СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс ФГОС к учебнику В.Н.Латчук, В.В.Маркова и др.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

​ Рабочая программа по ОБЖ для 6-х классов разработана на основе «РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ПРЕДМЕТНОЙ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ В. Н. Латчука, В. В. Маркова, М. И. Кузнецова и др. для 5-9 классов»,​ в соответствии ФГОС. В календарно-тематическом планирование обозначены основные виды учебной деятельности (УУД)  и требования к уровню подготовки обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 6 класс ФГОС к учебнику В.Н.Латчук, В.В.Маркова и др.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ

Рассмотрено на заседании ШМО протокол №_____

От «____»_________201__г.

Руководитель ШМО__________

Согласовано: Зам. директора по УВР ___________________

«___» _______201 г.


Утверждаю:

Директор МОУ «СОШ №31»

Е.В.Шелковникова_____

Приказ № от «__»____ 201 г.

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31».







Рабочая программа


ОБЖ 6 класс



Учитель:

Петушинская Елена Евгеньевна

высшая квалификационная категория


















Ангарск – 2018 г.




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по ОБЖ для 6-х классов разработана на основе «РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ПРЕДМЕТНОЙ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ В. Н. Латчука, В. В. Маркова, М. И. Кузнецова и др. для 5-9 классов», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» и основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 31» на 2015-2020 годы.


Нормативные документы:

В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.


Вклад учебного предмета в общее образование:

Изучение данного курса предполагает получение учащимися углубленных знаний по безопасности, которая определяет решающую роль человека в выработке способностей и умения сохранить здоровье и жизнь в условиях различного рода экстремальных ситуаций природного, техногенного, экологического и социального характера. Более детальное рассмотрение вопросов безопасного поведения в условиях автономного существования, что позволит обобщить накопленный ими опыт и получить новые знания. Учебных материал на уроках ОБЖ даётся на основе анализа конкретных ситуаций, что значительно активизирует учебно-воспитательный процесс, станет побудительным фактором к творческому подходу в поиске правильных решений по выходу из чрезвычайных ситуаций.


Особенности рабочей программы по предмету:

Решение воспитательно-образовательных задач в области безопасности жизнедеятельности рациональнее проводить с учащимися шестых классов общеобразовательных учреждений. Получив первичные основы знаний по безопасности в 5-ом классе, во время классных часов и факультативных занятий, они готовы к восприятию основных жизненных навыков по безопасному образу жизни. Учащиеся шестых классов уже в состоянии анализировать с помощью учителя различные экстремальные ситуации и делать необходимые выводы. Именно в этот период жизни следует донести до учащихся знания о том, как вести себя в чрезвычайных ситуациях в лесу и как не попадать в них.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 6-ом классе направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, социального характера;

  • психологическая подготовка в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в условиях автономного существования;

  • умения правильно действовать при возникновении экстремальных ситуаций в природных условиях, в ЧС социального характера;

  • понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности;

  • готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.




2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Курс предназначен для решения следующих задач:

  • освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  • обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;

  • развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде.



Структурно в 6 классах курс представлен двумя разделами:

В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила бе­зопасного поведения в природной среде», «Прави­ла безопасного поведения в чрезвычайных ситуаци­ях», «Государственная система защиты и обеспече­ния безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорово­го образа жизни» предусматривает изучение тем: «Ос­новы медицинских знаний» и «Основы здорового об­раза жизни».


Понятийная база и содержание курса полностью соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормативным правовым документам Российской Федерации, в том числе Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.


Роль и важность предмета с точки зрения современных требований к выпускнику:

Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни и требуют многомерного видения картины социально сложного и технически насыщенного окружающего мира. Темы данного курса тесно переплетаются с жизненными ситуациями, что предусматривает получение конкретных знаний и навыков по предупреждению чрезвычайных ситуаций, умению ликвидировать их в начальной стадии, а оказавшись в зоне опасности, быстро находить правильный выход из создавшейся ситуации, не допуская паники.


Формы работы с обучающимися:

  • Самостоятельные работы;

  • Индивидуальные задания;

  • Тестирование;

  • Устный опрос;

  • Викторина с вариантами ответов;

  • Работа над проектом;

  • Игра.


Методы работы с обучающимися:

  • Репродуктивный;

  • Проблемно-поисковый;

  • Эвристический метод;

  • Исследовательский метод.

  • Наглядные методы;

  • Диалогический метод.

  • Дедуктивный;

  • Словесный;

  • Практический.


Преемственность:

Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Биология», «История», «География», «Физика», «Химия», «Экология», «Физическая культура».


Формы контроля:

1. Фронтальный опрос;

2. Индивидуальный опрос;

3. Защита проектов;

4. Само и взаимоконтроль;

5. Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществля­ется в виде тестирования.


3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с Примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе основного общего образования осуществляется из расчета – 1 час в неделю, всего 34 часа, в том числе на проведение контрольных работ - 3 часа.


Учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»

Тематический план (6 класс)



раздела

и темы



Наименование разделов и тем



Количество часов

Раздел

Тема

I

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

23


1

Чрезвычайные и экс­тремальные ситуации в приро­де.


