СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины" (далее - ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей программы воспитания и предусматривает непосредственное применение при реализации ОП СОО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной,техногенной и информационной сферах
Программа обеспечивает
формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и
мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности безопасного типа;
взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях основного общего и среднего общего образования;
подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими системность и непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего образования:
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства».
Модуль № 2. «Основы военной подготовки».
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе».
Модуль № 4. «Безопасность в быту».
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи».
Модуль № 9. «Безопасность в социуме».
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости безопасно действовать».
Программа ОБЗР предусматривает внедрение практико- ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным: компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.
В современных условиях с обострением существующих и появлением новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России (резкий рост военной напряжённости на приграничных территориях; продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма; существенное ухудшение медико-биологических условий жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и другие)
возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах огромное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на воспитание личности безопасного типа, формирование гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса по ОБЗР определяется системообразующими документами в области безопасности: Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474, государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
ОБЗР является открытой обучающей системой, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЗР является общая теория безопасности, которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем безопасности в общественных, гуманитарных, технических и естественных науках. Это позволяет формировать целостное видение всего комплекса проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для выпускников построение модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и угрозы. ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты Родины», является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах огромное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на воспитание личности безопасного типа, формирование гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей, освоение знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению конституционного долга по защите Отечества и достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и государства
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является овладение основами военной подготовки и формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями, которые обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга по защите Отечества;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего образования отводится 68 часов (по 34 часа в каждом классе).
Содержание учебного предмета
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими системность и непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего образования:
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства».
Модуль № 2. «Основы военной подготовки».
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе».
Модуль № 4. «Безопасность в быту».
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи».
Модуль № 9. «Безопасность в социуме».
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве».
10 класс
Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении национальной безопасности |
Государственная и общественная безопасность |
Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
Оборона страны как обязательное условие благополучного развития страны |
Строевые приемы и движение без оружия (строевая подготовка) |
Основные виды тактических действий войск (тактическая подготовка) |
Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами (огневая подготовка) |
Виды, назначение и тактико-технические характеристики современного стрелкового оружия (огневая подготовка) |
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – эффективное средство вооруженной борьбы (основы технической подготовки и связи) |
Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций (основы технической подготовки и связи) |
Свойства местности и их применение в военном деле (военная топография) |
Фортификационное оборудование позиции отделения. Виды укрытий и убежищ (инженерная подготовка) |
Оружие массового поражения (радиационная, химическая, биологическая защита) |
Первая помощь на поле боя (военно-медицинская подготовка. Тактическая медицина) |
Первая помощь на поле боя (военно-медицинская подготовка. Тактическая медицина) |
Особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту. Военно-учебные заведения и военно-учебные центры (тактическая подготовка) |
Современные представления о культуре безопасности |
Влияние поведения на безопасность. Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на уровне личности, общества, государства |
Источники опасности в быту |
Профилактика и первая помощь при отравлениях |
Безопасность в быту. Предупреждение травм и первая помощь при них |
Пожарная безопасность в быту |
Безопасное поведение в местах общего пользования |
Безопасное поведение в местах общего пользования |
Безопасность дорожного движения |
Безопасность дорожного движения |
Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях |
Безопасное поведение на разных видах транспорта |
Безопасное поведение на разных видах транспорта |
Безопасность в общественных местах. Опасности социально-психологического характера |
Опасности криминального характера, меры защиты от них |
Опасности криминального характера, меры защиты от них |
Действия при пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического акта |
Действия при пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического акта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 класс
Безопасность в природной среде |
Выживание в автономных условиях |
Природные чрезвычайные ситуации. Природные пожары |
Природные чрезвычайные ситуации. Опасные геологические явления и процессы: землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, камнепады |
Природные чрезвычайные ситуации. Опасные гидрологические явления и процессы: наводнения, паводки, половодья, цунами, сели, лавины |
Природные чрезвычайные ситуации. Опасные метеорологические явления и процессы: ливни, град, мороз, жара |
Экологическая грамотность и разумное природопользование |
Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни |
Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе с инфекционными заболеваниями |
Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе с инфекционными заболеваниями |
Неинфекционные заболевания. Факторы риска и меры профилактики. Роль диспансеризации для сохранения здоровья |
Психическое здоровье и психологическое благополучие |
Первая помощь пострадавшему |
Первая помощь пострадавшему |
Общение в жизни человека. Межличностное общение, общение в группе |
Конфликты и способы их разрешения |
Конфликты и способы их разрешения |
Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия |
Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия |
Психологические механизмы воздействия на большие группы людей |
Психологические механизмы воздействия на большие группы людей |
Безопасность в цифровой среде |
Опасности, связанные с использованием программного обеспечения |
Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой среде |
Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой среде |
Достоверность информации в цифровой среде |
Достоверность информации в цифровой среде |
Защита прав в цифровом пространстве |
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества |
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества |
Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта |
Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта |
Противодействие экстремизму и терроризму |
Противодействие экстремизму и терроризму |
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и уважительном отношении к традициям многонационального народа Российской Федерации и к жизни в целом.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
Гражданское воспитание:сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового
и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства;
Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
Духовно-нравственное воспитание:осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества;
Эстетическое воспитание:эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни;
Ценности научного познания:сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
Духовно-нравственное воспитание:осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества;
Эстетическое воспитание:эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни;
Ценности научного познания:сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
Духовно-нравственное воспитание:осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества;
Эстетическое воспитание:эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни;
Ценности научного познания:сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
Духовно-нравственное воспитание:осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества;
Эстетическое воспитание:эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни;
Ценности научного познания:сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государств
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
Духовно-нравственное воспитание:осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества;
.
