Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на Педагогическим совете Протокол от __________ 2021 г. № ____ | Согласована ЗДВУР ________/Брехнева Л.В./ « » ________ 2021г. | Утверждена Приказом от _____2021 г № _____ Директор ____________ /Бобрышева Е.Н./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 1 класса
на 2021 – 2022 учебный год
учитель I категории
Зайцева Оксана Александровна
стаж работы 28 лет
с. Семёновка
2021
Пояснительная записка
Информация о учебно-методическом комплексе
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО на основании образовательной программы НОО МОУ Семёновской СОШ на 2019 – 2023 гг, утверждённой приказом директора от 31.05.2019г №135, с учётом авторской программы под редакцией А. А. Плешакова УМК « Школа России». «Окружающий мир» 1 – 4 классы – М.: Просвещение, 2014.
Программа рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю, изучается в течение всего года.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/Авторск ий коллектив | Название учебника | Кла сс | Издатель учебника | Нормативн ый документ |
1.1.4.1.3.1 | А. А. Плешаков | Окружающи й мир (в 2частях) | 1 | М.: Просвещен ие, 2019 | Приказ от 28 декабря 2018 года № 345 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты У обучающегося будут сформированы:
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через
бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя); • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки
и пр.) ;
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; • договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
( с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца ( кошку, собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
Организация проектной и учебно – исследовательской деятельности
В течение учебного года запланирована проектная деятельность. Участие детей в проекте даёт возможность проявлять активность и любознательность, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Проектная деятельность повышает самооценку учащихся и интерес к учебной деятельности.
На уроках окружающего мира запланированы пять проектов:
при изучении раздела «Что и кто?» - проект «Моя малая Родина»;
при изучении раздела «Как, откуда и куда?» - проекты «Моя семья» и «Помоги пернатым»;
при изучении раздела «Где и когда?» - проект «Мой класс и моя школа»;
при изучении раздела «Почему и зачем?» - проект «Мои домашние питомцы».
Содержание курса
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсия: Знакомство со школой.
Что и кто? (20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав.
Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук - носорог и др. ( по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
В течение учебного года запланирована проектная деятельность. Участие детей в проекте даёт возможность проявлять активность и любознательность, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Проектная деятельность повышает самооценку учащихся и интерес к учебной деятельности.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во час. (всего) | | Из них | |
Проекты | Практическ ие работы | Проверочны е работы | Экскурси и |
1 | Введение | 1 ч | - | - | - | 1 ч |
2 | Что и кто? | 20 ч | 1 ч | 7 ч | 1 ч | 2 ч |
3 | Как, откуда и куда? | 12 ч | 2 ч | 1 ч | 1 ч | - |
4 | Где и когда? | 11 ч | 1 ч | - | 1 ч | - |
5 | Почему и зачем? | 22 ч | 1 ч | - | 1 ч | - |
| Итого | 66 ч | 5 ч | 8 ч | 4 ч | 3 ч |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Колво часов | Дата |
план | факт |
| Часть 1. Введение – 1 ч | | |
1 | Задавайте вопросы. Экскурсия по школе. | 1 | | |
| Что и кто? – 20 ч | | |
2 (1) | Что такое Родина? | 1 | | |
3 (2) | Что мы знаем о народах России? | 1 | | |
4 (3) | Что мы знаем о Москве? | 1 | | |
5 (4) | Проект «Моя малая Родина». | 1 | | |
6 (5) | Что у нас над головой? | 1 | | |
7 (6) | Что у нас под ногами? Экскурсия. | 1 | | |
8 (7) | Что общего у разных растений? Практическая работа «Растительный мир нашей местности» | 1 | | |
9 (8) | Что растет на подоконнике? | 1 | | |
10 (9) | Что растет на клумбе? Практическая работа «Распространенные растения цветников в нашей местности» | 1 | | |
11 (10) | Что это за листья? Экскурсия «Распространенные деревья нашей местности» | 1 | | |
12 (11) | Что такое хвоинки? Практическая работа «Встречаются ли в нашей местности хвойные деревья?» | 1 | | |
13 (12) | Кто такие насекомые? Практическая работа « Какие насекомые встречаются в нашей местности?» | 1 | | |
14 (13) | Кто такие рыбы? Практическая работа « Животные наших водоемов» | 1 | | |
15 (14) | Кто такие птицы? Практическая работа «Птицы нашей местности» | 1 | | |
16 (15) | Кто такие звери? Практическая работа «Какие звери обитают в нашей местности» | 1 | | |
17 (16) | Что нас окружает дома? | 1 | | |
18 (17) | Что умеет компьютер? | 1 | | |
19 (18) | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | | |
20 (19) | На что похожа наша планета? | 1 | | |
21 (20) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1 | | |
Как, откуда и куда? – 12 ч |
22 (1) | Как живет семья. Проект «Моя семья». | 1 | | |
23 (2) | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | | |
24 (3) | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | | |
25 (4) | Как путешествует письмо? | 1 | | |
26 (5) | Куда текут реки? Практическая работа «Куда впадает река Малая Пёра?» | 1 | | |
27 (6) | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | | |
28 (7) | Как живут растения? | 1 | | |
29 (8) | Как живут животные? | 1 | | |
30 (9) | Как зимой помочь птицам? Проект «Помоги пернатым». | 1 | | |
31 (10) | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | | |
| | | | |
32 (11) | Откуда в снежках грязь? | 1 | | |
33 (12) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | 1 | | |
Часть 2. Где и когда? – 11 ч |
34 (1) | Когда учиться интересно? | 1 | | |
35 (2) | Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | | |
36 (3) | Когда придёт суббота? | 1 | | |
37 (4) | Когда наступит лето? | 1 | | |
38 (5) | Где живут белые медведи? | 1 | | |
39 (6) | Где живут слоны? | 1 | | |
40 (7) | Где зимуют птицы? | 1 | | |
41 (8) | Когда появилась одежда? | 1 | | |
42 (9) | Когда изобрели велосипед? | 1 | | |
43 (10) | Когда ты станешь взрослым? | 1 | | |
44 (11) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 | | |
Почему и зачем? – 22 ч |
45 (1) | Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью? | 1 | | |
46 (2) | Почему Луна бывает разной? | 1 | | |
47 (3) | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | | |
48 (4) | Почему звенит звонок? | 1 | | |
49 (5) | Почему радуга разноцветная? | 1 | | |
50 (6) | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | | |
51 (7) | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 | | |
52 (8) | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | | |
53 (9) | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | | |
| | | | |
54 (10) | Зачем мы спим ночью? | 1 | | |
55 (11) | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | | |
56 (12) | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | | |
57 (13) | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | | |
58 (14) | Зачем нужны автомобили? | 1 | | |
59 (15) | Зачем нужны поезда? | 1 | | |
60 (16) | Зачем строят корабли? | 1 | | |
61 (17) | Зачем строят самолёты? | 1 | | |
62 (18) | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | |
63 (19) | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | |
64 (20) | Зачем люди осваивают космос? | 1 | | |
65 (21) | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | | |
66 (22) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 | | |