СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей программе указываются планируемые результаты, личностные результаты, универсальные учебные действия.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) 1 класс»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Утверждаю»

директор МАОУ СОШ №35

Приказ №_________

от «____»___________20 г.

«Средняя общеобразовательная школа №35»

«Согласовано»

на МС школы

протокол №___________

от «____»___________20 г.

Руководитель МС

_________________________

Рассмотрено

на МО учителей начальных классов

протокол №___________

от «____»___________20 г.

Руководитель МО

_________________________






Рабочая программа

по _обучению грамоте (письмо)______

(наименование учебного предмета/курса)

1 класс__

(ступень образования/класс


2016-2017 уч.год__

(срок реализации программы)


Составлена на основе программы Школа России_

(наименование программы

Программу составила: Лобанова О.И.

(Ф.И.О. учителя составившего программу)

г. Улан-Удэ

2016 г

Пояснительная записка.

Рабочая программа по обучению грамоте  для 1 класса разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, образования от 06.10.2009 №373 (в ред. от31.12.2015)

Закона Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V

"Об образовании в Республики Бурятия"

Примерной ООП НОО

Примерная программа по обучению грамоте созданная на основе авторской программы В. Г. Горецкого и др.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку.

Вводный курс «Введение в школьную жизнь» позволяет развес­ти во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.

Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания.

Цели курса «Введение в школьную жизнь»:

•     обеспечение психологической адаптации детей;

•     знакомство с основными школьными правилами;

•     привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

•     обучение элементарным приемам обратной связи;

•     знакомство с системой школьного оценивания;

•     развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

•     организация классного коллектива.

Содержание вводного курса строится на доступном практически всем перво­классникам дошкольном материале игры, рисования. Изучение русского языка 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность (приблизительно) 23 учебные недели по 9 ч в неделю (4 часа обучение грамоте + 5 часов письмо), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка.

Интегрированный курс «Обучение грамоте и письму» рассчитан на 207 ч (из них: 92 ч. – обучение грамоте, 115 ч. – письмо). Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа  координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

После курса «Обучение грамоте и письму» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

1. Цели курса «Обучение грамоте:

Цели обучения: создать условия для формирования:

  1. ключевых компетенций через освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладения элементарными способами анализа изучаемых явлений языка

  2. компетенций личностного саморазвития через развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; через овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; через стремления совершенствовать свою речь;

  3. коммуникативной компетентности через формирование собственной точки зрения, развития культуры речи и культуры общения, обогащение словарного запаса;

  4. социальной компетентности посредством работы в группах, парах, индивидуально, фронтально, самостоятельно;

  5. поликультурной компетенции через воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову;

  6. компетентности сохранения и  укрепления собственного здоровья через выполнение режима дня и соблюдения гигиены; использование физкультурных минуток, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз; использование развивающих, подвижных и дидактических игр.

2. Задачи курса «Обучение грамоте»:

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


3. Общая характеристика:

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Каждый этап обучения грамоте предъявляет к учащимся некоторые требования.

Добукварный период

Обучающиеся должны знать:

- общее представление о речи письменной и устной, предложении, слове, звуке и букве.

Обучающиеся должны уметь:

- членить речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги;

- различать на слух и при произношении гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки;

- выделять в словах отдельные звуки, ударные слоги;

- соотносить слышимое и произносимое слово со слого-звуковой схемой;

- подбирать слова с заданным звуком.

Букварный период

Обучающиеся должны знать:

- согласные и гласные звуки и буквы;

- способы обозначения твердости и мягкости согласных.

Обучающиеся должны уметь:

- читать слоги-слияния с ориентировкой на гласную букву;

- осознанно, плавно и правильно читать по слогам.



Послебукварный период

Обучающиеся должны уметь:

- читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения – не менее 30 слов в минуту при чтении незнакомого текста);

- понимать содержание прочитанного;

- уметь пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку;

- находить заглавие текста, назвать автора произведения;

- различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение;

- помнить имена 3-4 авторов и названия их произведений;

- знать наизусть не менее 5 стихотворений.