В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;
осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Коммуникативные универсальные учебные действия Общение:осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний других предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
Совместная деятельность:понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны обеспечивать:
знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование представления о военной службе;
сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;
сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;
сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения.
знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование представления о военной службе;
сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;
сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;
сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на
знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование представления о военной службе;
сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;
сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;
сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на
знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование представления о военной службе;
сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;
сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;
сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на
знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование представления о военной службе;
сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
Тематическое планирование 10 класс
№ п\п | Тема | Количество часов |
1 | Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении национальной безопасности | 1 |
2 | Государственная и общественная безопасность | 1 |
3 | Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций | 1 |
4 | Оборона страны как обязательное условие благополучного развития страны | 1 |
5 | Строевые приемы и движение без оружия (строевая подготовка) | 1 |
6 | Основные виды тактических действий войск (тактическая подготовка) | 1 |
7 | Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами (огневая подготовка) | 1 |
8 | Виды, назначение и тактико-технические характеристики современного стрелкового оружия (огневая подготовка) | 1 |
9 | Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – эффективное средство вооруженной борьбы (основы технической подготовки и связи) | 1 |
10 | Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций (основы технической подготовки и связи) | 1 |
11 | Свойства местности и их применение в военном деле (военная топография) | 1 |
12 | Фортификационное оборудование позиции отделения. Виды укрытий и убежищ (инженерная подготовка) | 1 |
13 | Оружие массового поражения (радиационная, химическая, биологическая защита) | 1 |
14 | Первая помощь на поле боя (военно-медицинская подготовка. Тактическая медицина) | 1 |
15 | Первая помощь на поле боя (военно-медицинская подготовка. Тактическая медицина) | 1 |
16 | Особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту. Военно-учебные заведения и военно-учебные центры (тактическая подготовка) | 1 |
17 | Современные представления о культуре безопасности | 1 |
18 | Влияние поведения на безопасность. Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на уровне личности, общества, государства | 1 |
19 | Источники опасности в быту | 1 |
20 | Профилактика и первая помощь при отравлениях | 1 |
21 | Безопасность в быту. Предупреждение травм и первая помощь при них | 1 |
22 | Пожарная безопасность в быту | 1 |
23 | Безопасное поведение в местах общего пользования | 1 |
24 | Безопасное поведение в местах общего пользования | 1 |
25 | Безопасность дорожного движения | 1 |
26 | Безопасность дорожного движения | 1 |
27 | Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях | 1 |
28 | Безопасное поведение на разных видах транспорта | 1 |
29 | Безопасное поведение на разных видах транспорта | 1 |
30 | Безопасность в общественных местах. Опасности социально-психологического характера | 1 |
31 | Опасности криминального характера, меры защиты от них | 1 |
32 | Опасности криминального характера, меры защиты от них | 1 |
33 | Действия при пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического акта | 1 |
34 | Действия при пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического акта | 1 |
Тематическое планирование 11 класс
№ п\п | Тема | Количество часов |
1 | Безопасность в природной среде | 1 |
2 | Выживание в автономных условиях | 1 |
3 | Природные чрезвычайные ситуации. Природные пожары | 1 |
4 | Природные чрезвычайные ситуации. Опасные геологические явления и процессы: землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, камнепады | 1 |
5 | Природные чрезвычайные ситуации. Опасные гидрологические явления и процессы: наводнения, паводки, половодья, цунами, сели, лавины | 1 |
6 | Природные чрезвычайные ситуации. Опасные метеорологические явления и процессы: ливни, град, мороз, жара | 1 |
7 | Экологическая грамотность и разумное природопользование | 1 |