2

2

Психологические ос­новы выживания в природных условиях.


3

3

Как избежать попада­ние в экстремальную ситуа­цию.


2

4

Автономное существо­вание человека в природе.


10

5

Смена климатогеографических условий.


3

6

Защита населения от последствий чрезвычайных си­туаций мирного и военного вре­мени.


3

II

Оказание первой помощи и здоровый образ жизни

11


7

Правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях.


7

8

Основы здорового образа жизни


4


Всего часов:

34





Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.



4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;

  • формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;

  • развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;

  • умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;

  • овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

  • умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;

  • умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  • умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;

  • формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.


Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;

  • понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

  • формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;

  • знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;

  • умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.


Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

-Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

-Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

-Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

-Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.


5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел I Основы безопасности личности, общества и государства.

Тема 1 Экстремальные ситуации в природных условиях.

1. Понятия о стихийном бедствии и экстремальной ситуация. Основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины. Понятие о вынужденном автономном существовании. Причины вынужденного автономного существования.

2. Понятие о факторах выживания в природных условиях и их характеристика. Стрессоры выживания в природных условиях и их влияние на организм человека. Элементы выживания в условиях вынужденного автономного существования. Способы преодоления стрессоров выживания.


Тема 2 Психологические ос­новы выживания в природных условиях

3. Психическое состояние человека при выживании в природных условиях. Понятие о страхе и паническом поведении, их характеристика. Основные причины страха. Развитие черт характера, позволяющих преодолевать страх и выживать в сложных условиях. Роль волевых качеств человека в преодолении страха. Рекомендации по формированию волевых качеств.

4. Понятие о психических познавательных процессах (внимание, ощущения и восприятие, память и мышление, воображение), их характеристика. Управление психическими познавательными процессами в экстремальных ситуациях. Ощущение и восприятие. Развитие наблюдательности.

5. Память. Виды памяти. Развитие памяти. Мышление. Воображение. Элементы выживания.

Психологическая установка на выживание в условиях природной среды и ее элементы.


Тема 3 Как избежать попада­ние в экстремальную ситуа­цию

6. Подготовка к походу – важный этап обеспечения безопасности. Формирование туристской группы. Выбор руководителя туристской группы и его обязанности. Определение целей и задач похода. Сбор сведений и изучение местности. Разработка маршрута. Приобретение продуктов питания. Подбор личного и группового туристского снаряжения, общие требования к нему. Правила безопасного поведения в природных условиях. Требования к одежде и обуви. Выбор и подготовка одежды и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью в условиях природной среды. Способы проветривания и просушивания одежды и обуви, особенности пользования одеждой и обувью в зимнее время.

7. Контрольная работа №1 по теме: «Чрезвычайные и экс­тремальные ситуации в приро­де и основы выживания»


Тема 4. Автономное существо­вание человека в природе

8. Правила поведения в экстремальной ситуации в условиях природной среды. Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств и попавших в экстремальные условия на природе. Варианты выбора решения. Правила оборудования аварийного лагеря и действия членов группы при ожидании помощи на месте происшествия. Опасность продуктов питания. Меры по предотвращению пищевых отравлений.

9. Потеря ориентировки как наиболее распространенная экстремальная ситуация в природе. Правила определения направления выхода. Определение примерного расстояния до источников звука и света. Определение направления выхода в ситуации, когда человек заблудился и не может найти свои следы. Правила поведения в случае отставания от группы. Особенности определения направления выхода в зимнее время.

10. Понятие об ориентировании. Ориентирование на местности по Солнцу и часам, по Луне и звездам. Определение направления на север: по собственной тени, по тени на шесте. Способы определения сторон света на местности. Правила ориентирования по компасу, по местным предметам. Азимут. Движение по азимуту.

11. Техника передвижения в лесной местности. Техника передвижения в горной местности. Правила и техника переправы через водоемы и преодоления болот. Особенности передвижения в лесу зимой без лыж. Правила безопасного передвижения по руслам замерзших рек.

12. Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временных жилищ в летнее время. Виды и способы сооружения временных жилищ зимой.

13. Выбор места и правила разведения костра. Особенности разведения костра в ненастную погоду и в зимнее время. Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров, их назначение. Способы добывания огня в условиях вынужденного автономного существования. Способы сохранения огня.

14. Правила обеспечения водой и питанием. Способы сохранения работоспособности при отсутствии пищи и воды в условиях вынужденного автономного существования. Обеспечение питанием из резервов природы при отсутствии продуктов питания. Съедобные растения, насекомые, животные. Правила поиска и сбора растительной пищи. Меры безопасности при употреблении растительной пищи. Обеспечение водой из водоемов, а также добытой из снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования.

15. Правила использования съедобных растений в пищу. Способы кипячения воды и приготовления растительной пищи при отсутствии посуды. Способы и средства для приготовления пищи в полевых условиях. Охота и рыбалка. Изготовление средств для рыбалки из подручных материалов. Основные правила рыбалки. Особенности приготовления на костре рыбы и мелких животных.

16. Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного существования. Способы подачи сигналов бедствия. Сигнальные костры. Специальные знаки международной кодовой таблицы сигналов. Использование подручных средств для подачи сигналов бедствия. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.

