СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Золотарева Петра Ивановича с. Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области.




РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1

от «29» августа 2022 г. Руководитель МО


/Дрёмова Т.Н../

ПРОВЕРЕНО

и.ф.о. заместителя директора по УР

_________/ Зубцова Н.Н.


«29» августа 2022 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ с. Летниково

/Дремов А.П./ Приказ № 215

от «29» августа 2022 г.







Рабочая программа

(ID 4850340)



учебного предмета

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Базовый уровень

5 класс

Срок освоения 1 год





Составитель:учитель истории

Бобровская Светлана Николаевна









Летниково, 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.

Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.

Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.

В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.

В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.

Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.

Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.

Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.

Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Целями изучения учебного курса являются:

— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;

— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;

— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разныхнациональностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.

Цели курса определяют следующие задачи:

— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;

— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;

— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;

— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;

— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;

— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;

— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;

— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;

— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;

— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициямсвоего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;

— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;

— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;

— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;

— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;

— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;

— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе. Всего часов по учебному плану: 34. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. Память о героях – защитниках Отечества.

В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России, Среднего Урала.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней

Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство).

Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и

науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам.

Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего

убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников России и Среднего Урала, связанных с разными религиями.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России и Среднего Урала.

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Раздел 6. Повторительно-обобщающий урок «Религия и культура».

Контрольная работа «Религия и культура».


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.

2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.

1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают:

— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);

— смысловое чтение;

— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают:

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);

— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);

— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).

3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают:

— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);

— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);

— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

«Россия — наш общий дом»
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

— Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;

— иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;

— понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.

Наш дом — Россия

— Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;

— знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;

— понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость

Истоки родной культуры

— Иметь сформированное представление о понятие «культура»;

— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.

Духовная культура

— Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;

— знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;

— понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;

— осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;

— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.

Культура и религия
— Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
— осознавать связь религии и морали;
— понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
— уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.

Многообразие культур России (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
— выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
— обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.

Семья — хранитель духовных ценностей
— Знать и понимать смысл термина «семья»;
— иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
— осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
— уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
— понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; — осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную

роль;

— понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.

Родина начинается с семьи

— Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;

— осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;— понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;— обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.

Традиции семейного воспитания в России

— Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;

— знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;— уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;

— осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.

Образ семьи в культуре народов России

— Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;

— уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;

— знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;

— понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.

Труд в истории семьи

— Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;

— понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;

— осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;

— характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.

Семья в современном мире (практическое занятие)

— Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и

истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;

— выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;

— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;

— обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

Духовный мир человека. Человек — творец культуры

— Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;

— осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; — обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;

— доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;

— знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.

Личность и духовно-нравственные ценности

— Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; — обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; — понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».

Единство страны — залог будущего России

— Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;

— понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды

деятельности

Виды, формы контроля


Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. В мире культуры (4 часа)






1.

Величие многонациональной

российской культуры.

2


Диалог, беседа, презентация. Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость»

Устный

опрос;

https://resh.edu.ru/special-course/1/1


http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

2.

Человек-творец и носитель культуры.

2



Чтение текста, конструирование схем, диалог,

беседа, работа в парах. Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России

Устный

опрос;

http://www.gumer.info/bogoslov

– электронная библиотека

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 часов)



3.

«Береги землю родимую, как мать любимую»

2



Объяснение, комментированное чтение текста,

работа в парах

Устный

опрос;

https://resh.edu.ru/special-course/1/1


http://artclassic.edu.ru

- Коллекция: мировая художественная культура


4.

Жизнь ратными подвигами полна.

2


Комментирование чтение текста, беседа

Практическая работа;

http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

5.

В труде - красота человека

2


Работа в парах, чтение и анализ текста. Объяснить значение пословиц

Устный

опрос; Практическая работа;

http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

6.

«Плод добрых трудов славен»

2


Диалог, беседа Подобрать пословицы и поговорки народов России о труде.

Устный

опрос; Практическая работа;

http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

7.

Люди труда.

2


Комментированное чтение,

беседа

Устный

опрос; Практическая работа;

http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

8.

Бережное отношение к природе.

2


Работа в группах, комментированное чтение

Практическая работа;


http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

9.

Семья-хранитель духовных ценностей.

2


Диалог, работа в парах, беседа. Подобрать примеры произведений своего народа о нравственных качествах человека;

Практическая работа;


Письменный контроль;


http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

Раздел 3. Религия и культура (10 часов)






10.

Роль религии в развитии культуры.

2


Беседа, анализ. Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности

Устный

опрос; Практическая работа;

http://artclassic.edu.ru

- Коллекция: мировая художественная культура


11.

Культурное наследие христианской Руси.

2


Комментированное чтение текста, беседа. Подготовить сообщение-презентацию о царь-колоколе

Устный

опрос; Практическая работа;

http://www.tvspas.ru

– православный медиа-портал


12.

Культура ислама.

2


Диалог, просмотр видеофильма

Письменный контроль;


www.islamica.ru

– сайт центра исламских исследований

www.muslimheritage.com

– сайт об исламской культуре


13.

Иудаизм и культура.

2


Игра-экскурсия, работа с картой

Устный

опрос; Практическая работа;

Российская электронная школа (resh.edu.ru)

http: //


www.istorya.ru- История стран и цивилизаций


14.

