СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОДНКНР (5 класс)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена к учебнику ОДНКНР, 5 класс, под редакцией: Сахарова А. Н.

Колличество часов: 34.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНКНР (5 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа №2 имени Героя Социалистического Труда И.В. Комзина»




Согласовано. Рассмотрено.

Зам. директора по УВР На заседании МО

_________Ю.М. Матвеева Протокол №____

«___»_________20____г. от «___»_______20___г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Уроков основ духовно-нравственной культуры России


Классы: 5 А, Б, В

Учитель: Тюлькина Надежда Александровна

Количество часов за год: 34; по программе: 34

Всего: 34 ч.; в неделю: 1 ч.


Планирование составлено на основе программы:

С. В. Агафонов, К. А. Кочегаров Рабочая программа к учебнику основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. М.: «Русское слово», 2012


Учебник:

Сахаров А. Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России. 5 класс. М.: ООО «Русское слово», 2012


Методическая литература:

1. Религии народов современной России. А–Я. Словарь. М., 2002

2. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005












Рабочую программу составил (а) ______________________ Тюлькина Н. А.


подпись расшифровка подписи




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа №2 имени Героя Социалистического Труда И.В. Комзина»



Согласовано. Рассмотрено.

Зам. директора по УВР На заседании МО

_________Ю. М. Матвеева Протокол №____

«___»_________20____г. от «___»_______20___г.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Уроков основ духовно-нравственной культуры России


Классы: 5 А, Б , В

Учитель: Тюлькина Надежда Александровна

Количество часов за год: 34; по программе: 34

Всего: 34 ч.; в неделю: 1 ч.


Планирование составлено на основе программы:

С. В. Агафонов, К. А. Кочегаров Рабочая программа к учебнику основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. М.: «Русское слово», 2012


Учебник:

Сахаров А. Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России. 5 класс. М.: ООО «Русское слово», 2012


Методическая литература:

1. Религии народов современной России. А–Я. Словарь. М., 2002

2. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005














Календарно-тематическое планирование составил (а) ________________ Тюлькина Н. А.

подпись расшифровка подписи


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Настоящая программа разработана на основе:

  • требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

  • Рабочая программа к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5 класс авт-сост С. В. Агафонов, К. А. Кочегаров «Русское слово», 2012.


Характеристика и цели предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».


В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная

область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского

общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава

российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.


Характеристика и цели модуля «Основы религиозных культур народов России».


Курс «Основы религиозных культур» является одним из модулей в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры

народов России». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической

основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему

базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия; исламские; иудаистские; буддистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии». Из этого вытекает очевидная необходимость знакомства учащихся с историей и нравственной традицией российских религий в ходе курса «Основы религиозных культур народов России». Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе. В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий, как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержание курса соответствует возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного материала не превышают мак- симальное количество часов, выделенное на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Содержание курса предусматривает актуализацию межпредметных связей с такими предметами, как история, обществознание и литература.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса методически и содержательно связан с курсом «Основы духовно- нравственной культуры народов России» для 4 класса. Вместе с курсом «Основы светской этики» для 4–5 классов они интегрируются в единую систему, призванную познакомить обучающихся с основами духовно- нравственной культуры народов России в начальной и средней школе. Системность в содержании и методическом наполнении курсов обеспечивается за счет: общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит тема; общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами; общей методической и дидактической направленности. Содержание курса «Основы религиозных культур народов России» имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным истокам российской цивилизации. Материал курса носит поликультурный характер, отражает многообразие и единство современного мира, культур народов мира и России.


Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля «Основы религиозных культур народов России».


К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Предметные результаты: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и

познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и

отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Место предмета в базисном учебном плане.


Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 17 часов. Данная программа модифицированная, рассчитана на 34 учебных часа: вводный урок, 26 тем, повторительно-обобщающий урок – 5, итоговое повторение.


Педагогическое обеспечение учебного процесса.


К необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится учебник, программа, рабочая программа, книга для учителя, а также фонд дополнительной литературы (на выбор учителя), приведенной в данном издании.