8 | Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни | 1 |
9 | Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе с инфекционными заболеваниями | 1 |
10 | Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе с инфекционными заболеваниями | 1 |
11 | Неинфекционные заболевания. Факторы риска и меры профилактики. Роль диспансеризации для сохранения здоровья | 1 |
12 | Психическое здоровье и психологическое благополучие | 1 |
13 | Первая помощь пострадавшему | 1 |
14 | Первая помощь пострадавшему | 1 |
15 | Общение в жизни человека. Межличностное общение, общение в группе | 1 |
16 | Конфликты и способы их разрешения | 1 |
17 | Конфликты и способы их разрешения | 1 |
18 | Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия | 1 |
19 | Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия | 1 |
20 | Психологические механизмы воздействия на большие группы людей | 1 |
21 | Психологические механизмы воздействия на большие группы людей | 1 |
22 | Безопасность в цифровой среде | 1 |
23 | Опасности, связанные с использованием программного обеспечения | 1 |
24 | Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой среде | 1 |
25 | Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой среде | 1 |
26 | Достоверность информации в цифровой среде | 1 |
27 | Достоверность информации в цифровой среде | 1 |
28 | Защита прав в цифровом пространстве | 1 |
29 | Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества | 1 |
30 | Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества | 1 |
31 | Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта | 1 |
32 | Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта | 1 |
33 | Противодействие экстремизму и терроризму | 1 |
34 | Противодействие экстремизму и терроризму | 1 |
Календарно- тематическое планирование
составлено с учетом Программы воспитания школы на 2024-2025учебный год на уровне среднего общего образования.
На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования:
Личностное развитие школьников, проявляющееся в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел):
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
10 класс
№ п\п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении национальной безопасности | 1 | |
2 | Государственная и общественная безопасность | 1 | |
3 | Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций | 1 | |
4 | Оборона страны как обязательное условие благополучного развития страны | 1 | |
5 | Строевые приемы и движение без оружия (строевая подготовка) | 1 | |
6 | Основные виды тактических действий войск (тактическая подготовка) | 1 | |
7 | Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами (огневая подготовка) | 1 | |
8 | Виды, назначение и тактико-технические характеристики современного стрелкового оружия (огневая подготовка) | 1 | |
9 | Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – эффективное средство вооруженной борьбы (основы технической подготовки и связи) | 1 | |
10 | Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций (основы технической подготовки и связи) | 1 | |
11 | Свойства местности и их применение в военном деле (военная топография) | 1 | |
12 | Фортификационное оборудование позиции отделения. Виды укрытий и убежищ (инженерная подготовка) | 1 | |
13 | Оружие массового поражения (радиационная, химическая, биологическая защита) | 1 | |
14 | Первая помощь на поле боя (военно-медицинская подготовка. Тактическая медицина) | 1 | |
15 | Первая помощь на поле боя (военно-медицинская подготовка. Тактическая медицина) | 1 | |
16 | Особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту. Военно-учебные заведения и военно-учебные центры (тактическая подготовка) | 1 | |
17 | Современные представления о культуре безопасности | 1 | |
18 | Влияние поведения на безопасность. Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на уровне личности, общества, государства | 1 | |
19 | Источники опасности в быту | 1 | |
20 | Профилактика и первая помощь при отравлениях | 1 | |
21 | Безопасность в быту. Предупреждение травм и первая помощь при них | 1 | |
22 | Пожарная безопасность в быту | 1 | |
23 | Безопасное поведение в местах общего пользования | 1 | |
24 | Безопасное поведение в местах общего пользования | 1 | |
25 | Безопасность дорожного движения | 1 | |
26 | Безопасность дорожного движения | 1 | |
27 | Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях | 1 | |
28 | Безопасное поведение на разных видах транспорта | 1 | |
29 | Безопасное поведение на разных видах транспорта | 1 | |
30 | Безопасность в общественных местах. Опасности социально-психологического характера | 1 | |
31 | Опасности криминального характера, меры защиты от них | 1 | |
32 | Опасности криминального характера, меры защиты от них | 1 | |
33 | Действия при пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического акта | 1 | |
34 | Действия при пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического акта | 1 | |
11 класс
№ п\п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | Безопасность в природной среде | 1 | |
