, с. 30–42; задания № 1–4, с. 42 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
8 –9 | Фирмы в экономике. Факторы производства | 1 1 | | Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями | знать, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль. Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 4, с. 43–54; задания № 1–4, с. 54 | |
10– 11 | Правовые основы предпринимательской деятельности НРК Организационно-правовые формы предпринимательства Предпринимательство в Челябинской области | 1 1 | | Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело | знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования. Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, прокомментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Защита проектов | § 5, с. 54–66; задания № 1–5, с. 66 | АРМ |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
12 –13 | Слагаемые успеха в бизнесе. Основы менеджмента и маркетинга | 2 | | Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга | знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме. Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок. Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование | Выборочное оценивание. Вопросы на сравнение | § 6, с. 67–78; задания № 1–3, с. 78 | АРМ |
14 –15 | Экономика и государство Экономические функции государства | 1 1 | | Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства? | знать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику. Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему. Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Работа по документам | § 7, с. 78–91; задания № 1–4, с. 90–91 | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
16– 17 | Финансы в экономике Инфляция: виды, причины и последствия | 1 1 | | Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины и последствия | знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией. Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику. Уметь объяснять, почему возникает инфляция | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Тест ( задания А и Б) | § 8, с. 91–102; задания № 1–4, с. 102 | |
18 –19 | Занятость и безработица НРК Проблемы безработицы в Челябинской области | 1 1 | | Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости | знать, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения. Понимать, для чего необходим рынок труда. Уметь объяснять, почему трудно до-стичь равновесия на рынке труда | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Тест ( задания С) Презентация(Создание на основе Интернет-ресурсов) | § 9, с. 103–115; задания № 1–7, с. 114–115 | Интернет-ресурс |
20 –21 | Мировая экономика Глобальные проблемы экономики | 1 1 | . | Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в | знать, что такое «международные экономические отношения». Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему | Выборочное оценивание. Пресс - конференция | § 10, с. 116–127; задания № 1–3, | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| | | | области международной торговли. Глобальные проблемы экономики | некоторые государства применяют политику протекционизма. Уметь объяснять, какая страна – США или Нидерланды – больше зависит от международной торговли и почему | | с. 127 | |
22– 23 | .Человек в системе экономических отношений Производительность труда | 1 1 | | Рациональное поведение потребителя. Рациональное поведение производителя | знать, какие факторы влияют на производительность труда. Понимать, какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю. Подумать, можно ли защитить свои доходы от инфляции, если да, то каким образом. Уметь объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах | Выборочное оценивание. Маркетинг – важная составляющая в деятельности фирмы (ролевая игра) | § 11, с. 128–137; задания № 1–4, с. 137 | |
24 –25 | Человек и экономика НРК Экономическая деятельность в жизни общества на примере Челябинской области | 1 1 | | | знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Интеллектуальная игра: « Что? Где? Когда?» | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни (16 часов) |
26– 27 | . Свобода в деятельности человека Свобода и ответственность | 1 1 | | «Свобода есть осо-знанная необходимость». Свобода и ответственность. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах. Свободное общество | знать, как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в новое и новейшее время; какое общество можно считать свободным; в чем выражается общественная необходимость. Понимать, к чему может приводить неограниченная свобода выбора, как свобода трактуется в христианском вероучении. Уметь объяснять, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность» | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Работа по документам | § 12, с. 140–148; задания № 1–5, с. 148 Эссе | АРМ |
28 –29 | Общественное сознание Общественная психология и идеология | 1 1 | | Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание | знать, какие уровни принято выделять в общественном сознании. Понимать, как связаны между собой общественное сознание и духовная культура; в чем различаются общественная психология и идеология, как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание. Уметь объяснять, что понимается под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения; характеризовать основные черты общественного сознания; дать характеристику различных форм общественного сознания | Выборочное оценивание. Тест Ответы на вопросы | § 13, с. 148–158; задания № 1–4, с. 158 | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
30– 31 | Политическое . сознание Средства массовой информации и политическое сознание | 1 1 | | Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой информации и политическое сознание | знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретиче-ский, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни; каковы характерные черты политической психологии. Понимать, какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание». Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.; определять место СМИ в современной политической жизни, знать их функции, понимать каким образом СМИ осуществляют свое политическое влияние | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Практическое занятие | § 14, с. 158–172; задания № 1–4, с. 172 | Работа с периодической печатью |