17. Опасные факторы природной среды, воздействующие на участника лыжного похода. Основные правила передвижения в лыжном походе. Средства передвижения, используемые в водных походах. Основные правила безопасности при организации и проведении водных походов. Подготовка к велосипедному походу. Выбор велосипеда для похода. Основные правила передвижения в велосипедном походе. Правила безопасного поведения и купания на водоемах в летнее время. Правила безопасного поведения на водоемах зимой. Правила безопасного поведения при передвижении по льду водоемов. Действия человека, провалившегося под лед.


Тема 5 Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме.

18. Понятие о дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме. Понятие о безопасности в туризме. Факторы, влияющие на безопасность внутреннего и выездного туризма. Правила поведения туриста в зарубежных поездках. Уважение к религии, обычаям и традициям местного населения.

19. Смена климатогеографических условий. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Основные принципы адаптации при смене климатогеографических условий. Акклиматизация, общие понятия и определения. Смена часовых поясов. Смена климата. Рекомендации по адаптированию при смене часовых поясов и климата. Акклиматизация к условиям жаркого климата, условиям горной местности, условиям Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий.

20. Контрольная работа № 2 по теме: «Автономное существо­вание человека в природе, безопасность туризма».


Тема 6 Безопасность в чрезвычайных ситуациях.

21. Понятие об убежище. Отдельно стоящие и встроенные убежища. Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нем. Правила пользования поврежденным противогазом в непригодной для дыхания среде.

22. Общие сведения об имевших место террористических акциях на транспортных средствах. Правила безопасного поведения пассажиров в момент захвата преступниками транспортного средства. Правила безопасного поведения человека, оказавшегося заложником в захваченном транспортном средстве. Правила безопасного поведения заложников во время операции по освобождению.

23. Понятия о местах массового скопления людей, Признаки, указывающие на возможную установку взрывных устройств. Правила поведения при обнаружении признаков взрывного устройства. Правила безопасного поведения: при непосредственной угрозе взрыва, после взрыва.


Раздел II. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни

Тема 7 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

24. Комплектование походной аптечки лекарственными средствами и другими средствами оказания помощи. Использование лекарственных растений для оказания первой помощи в условиях вынужденного автономного существования.

25. Признаки укуса насекомых. Оказание первой помощи при укусах насекомых. Клещевой энцефалит. Признаки укуса клещом. Оказание первой помощи при укусе клещами. Как уберечься от энцефалита. Признаки укуса змеи. Оказание первой помощи пострадавшему, укушенному змеей.

26. Понятие о термических ожогах, их причины. Степени термических ожогов и их признаки. Оказание первой помощи при ожогах. Солнечный ожог. Воздействие солнечных лучей на организм человека. Рекомендации по предотвращению солнечных ожогов. Признаки солнечного ожога. Оказание первой помощи при солнечном ожоге.

27. Общие сведения об обморожении и общем охлаждении организма. Причины обморожения и общего охлаждения организма. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой помощи при общем охлаждении и обморожении.

28. Основные причины бедствий на водоемах. Первоочередные действия человека, заметившего утопающего. Признаки утопления. Последовательность оказания первой помощи в таких случаях.

29. Виды закрытых травм. Признаки закрытых травм и повреждений (ушибов, растяжений, разрывов связок и мышц, вывихов). Оказание первой помощи при закрытых травмах. Понятие о переломах. Понятие о сдавлении. Оказание первой помощи при сдавлении.

30. Приемы и правила переноски пострадавших при отсутствии штатных (медицинских) средств транспортировки. Приемы и правила транспортировки пострадавших: на шесте, на носилках из шестов, на носилках-волокушах из длинных жердей, в рюкзаке.


Тема 8 Основы здорового образа жизни

31. Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Регулирование потребления и расхода энергии. Рациональное, сбалансированное и калорийное питание. Суточный рацион питания. Функции белка и их источники для организма человека. Функции жиров. Жиры растительного и животного происхождения. Источники жиров для организма человека. Функции углеводов и его источники для организма человека. Основные источники витаминов. Роль минеральных веществ в организме человека. Основные источники минеральных веществ. Роль воды в организме человека.

32. Основные гигиенические требования к питанию. Режим питания. Распределение калорийности по приемам питания и продолжительность приемов пищи. Понятие о культуре и этикете питания. Правила питания и соблюдения культуры питания.

33. Особенности развития организма в подростковом возрасте. Изменение поведения в подростковом возрасте. Отношения с родителями.

34. Итоговая контрольная работа №3.



6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


п/п

Перечень разделов и тем урока

Краткое содержание

темы

Виды учебной деятельности

(УУД к разделу)

Требования к уровню подготовки обучающихся

По плану

Фактически

1

2

3


6

8

9

Раздел I. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (23 часа)

Тема 1. Чрезвычайные и экс­тремальные ситуации в приро­де (2 часов)

1

Экстремальные ситуации в при­роде и их причины.

Основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины. Автономное существование человека в природе и причины попадания человека в такую ситуацию.

Р: ставить учебную задачу;

Л: приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения;

К: задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения.

