СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа реализуется посредством УМК:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2020.
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. – 6-е изд. – М.: «Просвещение», 2018.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру (1 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» п.Пуровск

Пуровского района



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №1»

начальных классов п.Пуровск

_______________________ ______________ _____________ ______________________ ______________

Протокол № _____ Приказ № ______________

от «___» _____________ 2021г. от «___» _____________ 2021г.

Руководитель МО:

_______________________





Рабочая программа

по учебному предмету «Окружающий мир»

для 1-А класса



2 часа в неделю (всего 66 часов)





учитель Купцова Елена Михайловна






2021/2022 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск.

Программа реализуется посредством УМК:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2020.

  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. – 6-е изд. – М.: «Просвещение», 2018.


Планируемые результаты изучения учебного предмета


Учебный курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения окружающего мира


Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия:

1) умение использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

2) умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

3) умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

4) владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

5) владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

6) владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

7) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1) умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

2) умение определять общую цель и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:

  • распознавать живую и неживую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;

  • распознавать основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

  • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;

  • характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);

  • характеризовать признаки времен года;

  • объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);

  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

  • понимать правила поведения в природе;

  • называть свой адрес в мире и в своем населенном пункте;

  • называть виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

  • называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

  • называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.


К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком; объекты живой и неживой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;

  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села, трудом людей под руководством учителя;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д., в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах, выполнять режим дня;

  • рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсии рассказывать о достопримечательности родного города (села);

  • объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;

  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

  • моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;

  • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;

  • осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).


Критерии оценки учебной деятельности по предмету


В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.

Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Критериями оценивания являются:

- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

В первом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.). Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Тематическое оценивание проводится с помощью тетради, которая содержит тесты по всем темам курса «Окружающий мир» для первого класса. С их помощью ребенок можешь быстро проверить свои знания. На каждый вопрос дано несколько вариантов ответов, среди них только один правильный. Почти все ответы представлены в виде рисунков. Необходимо выбрать правильный ответ и отметить его (закрасить кружок). В конце тетради имеются ответы на все тесты. Учащиеся выполняют работу самостоятельно. И только после этого могут проверить себя.

Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач. 

Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.


Содержание учебного предмета


Наименование раздела

Всего часов

1.

Введение.

1 час

2.

Кто и что?

20 часов

3.

Как, откуда и куда?

13 часов

4.

Где и когда?

10 часов

5.

Почему и зачем?

22 часа

ИТОГО

66 часов


Введение (1 ч) Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (20 ч) Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (13 ч) Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (10 ч) Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (22 ч) Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли. Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.


Тематическое планирование


п/п

Дата

Кол-во часов

Наименование разделов и тем

план

факт

1(1).



1

Введение. Задавайте вопросы!

Кто и что? (20 ч.)

2(1).



1

Что такое Родина?

3(2).



1

Что мы знаем о народах России?

4(3).



1

Что мы знаем о Москве?

5(4).



1

Что у нас над головой?

6(5).



1

Что у нас под ногами?

7(6).



1

Что общего у разных растений?

8(7).



1

Что растёт на подоконнике?

9(8).



1

Что растёт на клумбе?

10(9).



1

Что это за листья?

11(10).



1

Что такое хвоинки?

12(11).



1

Кто такие насекомые?

13(12).



1

Кто такие рыбы?

14(13).



1

Кто такие птицы?

15(14).



1

Кто такие звери?

16(15).



1

Что окружает нас дома?

17(16).



1

Что умеет компьютер?

18(17).



1

Что вокруг нас может быть опасным?

19(18).



1

На что похожа наша планета?

20(19).



1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».

21(20).



1

Презентация проектов «Моя малая Родина». Странички для любознательных: «Что такое зоопарк?».

Как, откуда и куда? (13 ч.)

22(1).



1

Как живёт семья? Проект «Моя семья».

23(2).



1

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

24(3).



1

Откуда в наш дом приходит электричество?

25(4).



1

Как путешествует письмо?

26(5).



1

Куда текут реки?

27(6).



1

Откуда берутся снег и лёд?

28(7).



1

Как живут растения?

29(8).



1

Как живут животные?

30(9).



1

Как зимой помочь птицам?

31(10).



1

Откуда берётся и куда девается мусор?

32(11).



1

Откуда в снежках грязь?

33(12).



1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?».

34(13).



1

Презентация проекта «Моя семья». Странички для любознательных «Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?»

Где и когда (10 ч.)

35(1).



1

Когда учиться интересно?

36(2).



1

Когда придёт суббота?

37(3).



1

Когда наступит лето?

38(4).



1

Где живут белые медведи?

39(5).



1

Где живут слоны?

40(6).



1

Где зимуют птицы?

41(7).



1

Когда появилась одежда?

42(8).



1

Когда изобрели велосипед?

43(9).



1

Когда мы станем взрослыми?

44(10).



1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

Почему и зачем? (22 ч.)

45(1).



1

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

46(2).



1

Почему Луна бывает разной?

47(3).



1

Почему идёт дождь и дует ветер?

48(4).



1

Почему звенит звонок?

49(5).



1

Почему радуга разноцветная?

50(6).



1

Почему мы любим кошек и собак?

51(7).



1

Проект «Мои домашние питомцы».

52(8).



1

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

53(9).



1

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

54(10).



1

Зачем мы спим ночью?

55(11).



1

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

56(12).



1

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

57(13).



1

Зачем нам телефон и телевизор?

58(14).



1

Зачем нужны автомобили?

59(15).



1

Зачем нужны поезда?

60(16).



1

Зачем строят корабли?

61(17).



1

Зачем строят самолёты?

62(18).



1

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

63(19).



1

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

64(20).



1

Зачем люди осваивают космос?

65(21).



1

Почему мы часто слышим слово «экология»?

66(22).



1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей