-
Планируемые результаты освоения учебного курса, предмета
В соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Требования к личностным результатам освоения курса:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств ее достижения;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
Требования к предметным результатам:
понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
формирование общих представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.
-
Содержание учебного курса, предмета
Образ Христа в искусстве.
Образ Иисуса Христа в русском и зарубежном изобразительном искусстве, музыке, литературе. И.Н. Крамской «Христос в пустыне». В. М. Васнецов «Распятие Христа». М. В. Нестеров «Воскресение».
Основные понятия: образ, впечатление.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Выставка «Образ Христа в изобразительном искусстве» (по личному выбору).
Православные традиции и семейные ценности. «Семья — малая церковь».
Семья – малая церковь. Основа семьи в православной традиции. День семьи, любви и верности - светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели. Притча о блудном сыне.
Основные понятия: семья, служение, послушание, смирение, добродетель.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Открытка ко Дню семьи, любви и верности» (по личному выбору).
Православные праздники
Календарный год в православии.
Православный календарь и его отличие от светского. Религиозные праздники. Православные праздники. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. История праздника. Особое значение праздника Покрова в русской православной традиции. Храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Народные приметы, связанные с праздником Покрова.
Основные понятия: календарь, религиозные праздники, Покров Пресвятой Богородицы.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Мой святой» (по личному выбору).
Рождество. Крещение.
Праздник Рождества Христова. Евангельская история Рождества. Традиции празднования Рождества в русской православной культуре. Рождественские рассказы и сказки. Святки. Народные святочные традиции. Праздник Крещения Господня. Евангельская история Крещения Господня. Традиции празднования Крещения в русской православной культуре.
Основные понятия: Рождество Христово, Сочельник, Святки, Крещение Господне.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Православные двунадесятые праздники» (по личному выбору).
Пасха.
Пасха — главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.
Основные понятия: Пасха, Великий пост, крестный ход.
Духовные ценности православия
Чудо. Таинства.
Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.
Основные понятия: чудо, таинство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение.
Христианские заповеди. Совесть.
Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.
Основное понятие: заповеди.
Любовь.
Любовь в христианском понимании. Многообразие проявлений любви. Жертвенность как основа любви. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Защита Родины. Пример земной жизни Иисуса Христа как выражение высшей меры любви в христианской системе ценностей.
Основные понятия: любовь, жертвенность, благотворительность, милосердие.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Православные благотворительные организации» (по личному выбору).
Не совсем обычный урок. Прощение.
Прощение как христианская добродетель. Обида и прощение. Умение прощать в повседневной жизни людей. Прощение через любовь к людям.
Основное понятие: прощение.
Жизнь по заповедям
Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта.
Преподобный Серафим Саровский. Детство Прохора Мошнина, чудо спасения при падении с колокольни и чудо исцеления. Монашеская жизнь Серафима. Отшельничество и столпничество. Предания о жизни Серафима в лесу. Предание о Серафиме и разбойниках. Доброта. Деяния Серафима Саровского.
Основные понятия: житие, отшельник, столпничество.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Сочинение-рассуждение «Легко ли всех любить» (по личному выбору).
Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие.
Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель.
Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Помощь неимущим и спасение погибающих. Предание о Николае Чудотворце и воре. Традиции почитания Николая Чудотворца на Руси.
Основные понятия: христианские добродетели, милосердие.
Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие.
Детство Сергия. Чудо с просфорой. М. В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею». Монашество Сергия. Отшельничество и жизнь в лесу. Основание Троице-Сергиевой лавры. Труды Сергия в монастыре. Почитание Сергия Радонежского в русской православной традиции.
Основные понятия: монашество, отшельничество, трудолюбие, патриотизм, патриот.
Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям.
Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Монастыри в истории Древней Руси. Защитные функции монастыря в военное время. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия.
Основные понятия: монастырь, монастырский устав, послушание, лавра, монах, инок, скит, игумен, игуменья, архимандрит.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Православные монастыри» (по личному выбору).
Не совсем обычный урок. Жизнь современной Православной Церкви.
Церковь как общность православных христиан. Священнослужители и церковнослужители Рус- ской Православной Церкви и их обязанности. Церковные службы. Просветительская и благотворительная деятельность современной Русской Православной Церкви. Участие церкви в жизни верующих. Участие верующих в жизни своего прихода.
Основные понятия: приход, община.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
п | ф |
| Храм – дом Божий на земле | | | |
1-2 | Отличие иконы от картины | 2 | | |
3-4 | Образ Христа в искусстве | 2 | | |
5-6 | Православные традиции и семейные ценности. «Семья – малая Церковь» | 2 | | |
| Православные праздники | | | |
7-8 | Календарный год в православии | 2 | | |
9-10 | Рождество. Крещение | 2 | | |
11-12 | Пасха | 2 | | |
| Духовные ценности православия | | | |
13-14 | Чудо. Таинства | 2 | | |
15-16 | Христианские заповеди. Совесть | 2 | | |
17-18 | Любовь | 2 | | |
19 | Проект: «Православные благотворительные организации» | 1 | | |
20-21 | Не совсем обычный урок. Прощение | 2 | | |
| Жизнь по заповедям | 2 | | |
22-23 | Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта. | 2 | | |
24 | Проект: «Сочинение-рассуждение «Легко ли всех любить» | 1 | | |
25-26 | Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие | 2 | | |
27-28 | Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие | 2 | | |
29-31 | Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям | 3 | | |
32-33 | Не совсем обычный урок. Жизнь современной Православной церкви | 2 | | |
34 | Итоговый урок | 1 | | |