П(О): умения самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели;

П (З-С): составлять конспект текста;

П (Л): обнаруживать и формулировать учебную задачу, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Знать: основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины.

Уметь: отличать чрезвычайную ситуацию от просто сложных условий.



2

Факторы и стрессоры выживания в природных условиях.

Факторы выживания в природных условиях. Стрессоры выживания и их влияние на организм человека.

Р: Регулировать с помощью речи свои действия;

Л: Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, которые угрожают безопасности и здоровью;

К: Кратко формулировать свои мысли; слушать друг друга, вести диалог;

П(О): определять основную и второстепенную информацию; владеть видом пересказа устно;

П (З-С): составлять конспект текста;

П (Л):обнаруживать и формулировать учебную задачу, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Знать: факторы способствующие выживанию человека в природных условиях; стрессоры выживания влияющие на человека в природной среде.

Использовать: полученные знания для борьбы со стрессорами выживания в природной среде.



Тема 2. Психологические ос­новы выживания в природных условиях (3 часа)

3

Что надо знать о себе, что­ бы выжить.

Страх.

Особенности психики человека. Умение управлять собой. Страх. Паническое бегство. Борьба со страхом.

Р: Понимать последовательность действий, регулировать с помощью речи свои действия;

Л: Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасное существование в условиях автономии для сохранения своего здоровья и жизни, а также близких людей и окружающих;

К: Кратко формулировать свои мысли; слушать друг друга, вести диалог;

П(О): определять основную и второстепенную информацию; владеть различными видами пересказа (устно и письменно);

П (З-С): составлять конспект текста;

П (Л): сравнивать факты и явления по заданным критериям.

Знать: психические особенности человека.

Использовать: полученные знания в борьбе со страхом.



4

Внимание. Ощущения и восприятие

Внимание. Развитие внимания. Ощущение и восприятие. Развитие наблюдательности.

Р: Понимать последовательность действий, регулировать с помощью речи свои действия;

Л: Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасное существование в условиях автономии для сохранения своего здоровья и жизни, а также близких людей и окружающих;

К: Кратко формулировать свои мысли; слушать друг друга, вести диалог;

П (О): определять основную и второстепенную информацию; владеть различными видами пересказа (устно и письменно);

П (З-С): составлять конспект текста;

П (Л): сравнивать факты и явления по заданным критериям.

Иметь представление о психических познавательных процессах (внимание, ощущение и восприятие).

Использовать: полученные знания для развития внимания, ощущения, восприятия.



5

Память и мышление. Воображение и элементы выживания. Влияние характера на по­ступки в условиях выживания.

Память. Виды памяти. Развитие памяти. Мышление. Воображение. Элементы выживания.

Р: Понимать последовательность действий, регулировать с помощью речи свои действия;

Л: Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасное существование в условиях автономии для сохранения своего здоровья и жизни, а также близких людей и окружающих;

К: Кратко формулировать свои мысли; слушать друг друга, вести диалог;

П (О): владеть различными видами пересказа (устно и письменно);

П (З-С): составлять конспект текста;

П (Л): сравнивать факты и явления по заданным критериям.

Иметь представление о психических познавательных процессах (память, мышление, воображение). Влияние характера человека на поступки в условиях выживания.

Уметь применять установку на выживание.

Иметь представление о значении воли в выживании.



Тема 3. Как избежать попада­ние в экстремальную ситуа­цию (2 часа)

6

Как избежать попадания в экстремальную ситуацию. Надежная одежда и обувь - необходимы для безопаснос­ти.


Подготовка к походу. Правила безопасного поведения на природе. Граница полигона. Надежная удобная обувь, одежда и уход за ними.

Р: Ставить учебную задачу, определить качество и уровень работы, знаний. Понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить.

Л: Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, которые угрожают безопасности и здоровью;

К: Задавать уточняющие вопросы; слушать друг друга, вести диалог;

П (О): определять основную и второстепенную информацию; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели.

П (З-С): составлять конспект текста;

П (Л): выделять главное; обнаруживать и формулировать учебную задачу, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Знать: правила поведения на природе, как правильно подготовиться к походу.

Использовать: полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности.





7

Контрольная работа №1 по теме: «Чрезвычайные и экс­тремальные ситуации в приро­де и основы выживания»



Тема 4. Автономное существо­вание человека в природе (10 часов)

8

Поведе­ние в экстремальной ситуации в природных условиях.

Выживание в природных условиях. Основные правила безопасного поведения человека в экстремальных ситуациях на природе

Р: понимать последовательность действий; выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам;

Л: учиться самостоятельно противостоять ситуациям, которые угрожают безопасности и здоровью;

К: задавать уточняющие вопросы; продолжать и развить мысль собеседника; планировать общие способы работы для принятия эффективных совместных решений, обмениваясь знаниями между членами группы;

П (О): определять основную и второстепенную информацию; владеть различными видами пересказа (устно и письменно);

П (З-С): составлять на основе текста алгоритмы;

П (Л): выделять главное; обнаруживать и формулировать учебную задачу, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Знать: правила поведения в экстремальных ситуациях на природе.

