Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.Закона РФ «Об образовании» (273-ФЗ) с изменениями.
2.Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС).
3.Учебного плана общеобразовательного МАОУ гимназии №2.
4.Примерной программы основного общего образования по обществознанию./Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. _ Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2011.
Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Преподавание курса обществознания в основной школе направлено на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
Планируемые результаты изучения предмета «Обществознание»
ЛИЧНОСТНЫЕ универсальные учебные действия
Ученик научится:
- идентифицировать себя как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- проявлять активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- ответственно относиться к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей траектории образования, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; вести диалог с другими людьми и достигать в немвзаимопонимания;
- следовать социальным нормам, правилам поведения, ролям и формам социальной жизни в группах и сообществах;
- проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и
процветании своей страны;
- формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважении к Отечеству; единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных ценностей, традиций.
Ученик получит возможность научиться:
- уважительно относиться к своей стране, испытывать гордость за нее;
- оценивать свои и чужие поступки.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные учебные действия
Ученик научится:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- искать и выделять необходимую информацию;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- осуществлять рефлексию своей деятельности;
- осознавать самого себя как движущуюся силу своего поведения;
- определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основамсаморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основамсаморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужной социальной информации в различных источниках;
- адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
- преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
- основам смыслового чтения учебных и познавательных текстов;
- давать определение понятиям;
- моделировать варианты достойного образа жизни;
- давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
КОММУНИКАТИВНЫЕ универсальные учебные действия
Ученик научится:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- смотреть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:
-учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и -оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
-оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты обучения
- формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
-понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
- приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
- формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
- освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
-формирование относительно целостного представления об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Человек в социальном измерении (13 часов). Человек-личность. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она? Человек познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. Человек и его деятельность. Основные формы деятельности человека. Потребности человека. Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств. На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. Практикум «Человек в социальном измерении» Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении».
Раздел 2. Человек среди людей (10 часов). Межличностные отношения. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений.Человек в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути. Общение. Что такое общение. Цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро, молчание – золото».Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает конфликт. Семь раз отмерь… как не проиграть в конфликте.Практикум «Человек среди людей». Повторительно-обобщающий урок «Человек среди людей».
Раздел 3. Нравственные основы жизни (11 часов). Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Доброе – значит, хорошее. Главное правило доброго человека. Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость
Особенности рабочей программы
В 6 «А» классе обучаются 3 ученика с ОВЗ.
Программа по обществознанию составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ.
Для данной категории обучающихся характерны:
-незрелость эмоционально-волевой сферы
-сниженный уровень познавательной деятельности;
-недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий;
-отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;
-совершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;
-отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;
-трудности при составлении письменных ответов.
У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными целями.
Программа по обществознанию для учащихся с ОВЗ предусматривает овладение знаниями в объеме базовой программы обязательного учебного курса по истории.
Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
-активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение уровня их умственного развития;
- нормализация учебной деятельности;
-коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
-социально-трудовая адаптация.
* помечены темы, изучаемые не в полном объеме обучающимися с ОВЗ.