СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса для учителей, работающих по программе ПНШ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс «Перспективная начальная школа»

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета « Окружающий мир»

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в  4 – м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

  • находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

  • читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);

  • использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;

  • находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу);

  • понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности Земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);

  • описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;

  • понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

  • называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);

  • характеризовать основные функции систем органов человека;

  • измерять температуру тела, вес и рост человека;

  • понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

  • извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);

  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

  • выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил о безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  • рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из интернета и иллюстративных источников о Государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);

  • самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;

  • обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – президент Российской Федерации;

  • готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном Законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);

  • находить на политико-административной карте России местоположение своего края;

  • работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;

  • пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;

  • называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;

  • определять последовательность исторических событий на «ленте времени»;

  • находить на «ленте времени» такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;

  • рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);

  • обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);

  • рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;

  • определять часовой пояс своего края;

  • находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

  • собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

  • понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

  • понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение: солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновения с животными и т.д.);

  • соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

  • соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

  • заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.



2. Содержание курса (68 часов)

Программа курса «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями стандарта второго поколения— оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательного процесса.

При отборе учебного материала по предмету «Окружающий мир», разработке языка изложения, методического аппарата учебников завершенной предметной линии учитывались следующие положения:

— топографическая принадлежность школьника. Это как городской, так и сельский школьник, что обусловливает учет опыта жизни школьника, проживающего как в городе, так и в сельской местности. Осуществлялся такой подбор материала, который учитывает не только то, чего лишен сельский школьник, но и те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности. А именно: богатейшее природное окружение, целостный образ мира, укорененность в природно-предметной и культурной среде, естественно-природный ритм жизни, народные традиции, семейный уклад жизни, а также высокая степень социального контроля;

— особенности мировосприятия школьника, который в условиях городской школы имеет возможность использовать все предоставленные городом богатства мировой художественной культуры, справочно-познавательной литературы, а в условиях сельской школы, в лучшем случае, информационный потенциал Интернета.


Среди принципов ,обеспечивающих разработку содержания завершенной предметной линии по курсу «Окружающий мир», приоритетными стали:

— принцип целостности картины мира, предполагающий отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

— принцип практической направленности, предусматривающий формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности; умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты, Интернет); умений работать в сотрудничестве и самостоятельно;

— принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья,

который базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных).

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему:

  • на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты  в Интернете, справочники по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»;

  • участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность в расчётно-конструкторском бюро посредством переписки с активом клуба или через Интернет;

  • социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя научного клуба младшего школьника и др.)

Учебные тексты учебников комплекта построены с учётом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:

  • задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);

  • задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов клуба младших школьников;

  • завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.

      Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающегося (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.

       Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимися. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры  - к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.

Основные содержательные линии 4 класса (Земля — планета Солнечной системы; родная страна — Россия; страны и народы мира; человек — часть природы, человек — член общества; история Отечества) реализуются в рамках , определенных Стандартом содержательных блоков: «Человек и природа, «Человек и общество». Содержание блока «Правила безопасной жизни» изучается по мере изучения двух первых блоков, вследствие чего отдельные часы на его изучение не выделены (ориентировочное время на изучение интегрированного содержания этого блока в каждом классе — 4–5 часов).

Человек и природа (42 ч)

Общие представления о Вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (названия, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).

Родной край — часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.

Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Человек и общество (26 ч)

Наша родина — Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, область, город федерального значения  Москва или Санкт-Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык — государственный язык Российской Федерации. Родной край — часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико-административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.

Россия на карте. Границы России. Названия государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).

Страны и народы мира. Япония, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.

Терроризм — международная опасность (США, г. Нью-Йорк, 11 сентября 2001 года; Россия, г. Беслан, 3 сентября, 2004 года).

История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины быта и труда, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX–XI века). Крещение Руси (988 год). Первый на Руси свод законов Русская Правда (памятник законодательства XI–XII века), основание г. Ярославля (988–1010 годы). Объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович — Красное Солнышко (960–1015 годы), Ярослав Владимирович — Ярослав Мудрый (около 980–1054 годы), Владимир Мономах (1053–1125 годы), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221–1263 годы). Московская Русь: основание Москвы (1147 год), князь Юрий Долгорукий (1090-е–1157 годы). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325–1340 годы), Дмитрий Донской (1359–1389 годы).

Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена — времена многобожия (вера в силы природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог — Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах — духовная власть и сила), иудеи (Бог — Всевышний как духовная власть и сила), буддисты (Будда — духовная связь всех проявлений жизни).

Сохранение традиционной обрядовости (вера в приметы). Современные

сезонные праздники — дань традициям, историческое и культурное наследие каждого народа.

Москва как летопись истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября — День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII века, подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва» (память о войне 1812 года); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая — День Победы — память страны о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов); памятник Юрию Гагарину — первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов (12 апреля — День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).

Правила безопасного поведения

Соблюдение правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды, у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с морскими животными в воде).

Соблюдение правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.

Соблюдение правил безопасного поведения во время приема пищи.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).


Раздел учебной программы

Содержание программы

История отечества

Древние славяне

Древняя Русь

Крещение Руси

Борьба Руси с западными завоевателями

Возникновение Москвы. Первые Московские князья.

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости

Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси.

Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Первые московские князья.

Строительство Санкт-Петербурга. Преобразования Петра I: рождение русского флота, изменения в быту, культурные преобразования (межпредметные связи с курсом литературного чтения);

Земля – планета Солнечной системы

Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Природные зоны нашей страны.

Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России

Путешествие по природным зонам России

Ледяная зона.

Тундра.

Зона лесов.

Животные леса. Роль леса в природе и жизни человека

Зона степей

Зона пустынь

Субтропическая зона


Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.

Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.

Практикум

Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу)

Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1–3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2–3 классов.

Родной край – часть великой России –

Твой родной край. РК.

Московское время

Карта твоего края. Поверхность и водоемы твоего края. РК.

А что можешь сделать ты?

Полезные ископаемые твоего края

Растения твоего края

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные

Народные промыслы твоего края

Заповедные места твоего края. РК.

Заключительный урок

Моссковское время. Карта родного края. Поверхности и водоемы родного края. Полезные ископаемые края. Растения и животные родного края. Дикие и домашние животные края. Народные промыслы. Заповедные места.

Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу)

Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1–3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2–3 классов.

Человеческий организм –

Как устроен организм человека

Путешествие мир клеток

Самый большой орган чувств

Как человек двигается?

Пищеварительная система

Пищеварительная система

Система кровообращения

Система кровообращения

Познакомимся с дыхательной системой

Всё о вдохе и выдохе

Береги свои легкие

Как почки удаляют из организма вредные вещества

Нервная система человека

Как устроен организм человека. Путешествие в мир клеток. Органы чувств. Самый большой орган чувств. Как человек двигается. Пищеварительная система. Система кровообращения. Дыхательная система. Как почки удаляют вредные вещества. Нервная система человека.

Практические работы: определить какие мышцы работают, продемонстрировав несколько движений тела и лица, выступления с докладами, опознавание предметов по звукам которые они издают.

Изучаем органы чувств

Как мы воспринимаем окружающий мир (заседание клуба). Спроси у носа; что такое запах. Высуни язык и скажи: «А», «Взгляд» на глаз. Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия. Распознавание предметов путем соприкосновения с ними. Советы школьного врача

Как мы воспринимаем окружающий мир. Спроси у носа, что такое запах. Особенности строения глаза. Ухо-орган равновесия. Распознавание предметов путем прикосновения с ними. Советы врача.

Путешествие по странам мира –Границы России

Соединенные штаты Америки. Великобритания. Франция

Границы России. США. Великобритания. Франция.

Москва как летопись истории России. День народного единства. Москва: память о войне 1812 года

Память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Памятники Москвы покорителям космоса

Повторение

День народного единства. Москва память о войне 1812года. Память о героях Великой Отечественной войны. Памятники Москвы покорителям космоса.






Мы- граждане России

Имя нашей страны – Россия; или Российская Федерация. Основной закон страны– Конституция России. Президент России.

Российская Федерация. Основной закон страны. Президент России.

Урок №60 -Урок-проект: Обобщение по теме «Путешествие по странам мира».

Урок №64 -Урок – проект: Памятники Москвы покорителям космоса.



3. Тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1.