Использовать: полученные знания в природных условиях для обеспечения личной безопасности.




9

Действия при потере ориентирования.

Определение направления выхода в ситуации, когда человек заблудился. Определение направления выхода в случае отставания от группы.

Р: выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; регулировать с помощью речи свои действия.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения;

К: задавать уточняющие вопросы; продолжать и развить мысль собеседника; планировать общие способы работы для принятия эффективных совместных решений, обмениваясь знаниями между членами группы;

П (О): определять основную и второстепенную информацию; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели;

П (З-С): составлять на основе текста алгоритмы;

П (Л): выделять главное; обнаруживать и формулировать учебную задачу, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Знать: способы и правила определения направления выхода в ситуации, когда человек заблудился или отстал от группы.

Использовать: полученные знания в природных условиях для обеспечения личной безопасности.




10

Способы ориентирования и определение направления движения.

Способы ориентирования на местности. Правила ориентирования по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам, по местным предметам.

Р: выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; регулировать с помощью речи свои действия.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения;

К: задавать уточняющие вопросы; слушать друг друга, вести диалог; адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

П (О): определять основную и второстепенную информацию; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели;

П (З-С): составлять конспект текста, выступления;

П (Л): обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Знать: способы определения сторон света.

Уметь: определять стороны горизонта разными способами.



11

Техника движения в природных условиях.

Сохранение направления движения. Движение по азимуту. Техника движения.

Р: выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; регулировать с помощью речи свои действия.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения;

К: задавать уточняющие вопросы; продолжать и развить мысль собеседника; планировать общие способы работы для принятия эффективных совместных решений, обмениваясь знаниями между членами группы;

П (О): определять основную и второстепенную информацию; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели;

П (З-С): составлять на основе текста алгоритмы, выступления;

Знать: технику и правила движения при выходе к населенному пункту.

Уметь: двигаться по азимуту.



12

Сооружение временного жилища.

Выбор места сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временного жилища.

Р: выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; сравнивать полученные результаты с учебной задачей.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения;

К: задавать уточняющие вопросы; продолжать и развить мысль собеседника; планировать общие способы работы для принятия эффективных совместных решений, обмениваясь знаниями между членами группы;

П(О): поиск необходимой информации: работать с учебником, дополнительной литературой; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.

П (З-С): составлять конспект текста, выступления; готовить доклады;

П (Л): выделять главное; обнаруживать и формулировать учебную задачу, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Знать: виды и правила сооружения временного жилища.

Владеть навыками: навыками сооружения временного жилища из подручных средств.



13

Способы добычи огня.

Выбор места и правила разведения костра. Виды костров. Типы костров. Способы добывания и сохранения огня.

Р: ставить учебную задачу; выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; сравнивать полученные результаты с учебной задачей.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения; выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе; использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

К: задавать уточняющие вопросы; продолжать и развить мысль собеседника; планировать общие способы работы для принятия эффективных совместных решений, обмениваясь знаниями между членами группы;

П(О): поиск необходимой информации: работать с учебником, дополнительной литературой; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.

П (З-С): составлять на основе текста алгоритмы; готовить доклады;

П (Л): составлять простой план; сравнивать факты и явления по заданным критериям.

Знать: правила безопасного разведения костра, виды и типы костров, способы добычи огня

Уметь: разводить костер; выбирать место для костра, соблюдать правила пожарной безопасности в лесу.



14

Обеспечение питанием и водой.


Обеспечение питанием в условиях автономного существования. Обеспечение водой в условиях автономного существования.

Р: ставить учебную задачу; понимать последовательность действий; сравнивать полученные результаты с учебной задачей.

Л: приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения;

К: задавать уточняющие вопросы; продолжать и развить мысль собеседника; планировать общие способы работы для принятия эффективных совместных решений, обмениваясь знаниями между членами группы;

П(О): поиск необходимой информации: работать с учебником, дополнительной литературой; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.

П (З-С): составлять на основе текста алгоритмы;

П (Л): выделять главное; обнаруживать и формулировать учебную задачу, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Знать: что можно использовать в пищу; способы добычи, очистки воды в любых условиях.

Использовать: полученные знания для выживания в природных условиях.



15

Поиск и приготовление пи­щи.

Поиск и сбор растительной пищи. Способы приготовления пищи.

Р: ставить учебную задачу; понимать последовательность действий; сравнивать полученные результаты с учебной задачей.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения; выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе; использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

К: задавать уточняющие вопросы; продолжать и развить мысль собеседника; планировать общие способы работы для принятия эффективных совместных решений, обмениваясь знаниями между членами группы;

П(О): поиск необходимой информации: работать с учебником, дополнительной литературой; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.

П (Л): выделять главное; обнаруживать и формулировать учебную задачу, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Знать: правила определения съедобных растений от ядовитых.

Использовать: полученные знания способов приготовления пищи в условиях автономного существования.



16

Сигналы бедствия.

Способы подачи сигналов бедствия. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.

Международная кодовая таблица сигналов.