Культурные традиции буддизма.

2


Работа с картой, беседа, анализ

Письменный контроль;

http: // www.istorya.ru- История стран и цивилизаций


Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 часа)




15.

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

2


Комментированное чтение, беседа Сообщение-презентация о храмах, мечетях, синагогах нашей области

Устный

опрос; Практическая работа;

http://artclassic.edu.ru

- Коллекция: мировая художественная культура

16.

Хранить память предков

2


Диалог, анализ, комментированное чтение

Устный

опрос; Практическая работа;


http://artclassic.edu.ru

- Коллекция: мировая художественная культура

Раздел 5. Твой духовный мир (2 часа)





17

Твой духовный мир.

2


Работа в группах, диалог.

Проектная и исследовательская деятельность

Устный

опрос; Практическая работа;



http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема Дата урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды

деятельности

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Д/З

Раздел 1. В мире культуры (4 часа)




1-2

Величие многонациональной

российской культуры.

2


Диалог, беседа, презентация. Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость»

https://resh.edu.ru/special-course/1/1


http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

С.7-11

Задание с.17 -

3-4.

Человек-творец и носитель культуры.

2



Чтение текста, конструирование схем, диалог,

беседа, работа в парах. Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России

Российская электронная школа (resh.edu.ru)

С.12-17

Задание с.23 -

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 часов)



5-6.

«Береги землю родимую, как мать любимую»

2




Объяснение, комментированное чтение текста,

работа в парах

http://artclassic.edu.ru

- Коллекция: мировая художественная культура


С.19-24

Темы проектов с.35

7-8.

Жизнь ратными подвигами полна.

2



Комментирование чтение текста, беседа

http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

С.25-35

Ответить на вопросы с.35

9-10.

В труде - красота человека

2


Работа в парах, чтение и анализ текста. Объяснить значение пословиц

http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

С.36-40

Задание с.40 -

11-12.

«Плод добрых трудов славен»

2


Диалог, беседа. Подобрать пословицы и поговорки народов России о труде.

http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

С.41-42


13-14.

Люди труда.

2


Комментированное чтение,

беседа

http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

С.43-48

Готовить проекты с.48

15-16.

Бережное отношение к природе.

2


Работа в группах, комментированное чтение

http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

С.49-55

Ответить на вопрос с.51, с.55

17-18.

Семья-хранитель духовных ценностей.

2


Диалог, работа в парах, беседа. Подобрать примеры произведений своего народа о нравственных качествах человека;

http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

С.56-82

Задание с.68 -

Задание с.73, 81

Раздел 3. Религия и культура (10 часов)




19-20.

Роль религии в развитии культуры.

2


Беседа, анализ. Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности

http://artclassic.edu.ru

- Коллекция: мировая художественная культура

С.84

Задание с.73 -

21-22.

Культурное наследие христианской Руси.

2


Комментированное чтение текста, беседа. Подготовить сообщение-презентацию о царь-колоколе

http://www.tvspas.ru

– православный медиа-портал

С.85-98

Задание с.98 -

23-24.

Культура ислама.

2


Диалог, просмотр видеофильма

www.islamica.ru

– сайт центра исламских исследований

www.muslimheritage.com

– сайт об исламской культуре

С.99-108

25-26.

Иудаизм и культура.

2


Игра-экскурсия, работа с картой

http: // www.istorya.ru- История стран и цивилизаций

С.109-119


27-28.

Культурные традиции буддизма.

2


Работа с картой, беседа, анализ

http: // www.istorya.ru- История стран и цивилизаций

С.120-128


Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 часа)



29-30.

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

2


Комментированное чтение, беседа Сообщение-презентация о храмах, мечетях, синагогах нашей области

http://artclassic.edu.ru

- Коллекция: мировая художественная культура

С.129-135

Задание с.135 -

31-32.

Хранить память предков

2


Диалог, анализ, комментированное чтение

http://artclassic.edu.ru

- Коллекция: мировая художественная культура

С.136-141

Подготовить ответы на вопросы с.141

Раздел 5. Твой духовный мир (2 час)




33-34

Твой духовный мир.

2


Работа в группах, диалог.

Проектная и исследовательская деятельность

https://resh.edu.ru/special-course/1/1


http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

С.143-154



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс:

учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова,

В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2020.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/

Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019

2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010.

3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред.

А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил.

4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп.

- М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).

5. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2015.

6. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2016.

7. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования.

– Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2018.

8. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование

учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2017.

9. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения

и воспитания. – М., 2005.

10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия

к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.);

под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2018.

11. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014.

12. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей

старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова //

Воспитание школьников. – 2017.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  1. http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

  2. https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа

  3. http://www.td.gov.ru – Сайт Рособразования

4. www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований

5. www.muslimheritage.com – сайт об исламской культуре

6. http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека

7. http://ihtik.lib.ru – электронная библиотека

8. http://www.lib.ru – электронная библиотека

9. http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал

10. www.hrono.ru - Всемирная история в интернете

11. www.istorya.ru- История стран и цивилизаций

12. http://сyrill.newma.ru - Библиотека античной литературы

13. http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Учебники

Рабочая тетрадь к учебнику

Мультимедийный проектор, персональный компьютер

Электронные пособия


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Рабочая тетрадь





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!