История отечества Древние славяне

Древняя Русь. Крещение Руси. Борьба Руси с западными завоевателями

Возникновение Москвы. Первые Московские князья. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости

7 ч

Пересказывать своими словами часть текста учебника и обсуждать его (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. Готовить небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывать (реконструировать) важнейшие изученные

события и истории Отечества.

2.

Земля – планета Солнечной системы

Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца. Природные зоны нашей страны.

4 ч

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца

и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия. Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон.

3.

Путешествие по природным зонам России

Ледяная зона. Тундра.Зона лесов.

Животные леса. Роль леса в природе и жизни человека. Зона степей

Зона пустынь. Субтропическая зона


13 ч

4.

Родной край – часть великой России

Твой родной край. РК.

Московское время. Карта твоего края. Поверхность и водоемы твоего края. РК.

А что можешь сделать ты? Полезные ископаемые твоего края. Растения твоего края. Отрасли животноводства твоего края и домашние животные. Народные промыслы твоего края. Заповедные места твоего края. РК. Заключительный урок

12ч

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи, на основе бесед с ними о поколениях в семье. Находить на карте России родной

регион. Готовить в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного региона. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.

5.

Человеческий организм

Как устроен организм человека. Путешествие мир клеток.

Самый большой орган чувств.

Как человек двигается?

Пищеварительная система

Система кровообращения

Познакомимся с дыхательной системой

Всё о вдохе и выдохе. Береги свои легкие

Как почки удаляют из организма вредные вещества. Нервная система человека

10ч

Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Измерять температуру тела, вес и рост человека.


6.

Изучаем органы чувств

Как мы воспринимаем окружающий мир (заседание клуба). Спроси у носа; что такое запах. Высуни язык и скажи: «А»

«Взгляд» на глаз. Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия. Распознавание предметов путем соприкосновения с ними. Советы школьного врача

Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе .

7.

Путешествие по странам мира

Границы России. Соединенные штаты Америки. Великобритания. Франция

Проводить практическую работу: находить изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждать особенности 2—3 стран мира. Моделировать ситуации, касающиеся отношений школьников к представителям других народов

8.























9.

Москва как летопись истории России

День народного единства

Москва: память о войне 1812 года

Память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Памятники Москвы покорителям космоса

Резервный урок











Мы- граждане России Имя нашей страны – Россия; или Российская Федерация.

Основной закон страны– Конституция России

Президент России.



















Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Москвы. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России. Объяснять основные изображения Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы. Работать с текстом Государственного гимна России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ. Обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации о родной стране. Рассказывать о праздничных днях России на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации. Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях. Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам.

Календарно -тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во уроков

Домашнее задание





Дата

История Отечества – 7 часов


1.

Древние славяне.

1

У.с. 17 ответить на вопросы, Тс.2№1,2


2.

Древняя Русь.

1

У.с18-24 пересказ, ответить на вопросы


3.

Крещение Руси.

1

У. С.25-29 Пересказ. Ответить на вопросы


4.

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

Пересказ с.32-33


5.

Возникновение Москвы. Первые московские князья.

1

У.с.35-38 ответить на вопросы.


6.

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости.

1

Повторить все даты.


7.

Проверочная

работа №1 по теме «Древние славяне».

1



Земля – планета Солнечной системы – 4 часа


8.

Солнечная система.

1

Приготовить сообщение о планетах


9.

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца.

1

У.с.54-58пересказ,Т.№ 20, №21или 23 на выбор


10.

Природные зоны нашей страны.

1.

Выучить название природных зон


11.

Обобщение

по теме «Земля – планета Солнечной системы». (Готовимся к олимпиаде.)

1

Т.с.16-17 №25, 26 №27 по желанию


Путешествие по природным зонам России – 13 часов


12.

Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. (Второе заседание клуба.)

1

У.с.66-69 пересказ


13.

Животные ледяной зоны. Арктика и человек.

1

У с.73 ответить на вопросы.


14.

Тундра.

1

Приготовить сообщение о тундре. У.с.74-79 пересказ


15.

Тундра и человек.

1

У.с. 84-91 пересказ


16.

Зона лесов. Растения зоны лесов.

1

У. с.84-91 пересказ.


17.

Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей.

1

У.с.84-94 пересказ


18.

Зона степей.

1

Т.с.32 №51,У. с.95-100 пересказ


19.

Степь и человек.

1

У.с.101-103 пересказ, Т.№32,33


20.

Зона пустынь.

