МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 ИМ. ГЕРОЕВ ЕВПАТОРИЙСКОГО ДЕСАНТА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
«РАССМОТРЕНО» Протокол заседания МО учителей физической культуры и ОБЖ №5 от «29» августа 2022 г. Руководитель МО учителей физической культуры и ОБЖ ______________/ В.А. Булах | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР МБОУ «СШ № 2 им. Героев Евпаторийского десанта» ___________/ М.Я. Шеховцова «____»___________2022 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Приказ № _______________ от «__»_____________2022 г. Директор МБОУ «СШ № 2 им. Героев Евпаторийского десанта» _____________/ С.А. Головко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Общая физическая подготовка» для 4 классов
ПРИНЯТО на заседании
педагогического совета
протокол №16 от «30» августа 2022 г.
Составитель программы
Кокошвили Рауль Григорьевич, учитель физической культуры, первая квалификационная категория
2022/2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» для 4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 06.10.2009 № 373, и следующих нормативных документов:
Рабочая программа разработана на основании ООПНОО утвержденной приказом МБОУ «СШ №2» от 31.08.2016 г. №740/01-23 с изменениями и дополнениями от 24.08.2018 г., приказом №639/01-23 с изменениями от 21.08.2019, приказом №670/01-13 с изменениями от 31.08.2020, приказом №622/01-13.
Сроки реализации программы: 1 год, 2022/2023 учебный год.
Объём программы:102 часа в год, 3 раза в неделю.
Направление внеурочной деятельности – спортивно-оздоровительное.
Вид внеурочной деятельности – спортивно-оздоровительная деятельность.
Форма внеурочной деятельности – секция.
Рабочая программа реализуется в УМК, включающий:
-
«Программа дополнительного образования по физической культуре для общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций на основе общей физической подготовки». Авторы: С.А. Шептунова., О.Г. Негматова., О.Г. Колосова., В.Л. Чавкина М.: Просвещение, 2012.
-
учебник (Лях В.И., Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов». – М.: Просвещение, 2011).
На программу внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» в 4 классах учебным планом МБОУ «СШ №2» выделено 3 часа в неделю. В соответствии с авторской программой на программу внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» в 4 классах отводится102 часа.
Образовательные ресурсы:
-
Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru;
-
Академия повышения квалификации работников образования - http://www.apkro.ru;
-
Федеральный российский общеобразовательный портал -http://www.school.edu.ru;
-
Журнал «Физическая культура в школе» - http://www.shkola-press.ru;
-
Портал Всероссийской олимпиады школьников - http://rusolymp.ru;
-
Всероссийская федерация волейбола -http://www. volley.ru;
-
Российский футбольный союз - http://www.rfs.ru;
-
Российская федерация баскетбола - http://www.basket.ru;
-
Федерация спортивной гимнастики России - http://www.sportgymrus.ru;
-
Инфоурок - http://infourok.ru;
-
Мультиурок - http://multiurok.ru;
-
Всероссийский учительский сайт - http:/pedportal.net;
-
Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации - http://minstm.gov.ru;
-
Образовательный портал «Учеба» - http://www.uroki.ru;
-
Издательский дом «1 сентября» -http://www.1september.ru;
-
Издательский дом «Советский спорт» -http://www.sovsportizdat.ru.
Личностные и метапредметные результаты освоения внеурочной деятельности «ОФП»
Личностными результатами программы внеурочной деятельности «ОФП» - является формирование следующих умений:
-
дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-
умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-
умение оказывать помощь своим сверстникам.
-
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «ОФП» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Личностные УУД:
-
установка на здоровый образ жизни;
-
основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства с историей физической культуры РФ;
-
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой и соревновательной деятельности;
-
знание основных моральных норм во время проведения тренировочных занятий , соревнований и ориентации на их выполнение;
2. Регулятивные УУД:
-
организовывать места занятий физическими упражнениями в сотрудничестве с учителем;
-
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время соревнований, индивидуальных и групповых заданий;
-
оценивать правильность выполнения действия;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
-
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
3. Познавательные УУД:
-
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «физкультурно-оздоровительная деятельность», «спортивно-оздоровительная деятельность»
-
ориентироваться в тактических действиях в спортивных играх;
-
выявлять связь занятий общей физической подготовкой с досугом и урочной деятельностью;
-
характеризовать роль и значение занятий общей физической подготовкой в режиме труда и отдыха;
-
планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
-
осуществлять поиск информации о соревнованиях по различным видам спорта.
4. Коммуникативные УУД:
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам, командной деятельности;
-
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при сдаче нормативов;
-
задавать вопросы, необходимые для выполнения технико- тактических действий в тренировочной, игровой и соревновательной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности
«ОФП»
Основы знаний о физической культуре - в процессе занятий
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности - в процессе занятий
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развитие основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Физическое совершенствование - 102 часа
Легкоатлетические упражнения -36 часов
Теоретические сведения - в процессе уроков
Общие знания о здоровом образе жизни. Одежда и обувь для занятий. Гигиена. Правила техники безопасности. Виды легкой атлетики.
