СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по ОБЖ 7-9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ»



Пояснительная записка к рабочей программе по курсу ОБЖ в 7-9 классах




Рабочая программа разработана на основании:

1.Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования, утвержденного

приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.

2. ООП ООО ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское



При реализации программы используется УМК по основам безопасности жизнедеятельности:


1.Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс (учеб) под ред. А.Т.Смирнова М: Просвещение 2015

2.Основы безопасности жизнедеятельности.8 класс (учеб.) под ред. А.Т.Смирнова М: Просвещение 2018

3.Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс (учебник) под ред. А.Т.Смирнова М: Просвещение 2018


Базисный учебный (общеобразовательный) план на изучение Основ безопасности жизнедеятельности в 7 - 9 классах отводит 1 час в неделю.


1. Планируемые результаты освоения учебной программы


Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;

  • формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

  • умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;

  • умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;

  • умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей, среды обитания и их влияние на деятельность человека;

  • умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;

  • понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

  • формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;

  • знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;

  • умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.



Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класс.


Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. Различные природные явления. Общая характеристика природных явлений. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Защита населения от последствий землетрясений. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Защита населения от последствий ураганов и бурь. Смерчи.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Наводнения. Виды наводнений и их причины. Защита населения от последствий наводнений. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика. Защита населения от последствий селевых потоков. Цунами и их характеристика. Защита населения от цунами. Снежные лавины.

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения. Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. Инфекционные заболевания людей и их защита. Эпизоотии и эпифитотии.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека. Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Первая помощь при неотложных состояниях. Оказание первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего.



Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс.


Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Промышленные аварии и катастрофы. Их причины и возможные последствия. Общее понятие чрезвычайной ситуации техноген­ного характера, понятие аварии и катастро­фы. Классификация чрезвычайных ситуа­ций по масштабу распространения и с уче­том тяжести последствий. Потенциально опасные объекты.

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро-взрывоопасные объекты. Причины и возможные последствия. Правила безопасно­го поведения при пожарах и взрывах. Пожа­ры и паника.

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Причины аварий и возможные последствия при авариях на химически опасных объектах. Сильнодейству­ющие ядовитые вещества (АХОВ), их харак­теристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасно­го химического вещества. Аварии на радиационно опасных объектах, их причины и возможные последствия. Ос­новные виды радиационно опасных объек­тов. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Характер поражения людей и животных. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Режимы радиа­ционной защиты.

Гидродинамические аварии, их причины и последствия. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Правила безопасного по­ведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Биосфера и человек. Экология и экологическая опасность. Экологическая си­стема, экологический кризис, экологическая катастрофа. Виды загрязнения биосферы. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях за­грязняющих веществ.

Краткая характеристика состояния окружа­ющей среды в регионе и месте проживания. Мероприятия по защите здоровья человека, проводимые в местах нарушения экологи­ческого равновесия. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприят­ных районах.

Обучение способам оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в городах, насе­ленных пунктах и на промышленных пред­приятиях. Сигнал - "Внимание всем!". Ре­чевая информация, передаваемая по радио­приемнику, телевизору о чрезвычайных си­туациях мирного и военного времени. Обучение правилам эвакуации населения. Организация и проведение эвакуации. Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания. Ознакомление с защитными сооружениями гражданской обороны, порядком их исполь­зования.

Ознакомление с организацией защиты сель­скохозяйственных объектов в зонах чрезвы­чайных ситуаций. Мероприятия по защите сельскохозяйственных животных при сти­хийных бедствиях, производственных авари­ях. Мероприятия по защите фуража, воды, продуктов животноводства от заражения. От­работка практических действий обучаемых при возникновении аварий и катастроф, наи­более вероятных для регионов проживания.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при отрав­лениях газами и средствами бытовой хи­мии. Пищевая токсикоинфекция. Первая меди­цинская помощь.

Основы здорового образа жизни

Физическая культура и закаливание. Заня­тия физкультурой и спортом. Воспитание не­обходимых физических качеств. Беременность и формирование плода. Факто­ры, способствующие рождению здорового ре­бенка. Понятие о воспитании детей.

Закрепление практических навыков по пройденным темам


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЖ 9 класса.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ  ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

  Национальная безопасность России в мировом сообществе.

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.  Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения  национальной безопасности России.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России.

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. (Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования  чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом.

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.

Система борьбы  с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.

Основы здорового образа жизни. Здоровье человека как  индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Основные положения Семейного кодекса РФ.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.

Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи.Решает задачи духовно – нравственного воспитания обучаемых, формирование у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умения оказывать первую помощь

Модуль включает два раздела.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Рабочая программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю)



СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА ОБЖ 7 класс


Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (28 часов)

Раздел I.и II. Основы комплексной безопасности (16 часов).

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 часов)

          Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения  (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).  Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).  Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясения.

Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов.

Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения вовремя и после схода селя, оползня, обвала, безопасный выход из зоны стихийного бедствия.

       Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время и после наводнений.

         Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.

         Природные пожары (лесные, торфяные ) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.

Раздел- 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. (4 часа)

Терроризм и факторы риска вовлечение подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)

 Раздел III.  Основы здорового образа жизни (3 часов)

          Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Анатомо – физиологические особенности человека в подростковом возрасте

.Раздел IV.  Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа)

Общие правила оказания первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах

Общие правила транспортировки пострадавшего.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс

модуля, раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

Модуль-1

Основы безопасности личности, общества и государства

28

Pаздел -1

Основы комплексной безопасности

16

Тема 1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

Тема 2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия

3

Тема 3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия

2

Тема 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия

5

Тема 5

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого - социального происхождения




Последствия

3

Раздел-2

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

8

Тема 2

Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения


3

Тема 3

Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения

1

Тема 4

Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения

3

Тема 5

Защита населения от природных пожаров.

1

Раздел- 3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

4

Тема 6

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

4

Модуль-2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

Pаздел-4

Основы здорового образа жизни и его значение для гармоничного развития человека

3

Тема 7

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

3

Pаздел-5

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

4

Тема 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4





Всего часов

34





Содержание курса ОБЖ 8 класс

Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Глава 1. Пожарная безопасность
1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
1.2. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
1.3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах
Глава 2. Безопасность на дорогах
2.1. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей
2.2. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров
2.3. Велосипедист — водитель транспортного средства
Глава 3. Безопасность на водоемах
3.1. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
3-2. Безопасный отдых на водоемах
3.3. Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Глава 4. Экология и безопасность
4.1. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
4.2. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения
Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
5.1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
5.2. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
5.3. Обеспечение радиационной безопасности населения
54. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
5.5. Обеспечение химической защиты населения
5.6. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия
5.7. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
5.8. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
5.9. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
Глава 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
6.1. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
6.2. Эвакуация населения
6.3. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 7. Основы здорового образа жизни
7.1. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
7.2. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
7.3. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества
7.4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества .
7.5. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
7.6. Вредные привычки и их влияние на здоровье
7.7. Профилактика вредных привычек
7.8. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
Глава 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
8.1. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение
8.2. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (практическое занятие)
8.3. Первая медицинская помощь при травмах {практическое занятие)
Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие)

Требования к уровню подготовки учащихся
Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся 8 класса должны

знать/понимать:

  1. основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  2. правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  3. способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь:

  1. действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  2. соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  3. оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  4. пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  5. вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  6. действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  2. соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

  3. пользования бытовыми приборами и инструментами;

  4. проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

  1. обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.



Тематическое поурочное планирование по курсу ОБЖ 8 класс


№ п/п

Тема

Кол-во часов


Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Пожарная безопасность

11

3

1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Решение ситуационных задач

1

2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

3

Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре.

1


Безопасность на дорогах

3

4

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей.

1

5

Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров.

1

6

Водитель. Формирование качеств безопасного водителя.

1


Безопасность на водоемах.

3

7

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.

1

8

Безопасный отдых у воды.

1

9

Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

1


Экология и безопасность.

2

10

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.

1

11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

1


Раздел 2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

12

9

12

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

13

Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия.

1

14

Обеспечение радиационной безопасности населения

1

15

Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия

1

16

Обеспечение химической защиты населения

1

17

Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

1

18

Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах.

1

19

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

1

20

Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях

1


Организация защиты населения от ЧС техногенного характера

3

21

Оповещение о ЧС техногенного характера.

1

22

Эвакуация населения

1

23

Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера.

1


Раздел 3

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Основы здорового образа жизни

12



8

24

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.

1

25

Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.

1

26

Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества.

1

27

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

1

28

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1

29

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1

30

Профилактика вредных привычек

1

31

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1


Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

32

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие)

1

33

Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие)

1

34

Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие)

1







РАБОЧАЯ ПРОРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности

9 класс

Пояснительная записка


Предмет «Основы безопасности жизнедеятельно» в 9х классах проводятся в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова, Просвещение,. и учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, рекомендованной программой. В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в выпускных классах основного общего образования на завершающем этапе направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний о здоровом образе жизни, опасных и чрезвычайных ситуаций и основ безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать индивидуальные возможности, индивидуальной и коллективной защиты, оказывать медицинскую помощь.

Исходя из требований образовательного стандарта, в результате изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» на завершающем этапе обучения выпускник должен добиться, чтобы знал:

  • потенциальные опасности природного и техногенного характера, наиболее часто встречающиеся в жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • основные виды отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;

  • систему взглядов принятых в РФ по обеспечению безопасности личности общества и государства от внешних и внутренних угроз;

  • наиболее часто встречающиеся чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификация;

  • основные виды терактов, их цели и способы осуществления;

  • законодательную и нормативную базу РФ по вопросам борьбы с терроризмом;

  • правила поведения при угрозе теракта;

  • государственную политику противодействия наркотизму.

Выпускник должен уметь:

  • предвидеть часть встречающиеся опасные ситуации по их характерным признакам;

  • принимать решения быстро и грамотно действовать при угрозе ЧС;

  • действовать при угрозе теракта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь.

Содержание рабочей программы для 9 класса


Тема I. Национальная безопасность России в современном мире.

Россия в мировом сообществе. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

Тема II. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность.

Опасные чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера: чрезвычайные ситуации геологического характера (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы); чрезвычайные ситуации метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи); чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами); чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии). Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

Тема III. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Военная угроза национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.

Тема IV. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Тема V. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначения. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территории от чрезвычайны ситуаций). Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры, безопасности жизнедеятельности населения страны.

Основные мероприятия проводимые РФ по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Тема VI. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ.

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Система борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Правила поведения при угрозе террористического акта. Государственная политика противодействия наркотизму. Основные понятия о наркотизме, наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркотизмом. Профилактика наркомании.

Тема VII. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровье человека – как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровье и его составляющие: духовная, физическая и социальная. Факторы, определяющие здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Определение цели жизни, ее мотивация, режим дня, рациональное питание, привычка самоконтроля, нормальный сон, жизнь в согласии с окружающими, воспитывать в себе ответственность, исполнительность, силу воли.

Репродуктивное здоровье населения – национальная безопасность России. Общее понятие биологической репродуктивности. Условия, влияющие на уровень репродуктивного здоровья населения. Семейный кодекс. Функции семьи. Программа социально-экономического развития России.

Тема VIII. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.

Ранние половые связи и их последствия. Причины раннего вступления в половых отношений. Любовь и сексуальные отношения. Проблемы ранних половых связей.

Инфекции, передаваемые половым путем. Наиболее распространенные инфекционные половые болезни. Причины распространения инфекционных половых болезней.

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Понятие ВИЧ-инфекции и СПИД. Пути передачи Вируса ВИЧ. Пути лечения СПИДа.

Тема IX. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

Законодательство и семья. Основы семейного права в России. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни. Основные функции семьи. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей. Основы семейного права в РФ. Древние семейно-брачные отношения, первые законодательные акты. Отношения религии к брачным узам. Семейный кодекс. Условия и порядок заключения брака. Брачный возраст.

Тема X. Первая медицинская помощь.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Оказание первой медицинской помощи при отравлении АХОВ. Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психохимических веществ. Признаки передозировки. Правила оказания первой медицинской помощи при передозировке.

Тематический план

№ раздела и темы

Разделы и темы программы

Количество часов

1

Основы безопасности, личности, общества и государства

24

Раздел 1

Основы комплексной безопасности

12

Тема 1

Национальная безопасность России в современном мире

4

Тема 2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность

3

Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность

3

Тема 4

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

2

Раздел II

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

12

Тема 5

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

Тема 6

Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

5

Тема 7

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в России

4


Итоговое задание


2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

Раздел III

Основы здорового образа жизни

9

Тема 8

Основы здорового образа жизни

3

Тема 9

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

3

Тема 10

Правовые основы сохранения и укрепления здоровья

3

Раздел IV

Основы медицинских знаний и оказание медицинской помощи

2

Тема 11

Оказание первой медицинской помощи

2


Итоговое задание



ИТОГО

34

Тематическое поурочное планирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс




урока

Тема урока

Кол-во часов на тему

Д/З

Примечание

Дата

Россия в мировом сообществе.

1

§1.1



Национальные интересы России в современном мире.

1

§1.2



Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

1

§1.3



Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

1

§1.4



Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.

1

§2.1



Ч.С. природного характера, их причины и последствия.

1

§2.2



Ч.С.техногенного характера их причина и последствия

1

§2.3



Военные угрозы национальной безопасности России.

1

§2.4



Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС)

1

§3.1



Г О как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

1

§3.2



МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС

1

§3.3



Мониторинг и прогнозирование ЧС.

1

§4.1



Инженерная защита населения и территорий от ЧС

1

§4.2



Оповещение населения о ЧС

1

§4.3



Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

1

§4.4



Международный терроризм- угроза национальной безопасности России.

1

§5.1



Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления

1

§5.2



Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом и экстремизмом.

1

§6.1



Общегосударственное противодействие терроризму

1

§6.2



Нормативно-правовая база противодействия наркотизму


§6.3



Организационные основы противодействия терроризму в РФ

1

§7.1



Организационные основы противодействия наркотизму в РФ

1

§7.2



Правила поведения при угрозе террористического акта


§8.1



Профилактика наркозависимости.

1

§8.2



Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность

1

§9.1



Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

§9.2



Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

1

§9.3



Ранние половые связи и их последствия.

1

§10.1



Инфекции, передаваемые половым путем.

1

§10.2



Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе

1

§10.3



Брак и семья .

1

§11.



32

Семья и здоровый образ жизни.

1



§11.3

33

Основы семейного права в Российской Федерации.

1

§12.1



34

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

1

§12.2





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!