Список дополнительной литературы.


Справочные издания.

1. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины, доктринальные понятия. М., 2000. 1

2. Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., 2002.

3. Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.

4. Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М., 2005.

5. Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1–4. М., 1998–2003**. (Вып. 1–3 переизданы: М.,2006).

6. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.

7. Католическая энциклопедия. Т. 1–3. М., 2001–2006**.

8. Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982–2001. (Т. 1–7. М., 1996).

9. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003*.

10. Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003*.

11. Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А.Тишкова. М.,1999*.

12. Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000–2010**.

13. Религии народов современной России. А–Я. Словарь. М., 2002*.

14. Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.

15. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993–1995.

16. Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1–2. М., 2002*.


Научная и научно-популярная литература.

1. Мюллер М. От слова к вере: миф и религия. М., 2002.

2. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1999*.

3. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006*.

4. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990*.

5. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005*.

6. Всеобщая история религий мира. М., 2006.

7. Мень А., прот. История религий: в 7 т. М., 1991–1993*.

8. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2006*.

9. Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996. * Есть и другие издания. ** Издание продолжается.

10. Христианство.

11. Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа Аввакума. М., 2001*.

12. Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2003.

13. Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006.

14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.,2007*.

15. Богданов А.П. Русские патриархи 1589–1700 гг.: в 2 т. М., 1999.

16. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2006*.

17. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения Православной церкви. М., 1991*.

18. Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.

19. Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: мои духовные встречи. М., 1998*.

20. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004*.

21. Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.

22. Годри И. Лютер. М., 2000.

23. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997–1998.

24. Денисов Л.И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сера-фима, Саровского чудотворца. М., 1998*.

25. Диомид (Дзюбан), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001.

26. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М.,2001*.

27. Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника:в 5 т. М., 2003*.

28. Добротолюбие: избранное для мирян / сост. архим. Ювеналий. М.,2002*.

29. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская лите-ратура ХVIII–ХХ вв. М., 2002.

30. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994*.

31. Житие и чудеса Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир-ликийского и слава его в России. М., 1994*.

32. Жития русских святых: в 2 т. М., 2003*.

33. Жуков Д.А. Аввакум Петрович // Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Рус-ские писатели ХVII века. М., 1972. Также в кн.: Жуков Д.А. Огне-пальный. Новосибирск, 1988*.

34. Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: год1918-й. М., 1996.

35. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2006*.

36. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000*.

37. Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский. СПб., 2007*.

38. Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997*.

39. Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.

40. Карсавин Л.П. Католичество. Страсти блаженной Анжелы. Томск,1997.

41. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992*.

42. Карташов А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002*.

43. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М., 2000*.

44. Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003*.

45. Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.

46. Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.

47. История Русской Церкви: в 9 т. 12 кн. М., 1994–1999 / Т. 1–7:

48. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви; Т. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917; Т. 9: Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви. 1917–1997; Приложение: Смолич И.К. Русское монашество 988–1917. Жизнь и учение старцев. Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.

49. Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. М., 2002.

Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1998*.

50. Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная Библейская энциклопедия. М., 2006*.

51. Новый Завет. Псалтирь. М., 2006*.

52. Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IХ–ХVI вв. М., 2002.

53. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские: в 2 кн. М.,1993.

54. Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб., 2007*.

55. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.,1995.

56. Православные старцы Оптиной пустыни: жития, чудеса, поучения. М.; Рига, 1995.

57. Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: в 2 кн.СПб., 2000*.

58. Регельсон _______Л.Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996.

59. Рожков В.А. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1994.

60. Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М.,1999*.

61. Серафим (Роуз), архим. Православие и религия будущего. М.,1996*.

62. Серафимо-Дивеевские предания / сост. и примеч. А.Н. Стрижева. М., 2001.

63. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.

64. Смирнов П., прот. История Христианской Православной Церкви. М., 1998*.

65. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997*.

66. Таисия (Карцова), монахиня. Русские святые. СПб., 2001.

67. Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997*.

68. Тихон (Полянский), иером. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006*.

69. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / под ред. А.П.Лопухина: в 12 т. М.,

1997–1998*.

70. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство: 1700–1917. М., 2003.

71. Федотов Г.П. Святые Древней Руси / предисл. о. А. Меня. М., 1997*.

72. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х –1918 г.). М., 2002.

73. Флоровский Г.В., прот. 1) Восточные отцы IV в.; 2) Византийские отцы V–VIII вв. Минск, 2006*.

74. Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006*.

75. Цыпин В., прот. История Русской православной церкви. 1700– 2005. М., 2006.

76. Шмеман А., протопресв. Исторический путь Православия. Париж,1985*.

77. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: биогр.очерки. М., 1995.

78. Ислам

79. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.

80. Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль Ку’ран аль-Карим: толкование Свя-щенного Корана на русском языке / пер. с араб. Казань, 2001*.

81. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002.

82. Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М., 2003.

83. Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М.,2000.

84. Коран / пер. и комм. И.Ю. Крачковского. М., 1990*.

85. Коран / пер. смыслов и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.

86. Крымский А.Е. История мусульманства. Жуковский, 2003.

87. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996*.

88. Мюллер А. История ислама: в 4 т. М., 2004.

89. Очерки истории распространения исламской цивилизации: в 2 т.М., 2002.

90. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.

91. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

92. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.

93. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003*.

94 Тораваль И. Исламская цивилизация. М., 2002.

95. Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII–XX вв.: очерк истории. М.,1999.

96. Хадисы Пророка / пер. и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.

97. Иудаизм

98.Агада: сказки, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер.С.Г. Фруга. М., 2006*.

99. Айзенштадт Ш. Пророки. М., 2004.

100. Вихнович В.Л. Иудаизм. СПб., 2006.

101. Гейзель З. Еврейская традиция. Иерусалим, 2002.

102. История еврейского народа / под ред. Ш. Эттингера. М.; Иерусалим, 2002.

103. Книги иудейских мудрецов. СПб., 2005.

104. Козодой Р. Еврейские праздники. М., 2001.

105. Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов-на-Дону, 2001.

106. Мировоззрение талмудистов. М., 1994.

107. Мудрецы Талмуда: сборник сказаний, притч, изречений. Ростов-на-Дону, 2006*.

108. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.

109. Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002*.

110. Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.

111. Буддизм

112. Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.

113. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001.

114. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.

115. Буддизм: четыре благородных истины. М., 2002*.

116. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

117. Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буд-дизм. СПб., 1999.

118. Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: в 2 т. М.,2002.

119. Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003.

120. Ринчендуб Б. История буддизма. СПб., 1999.

121. Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. Ростов-на-Дону; Харьков, 2005.

122. Стронг Дж. Будда: краткая биография. М., 2003.Томас Э. Будда. М., 2003.

123. Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 2005*Улиг Г. Будда. Ростов-на-Дону, 1998.

124. Эррикер К. Буддизм. М., 2003*.


Рекомендуемые ресурсы Интернета.

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://www.religion.historic.ru/ - история религии

http://www.foma.ru/- о православии в России

http://islam.ru/ - об исламе

http://www.threeda.ru/ - об иудаизме

http://www.buddhismofrussia.ru/ - о буддизме в России































Пояснительная записка.



Количество часов за год: 34; по программе: 34

Всего: 34 ч.; в неделю: 1 ч.


Планирование составлено на основе программы:

С. В. Агафонов, К. А. Кочегаров Рабочая программа к учебнику основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. М.: «Русское слово», 2012


Учебник:

Сахаров А. Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России. 5 класс. М.: ООО «Русское слово», 2012


Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы духовно- нравственной культуры народов России», 5 класс.

темы п/п

Тема

Д/з


Кол- во часов

Основные

понятия

Виды учебной деятельности

Результаты освоения курса

Личностные (формирование основ гражданской идентичности, основы социальных компетенций, правосознание; способность к самообразованию)

Метапредметные (овладение регулятивными, коммуникативными, познавательными ууд)

Предметные (освоение: предметных учебные действий с опорой на содержание предмета)

1

Введение.

