Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
села Поляковка муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено и принято» на заседании ШМО _________________________ (Подпись, ФИО руководителя ШМО) Протокол №___ от «___» ___________2020 г | «Согласовано» ______/Мухамедьянова А.А./ Зам. директора по УВР «___» ___________2020 г | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с. Поляковка __________/Р.С. Рахимова/ Приказ №______ от «___» ____________2020 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для_______1_____класса
на 2020/2021 учебный год
Всего часов в неделю по учебному плану: 2
Количество часов за год по плану___66
Разработала:
АбрамоваС.Г.,
учитель начальных классов
с. Поляковка
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе требований к результатам освоения ФГОС НОО, авторской программы «Школа России» (А.А. Плешаков) - М.: Просвещение, 2016г. 2-е издание, переработанное, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Лицей №1, с учетом планируемых к использованию учебно-методических материалов (рабочая тетрадь по предмету Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций: в 2 ч./ А.А. Плешаков. – 5-е изд; дораб. – М.: Просвещение, 2016.) и ориентирована на использование учебника Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ А.А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
В соответствии с учебным планом МБОУ Лицей №1 на 2016-2017 учебный год на изучение окружающего мира в 1 классе начальной школы отводится 66 часов: 2 часа в неделю, 33 учебные недели. Этот план полностью соответствует количеству часов, предусмотренных авторской программой.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
Содержание учебного предмета
Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Основное содержание |
1 | Введение | 1 час | Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. |
2 | Что и кто? | 20 часов | Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. |
3 | Как, откуда и куда? | 12 часов | Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. |
4 | Где и когда? | 11 часов | Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. |
5 | Почему и зачем? | 22 часа | Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли. |
Итого: | 66 часов | |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Что и кто? | 20 |
3 | Как, откуда и куда? | 12 |
4 | Где и когда? | 11 |
5 | Почему и зачем? | 22 |
| Итого | 33 |
Практическая часть программы
Вид работы | I триместр | II триместр | III триместр | Год |
Экскурсия | 5 | - | - | 5 |
Практическая работа | 8 | 7 | 5 | 20 |
Проверочная работа | - | 1 | 3 | 4 |
Проект | 1 | 1 | 2 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Инструктаж по ТБ. Водный урок! Задавайте вопросы! Экскурсия «Знакомство со школой». | 04.09 | |
2 | Что такое Родина? | 08.09 | |
3 | Урок-игра «Что мы знаем о народах России?» (адаптационный) | 11.09 | |
4 | Что мы знаем о Москве? | 15.09 | |
5 | Проект «Моя малая Родина». Экскурсия по городу. (адаптационный) | 18.09 | |
6 | Что у нас над головой? | 22.09 | |
7 | Что у нас под ногами? Экскурсия в природу. (адаптационный) | 25.09 | |
8 | Что общего у разных растений? | 29.09 | |
9 | Что растет на подоконнике? Игра «Узнай растение». (адаптационный) | 02.10 | |
10 | Что растет на клумбе? | 06.10 | |
11 | Что это за листья? Экскурсия в природу. (адаптационный) | 09.10 | |
12 | Что такое хвоинки? | 13.10 | |
13 | Урок-наблюдение «Кто такие насекомые?» (адаптационный) | 16.10 | |
14 | Кто такие рыбы? | 20.10 | |
15 | Кто такие птицы? Игра «Узнай птицу». (адаптационный) | 23.10 | |
16 | Кто такие звери? | 06.11 | |
17 | Что окружает нас дома? Экскурсия «Мир вокруг нас». | 26.10 | |
18 | Что умеет компьютер? | 10.11 | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 13.11 | |
20 | На что похожа наша планета? | 17.11 | |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». | 20.11 | |
22 | Как живет семья? Проект «Моя семья». | 24.11 | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 27.11 | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1.12 | |
25 | Как путешествует письмо? | 04.12 | |
26 | Куда текут реки? | 08.12 | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | 11.12 | |
28 | Как живут растения? | 15.12 | |
29 | Как живут животные? | 18.12 | |
30 | Как зимой помочь птицам? | 22.12 | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 25.12 | |
32 | Инструктаж по ТБ. Откуда в снежках грязь? | 29.12 | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». | 15.01 | |
34 | Когда учится интересно? | 19.01 | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | 22.01 | |
36 | Когда придет суббота? | 26.01 | |
37 | Когда наступит лето? | 29.01 | |
38 | Где живут белые медведи? | 02.02 | |
39 | Где живут слоны? | 05.02 | |
40 | Где зимуют птицы? | 09.02 | |
41 | Когда появилась одежда? | 12.02 | |
42 | Когда изобрели велосипед? | 16.02 | |
43 | Когда мы станем взрослыми? | 19.02 | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». | 26.02 | |
45 | Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? | 02.03 | |
46 | Почему Луна бывает разной? | 05.03 | |
47 | Почему идет дождь и дует ветер? | 09.03 | |
48 | Почему звенит звонок? | 12.03 | |
49 | Почему радуга разноцветная? | 16.03 | |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 19.03 | |
51 | Проект «Мои домашние питомцы». | 23.03 | |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 26.03 | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 06.04 | |
54 | Зачем мы спим ночью? | 09.04 | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 13.04 | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 16.04 | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 20.04 | |
58 | Зачем нужны автомобили? | 23.04 | |
59 | Зачем нужны поезда? | 27.04 | |
60 | Зачем строят корабли? | 30.04 | |
61 | Зачем строят самолеты? | 04.05 | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 07.05 | |
63 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 11.05 | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 14.05 | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 18.05 | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». | 21.05 | |
8