СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, УМК О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения ООП НОО с учетом  авторской программы по окружающему миру  О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина., с использованием УМК О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина., «Окружающий мир», входящего в состав образовательной системы «Гармония». 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, УМК О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина»

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения ООП НОО с учетом авторской программы по окружающему миру О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина., с использованием УМК О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина., «Окружающий мир», входящего в состав образовательной системы «Гармония»

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение окружающего мира в начальной школе отводится 232 часа, из них в 1-м классе - 49 часов. Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Наш край» - 9 часов.


  1. Планируемые результаты освоения программы

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные результаты

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

- бережное отношение к природе, культуре родного края.

У ученика могут быть сформированы:

- желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;

- эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

- осознание важности сохранять своё здоровье.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится :

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);

- принимать (с помощью учителя), учебно-познавательную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;

- действовать согласно плану, составленному учителем;

- оценивать (с помощью учителя,) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя);

- попробует проявлять инициативу (с помощью учителя, или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;

- пользоваться простыми условными обозначениями.

Ученик получит возможность научиться:

- осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;

- классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- строить речевое высказывание в устной форме;

- кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;

- адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Ученик получит возможность научиться:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.


Предметные результаты

К концу обучения в 1 классе ученик научится:

- выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

- определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);

- называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;

- различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;

- характеризовать признаки времён года;

- объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);

- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

- оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;

- участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

- вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.

Ученик получит возможность научиться:

- соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

- выполнять режим дня;

- классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;

- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

- осознанно относиться к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);

- создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);

- строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем, представлять результаты.


  1. Содержание учебного предмета

Основные задачи реализации содержания: формирование уважительного отношения к семье, поселку, городу, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; осознание целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Содержание программы представлено следующими разделами

Твои первые уроки (9 ч)

Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, обязанности ученика. Режим дня и правила личной гигиены школьника. Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока «Окружающий мир». Правила безопасного поведения на улице, в транспорте( в том числе железнодорожном), правила поведения на железных дорогах ; культурного поведения в общественных местах; экологически грамотного поведения в природе. Условные знаки как источник информации о правилах поведения (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «места для пожилых», «не курить» и др). Дидактическая игра: освоение правил поведения. Экскурсия по школе и на пришкольный участок.

Окружающий мир и его изучение ( 5 ч )

Наблюдения — источник знаний об окружающем мире. Свойства предметов, определяемые с помощью зрительных, слуховых, вкусовых, осязательных ощущений. Простейшие школьные приборы и приспособления для проведения наблюдений и опытов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира: любознательность, воображение, фантазия. Объекты окружающего мира: живая, неживая природа, изделия, созданные человеком.

Разнообразие и красота растений ( 12 ч)

Многообразие растений. Значение растений в жизни человека. Дикорастущие и культурные растения; их отличительные признаки. Разнообразие растений поля, сада, огорода. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу. Деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные, лиственные деревья и кустарники. Растения родного края: растения пришкольного участка, парка, леса. Разнообразие и красота цветковых растений. Декоративные и комнатные растения. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения. Необходимость сохранения видового многообразия растений. Красная книга растений. Растения родного края, занесенные в Красную книгу. Практические и творческие работы: дидактическая игра «Узнай растение»; зарисовка растений и их раскрашивание; уход за комнатными растениями. Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в сквер).

Разнообразие грибов ( 2 ч)

Значение грибов. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Строение шляпочного гриба: грибница, плодовое тело (шляпка, ножка). Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, кефирные, пенициллиновые), их использование человеком. Практические и творческие работы: рассматривание муляжей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов.

Разнообразие и красота животных ( 13 ч)

Многообразие животных: внешний вид, среда обитания. Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные дикие и домашние животные родного края. Группы животных: млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. Существенные признаки групп животных: строение тела, кожный покров, размножение. Видовое разнообразие: особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания. Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае. Правила безопасного поведения при встрече с разными животными. Причины исчезновения некоторых видов животных. Бережное отношение к животным и забота человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края, занесенные в Красную книгу. Отличительные признаки живого. Растения, грибы, животные — живые существа. Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за повадками и образом жизни диких и домашних животных; уход за животными живого уголка.

Творения людей вокруг нас ( 8 ч )

Природные материалы, используемые человеком для своих изделий. Что люди изготавливают из древесины, важность бережного отношения к таким изделиям. Экономное расходование бумаги, вторичное использование бумажных отходов. Красота изделий народных мастеров, Национальные узоры в одежде и предметах быта народов России. Что находится во дворах домов, Увлечение коллекционированием (домашний музей). Бережное отношение к строениям и растениям родного двора. Культура поведения в парке. Бережное отношение к памятникам культуры. Правила поведения в общественных местах, в транспорте, на дорогах, в том числе железных, на железнодорожных переездах

Целями внутрипредметного модуля являются: развитие интереса к окружающему миру как к учебному предмету; формирование потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного края.