1

Религия, традиция, традиционные религии

Формирование историко- географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий

«религия», «традиция»,

«традиционная религия».

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России

Усвоение правил работы с учебником.

Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения

Знать особенности, основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России.

Понимать важность их наследия для культурного и духовного развития нашей страны.





Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Познавательное чтение. Формирование уважения к другим народам России; освоение национальных ценностей, традиций, культуры; формулирование основных традиций развития государственност



и и общества.


собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;структурирования текстов; выделения

главного и второстепенного; работы с метафорами

.


2

Православие в Древней Руси § 1.

1

Монастырь, монахи, поучение

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий

«монастырь», «монахи»,

«поучение».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Знание основ культурного наследия своего народа; Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного,

Иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране.

Характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру.







изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения

главного и

второстепенного; работы с метафорами.


3

«Поучение» Владимира Мономаха Доп. материал.

1

Поучение

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятия

«поучение».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Знание основ культурного наследия своего народа; Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами.


Объяснять смысл слова поучение. Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении» Владимира Мономаха: милосердие, любовь к ближнему, справедливость, правдолюбие, честность и др.

4

Православная Церковь в Московской Руси

§ 2.

1

Автокефалия, уния

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий

«автокефалия», Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.


Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их

отражением в религиозной жизни общества; создания

Моделей и схем; установления родовидовых отношений; формулирования определенийпонятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов;выделения

главного и

второстепенного; работы с метафорами.


Знать основные события истории православия на Руси в период монгольского нашествия и после него. Понимать важность роли Церкви и православной веры в поддержании единства русских земель и их объединения вокруг Москвы.


5

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий

Доп. материал, тем. сообщения

1

Печалование, нестяжатели.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий

«печалование»,

«нестяжатели». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связеймежду историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем;

установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; сравнительного анализа; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения

главного и

второстепенного; работы с метафорами.

Понимать и принимать идеалы и ценности, проповедовавшиеся митрополитом Алексием: любовь к ближнему, милосердие, справедливость, трезвость и др.

Объяснять смысл понятий уния, автокефалия, нестяжание. Понимать важность для христианина нестяжания и приоритета духовных ценностей (любви к Родине, к семье, к

ближнему) над духовными.


6

Православие в Российском царстве.

§ 3.

1

Патриарх всея Руси, Синод

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий:

«Патриарх всея Руси»,

«Синод». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Ориентация в системе моральных норм; владение национальными ценностями, традициями и культурой.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связеймежду историческими событиями и их

Отражением в

Религиозной жизни общества; формулирования определений

понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения

главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого».



Знать основные события истории православия во времена Российского царства.

Объяснять смысл понятия печалование. Иметь представление о патриотической позиции церкви во время Смутного времени.

7

Заветы оптинских старцев

Доп. материал.

1

Старцы, Оптинская пустынь, Саровская пустынь.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий:

«старцы», «Оптинская пустынь», «Саровская пустынь». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей;


Ориентация в системе моральных норм; владение национальными ценностями, традициями и культурой.

Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Совершенствование навыков установления причинно- следственных связей между историческими событиями и их отражением в

религиозной жизни общества; создания

моделей и схем; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Знать основные события истории православия во времена Российской империи. Объяснять смысл понятия старец. Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать других, любить ближнего.





владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Ролевая игра

«Паломничество в Саровскую пустынь»


структурирования текстов; выделения

главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». Совершенствование навыков организации

и участия в ролевых играх.


8

Православие в Советской России

§ 4.

1

Гонения на Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий:

«Гонения на Церковь»,

«Русская Православная Церковь Заграницей». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр с обсуждением фрагментов фильма В.Хотиненко «Поп».

Развитие социально- критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий; выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира

Совершенствование навыков установления причинно следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения

главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия

«экранной» культуры

.


Знать основные события истории православия XX – начала XXI в.

Объяснять смысл понятия гонения. Иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений (на примере епископа Луки) и патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной войны.



9

Православие в современной России

.§ 4.

