СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОДНКНР

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа с тематическим планированием

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНКНР»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕГРИДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«ОДНКНР»

5 класс

2020-2021 учебный год






Учитель Евдокимова Дина Алексеевна

Всего часов в год 35

Всего часов в неделю 1








д. Нижнее Гридино 2020г.

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур народов России» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.  Требования ФГОС проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», где сказано, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности.

На основе авторских программ:

1. Программа курса «Основы религиозных культур народов России», 5 класс/ авт.-сост. К.А.Кочегаров. – М.:ООО «Русское слово –учебник», 2012.- 16.-( ФГОС. Инновационная школа).

2. Программа курса: к учебнику А.Н.Сахорова, К.А.Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» 4 класс/ авт.-сост. К.А.Кочегаров. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 32с. – (Начальная инновационная школа).

Планируемые результаты изучения учебного курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

(модуль «Основы религиозных культур народов России»)

Результатом изучения предмета в 5 классе  является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Предметные результаты

–   овладение целостными  представлениями  о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и  вероисповеданию;

-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в  духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;

-  умение различать основные религии народов России,  описывать памятников  культуры,  используя основные и дополнительные источники информации.

Метапредметные результаты

- способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные  взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.

Личностные результаты

– становление внутренней установки личности учащихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей  родной культуре.

В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры и культур традиционных религий России, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.

Учащиеся 5 класса научатся:

- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции - как основы культурной истории многонационального народа России;

- познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, научатся понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;

- осознавать ценности человеческой жизни.

Учащиеся 5 класса получат возможность научиться:

- соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;

- делать осознанный нравственный выбор;

- связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской

природы;

- обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего

человечества.

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.


Содержание учебного курса (модуля)

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

(модуль «Основы религиозных культур народов России»)


Введение в тему. Традиционные религии России — неис­сякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.

Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Рус­ское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра.

«Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах — православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.

Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель.

Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.

Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.

Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы».

Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм — обязательное качество православного христианина.

Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости.

Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера.

Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.

Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православ­ных. Любовь к детям и почитание родителей.

Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности.

Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах — наследни­ках Золотой Орды: Казанском, Астра­ханском, Сибирском и др. ханствах.

Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.

Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские орга­низации в современной России.

Мусульманские Ценности и идеалы. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранении межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.

Дом и семья в исламе. Семья — домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусуль­манской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусуль­манских семьях.

Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев.

Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста.

Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991 г. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.

Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие — основная черта иудея.

Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета.

Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов.

Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном.

Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны.

Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.

Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия.

Повторительно-обобщающий урок. Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, вернос­ти долгу и дружбе.

















Календарно-тематическое планирование



п/п


Тема урока

Кол-во часов

ДАТА

План

Факт

1

Введение в предмет

1



2

Древние предания христиан

1



3

Возникновение христианства

1



4

Христианская церковь

1



5

Христианство на Руси и в России

1



6

Христианские святые.

1



7

Право- славный храм

1



8

Христианские праздники и таинства

1



9

Католичество

1



10

Протестанты

1



11

Пророк Мухаммад и возникновение ислама

1



12

Во что верят мусульмане

1



13

Мусульманские обряды

и обычаи

1



14

Иудаизм древняя религия евреев

1



15

Во что верят иудеи

1



16

Обычаи и обряды иудеев

1



17

Кто такой Будда

1



18

Во что верят буддисты

1



19

Направления и обряды буддизма

1



20

Православие в Древней Руси

1



21

Православие в Московской Руси

1



22

Православие при царях и императорах

1



23

От советской России до современности

1



24

Православие в традициях русского народа

1



25

Дом и семья в православии

1



26

История ислама в России

1



27

Ислам в современной России

1



28

Дом и семья в исламе

1



29

Появление и развитие иудаизма в России

1



30

Иудаизм в СССР и современной Росси

1



31

Иудаизм в культуре и традициях

еврейского народа

1



32

Появление и развитие буддизма в России

1



33

Буддизм в СССР и современной России

1



34

Буддизм в культуре и традициях народов России

1



35

Традиционные религии в России.

1







Лист корректировки календарно-тематического планирования





урока



Тема

Количество часов

Причины корректировки

Способ корректировки

по плану

дано