32– 33 | . Политическое поведение Политический терроризм. | 2 | | Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения | знать, что называется политическим поведением, как различаются его формы, привести примеры; чем характеризуется электоральное поведение; каковы возможности регулирования политического поведения. Понимать, каковы мотивы политического поведения. Уметь объяснять, в каких случаях имеет место протестное поведение; объяснять, чем опасно экстремистское поведение | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 15, с. 172–181; задания № 1–4, с. 181 напис.творческих работ | Эссе |
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
34– 35 | § 16. Политическая элита. НРК Политическое лидерство. Политические лидеры региона. | 1 1 | | Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства | знать, что представляет собой политическая элита; кто такой политический лидер, каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидера. Понимать, как рекрутируется политическая элита; что общего и что различного у двух типов лидерства – традиционного и харизматического. Уметь объяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политический лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Таблица | § 16, с. 182–193; задания № 1–4, с. 192–193 | АРМ Интернет-ресурсы |
36 – 37 | НРК Демографическая ситуация в современной России и Челябинской области Проблемы неполной семьи | 1 1 | | Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в российской федерации | знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные, что такое неполная семья, как увеличение числа неполных семей сказывается на демографической и социальной ситуации в обществе. Понимать, чем характеризуется современная демографическая ситуация в России. Уметь объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Сообщения | § 17, с. 193–202; задания № 1–4, с. 201–202 | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
38– 39 | Религиозные объединения и организации в российской федерации Проблема поддержания межрелигиозного мира | 1 1 | | Религиозные объединения. Права религиозных организаций. Проблема поддержания межрелигиозного мира | знать, какие религиозные объединения могут действовать в российской федерации; обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объединения; законодательные нормы в отношении создания религиозных объединений в органах власти. Понимать, какие основные проблемы стоят перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациями и учреждениями | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Тест | § 18, с. 202–213; задания № 1–4, с. 212–213 | |
40–41 | Проблемы социально-политической и духовной жизни | 2 | | | знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Проверочная работа. Тест. Ответы на вопросы | | |
Глава 3. Человек и закон (20 часов) |
42 –43 | Современные подходы к пониманию права Законотворческий процесс в РФ | 1 1 | | Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ | Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву. Уметь характеризовать основные особенности естественного права | Выборочное оценивание. Круглый стол Ответы на вопросы | § 19, с. 217–228; задания № 1–2, с. 227–228 | ЦОРы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
44– 45 | Гражданин российской федерации Права и обязанности гражданина РФ. | 1 1 | | Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика | знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приобретения гражданства; в отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощенная процедура приема в российское гражданство; каковы права гражданина РФ; что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба, кто имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Понимать, в чем отличие прав гражданина от прав человека; каковы основные права и обязанности налогоплательщика. Уметь назвать конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ | Выборочное оценивание. Работа по конституции Ответы на вопросы | § 20, с. 228–238; задания № 1–4, с. 238 | |
46– 47 | Экологическое право Способы защиты экологических прав | 1 1 | | Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических | знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения; какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство. Понимать, в чем состоит специфика | Выборочное оценивание. Защита презентаций Ответы на вопросы | § 21, с. 239–250; задания № 1–4, с. 249–250 | АРМ |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| | | | прав. Экологические правонарушения | экологических отношений; почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей; почему важно использовать различные способы экологической защиты. Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан | | | |
48– 49 | Гражданское право. Защита гражданских прав | 1 1 | | Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав | знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием. Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений | Выборочное оценивание. Тест Ответы на вопросы | § 22, с. 250–261 | |
50–51 | Семейное право Права и обязанности детей и родителей | 1 1 | . | Правовая связь членов семьи. Фактический брак, церковный брак, гражданский брак. | знать основные положения по теме урока: какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные | Выборочное оценивание. Дискуссия | § 23, с. 262–273; задания № 1–8; 1–4, с. 273–274 | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| | | | Субъекты и объекты семейных правоотношений. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей | права ребенка в семье. Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей | Ответы на вопросы | | |
52 –53 | Правовое регулирование занятости и трудоуст-ройства Социальная защита населения | 1 1 | | Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование | знать основные положения по теме урока: какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования. Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения | Выборочное оценивание. Тест Ответы на вопросы | § 24, с. 274–285; задания № 1–3, с. 285–286 | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
54 –55 | Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс | 2 | | Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений | знать основные положения по теме урока: какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора и каково его содержание; называть требования, которым должно отвечать решение суда | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 25, с. 286–298; задания № 1–6, с. 297–298 | |