Специальная физическая подготовка - в процессе уроков
Специальные беговые, прыжковые упражнения, упражнения для метаний.
Ходьба и бег - 18 часов
Бег 30м: старт; разновидности ходьбы; ходьба по разметкам; ходьба с преодолением препятствий; бег с ускорением; челночный бег 3х10м; 4х9м; бег 1000м без учета времени; подвижные игры, эстафеты.
Прыжки – 12 часов
Прыжки в длину с места; согласованное движение рук и ног при отталкивании, мягкое приземление.
Метание - 6 часов
Держание малого мяча, метание в вертикальную и горизонтальную цели (9м); подвижные игры с элементами метаний.
Кроссовая подготовка -12 часов
Бег по пересечённой местности - 12 часов
Чередование ходьбы и бега; равномерный бег до (10 мин.); преодоление малых препятствий; бег 1000м без учета времен; 6-минутный бег; подвижные игры, эстафеты Гимнастика с элементами акробатики - 18 часов
Теоретические сведения - в процессе уроков
Одежда и обувь для занятий. Правила техники безопасности. История развития современных Олимпийских игр. Виды гимнастики. Название снарядов и гимнастических элементов. Личная гигиена, режим дня. Закаливание. Способы саморегуляции и самоконтроля (приемы измерения пульса до, во время и после физических нагрузок). Страховка и самостраховка.
Общефизическая подготовка - в процессе уроков
Общеразвивающие упражнения (упражнения на месте и в движении, без предметов и с предметами – мячами, гимнастическими палками, скакалками, в парах); упражнения для формирования осанки и предупреждения плоскостопия. Развитие координационных, силовых способностей и гибкости.
Специальная физическая подготовка - в процессе уроков
Акробатика. Строевые упражнения - 6 часов
Упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения, лежа; перекаты назад из седа в группировке и обратно; перекаты из упора присев, назад и боком, кувырок вперед; стойка, на лопатках согнув ноги; мост из положения, лежа на спине. Прыжки через скакалку. Подвижные, народные игры, эстафеты. Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной сойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге; повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два!»;перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Висы. Строевые упражнения - 6 часов
Упражнения в висе стоя и лежа, висе спиной к гимнастической стенке, поднимание согнутых и прямых ног; вис на согнутых руках, подтягивание, в висе лежа согнувшись; упражнения в висе стоя и лежа, вис, на согнутых руках согнув ноги, подтягивание в висе. Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной сойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге; повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два!»;перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Опорный прыжок, лазание - 6 часов
Перелезание через козла, коня. Перелезание через бревно. Передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание, лежа на животе по горизонтальной скамейке; перелазанье через коня, через горку матов и гимнастическую скамейку, бревно; лазание по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лежа на животе, подтягиваясь руками; по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног; перелезание через гимнастическое бревно (высота до 60см); лазанье по канату.
Подвижные игры - 18 часов
Теоретические сведения
Название и правила подвижных, народных и спортивных игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности.
На материале раздела «гимнастика с основами акробатики»
«У медведя во бору»; «Раки»; «Тройка»; «Бой петухов»; «Совушка»; «Салки – догонялки»; «Не урони мешочек» и т.д. Игровые задания с использование строевых упражнений типа: «Становись – разойдись», «Смена мест», «К своим флажкам», «Запрещенной движение», «Класс, смирно!».
На материале раздела «Легкая атлетика»
«Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Третий лишний», «Кто дальше бросит», «Зайце в огороде», «Точно в мишень», «Метатели», «Удочка»; Эстафеты с бегом прыжками, метанием.
На материале раздела «Спортивные игры»
Футбол
«Точная передача», «Передал – садись» и т.д. эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру.
Баскетбол
«Охотник и утки», «Не давай мяч водящему», «Гонка мячей по кругу», «Выстрел в небо», «Мяч в обруч, «Передал, садись» и т.д. эстафеты с мячами.
Волейбол
«Снайперы», «Охотники и утки», «Перебежка» и т.д. эстафеты с мячом.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств - в процессе занятий.
Подвижные игры с элементами баскетбола - 18 часов
Ловля мяча на месте; бросок мяча снизу на месте; передача мяча снизу на месте; бросок мяча в цель; ведение мяча на месте; «Охотник и утки», «Не давай мяч водящему», «Гонка мячей по кругу», «Выстрел в небо» эстафеты с мячами, «Мяч в обруч, «Передал, садись» и т.д.
Тематическое планирование в соответствии с содержанием рабочей программы | Количество часов по примерной (авторской) программе | Количество часов по учебному плану МБОУ «СШ№2» | Количество часов по рабочей программе |
Основы знаний о физической культуре | В процессе занятий |
Способы физкультурной деятельности | В процессе занятий |
Легкоатлетические упражнения | 36 | 36 | 36 |
Кроссовая подготовка | 12 | 12 | 12 |
Гимнастика с элементами акробатики | 18 | 18 | 18 |
Подвижные игры | 18 | 18 | 18 |
Подвижные игры с элементами баскетбола | 18 | 18 | 18 |
Итого | 102 | 102 | 102 |
Тематическое планирование