СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, 2 часа в неделю, 66 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс.»

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе на­чальной школы отводится 2 часа в неделю - 66 ч (33 учебные недели).


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие коммуникативные результаты:

Обучающие научаться:

- включаться в диалог с учителем и сверстниками;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему мнению;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста».

- понимать и принимать со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

- готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателей ГПД) по темам проекта.



  1. Содержание учебного предмета


Человек и природа


Природа - это то, что нас окружает, но не создано челове­ком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источ­ник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Важнейшие природные объекты своей страны, района.

Времена года, их особенности. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые (2-3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяй­ственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни рас­тения. Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорасту­щие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и живот­ный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и спо­собы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Общее представление о строении тела человека. Гигиена систем органов. Личная ответ­ственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, ува­жительное отношение к людям с ограниченными возмож­ностями здоровья.


Человек и общество


Общество - совокупность людей, которые объединены об­щей культурой и связаны друг с другом совместной деятельно­стью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества.

Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Составление схемы родословного древа, истории се­мьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, со­вместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школь­ника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассни­кам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориен­тации в учебной среде и окружающей обстановке.

Природные богатства и труд людей - основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. На­земный, воздушный и водный транспорт. Правила пользова­ния транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами мас­совой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценност­но-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчиз­на. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Консти­туция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации - глава государства. От­ветственность главы государства за социальное и духовно-нрав­ственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления об­щественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Побе­ды, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни Рос­сии. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная пло­щадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных истори­ческих событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и д).

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбо­ру). Родной край - частица России. Родной город, регион: название, основные достоприме­чательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Осо­бенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи.

Страны и народы мира. Общее представление о многообра­зии стран, народов. Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.


Правила безопасной жизни


Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, пере­греве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незна­комыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопас­ности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нрав­ственный долг каждого человека.






Введение (1 час)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Знакомство с учебниками, с постоянными персонажами учебника, с рабочими тетрадями, с атласом – определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зеленые страницы» и «Великан на поляне».

Раздел: Что и кто? (20 часов)

  • Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными сим­волами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) - часть большой страны.

Проект «Моя малая Родина», презентация.

  • Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звез­ды. Созвездие Большая Медведица.

  • Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (фор­ма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

  • Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по усмотрению учи­теля).

  • Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

  • Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их разли­чение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

  • Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство с разно­образием животных, их внешним строением.

  • Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

  • Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

  • Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы: знакомство с разнообразием камней; зна­комство с комнатными растениями и растениями цветника, их рас­познавание с помощью атласа-определителя; знакомство с листвен­ными деревьями ближайшего природного окружения, их распозна­вание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.

Раздел: Как, откуда и куда? (12 часов)

  • Семья – это самые близкие люди.

Проект «Моя семья», презентация

  • Река и море. Куда текут реки? Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

  • Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит элект­ричество? Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи.

  • Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед?

  • Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Про­стейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, соба­кой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

  • Как путешествует письмо? Откуда берутся, хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

  • Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окру­жающую среду. Как сделать Землю чище?

Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухо­да за комнатными растениями; изготовление простейшей кормуш­ки для птиц.


Раздел: Где и когда? (11 часов)

  • Как учиться интересно. Мой класс, мои одноклассники, моя первая учительница.

Проект «Мой класс и моя школа», презентация

  • Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

  • Холодные и жаркие районы Земли.

  • Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

  • Одежда людей в прошлом и теперь.

  • История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

  • Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя?

Раздел: Почему и зачем? (22 часа)

  • Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

  • Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

  • Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

  • Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

  • Взаимоотношение человека и его домашних питомцев (кошек и собак).

Проект «Мои домашние питомцы», презентация.

  • Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

  • Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

  • Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

  • Зачем нам телефоны и телевизоры, интернет.

  • Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

  • Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

  • Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в про­шлом и теперь.

  • Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

  • Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

  • Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к ок­ружающему миру, к своей планете. 22 апреля - День Земли.

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).













  1. Тематическое планирование

п/п



Разделы и темы

Кол-во часов, отводимых на освоение темы

1.