Р: ставить учебную задачу; понимать последовательность действий; сравнивать полученные результаты с учебной задачей.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения;

К: задавать уточняющие вопросы; продолжать и развить мысль собеседника; планировать общие способы работы для принятия эффективных совместных решений, обмениваясь знаниями между членами группы;

П(О): поиск необходимой информации: работать с учебником, дополнительной литературой; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.

П (З-С): составлять на основе текста таблицы;

П (Л): составлять простой план; сравнивать факты и явления по заданным критериям.


Знать: способы подачи сигналов бедствия.

Уметь: изготавливать простейшие сигнальные средства и их прменять.



17

Особенности лыжных, водных и велосипедных походов. Безопасность на водоемах.

Организация и проведения походов. Правила безопасного поведения в лыжных, велосипедных, водных походах. Правила безопасного поведения и купания на водоемах в разное время года. время. Действия человека, провалившегося под лед.


Р: ставить учебную задачу; выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; понимать последовательность действий.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения; учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасное существование в условиях автономии для сохранения своего здоровья и жизни, а также близких людей и окружающих;

К: задавать уточняющие вопросы; продолжать и развить мысль собеседника; планировать общие способы работы для принятия эффективных совместных решений, обмениваясь знаниями между членами группы;

П (О): умения самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели;

П (З-С): составлять на основе текста алгоритмы;

П (Л): составлять простой план; сравнивать факты и явления по заданным критериям.

Знать: основные правила безопасности в лыжном, велосипедном, водном походе. Правила безопасного поведения на воде в разное время года.

Использовать: приобретенные знания для соблюдения мер предосторожности при подготовки похода и правил безопасного поведения в походе.



Тема 5. Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме (3 часа)

18

Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме.

Понятие о дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме. Понятие о безопасности в туризме. Факторы, влияющие на безопасность внутреннего и выездного туризма. Правила поведения туриста в зарубежных поездках. Уважение к религии, обычаям и традициям местного населения.

Р: выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; регулировать с помощью речи свои действия.

Л: приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения.

К: проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, кратко формулировать свои мысли.

П (О): умения самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели; определять основную и второстепенную информацию.

П (З-С): составлять на основе текста таблицы;

П (Л): составлять простой план; сравнивать факты и явления по заданным критериям.

Знать: о факторах, влияющих на безопасность туриста.

Использовать: полученные знания в зарубежных и внутренних поездках.



19

Акклиматизация в различных природно-климатических условиях.

Смена климатогеографических условий. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Акклиматизация, общие понятия и рекомендации по адаптированию. Акклиматизация к условиям жаркого климата, условиям горной местности, условиям Севера.

Р: выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; регулировать с помощью речи свои действия.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения; учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасное существование в акклиматизации для сохранения своего здоровья и жизни, а также близких людей и окружающих;

К: Кратко формулировать свои мысли; слушать друг друга, вести диалог;

П (О): умения самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели; определять основную и второстепенную информацию;

П (З-С): составлять на основе текста алгоритмы;

П (Л): составлять простой план; сравнивать факты и явления по заданным критериям.

Знать: общие правила успешной акклиматизации.

Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в различных климатических условиях.



20

Контрольная работа № 2 по теме: «Автономное существо­вание человека в природе, безопасность туризма»



Тема 6: Безопасность в чрезвычайных ситуациях (3 ч)

21

Коллективные и индивидуальные средства защиты.

Убежища и их виды. Правила пользования поврежденным противогазом в непригодной для дыхания среде.

Р: ставить учебную задачу; понимать последовательность действий; сравнивать полученные результаты с учебной задачей.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения; учиться самостоятельно противостоять ситуациям, которые угрожают безопасности и здоровью;

К: Кратко формулировать свои мысли; слушать друг друга, вести диалог;

П (О): умения самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели;

П (З-С): составлять на основе текста таблицы, алгоритмы;

П (Л): составлять простой план; сравнивать факты и явления по заданным критериям.

Знать: назначение убежищ и правила использования СИЗ органов дыхания в непригодной для дыхания среде.

Владеть навыками: выполнения меропри-ятий по правилам за-полнения и поведения в убежищах.



22

Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств.

Террористические акции на транспортных средствах. Правила безопасного поведения пассажиров во время террористического акта, при захвате в заложники, во время операции по освобождению.

Р: выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; регулировать с помощью речи свои действия.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения; учиться самостоятельно противостоять ситуациям, которые угрожают безопасности и здоровью;

К: Кратко формулировать свои мысли; слушать друг друга, вести диалог;

П (О): умения самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели;

П (З-С): составлять на основе текста таблицы, алгоритмы;

П (Л): составлять простой план; сравнивать факты и явления по заданным критериям.

Знать: правила безопасного поведения в случае терростического акта.

Использовать: полученные знания в природных условиях для обеспечения личной безопасности.





23

Взрывы в местах массового скопления людей.

Понятия о местах массового скопления людей, Признаки, указывающие на возможную установку взрывных устройств. Правила поведения при обнаружении признаков взрывного устройства. Правила безопасного поведения: при непосредственной угрозе взрыва, после взрыва.