2 | Выживание в автономных условиях | 1 | |
3 | Природные чрезвычайные ситуации. Природные пожары | 1 | |
4 | Природные чрезвычайные ситуации. Опасные геологические явления и процессы: землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, камнепады | 1 | |
5 | Природные чрезвычайные ситуации. Опасные гидрологические явления и процессы: наводнения, паводки, половодья, цунами, сели, лавины | 1 | |
6 | Природные чрезвычайные ситуации. Опасные метеорологические явления и процессы: ливни, град, мороз, жара | 1 | |
7 | Экологическая грамотность и разумное природопользование | 1 | |
8 | Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни | 1 | |
9 | Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе с инфекционными заболеваниями | 1 | |
10 | Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе с инфекционными заболеваниями | 1 | |
11 | Неинфекционные заболевания. Факторы риска и меры профилактики. Роль диспансеризации для сохранения здоровья | 1 | |
12 | Психическое здоровье и психологическое благополучие | 1 | |
13 | Первая помощь пострадавшему | 1 | |
14 | Первая помощь пострадавшему | 1 | |
15 | Общение в жизни человека. Межличностное общение, общение в группе | 1 | |
16 | Конфликты и способы их разрешения | 1 | |
17 | Конфликты и способы их разрешения | 1 | |
18 | Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия | 1 | |
19 | Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия | 1 | |
20 | Психологические механизмы воздействия на большие группы людей | 1 | |
21 | Психологические механизмы воздействия на большие группы людей | 1 | |
22 | Безопасность в цифровой среде | 1 | |
23 | Опасности, связанные с использованием программного обеспечения | 1 | |
24 | Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой среде | 1 | |
25 | Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой среде | 1 | |
26 | Достоверность информации в цифровой среде | 1 | |
27 | Достоверность информации в цифровой среде | 1 | |
28 | Защита прав в цифровом пространстве | 1 | |
29 | Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества | 1 | |
30 | Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества | 1 | |
31 | Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта | 1 | |
32 | Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта | 1 | |
33 | Противодействие экстремизму и терроризму | 1 | |
34 | Противодействие экстремизму и терроризму | 1 | |
Методические рекомендации для учителей по использованию учебников, включённых в федеральный перечень, при реализации учебного предмета
«Основы безопасности и защиты Родины» https://uchitel.club/fgos/fgos- obzh.
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: https://www.mchs.gov.ru/
Национальный антитеррористический комитет: http://nac.gov.ru/
Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в
образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ): https://ncpti.su/ Госавтоинспекция: https://гибдд.рф/
ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности: http://обж.рф/ Единая коллекция доступа к цифровым образовательным ресурсам:http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:
http://fcior.edu.ru/
.
В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;
осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Коммуникативные универсальные учебные действия Общение:осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний других предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
Совместная деятельность:понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны обеспечивать:
знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование представления о военной службе;
сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;
сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;
сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения.
знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование представления о военной службе;
сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;
сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;
сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на
знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование представления о военной службе;
сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;
сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;
сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на
знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование представления о военной службе;
сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;
сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;
сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на
знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование представления о военной службе;
сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
Тематическое планирование 10 класс
№ п\п | Тема | Количество часов |
1 | Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении национальной безопасности | 1 |
2 | Государственная и общественная безопасность | 1 |
3 | Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций | 1 |