1

Акт о каноническом общении

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятия:

«Акт о каноническом общении». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа.Познавательное чтение. Беседа с православным священником.

Развитие социально- критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий; выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связеймежду историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения

главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Развитие навыков ведения диалога, участия в полилоге.



Характеризовать роль Православной церкви в современной России. Понимать и принимать ценности и идеалы, проповедуемые сегодня Церковью: социальную справедливость, нестяжание, добро и др.

10

Повторитель но - обобщающий урок по теме

«Православи е в истории и культуре России»

1

Понятия из блока тем «Православие в истории и культуре России»

Проверка знаний и навыков, связанных с освоением блока тем

«Православие в истории и культуре России»

Сопереживание чувствам других, совершение поступков направленных на помощь и обеспечение благополучия близких. Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Знания и навыки, связанные с освоением блока тем

«Православие в истории и культуре России»







ценностей российского многонационального народа



11

Православие в традициях русского народа

§ 5.

1

Крестные родители, восприемники, именины, отпевание.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий:

«крестные родители»,

«восприемники»,

«именины», «отпевание». Ролевая игра «Крестные». Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (на крестинах, на именинах, на отпевании)

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; формулирование собственного мнения и позиции.

Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинно- следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с

«другими».

Развитие навыка участия и организации ролевых игр.

Понимать важность в жизни православного человека традиций и обрядов, определявших его жизнь от рождения до смерти. Объяснять понятия крестины, восприемники и именины, приводить примеры пословиц и поговорок религиозного характера.

12

Православие и традиционн ые ценности русского народа

Доп. материал

1

Яблочный Спас.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятия:

«Яблочный Спас». Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения во время христианских православных праздников

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; формулирование собственного мнения и позиции.

Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинно- следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с

«другими». Развитие навыка участия и организации ролевых игр.

Понимать тесную связь православия и любви к Родине для жителя России на протяжении многих веков.

Понимать и принимать православные ценности дружбы, верности долгу, милосердия.

13

Дом и семья


1

Красный угол,

Актуализация и

Уважительное

Совершенствование

Понимать значение в

























в православии

§ 6.


Домострой, мясоед.

формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий:

«Красный угол»,

«Домострой». Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения в доме православного христианина.

отношение к культурным традициям своей страны и народа; осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинно- следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с

«другими». Развитие навыков работы в группе, поведения на массовых мероприятиях.

жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей.

Объяснять смысл понятия красный угол, мясоед.

14

Святые Петр и Феврония

Выставка рисунков «Моя семья»

1

Всероссийский день семьи, любви и верности.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий:

«Всероссийский день семьи, любви и верности» Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения на празднике семьи, любви и верности. Подготовка сценария праздника семьи, любви и верности в

классе (школе) и его реализация.

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинно- следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с

«другими». Развитие навыков работы в группе, поведения на массовых мероприятиях.

Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей.

Знание сюжета жития Петра и Февронии. Объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности.

15

Повторитель но - обобщающий урок по теме

«Православие в традициях народов России»

1

Понятия из блока тем «Православие в традициях народов России»

Проверка знаний и навыков, связанных с освоением блока тем

«Православие в традициях народов России»

Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки направленные на помощь и обеспечение

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение соотносить свои действия

Знания и навыки, связанные с освоением блока тем

«Православие в традициях народов









благополучия. Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа

с планируемыми результатами

России»

16

Древняя история ислама на территории России

§ 7.

1

Арабский халифат, Волжская Булгария, Золотая Орда, татарские государства

Формирование историко- географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «Арабский халифат»,«Волжская Булгария», «Золотая Орда»,

«татарские государства». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связеймежду историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения

главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого».






Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости, существовавший в исламских государствах.

Объяснять понятие верховный сеид.

17

Мусульмане в России Доп. матер.

1

Верховный сеид, новокрещенские

Формирование историко- географического образа

Формирование целостного

Совершенствование навыков установления

Иметь представление о терпимости




Комиссии, терпимая религия, медресе.

России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий:

«верховный сеид»,

«новокрещенские комиссии», «терпимая религия», «медресе». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.


мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики

причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения

главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого».





русского правительства по отношению к мусульманам после их вхождения в состав России.

Объяснять смысл понятия «медресе».

18

Ислам в современной России

§ 8.

1

Имам, Центральное Духовное управление мусульман, Совет муфтиев, Координационны й центр мусульман Северного Кавказа.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий:

«Имам», «Центральное Духовное управление мусульман», «Совет муфтиев», «Координационный центр мусульман Северного



Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре и религии. Освоение социальных норм, правил поведения с

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связеймежду социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и


Иметь представление о современном этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульманском религиозном образовании и мусульманских организациях.

Объяснять смысл понятия имам.





Кавказа». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма В.Хотиненко

«Мусульманин»

учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира

поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и

второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции

«другого».


19

Мусульман - ские ценности и идеалы

Доп. материал

1

Любовь, милосердие, сострадание.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма В.Хотиненко

Ориентация в системе моральных норм; готовность и способность к их выполнению. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связеймежду социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции«другого». Формирование



адекватного восприятия

«экранной культуры».

Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др.



20

Дом и семья в исламе

§ 9.

1

Мусульманская семья, честь рода

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий:

«мусульманская семья»,

«честь рода». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у мусульманской семьи).



Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; умение формулировать собственное мнение и позицию; Умение выделять главное (на примере анализа восточных притч).

Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связеймежду социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого».





Понимать важность для мусульманина ценностей семьи, уважения к старшим, милосердия.

Приводить примеры почитания в мусульманской традиции соответствующих ценностей.

21

Повторитель но- обобщающий урок по теме

«Ислам в истории и культуре народов России»

1

Понятия из блока тем «Ислам в истории и культуре народов России»

Проверка знаний и навыков, связанных с освоением блока тем

«Ислам в истории и культуре народов России»

Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки направленные на помощь и обеспечение благополучия.

Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Знания и навыки, связанные с освоением блока тем

«Ислам в истории и культуре народов России»

22

Появление и развитие иудаизма в

1

Кагал, хедер, иешива.

Формирование историко- географического образа России;

Формирование целостного мировоззрения,

Совершенствование навыков установления причинно-следственных

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в



России

§ 10.Тем. сообщения



межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «кагал», «хедер»,

«иешива». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.




соответствующего современному уровню науки и общественной практики.

Формирование ответственного отношения к учению.

Связей между историческими событиями и их отражением в

религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».



России с древности до начала XX века.

Объяснять понятия кагал, хедер и иешива.

23

Иудаизм в Российской империи

§11.

1

Синагога

Формирование историко- географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятия: «синагога» Извлечение информации из различных знаковых систем.



Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики.

Формирование ответственного отношения к учению.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связеймежду историческими событиями и их

Отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и

поискового чтения

; структурирования

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в Российской империи. Объяснять понятие

«синагога»





Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций поведения в синагоге.


текстов; выделения

главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого».




24

Иудаизм в СССР

§11.

1

Холокост, Еврейский антифашистский комитет

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий:

«Холокост», «Еврейский антифашистский комитет»,

«Федерация еврейский общин». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Просмотр и обсуждение фрагментов фильма Л.Горовца «Дамский портной»

Выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях.

Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связеймежду историческими событиями, социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и

второстепенного; работы с метафорами;

принятия позиции

«другого». Формирование адекватного восприятия

«экранной культуры».

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в СССР. Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение патриотической позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны.

25

Иудаизм в современной

1

Федерация еврейских общин,

Актуализация и формализация знаний

Выражение гражданского

Совершенствование навыков установления

Знать основные события, связанные с



России

§12.


Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений

учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий:

«Федерация еврейский общин», «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях.

Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира

причинно-следственных связеймежду историческими событиями, социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и

второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции

«другого».


историей иудаизма в современной России. Понимать важную роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российском обществе.

26

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

§12.

1

Законоучитель, обряд выкупа первенца.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий:

«законоучитель», «обряд выкупа первенца».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа.