Р: выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; регулировать с помощью речи свои действия.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения; учиться самостоятельно противостоять ситуациям, которые угрожают безопасности и здоровью;

К: Кратко формулировать свои мысли; слушать друг друга, вести диалог;

П (О): умения самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели; определять основную и второстепенную информацию;

П (З-С): составлять на основе текста таблицы, алгоритмы;

П (Л): составлять простой план; сравнивать факты и явления по заданным критериям.

Знать: признаки установки взрывного устройства.

Владеть навыками: выполнения меропри-

ятий при обнаруже-нии взрывного уст-ройства.



Раздел 2. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни (11 часов)

Тема 7. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (7 часов)

24

Средства оказания медицинской помощи.

Аптечка первой помощи. Использование природных лекарственных средств.

Р: понимать последовательность действий; сравнивать полученные результаты с учебной задачей.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения;

К: задавать уточняющие вопросы; слушать друг друга, адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

П(О): поиск необходимой информации: работать с учебником, дополнительной литературой; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.

П (З-С): составлять конспект выступления; различать стили текстов, воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

П (Л): выделять главное; обнаруживать и формулировать учебную задачу, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Знать: о перевязочных и лекарственных средствах индивидуальной медицинской аптечки; о природных лекарственных средствах.

Использовать: полученные знания для оказания помощи пострадавшим в различных опасных ситуациях



25

Укусы насекомых. Укусы змей.

Первая медицинская помощь при укусах насекомых. Первая медицинская помощь при укусах змей.

Р: понимать последовательность действий; регулировать с помощью речи свои действия; выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения; выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к окружающей среде;

К: задавать уточняющие вопросы; адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

П(О): поиск необходимой информации: работать с учебником, дополнительной литературой;

П (З-С): составлять на основе текста таблицы, алгоритмы;

П (Л): выделять главное; доказывать и опровергать последовательность своих действий.

Знать: правила оказания первой помощи при укусах насекомых и животных.

Владеть навыками: оказания первой помощи при укусах.



26

Ожог кожи. Солнечный ожог.


Первая медицинская помощь при ожогах. Первая медицинская помощь при солнечных ожогах.

Р: понимать последовательность действий; регулировать с помощью речи свои действия; выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать лич

К: задавать уточняющие вопросы; реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

П(О): поиск необходимой информации: работать с учебником, дополнительной литературой;

П (З-С): составлять на основе текста таблицы, алгоритмы;

П (Л): выделять главное; доказывать и опровергать последовательность своих действий.

Знать: правила оказания первой помощи при ожогах кожи, тепловом и солнечном ударе.

Владеть навыками: оказания первой помощи при ожогах, тепловом и солнечном ударе.



27

Отморожение и охлажде­ние организма.

Признаки обморожения и охлаждения организма. Первая медицинская помощь при отморожении и охлаждении организма.

Р: понимать последовательность действий; регулировать с помощью речи свои действия; выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения;

К: задавать уточняющие вопросы; реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

П(О): поиск необходимой информации: работать с учебником, дополнительной литературой;

П (З-С): составлять на основе текста таблицы, алгоритмы;

П (Л): выделять главное; доказывать и опровергать последовательность своих действий.

Знать: причины и признаки обморожения и общего охлаждения организма.

Владеть навыками: оказания первой помощи при обморожениях и охлаждениях.



28

Беда на воде.

Опасность водоемов и правила безопасного поведения на воде. Оказание первой медицинской помощи при утоплении.

Р: понимать последовательность действий; регулировать с помощью речи свои действия; выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения;

К: задавать уточняющие вопросы; адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам;

П(О): поиск необходимой информации: работать с учебником, дополнительной литературой;

П (З-С): составлять на основе текста таблицы, алгоритмы;

П (Л): выделять главное; доказывать и опровергать последовательность своих действий.

Знать: правила поведения на воде и оказания помощи утопающему.

Владеть: навыками оказания помощи утопающему; основными приемами реанимации.

Использовать: полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде.



29

Закрытые травмы.

Классификация повреждений организма человека. Первая медицинская помощь при закрытых травмах (ушибы, растяже-ния, разрывы, вывихи, переломы, сдавления).

Р: понимать последовательность действий; регулировать с помощью речи свои действия; выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения;

К: задавать уточняющие вопросы; адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам;

П(О): поиск необходимой информации: работать с учебником, дополнительной литературой;

П (З-С): составлять на основе текста таблицы, алгоритмы;

П (Л): выделять главное; доказывать и опровергать последовательность своих действий.

Знать: способы оказания первой помощи при травмах и переломах.

Владеть навыками: оказания первой помощи при ушибах, переломах



30

Способы переноски пострадавших.

Способы переноски пострадавших с использованием подручных средств.

Р: понимать последовательность действий; сравнивать полученные результаты с учебной задачей.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения;

К: задавать уточняющие вопросы; адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам;

П(О): поиск необходимой информации: работать с учебником, дополнительной литературой;

П (З-С): составлять на основе текста таблицы, алгоритмы;

П (Л): выделять главное; обнаруживать и формулировать учебную задачу, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Знать: способы переноски пострадавших в природных условиях.

Уметь: сооружать носилки из под-ручных средств.