Навыки чтения

I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами.

II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста – 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно слово от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в буквенный период.



4. Место курса «Обучение грамоте» в базисном учебном плане:

Интегрированный курс «Обучение грамоте и письму» рассчитан на 207 ч (из них: 92 ч. – обучение грамоте, 115 ч. – письмо). Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа  координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах, предложениях.

5. Ценностные ориентиры:

Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения грамоте является его направленность на формирование у первоклассников умения учиться1. Учитывая переходный этап от дошкольного к школьному возрасту в период обучения грамоте у первоклассников должны быть сформированы: достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, высокий уровень активности и инициативности, проявление самостоятельности в работе, умение оценить правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.

Еще одним ценностным ориентиром при построении курса является направленность обучения на понимание первоклассниками того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. Обучение грамоте как первая ступень изучения русского языка направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма.

В процессе обучения грамоте большое внимание уделяется формированию наглядно-образного и логического мышления учащихся. Это происходит благодаря тому месту, которое занимает в курсе моделирование звукового состава слова, моделирование состава предложения. Все предметные знания дети получают не в виде готовых формулировок или уже представленных в учебнике моделей, а в процессе обучения самостоятельному построению моделей. При этом первоклассники учатся новому способу мышления, постепенно

переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время самостоятельное построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности — контроль и самоконтроль за

правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать правильность или неправильность каждого выполненного действия. В процессе обучения грамоте первоклассники прежде всего учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, т.е. дети овладевают метапредметными учебными действиями и при этом осваивают все необходимые знания в области русского языка.

Все знания, которые первоклассники получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и важнейшим компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.

Важнейшим ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Это достигается тем, что каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности: часть первоклассников овладевает решением новой учебной задачи, работая вместе с учителем, часть учеников это же задание выполняет самостоятельно, а учащиеся, наиболее успешно усваивающие материал, решают эту же учебную задачу на более сложном материале. Содержание включает в себя материал для первоклассников, которые пришли в школу, совершенно не умея читать; для учащихся, читающих по слогам и для хорошо читающих учеников. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Важной особенностью построения курса и еще одной его целевой установкой является направленность работы не только на отработку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской компетентности.


6. Результаты освоения программы:

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из « Азбуки», «Русского языка»

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других

– умение выбирать адек ватные языковые средства для успешного решения коммуника тивных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

           – отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

           – осмысленно, правильно читать целыми словами;

           – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

           – подробно пересказывать текст;

           – составлять устный рассказ по картинке;

           – называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

           – определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

          – обозначать мягкость согласных звуков на письме;

          – определять количество букв и звуков в слове;

          – писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

          – ставить пунктуационные знаки конца предложения;

          – списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

          – находить корень в группе доступных однокоренных слов.


7. Содержание курса:

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо.

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.


8. Материальное обеспечение:

1.  Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник. – М.: Просвещение, 2008

2.  Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005

3. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. – М.: ВАКО, 2005.

4. Воронина Т.П. « Прописи» в 4-х частях к азбуке Горецкого В.Г. и др.

5. Крылова, О. Н. Тесты по обучению грамоте к учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука». 1 класс : в 2 ч. Ч. 1. / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.
6. Информационно-коммуникативные средства:
7. Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).
8. Наглядные пособия:
9. Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В. Г. Горецкого и др. (авторы Т. В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова); лента букв.
10. Материально-технические средства



Список рекомендованной литературы.


Основной

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педа­гогика, 2009.

  2. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразо­вательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.

  3. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В 4 ч. М.: Просвещение, 2013.

  4. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные раз­работки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. М.: ВАКО, 2014.

  5. Игнатьева Т.В. Поурочные разработки по обуче­нию грамоте. 1 класс. М.: Экзамен, 2012.

  6. Концепция Федеральных государственных об­разовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвеще­ние, 2008.

  7. Крылова О.Н. Карточки по обучению грамоте. 1 класс. М.: Экзамен, 2013.