Содержание внутрипредметного модуля «Наш край» (9 часов)

Путешествие в природу, в мир красок и звуков родной природы нашего края. Знакомство с природными объектами Калининградской области. Знакомство с Куршской косой. Дикорастущие и культурные растения нашего края. Редкие растения Калининградской области. Ботанический сад г. Калининграда. Животные нашего края. Редкие животные Калининградской области. Культура нашего края. Музей янтаря, музей мирового океана. Игры народов нашего края. Зоопарк г. Калининграда, его обитатели, история создания. Виртуальная экскурсия по родному городу, исторические достопримечательности нашего города. Необычные памятники нашего города.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во уроков

Виды деятельности уч-ся

1 четверть 9 часов

Твои первые уроки – 9 часов

1

День знаний. Путешествие по школе.


1

Учатся принимать учебную задачу.

Моделируют различные формы поведения в помещениях школы. Оценивают поведение учеников, изображённых на рисунках; выполняют задания из рабочей тетради.


2

Школьные принадлежности.

Правила поведения в школе.


1

Собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание; выполняют задания из рабочей тетради.

3

Безопасный путь.

Условные знаки.


1

Осваивают правила безопасного поведения на улице; моделируют условные знаки. Учатся заменять условными знаками предметы, действия с ними, природные явления, анализируют изображенные условные знаки


4

Экскурсия (прогулка на пришкольный участок).

1

Знакомятся с объектами и правилами поведения в школьном дворе; осваивают правила безопасного поведения на улице.

5

Уроки общения.

Классный коллектив.


1

Учатся высказывать свои суждения, объясняют смысл пословиц о дружбе.

Моделируют поведение в общественных местах, в транспорте, на природе; оценивают поведение своё и окружающих людей


6

В.м. «Наш край» Мы и наш мир.

Путешествие в природу, в мир красок и звуков родной природы нашего края.

1

Моделируют своё поведение в природе; оценивают поведение своё и окружающих людей. Знакомятся с природой нашего края.

7

Уроки вежливости.


1

Учатся использовать вежливые слова.

8

Уроки здоровья.


1

Рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения. Называют части тела человека. Подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина, одежду для разных случаев.

9

Режим дня школьника.


1

Изготовление модели стрелочных часов; соотносят время и свои действия в течение дня; выполняют задания в рабочей тетради.

2 четверть 14 часов

Окружающий мир и его изучение – 5


10

Признаки предметов.

Сходства и различия предметов.

Объединение предметов в группы.


1

Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия. Объединяют предметы в группы, определив основной сходный признак.

11

Органы чувств – верные помощники в познании мира.


1

Учатся добывать знания об окружающих предметах с помощью глаз, ушей, рук, носа, языка

12

Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.

Способы изучения окружающего мира .


1

Учатся отличать природные объекты и изделия человека, различать живое и неживое.

Учатся ставить задачи для наблюдений за объектами и явлениями окружающего мира


13

Живая и неживая природа. Практическая работа.

1

Высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их.

14

Обобщающий урок «Как изучают окружающий мир».


1

Проверяют свои знания и умения. Учатся обобщать «открытые» ранее знания и умения. Применяют полученные знания на практике, работают с разрезными карточками.

Разнообразие и красота растений – 12 часов

15

Строение растений.

Многообразие растений. Условия их жизни.


1

Сравнивают растения, находят сходства и различия между ними.

Учатся добывать информацию из рисунка-схемы, составлять модель растения (травянистого, цветкового).

Сравнивают листья, корни, плоды разных растений


16

Какими бывают растения.

Деревья, их строение, разнообразие

1

Сравнивают деревья, находят сходства и различия, выделяют существенный признак дерева. Анализируют рисунок-схему дерева и определяют его части, составляют модель дерева.

17

Кустарники, их строение, разнообразие.

1

Знакомятся с разнообразием кустарников и учатся их различать. Анализируют высказывания учащихся и аргументируют своё мнение. Работают с разрезными карточками.

18

Лиственные деревья, разнообразие их листьев

1

Сравнивают листья деревьев, находят между ними сходства и различия. Определяют основной признак группы лиственных деревьев. Моделируют простые и сложные листья.

19

Хвойные деревья, их разнообразие.


1

Сравнивают хвойные деревья: их хвою, прикрепление к ветви, шишки. Работают с разрезными карточками: классифицируют деревья

20

Разнообразие ягодных растений.

Удивительные растения мира.


1

Извлекают информацию из иллюстративного материала учебника.

Обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями, работают с разрезными карточками.


21

В.м. «Наш край» Дикорастущие и культурные растения нашего края

1

Отвечают на вопросы учителя, работают с разрезными карточками

22

В.м. «Наш край» Ботанический сад г. Калининграда

1

Отвечают на вопросы учителя, работают с разрезными карточками

23

Культурные растения. Практическая работа


1

Обсуждают значение культурных растений в жизни человека. высказывают предположения, выявляют существенные признаки, анализируют рисунки



3 четверть 18 часов


24

Растения сада и огорода.


1

Анализируют рисунки, описывают плоды разных растений, работают с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты и овощи.

25

Растения поля.

Зерновые культуры

1

Работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), с гербарием. Обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему. Знакомятся с разными профессиями людей, которые выращивают культурные растения

26

Дикорастущие растения. Комнатные растения. Практическая работа

1

Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями, наблюдают комнатные растения, сравнивают их, описывают. Работают с разрезными карточками, выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями.

Разнообразие грибов – 2 часа

27

Грибы, их многообразие.

Съедобные и ядовитые грибы.


1

Наблюдают разные грибы

Сравнивают растения и грибы.

находят их сходства и различия

Обсуждают правила сбора грибов. Составляют памятки безопасности.

28

Удивительные грибы.

1

Наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличительные признаки.

Лепят из пластилина шляпочные грибы, дают им характеристику


Разнообразие и красота животных – 13 часов

29

В.м. «Наш край» Животные нашего края

1

Знакомятся с животными нашего края

30

Многообразие животных.

1

Работают в паре - размышляют, чем различаются животные, как они связаны с растениями, чем животные отличаются от растений и грибов, описывают выбранное животное; проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним;

31

Млекопитающие, их разнообразие

1

Рассматривают картинки с изображением животных, находят сходства и различия, высказывают предположения о признаках, по которым можно объединить изображённых животных в одну группу, какой признак является главным для млекопитающих, узнают животных по их отличительным признакам, рассуждают о правилах правильного поведения с дикими животными.

32

Многообразие птиц.


1

Выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающих,

работают с разрезными карточками; учатся различать птиц, размышляют о среде обитания и способах питания птиц, наблюдают клювы, ноги, перья птиц, их образ жизни,


33

Удивительные птицы.

Размножение птиц.


1

Выделяют основную информацию из прослушанного текста, сравнивают вид самки, самца, гнёзда птиц.

34

Многообразие насекомых. Общественные насекомые


1

Разгадывают загадки, выделяя отличительные признаки животных, работают с разрезными карточками.

35

Жуки и бабочки.


1

Отбирают нужную информацию из рисунка, текста, собственных наблюдений, составляют правила поведения в природе.

36

Рыбы, их многообразие. Аквариумные рыбы.


1

Выделяют основной признак рыб, сравнивают строение рыбы с другими животными, находят части тела рыб по рисунку-схеме, описывают рыб, исследуют и моделируют строение рыбы, работают с разрезными карточками.

37

Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие.


1

Рассматривают иллюстрации, находят сходства и различия между земноводными, выделяют основной признак, отличающий их от других животных; сравнивают земноводных между собой, находят сходства и различия; вспоминают непосредственные наблюдения земноводных в природе.

38

Древние пресмыкающиеся.

1

Делают макеты динозавров, готовят о них сообщения. Обобщают знания «открытые» ими при изучении этих групп животных.

39

Домашние животные, их значение в жизни человека.

Домашние питомцы.


1

Распределяют животных на домашних и диких, находят различия в условиях их жизни, выделяют группы животных, которых одомашнил человек; рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них

40

Обобщающий урок «Что мы узнали о животных».


1

Выполняют работу в рабочей тетради, оценивают свои знания и умения, восполняют пробелы.

41

Красная книга

1

Актуализируют собственные наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности.

4 четверть 8 часов

Творения людей вокруг тебя 8 часов

42

Народное творчество.

Национальные традиции в изделиях разных народов

1

Знакомятся с изделиями народных мастеров. Пробуют создать свое изделие.

Знакомятся с национальными традициями разных народов.

43

В.м. «Наш край» Культура нашего края

1

Знакомятся с изделиями народных мастеров нашего края. Пробуют создать свое изделие.

Знакомятся с национальными традициями.


44

В.м. «Наш край» Игры народов нашего края

1

Знакомятся с играми нашего края

45

В.м. «Наш край» Зоопарк г. Калининграда

1

Знакомятся с зоопарком, его обитателями и растениями

46

В.м. «Наш край» Войдём в музей!

1

Знакомятся с музеями г. Калининграда

47

В.м. «Наш край» Виртуальная экскурсия по родному городу

1

Знакомятся с достопримечательностями нашего города


Резервные уроки 2 часа

48

Итоговый мониторинг образовательных достижений

1


49

Промежуточная аттестация

1



Итого 49 часов




  1. Формы контроля знаний

Предварительный контроль

Текущий контроль – устный опрос, наблюдение, практическая работа, творческая работа, рисунок, самоконтроль

Периодический контроль – творческая работа

Итоговый контроль – промежуточная аттестация


  1. Учебно-методическое обеспечение предмета

Поглазова О.Т. Окружающий мир: программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

Поглазова О.Т., Миронова М.В. Окружающий мир: методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.



О. Т. Поглазова, В.Д. Шилин. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век


    1. Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
    Издательство «Просвещение»

  3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Гармония». О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин.

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»

  6. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.

  7. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!