Тема 8: Основы здорового образа жизни (4 часа)

31

Правильное питание – основа здорового образа жизни. Значение белков, жиров и углеводов в питании человека.

Значение питания для детей и подростков. Калорийность продуктов питания. Функции белков, жиров, витаминов и их источники для организма человека.

Р: ставить учебную задачу; сравнивать полученные результаты с учебной задачей.

Л: Приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения; учиться самостоятельно противостоять ситуациям, которые угрожают здоровью;

К: задавать уточняющие вопросы;

П (О): определять основную и второстепенную информацию; поиск необходимой информации: работать с учебником, дополнительной литературой;

П (З-С): составлять сложный и тезисный план;

П (Л): выделять главное; обнаруживать и формулировать учебную задачу, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Знать: о правильном питании, как о важном составляющем здорового образа жизни.

О значении белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды в питании человека.

Использовать: полученные знания для обеспечения лич-ной безопасности.



32

Гигиена и культура питания.

Гигиенические требования к питанию. Культура питания.

Р: ставить учебную задачу; сравнивать полученные результаты с учебной задачей.

Л: приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения.

К: оказывать помощь и эмоциональную поддержку человеку;

П(О): поиск необходимой информации: работать с учебником, дополнительной литературой.

П (З-С): составлять сложный и тезисный план;

П (Л): доказывать и опровергать последовательность своих действий.

Знать: о гигиенических требованиях к питанию.

Использовать: полученные знания для обеспечения лич-ной безопасности.



33

Особенности подросткового возраста.

Особенности развития организма в подростковом возрасте. Изменение поведения в подростковом возрасте. Отношения с родителями.

Р: ставить учебную задачу; сравнивать полученные результаты с учебной задачей.

Л: приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения; учиться самостоятельно противостоять ситуациям, которые угрожают здоровью;

К: оказывать помощь и эмоциональную поддержку человеку; адекватно реагировать на нужды других;

П(О): определять основную и второстепенную информацию; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели;

П (З-С): составлять сложный и тезисный план;

П (Л): выделять главное; обнаруживать и формулировать учебную задачу, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Знать: об изменениях, происходящих в организме и в поведении подростков.

Использовать: полученные знания при общении с окружающими людьми.



34

Итоговая контрольная работа № 3




Р – регулятивные действия;

Л- личностные действия;

К - коммуникативные действии;

П - познавательные действия;

П (О) – общеучебные;

П (З-С) - знаково-символические;

П (Л) - логические


7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.



  • Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: учебник. — М.: Дрофа.

  • Латчук В. Н. Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 6класс: методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности.6 класс: тетрадь для оценки качества знаний. — М.: Дрофа.

  • Латчук В. Н., Миронов С. К., Бурдакова Т. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: рабочая тетрадь ученика. — М.: Дрофа.


  • Программы, методические и учебные пособия, дидактические материалы

  • Латчук В. Н., Миронов С. К., Вангородский С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: программы. — М.: Дрофа.

  • Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: тематическое планирование. — М.: Дрофа.

  • Фролов М. П. Безопасное поведение на дорогах. 5—10 классы: программы дополнительного образования. — М.: Дрофа.

  • Дурнев Р. А., Смирнов А. Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников. 5—11 классы: методическое пособие — М.: Дрофа.

  • Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Михайлов А. А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5—9 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Клюев А.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты, практические задания, олимпиады. 8 – 9 классы: учебное пособие. – Ростов н/Д: Легион.

  • Хренников Б.О., Дурнев Р.А., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 – 11 классы: сборник ситуативных задач. - М.: Просвещение.

  • Справочные пособия

  • Акимов В. А., Дурнее Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5—11 классы. — М.: Дрофа.


  • Мультимедийные издания

Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 классы: электронное пособие. — М.: Дрофа.


Цифровые образовательные ресурсы:

Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом  «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

http://www.econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

http://rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности

http://www.bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

http:// www.hardtime.ru




8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Выпускник научится:

  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в

  • туристических походах;

  • готовиться к туристическим походам;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести себя в туристических походах;

  • адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;

  • добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;

  • добывать и очищать воду в автономных условиях;

  • добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать)

  • временное жилище в автономных условиях;

  • подавать сигналы бедствия и отвечать на них;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;

  • безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;

  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;

 правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, индивидуальной медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

  • выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;

  • безопасно использовать ресурсы интернета;

  • оказывать первую помощь при растяжениях;

  • оказывать первую помощь при вывихах;

  • оказывать первую помощь при переломах;

  • оказывать первую помощь при ожогах;

  • оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;

  • оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;

  • оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.


Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать факторы риска в условиях автономного существования человека;

  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций при активном отдыхе на природе и адекватно им противодействовать;

  • исследовать различные моделей ситуаций безопасного поведения в условиях автономного существования, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом своих возможностей;

  • готовиться к туристическим поездкам;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;

  • соблюдать меры предосторожности и правила поведения и в криминогенной ситуации и в местах большого скопления людей, применять элементарные способы в конкретной ситуации криминогенного характера;

  • действовать при угрозе террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;

  • оказывать первую помощь при неотложных состояниях;

  • использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!