4 | Оборона страны как обязательное условие благополучного развития страны | 1 |
5 | Строевые приемы и движение без оружия (строевая подготовка) | 1 |
6 | Основные виды тактических действий войск (тактическая подготовка) | 1 |
7 | Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами (огневая подготовка) | 1 |
8 | Виды, назначение и тактико-технические характеристики современного стрелкового оружия (огневая подготовка) | 1 |
9 | Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – эффективное средство вооруженной борьбы (основы технической подготовки и связи) | 1 |
10 | Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций (основы технической подготовки и связи) | 1 |
11 | Свойства местности и их применение в военном деле (военная топография) | 1 |
12 | Фортификационное оборудование позиции отделения. Виды укрытий и убежищ (инженерная подготовка) | 1 |
13 | Оружие массового поражения (радиационная, химическая, биологическая защита) | 1 |
14 | Первая помощь на поле боя (военно-медицинская подготовка. Тактическая медицина) | 1 |
15 | Первая помощь на поле боя (военно-медицинская подготовка. Тактическая медицина) | 1 |
16 | Особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту. Военно-учебные заведения и военно-учебные центры (тактическая подготовка) | 1 |
17 | Современные представления о культуре безопасности | 1 |
18 | Влияние поведения на безопасность. Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на уровне личности, общества, государства | 1 |
19 | Источники опасности в быту | 1 |
20 | Профилактика и первая помощь при отравлениях | 1 |
21 | Безопасность в быту. Предупреждение травм и первая помощь при них | 1 |
22 | Пожарная безопасность в быту | 1 |
23 | Безопасное поведение в местах общего пользования | 1 |
24 | Безопасное поведение в местах общего пользования | 1 |
25 | Безопасность дорожного движения | 1 |
26 | Безопасность дорожного движения | 1 |
27 | Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях | 1 |
28 | Безопасное поведение на разных видах транспорта | 1 |
29 | Безопасное поведение на разных видах транспорта | 1 |
30 | Безопасность в общественных местах. Опасности социально-психологического характера | 1 |
31 | Опасности криминального характера, меры защиты от них | 1 |
32 | Опасности криминального характера, меры защиты от них | 1 |
33 | Действия при пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического акта | 1 |
34 | Действия при пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического акта | 1 |
Тематическое планирование 11 класс
№ п\п | Тема | Количество часов |
1 | Безопасность в природной среде | 1 |
2 | Выживание в автономных условиях | 1 |
3 | Природные чрезвычайные ситуации. Природные пожары | 1 |
4 | Природные чрезвычайные ситуации. Опасные геологические явления и процессы: землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, камнепады | 1 |
5 | Природные чрезвычайные ситуации. Опасные гидрологические явления и процессы: наводнения, паводки, половодья, цунами, сели, лавины | 1 |
6 | Природные чрезвычайные ситуации. Опасные метеорологические явления и процессы: ливни, град, мороз, жара | 1 |
7 | Экологическая грамотность и разумное природопользование | 1 |
8 | Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни | 1 |
9 | Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе с инфекционными заболеваниями | 1 |
10 | Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе с инфекционными заболеваниями | 1 |
11 | Неинфекционные заболевания. Факторы риска и меры профилактики. Роль диспансеризации для сохранения здоровья | 1 |
12 | Психическое здоровье и психологическое благополучие | 1 |
13 | Первая помощь пострадавшему | 1 |
14 | Первая помощь пострадавшему | 1 |
15 | Общение в жизни человека. Межличностное общение, общение в группе | 1 |
16 | Конфликты и способы их разрешения | 1 |
17 | Конфликты и способы их разрешения | 1 |
18 | Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия | 1 |
19 | Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия | 1 |
20 | Психологические механизмы воздействия на большие группы людей | 1 |
21 | Психологические механизмы воздействия на большие группы людей | 1 |
22 | Безопасность в цифровой среде | 1 |
23 | Опасности, связанные с использованием программного обеспечения | 1 |
24 | Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой среде | 1 |
25 | Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой среде | 1 |
26 | Достоверность информации в цифровой среде | 1 |
27 | Достоверность информации в цифровой среде | 1 |
28 | Защита прав в цифровом пространстве | 1 |
29 | Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества | 1 |
30 | Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества | 1 |
31 | Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта | 1 |
32 | Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта | 1 |
33 | Противодействие экстремизму и терроризму | 1 |
34 | Противодействие экстремизму и терроризму | 1 |
Календарно- тематическое планирование
составлено с учетом Программы воспитания школы на 2024-2025учебный год на уровне среднего общего образования.