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; ориентация в особенностях социальных отношений. Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования

Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с особенностями существования иудейских общин в России. Понимать важность ценностей семьи, дома, любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре.





Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у иудейской семьи).


Определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. Развитие навыков организации и участия в ролевых играх.




27

Повтортельно- обобщающий урок по теме

«Иудаизм в истории и культуре еврейского народа»

1

Понятия из блока тем «Иудаизм в истории и культуре еврейского народа»

Проверка знаний и навыков, связанных с освоением блока тем

«Иудаизм в истории и культуре еврейского народа»

Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки направленные на помощь и обеспечение благополучия.

Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Знания и навыки, связанные с освоением блока тем

«Иудаизм в истории и культуре еврейского народа»

28

Тибетский буддизм Доп. материал

1

Гэлуг (тибетский буддизм), лама, Далай-лама

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий:

«гэлуг» (тибетский буддизм), «лама», «Далай- лама». Извлечение информации из различных знаковых систем.



Фиксация информации в различных знаковых

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связеймежду историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий



; ознакомительного, изучающего, усваивающего и

Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий гэлуг, лама, далай-лама









системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.


Поискового чтения; структурирования текстов; выделения

главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого».




29

Распростра нение буддизма среди народов России

§ 13. Доп. материал

1

Хурул, дуган, дацан, хурэ.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.Формирование историко- географического образа России; межконфессиональной толерантностью, готовностью к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Формулирование определений понятий: «хурул», «дуган», «дацан», «хурэ».

Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно

- следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей; владение культурной традицией своего народа

. Познавательное чтение.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связеймежду историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования

текстов; выделения

главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого».





Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма.

Объяснять смысл понятий хурул, даган, дацан, хурэ.

30

Буддизм в СССР

§ 14.

1

Всесоюзный собор буддистов.

Актуализация и формализация знаний

Ориентация в особенностях

Совершенствование навыков установления

Иметь представление о патриотической





учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятия: Всесоюзный съезд буддистов. Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма А.Неретниеце «Гадание на бараньей лопатке»

социальных отношений и взаимодействий.

Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира

причинно-следственных связеймежду историческими событиями, социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и

второстепенного; работы с метафорами;

принятия позиции

«другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры».



позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимать важность связанных с буддизмом ценностей патриотизма, пороповедовавшихс я Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости.

31

Буддизм в современной России

§15.

1

Традиционная буддийская сангха России, Духовное управление буддистов России.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий:

«традиционная буддийская сангха России», «Духовное управление буддистов России».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связеймежду историческими событиями, социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поиско

вого чтения; структурирования

Знать основные события, связанные с историей буддизма в современной России. Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе.





Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.


текстов; выделения

главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого».




32

Буддизм в культуре и традициях народов России

§15.

1

Белый месяц, сор, праздник тысячи лампад, ладья жизни, цам.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий:

«белый месяц», «сор»,

«праздник тысячи лампад», «ладья жизни»,

«цам». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у буддийской семьи).

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; умение формулировать собственное мнение и позицию. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; фор мулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и

второстепенного; работы с метафорами.

Развитие навыков организации и участия в

Иметь представления о буддийских традициях народов России, связанных с домом и семьей.

Понимать важность буддизма для поддержания и развития национальных и культурных традиций народов России.

Объяснять смысл понятия лама, цам.








ролевых играх.


33

Повторитель но- обобщающий урок по теме

«Буддизм в истории и культуре народов России»

1

Понятия из блока тем «Буддизм в истории и культуре народов России»

Проверка знаний и навыков, связанных с освоением блока тем

«Буддизм в истории и культуре народов России»

Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки направленные на помощь и обеспечение благополучия.

Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Знания и навыки, связанные с освоением блока тем

«Буддизм в истории и культуре народов России»

34

Итоговое повторение

1

Основные понятия курса

Проверка навыков и знаний, составляющих содержание курса.

Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки направленные на помощь и обеспечение благополучия.

Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа

Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами.


Понимать и принимать морально- нравственные ценности традиционных религий нашей страны




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!