56– 57 | Процессуальное право: уголовный процесс Судебное производство. | 1 1 | | Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей | знать основные положения по теме урока: в каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными. Уметь давать определение понятий; решать юридические задачи | Выборочное оценивание. Письменные вопросы и задания Ответы на вопросы | § 26, с. 298–310; задания № 1–8, с. 309 | |
58–59 | Процессуальное право: административ-ная юрисдикция, конституционное | 2 | | Административная юрисдикция. Субъекты административной ответственности. Административные наказания | знать основные положения по теме урока: что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила; каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать | Выборочное оценивание. Тест Ответы на вопросы | § 27, с. 310–319; задания № 1–4, с. 319 | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| судопроизводство | | | Конституционное судопроизводство. Основные принципы конституционного судопроизводства. Стадии конституционного судопроизводства | административное правонаказание; что такое конституционность акта | | | |
60 61 62 | . Международная защита прав человека Проблема отмены смертной казни НРК Судебная система Челябинской области | 1 1 | | Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека | знать основные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда | Выборочное оценивание. Семинар Ответы на вопросы презентация | § 28, с. 320–330; задания № 1–4, с. 330 | |
Заключительные уроки (5 часов) |
63–64 | Взгляд в будущее НРК Постиндустриальное (информационное) общество | 1 1 | | Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Экологические проблемы. | знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 29, с. 333–344; задания № 1–5, 1–4, с. 343–344 | Итоговый урок урок-зачёт |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| | | | Угрозы термоядерной войны. Международный терроризм. Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего» мира. Социально-демографические проблемы. Наркомания и наркобизнес. Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней. Проблема предотвращения опасных последствий научно-технического прогресса. Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике и на транспорте. Угрозы культуре, духовному развитию человека. Постиндустриальное (информационное) общество | свою точку зрения; называть и характеризовать основные проблемы XXI в.; объяснять возможные пути решения глобальных проблем; объяснять, чем отличается постиндустриальное общество от индустриального; какими качествами должен обладать человек, чтобы жить и работать в меняющемся обществе | | | |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
65–66 | Человек и общество | 2 | | | знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание | | |
67-68 | Резервные уроки: Итоговое повторение по темам: 1.« Человек и общес-тво», «Социтльная сфера», 2«Экономичес-кая сфера», 3.«Политическая сфера», «Духовная сфера» | 3 | | | | Выполнение заданий по темам: « Чело-век и общест-во», «Социаль-ная сфера», «Экономичес-кая сфера», «Политическая сфера», «Духовная сфера» | | |
Содержание НРК в учебном процессе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Региональное содержание изучаемых вопросов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Кол-во отведённого времени | Форма проведения | Прим. |
Глава 1. Человек и экономика
11 | НРК Организационно-правовые формы предпринимательства Предпринимательство в Челябинской области | 1 | | Характеристика предпринимательства Челябинской области. Особенности и общие черты. Проблемы и пути решения. Как открыть свое дело в селе Троицкого района, что при этом следует учитывать | Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, прокомментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора | 15 мин. | Лекция с элементами беседы | АРМ презентация |
Глава 1. Человек и экономика
–19 | НРК Проблемы безработицы в Челябинской области | 1 1 | | Рынок труда в Челябинской области. Причины и виды безработицы в регионе. Государственная политика в области занятости и как она преломляется на примере конкретной территории. | знать,; каковы особенности различных видов безработицы Понимать, для чего необходим рынок труда. Уметь объяснять, почему трудно до-стичь равновесия на рынке труда | 40мин. | Урок - практикум По работе с интернет-ресурсами. В конечном итоге ) Презентация(Создание на основе Интернет-ресурсов | Интернет-ресурс |
25 | НРК Экономическая деятельность в жизни общества на примере Челябинской области | 1 | | Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области. Перспективы экономического развития региона. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | 40мин. | Интеллектуальная игра: « Что? Где? Когда?» | |
Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни |
35 | НРК Политическое лидерство. Политические лидеры региона. | 1 1 | | Политическая элита России и региона. Политические лидеры Южного Урала. Губернатор и депутаты: полномочия областных органов государственной власти. Роль политического лидера. | Уметь объяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политический лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство | 15 мин. | Урок изучения нового материала Сообщения учащихся. | АРМ Интернет-ресурсы |
36 – | НРК Демографическая ситуация в современной России и Челябинской области | 1 | | Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в российской федерации | Понимать, чем характеризуется современная демографическая ситуация в России и в регионе. Уметь объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России и на южном Урале | 20 мин. | Урок изучения нового материала Работа с документами | |
Глава 3. Человек и закон |
62 | НРК Судебная система Челябинской области | 1 | | Характеристика Судебной системы Челябинской области. Челябинский областной суд, его функции. Суд присяжных в истории области. Прокуратура области. Защита прав человека в нашем регионе. | знать основные положения по теме урока: | 40 мин. презентация | Лекция с элементами беседы. |
64 | НРК Постиндустриальное (информационное) общество .Южный Урал и экологические проблемы. | 1 | | Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Экологические проблемы в регионе.. | знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять | 15 мин. | УРОК обобщения. Защита проекта «Экологические проблемы Челябинской области и пути их решения» | АРМ |
Контрольные работы по курсу
Формы | Кол-во | Тема | Цель | дата |
контрольная работа | 1 | №1 Человек и экономика | Установить уровень знаний основных положений раздела «Экономика» , Умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения ,способность учащихся систематизировать материал, понимание ими важнейших терминов | Урок №24 |
Проверочная работа. Тест. | 1 | №2. Проблемы социально-политической и духовной жизни | Установить уровень знаний основных положений раздела « Проблемы социально-политической и духовной жизни», Умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения , способность учащихся систематизировать материал, понимание ими важнейших терминов | Урок № 40– |
Тестирование | 1 | № 3 «Правовое регулирование занятости и трудоустройства » | Установить уровень знаний трудовых правоотношений, субъектов трудового права, порядок приема на работу. », Умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения , способность учащихся систематизировать материал, понимание ими важнейших терминов: Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения и т.п. | Урок №52 |
Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание». | 2ч | № 4 «Человек и общество» | Установить уровень знаний основных положений курса, обусловленность общественных проблем и конфликтов;; Умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения , способность учащихся систематизировать материал, понимание ими важнейших терминов | Урок № 65–66 |
Требования к уровню подготовки выпускников
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и клас-сификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверностиполученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рекомендуется проведение следующего минимального набора практических работ по обществознанию:
работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Учебный материал рассчитан на уч-ся 10-11 класса, которые уже обладают достаточным багажом знаний.
Тематическое – планирование составлено на основе нормативных документов, которые отводят на изучение курса – 138 часов: 10 класс- 68часов; 11 класс- 68 часов при недельной нагрузке – 2 часа, учитывается региональный компонент – 10%. Преподавание курса обществознания в 10 – 11 классах организуется с обязательным использованием УМК «Глобальный мир в XXI веке» (прежде всего, книги для учителя)
Программно-методическое обеспечение
литература для учителя
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 – 11 класс. Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – С. 66 – 73.
Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву», 10-11 классы, М.: «Глобус», 2016
Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2016
Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2016
Дополнительно! –
Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений:- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2016.
Методические пособия
Методические рекомендации по курсу Человек и общество», в 2-х частях, под редакцией Л.Н.Боголюбова, М.: «Просвещение», 2015
Дидактические материалы
МП.А.Баранов Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество.:Просвещение, 2017
В.В.Румынина «Обществознание», учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, М.: «Дрофа», 2015
Материалы для контроля
Кравченко А. И. Задачник по обществознанию для 10-11 кл.: учебное пособие. - М.: Русское сло-2015
Единый государственный экзамен 2019-2020. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2019-2020;
литература для учеников
Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2015
Дополнительно! –
Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений:- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012.
Основные Internet-адреса:
http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;
http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной
поддержки ЕГЭ);
http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;
http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;
http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
Отметка «5» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника полно и верно раскрыто основное содержание вопроса, соблюдена логическая (или хронологическая) последовательность элементов ответа; общие положения конкретизируются фактами, обосновываются аргументами.
Отметка «4» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника содержится верное освещение темы вопроса, но отсутствует полнота его раскрытия; соблюдена логика изложения, но отдельные положения ответа не подтверждены фактами, не обоснованы аргументами.
Отметка «3» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника приведены отдельные несистематизированные положения, отсутствует конкретизация их фактами или частично приведены отдельные верные факты.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на поверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов:
Оценка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90% - 100% от общего количества вопросов
Оценка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50% - 70% правильных ответов
Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение программы
№ | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Кол -во | Примечание |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): -учебники по обществознанию для 10 – 11 классов - стандарт образования по обществознанию - примерная программа образования по обществознанию | | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала. |
2. | Печатные пособия: - наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте образования по обществознанию и в программе обучения (в том числе в цифровой форме) - репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме) - художественные книги разных типов и жанров | | |
3. | Технические средства обучения: - телевизор (по возможности) - видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности) - аудиоцентр/магнитофон - диапроектор - мультимедийный проектор (по возможности) - компьютер (по возможности) - экспозиционный экран (по возможности) - сканер (по возможности) - принтер лазерный (по возможности) - принтер струйный цветной (по возможности) - фотокамера цифровая (по возможности) - видеокамера цифровая (по возможности) | | |
4. | Экранно - звуковые пособия: - видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности) - слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности) - мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности) | | |
5. | Оборудование класса: - ученические столы 2 –х местные с комплектом стульев; - стол учительский с тумбой; - шкаф для хранения учебников, дидактических материалов. пособий и пр.; - настенные доски для вывешивания иллюстративного материала | | |
40