1


Т.с.35 №57,58 сообщение о растениях


21.

Жизнь человека в пустыне.


.с.110-111 пересказ, Т. С.36 №59,60 на выбор


22.

Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа.

1

Сообщение о растениях красной книги или У.с.112-115 пересказ


23.

Животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье.

1


У.с.116-120 пересказ, сообщение о животных субтропиков


24.

Проверочная работа №2 по теме

«Путешествие по природным зонам России».

1

Приготовить индивидуальные сообщения о родном крае


Родной край – часть великой России – 12 часов



25.-26

РК. Твой родной край.

2

Придумать и нарисовать символику своего класса.


27.

Московское время.

1

Т.с.40№61 вписать данные


28.

Карта твоего края.

1

Написать сочинение о своем крае.


29.

РК. Поверхность и водоемы твоего края.

1

Т.с.41№ 63 заполнить таблицу


30.

А что можешь сделать ты?

1

Составить памятку для второклассника


31.

Полезные ископаемые твоего края.

1

Т.с.46- 47 отметить на карте


32.

Растения твоего края.

1.

Т.с.43 №67 заполнить таблицу


33.

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.

1

Приготовить сообщение о животных


34.

Народные промыслы твоего края.

1

Подготовить сообщение о народном промысле


35.

РК. Заповедные места твоего края.

1

У.с.146 изучить карту


36

Обобщение по теме «Родной край – часть великой России».

1

У.с. 148 ответить на вопросы


Человеческий организм – 10 часов



37.

Как устроен организм человека.

1

У.с.9-11 пересказ


38.

Путешествие в мир клеток.

1

У.С.12,13 пересказ


39.

Самый большой орган чувств.

1

У.с. 14-16 пересказ


40.

Как человек двигается.

1

У.с. 17-20 пересказ


41.

Пищеварительная система.

1

У.с.21-24 пересказ,с.131-132 приготовить сообщение


42.

Система кровообращения.

1

У.с.25-28 пересказ


43.

Познакомимся с дыхательной системой.

1

У.с.29-31 пересказ, ответить на вопросы


44.

Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие.

1

У.с.21-24 пересказ, Т.с.10-11 по заданию


45.

Нервная система человека.

1

У.с.38-40 пересказ.Повторить темы раздела.


46.

Обобщение по теме «Человеческий организм».

Проверочная работа №3.

1



Изучаем органы чувств – 9 часов



47

«Как мы воспринимаем окружающий мир».

1

Приготовить сообщение об органе чувств.


48.

Спроси у носа, что такое запах.


Пересказ материала учебника.


49.

Высуни язык и скажи: «А».

1

У.с.49-51 пересказ


50.

«Взгляд» на глаз.

1

Приготовить доклад «Ухо»


51.

Ухо не только орган слуха.

1

У.с57-59 пересказ, оформить памятку в тетради с 29


52.

Ухо – орган равновесия.

1

Т.с30 №62,63,

64


53.

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними.

1

У.с.62-63 пересказ, составить вопросы к викторине


54.

Советы врача.

1.

Т.с.31 №65, составить памятку


55.

Обобщение по теме «Изучаем органы чувств».

1

У.с.67-68 пересказ


Путешествия по странам мира – 5 часов



56.

Границы России.

1

У.с.69-79 пересказ


57.

Соединенные штаты Америки (США).

1

У.с.81-83 пересказ


58.

Великобритания.

1


Приготовить сообщение о Лондоне, У.с. 85-86 пересказ


59.

Франция.

1

У.с.87-89 пересказ

Приготовить индивидуальные сообщения о странах.


60.

Урок-проект: Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». Итоговая проверочная работа №4

1

У.с.91-92 пересказ


Москва как летопись истории России – 5 часов



61.



День народного единства

1

У.с.145-147 пересаз


62.

Москва: память о войне 1812 года.

1

Т.с.42 №81 составить план


63.-64

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

2

У с.100-103 пересказ.

Сообщение о ВОВ


65.

Урок – проект:

Памятники Москвы покорителям космоса.

1.


Приготовить сообщение о покорителях космоса


Мы – граждане России (3 часа)



66.

Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация.

1

У.с.109-111 пересказ


67.

Основной закон страны – Конституция России. Президент России.

1

У.с.112-116 пересказ, ответить на вопросы.


68.

Повторение.

1

нет