МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым Клинический специализированный санаторий «Симеиз»
РАССМОТРЕНО Методическом объединении гуманитарного цикла ______________ Плаксина Е.В. Протокол1 от "11" августа 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заведующей педагогической частью ГБУРК КСС"Симеиз" ______________ Шкрабак Е.А. Протокол 1 от "12" августа 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Главный врач ГБУРК КСС"Симеиз" _____________ Кобицкий М.М. Приказ № 1 от "15" августа 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5208069)
учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Плаксина Елена Васильевна
учитель истории
Симеиз 2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
-
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
Цели курса определяют следующие задачи:
-
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
-
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
-
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
-
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
-
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
-
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
-
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
-
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
-
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
-
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
-
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
-
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
-
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
-
иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
Тема 2. Наш дом — Россия
Тема 3. Язык и история
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
-
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
Тема 5. Истоки родной культуры
Тема 6. Материальная культура
-
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
Тема 7. Духовная культура
-
знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
-
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
Тема 9. Культура и образование
-
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
-
понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
Тема 15. Труд в истории семьи
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
-
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
Тема 21. Литература как язык культуры
Тема 22. Взаимовлияние культур
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
-
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
Тема 25. Праздники в культуре народов России
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
Тема 27. Музыкальная культура народов России
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
-
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
Тема 29. Фольклор и литература народов России
-
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
-
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
-
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» |
1.1. | Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | формировать представление об особенностях курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://resh.edu.ru |
1.2. | Наш дом — Россия | 1 | 0 | 1 | 14.09.2022 | формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
1.3. | Язык и история | 1 | 0 | 0 | 21.09.2022 | формировать представления о языке как носителе духовно-нравственных смыслов культуры; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
1.4. | Русский язык — язык общения и язык возможностей | 1 | 0 | 1 | 28.09.2022 | формировать представление о русском языке как языке межнационального общения; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
1.5. | Истоки родной культуры | 1 | 0 | 0 | 05.10.2022 | формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре разных народов; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
1.6. | Материальная культура | 1 | 0 | 0 | 19.10.2022 | формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
1.7. | Духовная культура | 1 | 0 | 1 | 26.10.2022 | понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
1.8. | Культура и религия | 1 | 0 | 1 | 09.11.2022 | формировать представление о понятии «религия», понимать и уметь объяснять, в чём заключается связь культуры и религии; | Тестирование; | https://resh.edu.ru |
1.9. | Культура и образование | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
1.10. | Многообразие культур России (практическое занятие) | 1 | 1 | 0 | 23.11.2022 | отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно-популярной литературой; | Контрольная работа; | https://resh.edu.ru |
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» |
2.1. | Семья — хранитель духовных ценностей | 1 | 0 | 0 | 30.11.2022 | понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
2.2. | Родина начинается с семьи | 1 | 0 | 0 | 07.12.2022 | понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей страны, народа; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
2.3. | Традиции семейного воспитания в России | 1 | 0 | 1 | 14.12.2022 | понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
2.4. | Образ семьи в культуре народов России | 1 | 0 | 0 | 21.12.2022 | знать и понимать морально-нравственное значение семьи; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
2.5. | Труд в истории семьи | 1 | 0 | 0 | 28.12.2022 | понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего семейного труда для укрепления целостности семьи; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
2.6. | Семья в современном мире (практическое занятие) | 1 | 1 | 0 | 11.01.2023 | готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников; | Контрольная работа; | https://resh.edu.ru |
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» |
3.1. | Личность — общество — культура | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
