Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Трубино
Щёлковского муниципального района Московской области
« Утверждаю»
директор МБОУ Трубинская СОШ ЩМР МО
М.В. Канищева
«___»___________2018 г.
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
5 класс
(базовый уровень)
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
учитель ОБЖ 1 кат.
Нетребин С. Ю.
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями приказ от 31.12.2015 г. № 1577), основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Трубинской СОШ с.Трубино ЩМР МО, комплексной программы по ОБЖ для основного общего образования 5-9 классы под общей ред. Смирнова А.Т., Москва, «Просвещение», 2014г.
Содержание реализуется с помощью учебника «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5-й класс: учебник для ОУ/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников изд-во «Просвещение» 2014г.
В соответствии с учебным планом МБОУ Трубинской СОШ с.Трубино ЩМР МО данная программа рассчитана на преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе в объеме 1 час в неделю (35 часов в год).
Цели и задачи
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе.
Планируемые результаты изучения программы:
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Предметные:
Обучающийся научится:
- безопасно использовать бытовые приборы;
- безопасно использовать средства бытовой химии;
- безопасно использовать средства коммуникации;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
- адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
- безопасно применять первичные средства пожаротушения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
- соблюдать правила безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
- использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
- предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
- предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
- оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
- классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
- адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
- выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
- определять состояния оказания неотложной помощи;
- использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
- классифицировать средства оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при ушибах;
- оказывать первую помощь при отравлениях;
Обучающийся получит возможность научится:
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- анализировать последствия проявления терроризма,
- усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Содержание
Раздел I. Основы комплексной безопасности – 16 часов
Тема 1.Человек, среда его обитания, безопасность человека – 5 часов
Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.
Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды..
Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера – 6 часов
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.
Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.
Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.
Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.
Тема 3 Опасные ситуации природного характера – 2 часа
Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.
Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера – 2 часа
Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Организация эвакуации населения.
Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ – 8 часов.
Тема 5. Опасные ситуации социального характера – 3 часа.
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.
Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.
Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.
Тема 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства – 4 часа.
Экстремизм и терроризм, основные понятия, причины их возникновения. Виды экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их последствия. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни – 7 часов.
Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни – 3 часа.
Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека,
обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни.
Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.
Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.
Тема 8.Факторы, разрушающие здоровье – 3 часа.
Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств.
Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье.
Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения.
Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.
отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.
Раздел5. Основы медицинских знаний и оказание первой доврачебной помощи – 4 часа.
Тема 9. Первая помощь и правила ее оказания – 3 часа.
Первая помощь, общее положение по оказанию первой помощи.
Ситуации, при которых следует немедленно вызывать скорую медицинскую помощь, правила ее вызова.
Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.
Последовательно отрабатываются навыки в оказании первой медицинской помощи:
при ушибах;
при ссадинах;
при носовом кровотечении.
Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.
По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении:
медикаментами; препаратами бытовой химии; кислотами; щелочами; никотином; угарным газом.
Используется для проведения уроков обобщения и закрепления знаний, один из которых – тестирование и решение ситуационных задач, что позволяет не только закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить итоговый контроль знаний.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
Раздел -I Основы комплексной безопасности, 16 часов | |
1 | Город как среда обитания | 01.09.2018-07.09.2018 | | |
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. | 10.09.2018-14.09.2018 | |
3 | Особенности природных условий в городе. | 17.09.2018-21.09.2018 | |
4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. | 24.09.2018-28.09.2018 | |
5 | Безопасность в повседневной жизни. | 01.10.2018-05.10.2018 | |
6 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. | 08.10.2018-12.10.2018 | |
7 | Пешеход.Безопасность пешехода. | 15.10.2018-19.10.2018 | |
8 | Пассажир.Безопасность пассажира.Водитель. | 22.10.2018-26.10.2018 | |
9 | Правила безопасного поведения при нахождении вблизи железнодорожных путей | 05.11.2018-09.11.2018 | |
10 | Пожарная безопасность | 12.11.2018-16.11.2018 | |
11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 19.11.2018-23.11.2018 | |
12 | Погодные явления и безопасность человека | 26.11.2018-30.11.2018 | | |
13 | Безопасность на водоёмах | 03.12.2018-07.12.2018 | |
14 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 10.12.2018-14.12.2018 | |
15 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 17.12.2018-21.12.2018 | |
16 | Итоговое тестирование по разделу Основы комплексной безопасности | 24.12.2018-28.12.2018 | |
Раздел-III Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ – 8 часов |
17 | Антиобщественное поведение и его опасность | 14.01.2019-18.01.2019 | |
18 | Обеспечение личной безопасности дома | 21.01.2019-25.01.2019 | |
19 | Обеспечение личной безопасности на улице | 28.01.2019-01.02.2019 | |
20 | Экстремизм и терроризм:основные понятия и причины их возникновения | 04.02.2019-08.02.2019 | |
21 | Виды экстремистской и террористической деятельности | 11.02.2019-15.02.2019 | |
22 | Виды террористических актов и их последствия | 18.02.2019-22.02.2019 | |
23 | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности | 25.02.2019-01.03.2019 | |
24 | Итоговое тестирование по разделу Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ | 04.03.2019-08.03.2019 | |
Раздел -IV Основы здорового образа жизни – 7 часов |
25 | О здоровом образе жизни | 11.03.2019-15.03.2019 | |
26 | Двигательная активность и закаливание организма | 18.03.2019-22.03.2019 | |
27 | Рациональное питание. Гигиена питания | 01.04.2019-05.04.2019 | |
28 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 08.04.2019-12.04.2019 | |
29 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек | 15.04.2019-19.04.2019 | |
30 | Компьютер и здоровье человека | 22.04.2019-26.04.2019 | |
31 | Итоговое тестирование по разделу Основы здорового образа жизни | 29.04.2019-03.05.2019 | |
Раздел-V Основы медицинских знаний и оказание первой помощи – 4 часа | Раздел-V Основы медицинских знаний и оказание первой помощи – 4 часа |
32 | Первая помощь при различных видах повреждений | 06.05.2019-10.05.2019 | |
33 | Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах | 13.05.2019-17.05.2019 | |
34 | Первая помощь при отравлениях | 20.05.2019-24.05.2019 | |
35 | Итоговое тестирование, решение ситуационных задач по разделу Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 27.05.2019-31.05.2019 | |
Итого | 35 часов | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО ______________________ от ______ 2018г. № ________ СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/ / ___.______.2018 Подпись Расшифровка подписи Дата |
17