На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования:
Личностное развитие школьников, проявляющееся в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел):
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
10 класс
№ п\п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении национальной безопасности | 1 | |
2 | Государственная и общественная безопасность | 1 | |
3 | Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций | 1 | |
4 | Оборона страны как обязательное условие благополучного развития страны | 1 | |
5 | Строевые приемы и движение без оружия (строевая подготовка) | 1 | |
6 | Основные виды тактических действий войск (тактическая подготовка) | 1 | |
7 | Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами (огневая подготовка) | 1 | |
8 | Виды, назначение и тактико-технические характеристики современного стрелкового оружия (огневая подготовка) | 1 | |
9 | Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – эффективное средство вооруженной борьбы (основы технической подготовки и связи) | 1 | |
10 | Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций (основы технической подготовки и связи) | 1 | |
11 | Свойства местности и их применение в военном деле (военная топография) | 1 | |
12 | Фортификационное оборудование позиции отделения. Виды укрытий и убежищ (инженерная подготовка) | 1 | |
13 | Оружие массового поражения (радиационная, химическая, биологическая защита) | 1 | |
14 | Первая помощь на поле боя (военно-медицинская подготовка. Тактическая медицина) | 1 | |
15 | Первая помощь на поле боя (военно-медицинская подготовка. Тактическая медицина) | 1 | |
16 | Особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту. Военно-учебные заведения и военно-учебные центры (тактическая подготовка) | 1 | |
17 | Современные представления о культуре безопасности | 1 | |
18 | Влияние поведения на безопасность. Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на уровне личности, общества, государства | 1 | |
19 | Источники опасности в быту | 1 | |
20 | Профилактика и первая помощь при отравлениях | 1 | |
21 | Безопасность в быту. Предупреждение травм и первая помощь при них | 1 | |
22 | Пожарная безопасность в быту | 1 | |
23 | Безопасное поведение в местах общего пользования | 1 | |
24 | Безопасное поведение в местах общего пользования | 1 | |
25 | Безопасность дорожного движения | 1 | |
26 | Безопасность дорожного движения | 1 | |
27 | Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях | 1 | |
28 | Безопасное поведение на разных видах транспорта | 1 | |
29 | Безопасное поведение на разных видах транспорта | 1 | |
30 | Безопасность в общественных местах. Опасности социально-психологического характера | 1 | |
31 | Опасности криминального характера, меры защиты от них | 1 | |
32 | Опасности криминального характера, меры защиты от них | 1 | |
33 | Действия при пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического акта | 1 | |
34 | Действия при пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического акта | 1 | |
11 класс
№ п\п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | Безопасность в природной среде | 1 | |
2 | Выживание в автономных условиях | 1 | |
3 | Природные чрезвычайные ситуации. Природные пожары | 1 | |
4 | Природные чрезвычайные ситуации. Опасные геологические явления и процессы: землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, камнепады | 1 | |
5 | Природные чрезвычайные ситуации. Опасные гидрологические явления и процессы: наводнения, паводки, половодья, цунами, сели, лавины | 1 | |
6 | Природные чрезвычайные ситуации. Опасные метеорологические явления и процессы: ливни, град, мороз, жара | 1 | |
7 | Экологическая грамотность и разумное природопользование | 1 | |
8 | Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни | 1 | |
9 | Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе с инфекционными заболеваниями | 1 | |
10 | Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе с инфекционными заболеваниями | 1 | |
11 | Неинфекционные заболевания. Факторы риска и меры профилактики. Роль диспансеризации для сохранения здоровья | 1 | |
12 | Психическое здоровье и психологическое благополучие | 1 | |
13 | Первая помощь пострадавшему | 1 | |
14 | Первая помощь пострадавшему | 1 | |
15 | Общение в жизни человека. Межличностное общение, общение в группе | 1 | |
16 | Конфликты и способы их разрешения | 1 | |
17 | Конфликты и способы их разрешения | 1 | |
18 | Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия | 1 | |
19 | Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия | 1 | |
20 | Психологические механизмы воздействия на большие группы людей | 1 | |
21 | Психологические механизмы воздействия на большие группы людей | 1 | |
22 | Безопасность в цифровой среде | 1 | |
23 | Опасности, связанные с использованием программного обеспечения | 1 | |
24 | Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой среде | 1 | |
25 | Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой среде | 1 | |
26 | Достоверность информации в цифровой среде | 1 | |
27 | Достоверность информации в цифровой среде | 1 | |
28 | Защита прав в цифровом пространстве | 1 | |
29 | Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества | 1 | |
30 | Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества | 1 | |
31 | Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта | 1 | |
32 | Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта | 1 | |
33 | Противодействие экстремизму и терроризму | 1 | |
34 | Противодействие экстремизму и терроризму | 1 | |
Методические рекомендации для учителей по использованию учебников, включённых в федеральный перечень, при реализации учебного предмета
«Основы безопасности и защиты Родины» https://uchitel.club/fgos/fgos- obzh.
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: https://www.mchs.gov.ru/
Национальный антитеррористический комитет: http://nac.gov.ru/
Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в
образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ): https://ncpti.su/ Госавтоинспекция: https://гибдд.рф/
ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности: http://обж.рф/ Единая коллекция доступа к цифровым образовательным ресурсам:http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:
http://fcior.edu.ru/