Введение


1

2.

Раздел «Что и кто»

20

3.

Раздел «Как, откуда и куда?»

12

4.

Раздел «Где и когда?»

11

5.

Раздел «Почему и зачем?»

22

Итого:

66

























Календарно - тематическое планирование по окружающему миру

1 класс, 2 часа в неделю, 66 часов в год

п/п

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

Дата фактического проведения

1.

Задавайте вопросы

1



Раздел «Что и кто» 20 часов

2.

Что такое наша школа?

1



3.

Что такое Родина?

1



4.

Что мы знаем о народах России?

1



5.

Что мы знаем о Москве?

1



6.

Проект «Моя малая Родина»

1



7.

Что у нас над головой?

1



8.

Что у нас под ногами? Практическая работа «Определение образцов камней»

1



9.

Что общего у разных растений? Практическая работа «Определение частей растений»

1



10.

Что растет на подоконнике? Практическая работа «Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений»

1



11.

Что растет на клумбе? Практическая работа «Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника»

1



12.

Что это за листья? Практическая работа «Работа с гербарием»

1



13.

Что такое хвоинки?

1



14.

Кто такие насекомые?

1



15.

Кто такие рыбы?

1



16.

Кто такие птицы? Практическая работа «Изучение строения птичьих перьев»

1



17.

Кто такие звери? Практическая работа «Изучение строения шерсти животных»

1



18.

Что окружает нас дома?

1



19.

Что умеет компьютер?

1



20.

Что вокруг нас может быть опасным?

1



21.

На что похожа наша планета?

1



Раздел «Как, откуда и куда?» 12 часов

22.

Как живет семья? Проект «Моя семья»

1



23.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа.

1



24.

Откуда в наш дом приходит электричество?

1



25.

Как путешествует письмо?

1



26.

Куда текут реки? Практическая работа «Приготовление «морской» воды»

1



27.

Откуда берутся снег и лед? Практическая работа «Изучение свойств снега и льда»

1



28.

Как живут растения? Практическая работа «Приёмы ухода за комнатными растениями»

1



29.

Как живут животные?

1



30.

Как зимой помочь птицам? Практическая работа «Изготовление кормушки из бумажного пакета»

1



31.

Откуда берется и куда девается мусор? Практическая работа «Сортировка упаковок из-под продуктов»

1



32.

Откуда в снежках грязь? Практическая работа «Исследование снежков и снеговой воды»

1



33.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья»

1



Раздел «Где и когда?» 11 часов

34.

Когда учиться интересно?

1



35.

Проект «Мой класс и моя школа.»

1



36.

Когда придет суббота?

1



37.

Когда наступит лето?

1



38.

Как живут белые медведи? Практическая работа «Определение на глобусе северного Ледовитого океана и Антарктиды»

1



39.

Где живут слоны? Практическая работа «Определение на глобусе экватора»

1



40.

Где зимуют птицы?

1



41.

Как появилась одежда?

1



42.

Когда изобрели велосипед?

1



43.

Когда мы станем взрослыми?

1



44.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

1



Раздел «Почему и зачем?» 22 часа

45.

Почему солнце светит днем, а звезды ночью?

1



46.

Почему луна бывает разной?

1



47.

Почему идет дождь и дует ветер?

1



48.

Почему звенит звонок?

1



49

Почему радуга разноцветная?

1



50.

Почему мы любим кошек и собак?

1



51.

Проект «Мои домашние питомцы»

1



52.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1



53.

Почему мы в лесу будем соблюдать тишину?

1



54.

Зачем мы спим ночью?

1



55.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1



56.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа «Как правильно чистить зубы»

1



57.

Зачем нам телефон и телевизор?

1



58.

Зачем нужны автомобили?

1



59.

Зачем нужны поезда?

1



60.

Зачем строят корабли?

1



61.

Зачем строят самолеты?

1



62.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать тишину и правила безопасности?

1



63.

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1



64.

Зачем люди осваивают космос?

1



65.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1



66.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

1



Итого:

66