МБОУ «СОШ ИМЕНИ А.М. ГОРЬКОГО»
Г.КАРАЧЕВА БРЯНСКОЙ ОБЛ.
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР МБОУ СОШ им. А.М. Горького _______ Железнова М.И. « ___ » _________ 2018 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ им. А.М. Горького _______ Иванова С.А. « ___ » _________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 1 класса
ФИО учителя: Маркова Е.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана в соответствии с документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ имени А.М. Горького»;
- Авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир».
- Учебный план МБОУ МБОУ «СОШ имени А.М. Горького» на 2018-2019 учебный год (начальное общее образование).
Во 1 классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.
Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2015.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Содержание Предмета
Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).
Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.
Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Грибы (съедобные и ядовитые).
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе.
Человек и общество.
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.
Москва – столица России.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.
Тематическое планирование
(66 часов)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Задавайте вопросы! | 1 |
Раздел «Что и кто?» (21 ч) |
2 | Что такое Родина? | 1 |
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 |
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 |
5 | Проект «Моя малая Родина» | 1 |
6 | Что у нас над головой? | 1 |
7 | Что у нас под ногами? | 1 |
8 | Что общего у разных растений? | 1 |
9 | Что растет на подоконнике? | 1 |
10 | Что растет на клумбе? | 1 |
11 | Что это за листья? | 1 |
12 | Что такое хвоинки? | 1 |
13 | Кто такие насекомые? | 1 |
14 | Кто такие рыбы? | 1 |
15 | Кто такие птицы? | 1 |
16 | Кто такие звери? | 1 |
17 | Что нас окружает дома? | 1 |
18 | Что умеет компьютер? | 1 |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 |
20 | На что похожа наша планета? | 1 |
21 | Презентация проекта «Моя малая Родина» | 1 |
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) |
22 | Как живет семья? Проект «Моя семья» | 1 |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 |
25 | Как путешествует письмо? | 1 |
26 | Куда текут реки? | 1 |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 |
28 | Как живут растения? | 1 |
29 | Как живут животные? | 1 |
30 | Как зимой помочь птицам? | 1 |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 |
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 |
33 | Презентация проекта «Моя семья». | 1 |
Раздел «Где и когда?» (10 ч) |
34 | Когда учится интересно? | 1 |
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 |
36 | Когда придет суббота? | 1 |
37 | Когда наступит лето? | 1 |
38 | Где живут белые медведи? | 1 |
39 | Где живут слоны? | 1 |
40 | Где зимуют птицы? | 1 |
41 | Когда появилась одежда? | 1 |
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 |
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 |
44 | Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 |
Раздел «Почему и зачем?» (23 ч) |
45 | Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? | 1 |
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 |
47 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 |
48 | Почему звенит звонок? | 1 |
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 |
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 |
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 |
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 |
59 | Зачем нужны поезда? | 1 |
60 | Зачем строят корабли? | 1 |
61 | Зачем строят самолеты? | 1 |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
63 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 |
66 | Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 |