  8. Матвеева Е.И., Панкова О.Б., Патрикеева И.Е. Формирование системы критериального оценивания в начальной школе. М.: Московский центр качества образования, 2010.

  9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

  10. Обучение грамоте. 1 класс. Электронное при­ложение к учебнику В. Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. М.: Просвещение, 2013.

  11. Оценка достижения планируемых резуль­татов в начальной школе. Система заданий / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвеще­ние, 2011.

  12. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логино­вой. М.: Просвещение, 2011.

  13. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школь­ников: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.

  14. Постановление Главного государственного са­нитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и органи­зации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).

  15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по осна­щению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».

  16. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.

  17. Приоритетный национальный проект «Обра­зование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo

  18. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя / Под ред. А.Б. Воронцова. М.: Просвеще­ние, 2011.

  19. Сборник рабочих программ к УМК «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.

  20. Система гигиенических требований к услови­ям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный до­кумент]. Режим доступа: http://standart.edu.ru

  21. Федеральная целевая программа развития об­разования на 2011-2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286

  22. Федеральный государственный образователь­ный стандарт основного общего образования. М.: Про­свещение, 2010.

  23. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  24. Формирование универсальных учебных дейст­вий в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

  25. Фундаментальное ядро содержания общего об­разования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.

Дополнительный

    1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социаль­ные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7.

    2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модер­низации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1.

    3. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Россий­ская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010.

    4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

    5. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.

    6. Журналы «Стандарты и мониторинг образова­ния», 2011-2012.

    7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие кри­тического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

    8. Поливанова К.А. Проектная деятельность школь­ников. М.: Просвещение, 2008.

    9. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru


Тематическое планирование по обучению грамоте (письмо)


п/п

Раздел

Количество часов

Базовые знания

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Предметные

УДД

1.





























































2.



































































































3.

Добукварный период





























































Букварный период



































































































Послебукварный период






































20ч






























































78-80 часов


































































































15-17 часов

Подготовка к письму. Развитие фонематического слуха детей, устной речи

Самостоятельный выбор цвета и штриховки для рисунков


Уметь:

– обводить по контуру, штриховать;

– соединять по точкам и дописывать строчки;

– называть элементы
(наклонная линия с нижним закруглением)


Знать знакомые элементы букв, их написание, штриховку.

Уметь:

– писать е-образные элементы, – обводить образец

Уметь:

писать буквы

– списывать слова с письменного образца

Отработка навыка письма слогов слов, предложений со строчными буквами.

Рабочая строка и межстрочное пространство, шрифт,

схемы слов

Образец, наклон, правильная посадка, рабочая строка, ударение

Пропись, рабочая строка, наклон тетради
и прописи, межстрочное пространство, схема, гласные и согласные звуки

Предложение, правила написания предложения, рабочая строка, межстрочное пространство, схема, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их

Правила соединения букв,
написания предложений, интонирование предложений, рабочая строка, межстрочное пространство, схема

правильно располагать буквы и слова в строке, списывать слова и предложения с образцов, проверять написанное

давать письменный ответ на вопрос; развивать умение писать большую букву в именах людей

развивать умения узнавать графический образ изученных букв, писать изученные буквы, слова и предложения с ними; учить списывать с печатного текста письменными буквами

формировать умение правильно оформлять написанные предложения; развивать речь, внимание, мышление, память, фонематический слух; воспитывать интерес к чтению и письму

учить списывать с печатного текста письменными буквами, письменно отвечать на вопросы; продолжить знакомство с профессиями людей

развивать умение писать большую букву
в кличках животных, орфографическую зоркость, мышление, внимание, фонематический слух; воспитывать интерес к родному языку

формировать навыки работы по алгоритму, конструировать предложения; развивать орфографическую зоркость

записывать предложения под диктовку; развивать фонематический слух, орфографическую зоркость; воспитывать культуру учебного труда

писать предложения с изученной буквой, контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания

правильно располагать буквы и слова в строке, дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, употреблять заглавную букву в начале предложения, в именах собственных

формировать навык работы по алгоритму; познакомить
с правилом написания слов
с сочетаниями ча, чу; упражнять в списывании предложений с письменного текста; развивать орфографическую зоркость, творческое воображение

совершенствовать умение обозначать мягкость согласного мягким знаком; развивать умение различать на слух и зрительно слова
с мягким согласным на конце; учить проводить фонетический разбор слов с ь; воспитывать любовь к природе


Знания: научатся поль­зоваться прописью, уз­нают о старинных при­надлежностях для письма. Умения: соблюдать ги­гиенические требования письма; применять пра­вила работы в прописях


Знания: научатся вы­полнять графические задания по образцу, на­ходить рабочую строку. Умения: следить за пра­вильным положением ручки, тетради, позы; бережно пользоваться школьными принадлеж­ностями

Знания: научатся раз­личать направление линий.

Умения: находить ра­бочую строку, правиль­но удерживать ручку

Знания: научатся правильно писать овалы, левые и правые.

Умения: писать элементы букв, правильно держать ручку и тетрадь под наклоном, следить за правильной посадкой

Знания: научатся пи­сать плавно строчные буквы.

Умения: соотносить печатную и письменную буквы; ориентироваться на странице прописи

Умения: выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой и; правильно удерживать ручку; ори­ентироваться на страни­це прописи

Знания: научатся со­единять изученные бук­вы разными способами, узнавать буквы, обозна­чающие гласные и со­гласные звуки. Умения: употреблять изученные буквы в сло­вах и предложениях, воспроизводить пись­менный текст.

узна­вать графический образ буквы.

Умения: давать ха­рактеристику звукам, узнавать буквы, обо­значающие гласные и согласные звуки; читать и писать слова с изученной буквой, совершенствовать ра­боту со схемами слов

анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов, проверять написанное; писать букву л в соответствии с образцом, писать на диапазоне всех изу­ченных бук

Умения: писать под диктовку изучаемые буквы и слова, списы­вать слова и предложе­ния с образцов, выпол­нять логические задания на сравнение, группиро­вать и обобщать эле­менты письменных букв

Умения: без искажений записывать слова и пред­ложения после их пред­варительного разбора, писать на диапазоне всех изученных букв, соблюдать соразмер­ность элементов

Умения: анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения без ошибок с письмен­ного шрифта, проверять написанное; работать по алгоритму

за­писывать слова и пред­ложения после слого-звукового разбора с учителем, проверять написанное, ритмично располагать буквы на строке, работать по алгоритму


Знать: правильное название букв алфавита

Уметь: соотносить печатную и письменную букву.


Уметь: списывать слова без искажений, замены и пропуска букв.


Уметь: составлять предложение из слов

Употреблять прописную букву.

Знать правописание имен собственных уметь: писать имена с большой буквы

Знать правописание ЖИ-ШИ

Уметь писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ

Знать правописание ЧА-ЩА

Уметь писать слова с сочетаниями ЧА-ЩА

Знать правописание ЧН-ЧК

Уметь писать слова с сочетаниями ЧН- ЧК

Уметь обозначать мягкость согласных на письме буквой ь

Знать буквы и звуки. уметь обозначать звук соответствующей буквой алфавита




Списывать деформированный текст с его последующей корректировкой..

Анализировать текст: находить слова на изученные правила, выписывать данные слова из текста.

Оформлять начало и конец предложения.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку





Анализ текст: нахождение слова на изученные правила, выписывание данных слова из текста.

Оформление начала и конца предложения.

Применение изученных правил при списывании и записи под диктовку.


Определение количество слов в предложении.

Списывание деформированного текста с его последующей корректировкой..

Анализ текста: находить слова на изученные правила, выписывать данные слова из текста.

Анализ текст: нахождение слова на изученные правила, выписывание данных слова из текста.

Оформление начала и конца предложения.

Применение изученных правил при списывании и записи под диктовку.



Написание слов с безударной гласной, правила проверки написания, применение изученных правил.





Часть слова, определение безударных букв в словах; правильность написания, заглавная буква в именах собственных. Определение количество слов в предложении.



Правильное написание звонких согласных на конце слова. Правильное написание глухих согласных на конце слова Правила различия звонких и глухих согласных на конце слова. Правила проверки.




Правописание жи – ши, определение количество слов в предложении.

Списывание деформированного текста с его последующей корректировкой..









Понятие – словосочетание. Составление словосочетаний. Написание слов в предложении и обозначение мягкости согласных звуков. Употребление в устной речи многозначных слов.
















































Регулятивные УУД:

-организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

-определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

-определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;

-соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в прописи;

-отвечать на простые вопросы учителя;

-формулирование личных, языковых и нравственных проблем.

-освоение элементов письменных букв;

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях;

-отвечать на вопросы учителя товарищей по классу;

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

-слушать и понимать речь других;

-участвовать в паре.

Личностные УУД:

-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социаль-ной справедливости и

свободе;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к твор-ческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Личностные УУД:

-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социаль-ной справедливости и свободе;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к твор-ческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Регулятивные УУД:

-организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

-определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

-определять план выполнения заданий под руководством учителя;

-использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейка и т.д.;

-умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в

прописи;

-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;

-сравнивать предметы, объекты;

-группировать предметы. Объекты на основе существенных признаков;

-определять тему;

-освоение элементов письменных букв;

-усвоение правил строений слова и предложения, графических форм букв.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

-слушать и понимать речь других;

-участвовать в паре;

-умение объяснить свой выбор;

Личностные УУД:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной де-ятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от-зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Личностные УУД:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной де-ятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от-зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД:

-организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

-определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

-определять план выполнения заданий под руководством учителя;

-использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейка и т.д.;

-умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в прописи;

-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;

-сравнивать предметы, объекты;

-группировать предметы. Объекты на основе существенных признаков;

-определять тему;

-освоение элементов письменных букв;

-усвоение правил строений слова и предложения, графических форм букв.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

-слушать и понимать речь других;

-участвовать в паре;

-умение объяснить свой выбор;

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте.

Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.

Находить овалы и полуовалы в изображении предметов.

Обводить изображённые предметы по контуру, штриховать.

Называть героев сказки, составлять предложения о каждом из героев с опорой на заданную схему.

Называть предметы, изображённые на странице прописи (яблоко, помидор, огурец, репа), классифицировать их по группам.

Составлять предложения к иллюстрациям, данным в прописи.

Воспроизводить и применять правила работы группе

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте.

Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма.

Обводить предметы по контуру.

Находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи.

Обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки.

Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами, наклон.

Чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец.

Осваивать правила работы в группе

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте.

Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

Называть правильно элементы буквы .

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Конструировать буквы из различных материалов.

Писать буквы в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивать написанные буквы с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью.

Правильно записывать имена собственные.

Воспроизводить и применять правила работы группе

Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования.

Оценивать свою работу.

Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью.

Записывать слова, содержащие буквы , с комментированием.

Дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках.

Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем

Правильно записывать имена собственные.

Списывать без ошибок с письменного шрифта.

Читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять гигиенические правила письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах.

Называть правильно элементы буквы

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Конструировать буквы из различных материалов.

Обводить бордюрные рисунки по контуру.

Писать буквы в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивать написанные буквы с образцом.

Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования.

Правильно записывать имена собственные.

Списывать без ошибок с письменного шрифта.

Грамотно оформлять на письме вопросительное предложение.

Правильно интонировать при чтении вопросительное, восклицательное и повествовательное предложения.

Выполнять правила работы в группе.

Использовать правила оценивания в ситуациях, спланированных учителем

Высказываться о значимости изучения алфавита.

Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.

Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»

Находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами.

Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов.

Находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми).

Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами.

Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов.

Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки.

Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова.

Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то).

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Обсуждать (на основе текста) состояние внешнего облика ученика.

Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку.

Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Запись под диктовку пройденных букв.

Перевод печатных букв в письменные.




























































































































































Контрольный диктант.

Контрольное списывание.



1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!