3.2. | Духовный мир человека. Человек — творец культуры | 1 | 0 | 0 | 25.01.2023 | понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной культуры; | Тестирование; | https://resh.edu.ru |
3.3. | Личность и духовно-нравственные ценности | 1 | 0 | 1 | 01.02.2023 | показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др.; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
Тематический блок 4. «Культурное единство России» |
4.1. | Историческая память как духовно-нравственная ценность | 1 | 0 | 0 | 08.02.2023 | понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
4.2. | Литература как язык культуры | 1 | 0 | 0 | 15.02.2023 | понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
4.3. | Взаимовлияние культур | 1 | 0 | 1 | 22.02.2023 | иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
4.4. | Духовно-нравственные ценности российского народа | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные ценности; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
4.5. | Регионы России: культурное многообразие | 1 | 0 | 1 | 08.03.2023 | уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
4.6. | Праздники в культуре народов России | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
4.7. | Памятники в культуре народов России | 1 | 0 | 0 | 29.03.2023 | устанавливать связь между историей памятника и историей края; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
4.8. | Музыкальная культура народов России | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
4.9. | Изобразительное искусство народов России | 1 | 0 | 1 | 12.04.2023 | знать и называть основные темы искусства народов России; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
4.10. | Фольклор и литература народов России | 1 | 0 | 0 | 19.04.2023 | объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно-нравственные ценности; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
4.11. | Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) | 1 | 0 | 1 | 26.04.2023 | отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
4.12. | Культурная карта России (практическое занятие) | 1 | 0 | 1 | 03.05.2023 | отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
4.13. | Единство страны — залог будущего России | 1 | 1 | 0 | 10.05.2023 | понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства; | Контрольная работа; | https://resh.edu.ru |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 11 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Величие многонациональной Россиской культуры | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» |
2. | Человек-творец и носитель культуры. | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Устный опрос |
3. | Человек-творец и носитель культуры. | 1 | 0 | 1 | 21.09.2022 | Практическая работа |
4. | "Береги землю родимую,как мать любимую" | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Устный опрос |
5. | "Береги землю родимую,как мать любимую" | 1 | 0 | 1 | 05.10.2022 | Практическая работа |
6. | Жизнь ратными подвигами полна | 1 | 0 | 0 | 12.10.2022 | Устный опрос |
7. | Жизнь ратными подвигами полна | 1 | 0 | 1 | 19.10.2022 | Практическая работа |
8. | В труде- красота человека | 1 | 0 | 0 | 26.10.2022 | Устный опрос |
9. | В труде- красота человека | 1 | 0 | 1 | 09.11.2022 | Практическая работа |
10. | "Плод добрых трудов славен" | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | Устный опрос |
11. | "Плод добрых трудов славен" | 1 | 0 | 0 | 23.11.2022 | Устный опрос |
12. | Люди труда | 1 | 0 | 0 | 30.11.2022 | Устный опрос |
13. | Люди труда | 1 | 0 | 1 | 07.12.2022 | Практическая работа |
14. | Бережное отношение к природе | 1 | 0 | 0 | 14.12.2022 | Устный опрос |
15. | Бережное отношение к природе | 1 | 0 | 1 | 21.12.2022 | Практическая работа |
16. | Семья-хранитель духовных ценностей | 1 | 1 | 0 | 28.12.2022 | Устный опрос |
17. | Семья-хранитель духовных ценностей | 1 | 0 | 1 | 11.01.2023 | Практическая работа |
18. | Закрепление раздела 1 и 2 | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Контрольная работа |
19. | Роль религии в развитии культуры | 1 | 0 | 1 | 25.01.2023 | Устный опрос |
20. | Роль религии в развитии культуры | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Практическая работа |
21. | Культурное наследие христианской Руси | 1 | 0 | 0 | 08.02.2023 | Устный опрос |
22. | Культурное наследие христианской Руси | 1 | 0 | 1 | 15.02.2023 | Практическая работа |
23. | Культура ислама | 1 | 0 | 0 | 22.02.2023 | Устный опрос |
24. | Культура ислама | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Тестирование |
25. | Иудаизм и культура | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Устный опрос |
26. | Иудаизм и культура | 1 | 0 | 0 | 29.03.2023 | Устный опрос |
27. | Культурные традиции буддизма | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | Устный опрос |
28. | Культурные традиции буддизма | 1 | 0 | 0 | 12.04.2023 | Устный опрос |
29. | Закрепление материала 3 раздела | 1 | 0 | 0 | 19.04.2023 | Контрольная работа |
30. | Забота государства о сохранении духовных ценностей | 1 | 0 | 0 | 26.04.2023 | Устный опрос |
31. | Забота государства о сохранении духовных ценностей | 1 | 0 | 0 | 03.05.2023 | Тестирование |
32. | Хранить память предков | 1 | 0 | 1 | 10.05.2023 | Практическая работа |
33. | Хранить память предков | 1 | 0 | 1 | 17.05.2023 | Практическая работа |
34. | Твой духовный мир | 1 | 1 | 0 | 24.05.2023 | Контрольная работа |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 11 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Методическое пособие 29450 авторы: Виноградова Наталья Федоровна, Руководитель Центра начального образования ИСРО РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/osnovy-dukhovno-nravstvennoy-kultury-narodov-rossii-5-klass-metodiches/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru