Рабочая программа по окружающему миру
1 класс. «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и примерной программе начального общего образования. Составлена на основе авторской программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Цели и задачи курса:
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
Особенности содержательных линий:
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их.
К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко–культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования и годовым календарным учебным графиком на 2015-2016 учебный год программа по окружающему миру будет пройдена за 66 часов (2 часа в неделю).
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Ты- первоклассник | 4 |
2. | Твои друзья-взрослые и дети | 5 |
3. | Твоё здоровьё | 7 |
4. | Мы и вещи | 4 |
5. | Родная природа | 25 |
6. | Родная страна | 21 |
| Всего: | 66 ч |
Содержание тем учебного курса.
1. Ты- первоклассник
Школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак
2.Твои друзья-взрослые и дети
Правила общения, дружеские отношения
3. Твоё здоровьё.
Здоровье, органы чувств, время, час, день недели, гигиена, способы закаливания, гимнастика.
4 Мы и вещи
Мир профессий, предметы труда, уважение к труду, экономное отношение
5.Родная природа
Природа живая и неживая, виды животных (домашние и дикие, млекопитающие, земноводные и т.д.) и растений ( хвойные, лиственные, смешанные леса, цветы и т.д.), способы охраны природы, Красная книга
Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество
Особенности содержательных линий
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (еловек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их.
Планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли
России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся могут научиться:
анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
различать основные нравственно-этические понятия;
рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.
Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.
Окружающий мир. Методика обучения. 1 – 4 кл.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2014.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2014.
Наблюдаем и трудимся. Рабочая тетрадь. 1 класс. Лихолат Т.В. Думаем и фантазируем. Рабочая тетрадь. 1 класс. Литвиненко С.В.
Цифровые образовательные ресурсы:
Электронный образовательный ресурс. Окружающий мир 1 класс –М.Вентана –Граф, 2012
Дидактические материалы:
Таблицы ( «Времена года.», «Дикие животные», «Домашние животные»).
Модель часов.
Наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство», «Профессии».
Фотографии и иллюстрации.
Список литературы
Нормативные документы:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. – 5-е изд. перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 400с. – (Стандарты второго поколения). Кондаков А.М., Кезина Л.П. 2010г.
Учебно-методическая литература:
1.Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в двух частях. М.: «Вентана-Граф», 2014
2.Н.Ф. Виноградова. Учимся думать и фантазировать. Рабочие тетради №1,2. М.: «Вентана-Граф», 2014
3.Н.Ф Виноградова. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения. М.: «Вентана-Граф», 2012
4.Н.Ф. Виноградова. Г.С. Калинова. Учимся познавать мир. Рабочие тетради №1,2. М.: «Вентана-Граф», 2014
5.Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир в произведениях живописи. Папка с репродукциями. М.: «Вентана-Граф», 2012
6.Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир в произведениях живописи. Методические рекомендации. М.: «Вентана-Граф», 2012
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | К-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | Корректировка |
план | факт |
1 | Этот удивительный мир. Урок – сказка. | 1 | Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира. Понимать, что такое окружающий мир. Понимать, что такое живая и неживая природа. | 04.09 | | |
2 | Давайте познакомимся. Урок - заочная экскурсия. | 1 | Знакомимся с одноклассниками, рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие; знать название своего города, страны, столицы. знать полное имя, домашний адрес. | 07.09 | | |
3 | Мы – школьники. Урок – экскурсия. | 1 | Какие помещения есть в нашей школе? Для чего они предназначаются? Знать расположение помещений в школе; ориентироваться в расположении помещений; уважать труд работников школы; оказывать посильную помощь взрослым. | 11.09 | | |
4 | Правила поведения в школе. Урок "Пресс-конференция". | 1 | Первоклассник должен знать и выполнять правила поведения в школе. | 14.09 | | |
5 | Сентябрь – первый месяц осени. Урок – игра. | 1 | Изменения, которые происходят осенью в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних цветниках. Развитие умения наблюдать изменения в природе. Знать признаки неживой и живой природы; знать сезонные изменения в природе. | 18.09 | | |
6 | Что нам осень подарила. Урок - путешествие. | 1 | Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества классифицировать по признаку «овощи-фрукты». | 21.09 | | |
7 | Грибная пора. Урок – сказка. | 1 | Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы. | 25.09 | | |
8 | Семья. О маме. Урок - проект. | 1 | Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Как мы понимаем слова: «Семья крепка ладом»? Чтение стихотворений о маме. Рассказ о своей маме. Почему слово «мама» считается самым добрым и тёплым. Рассказывать о своей семье; Знать профессии мамы и папы; Описывать привычный быт и уклад своей семьи; рассказывать о своей маме; знать профессию мамы; оказывать маме посильную помощь; читать потешки о маме. | 28.09 | | |
9 | Любимые занятия. Воскресный день. Урок-игра. | 1 | Чем любят заниматься члены семьи в свободное время? Театр, музеи, концерты, загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтение книг и рассказывание любимых сказок – часть досуга. Различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание). | 02.10 | | |
10 | Как из зерна получилась булка. Урок - заочная экскурсия. | 1 | Народная мудрость гласит: "Худ обед, когда хлеба нет". Хлеб – главное богатство людей. Для того, чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий. Выполнять правила ролевой игры; работать со схемами; рассказывать о своей профессии. | 05.10 | | |
11 | Человек и домашние животные. Урок - путешествие. | 1 | Домашние и дикие животные: различия. Профессии людей, ухаживающих за животными. Как заботиться о домашних животных. знать правила общения с животными; называть домашних животных | 12.10 | | |
12 | «Октябрь уж наступил…» Урок - сказка. | 1 | Лес (парк) изменился. Листопад почти закончился. Небо неприветливо, хмуро. День пасмурный. Птиц мало. Перелетные птицы (кроме водоплавающих) уже улетели в теплые страны. Животные укрылись в своих зимних жилищах. собрать природный материал; наблюдать за живой и не живой природой. | 16.10 | | |
13 | Явления природы. Урок – путешествие | 1 | Все, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег, град, туман, гроза и др.) - явления природы. Они зависят от времени года, погоды, особенностей той или иной местности. наблюдать за живой природой. | 19.10 | | |
14 | Где ты живёшь? Урок - экскурсия. | 1 | Мы живем в городе (поселке, селе). Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идет мимо (через)... знать маршрут «Школа – Дом». | 23.10 | | |
15 | Правила поведения на дорогах. Урок - игра. | 1 | Мы должны обязательно знать знаки ДД: "Движение пешеходов запрещено", "Пешеходный переход", "Велосипедная дорожка" и др выполнять упражнения в рабочей тетради; знать, зачем нужны правила дорожного движения; знать дорожные знаки: | 26.10 | | |
16 | Ты и вещи. Урок - проект. | 1 | Кто делает разные вещи: профессии людей. Умение классифицировать предметы по заданному признаку. Правила отношения к вещам и окружающим предметам. рассказывать о профессиях: «Кем я хочу быть», «Что я буду делать?», «Что мне нужно для работы?»; выполнять самооценку работы. | 30.10 | | |
17 | Кто работает ночью. | 1 | Профессии людей, которые работают ночью, значение их труда для общества. рассказывать о профессии, не называя её. | 02.11 | | |
18 | Что такое здоровье. О режиме дня. | 1 | Что такое здоровье. Хорошее состояние органов чувств – показатель здоровья. Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Что такое режим дня и зачем он нужен. Умение определять время по часам как условие правильной организации труда и отдыха выполнять режим дня; составлять свой режим дня. | 06.11 | | |
19 | Правила гигиены. | 1 | Зачем нужны правила гигиены. Почему человек должен их соблюдать. выполнять упражнения: правильная поза при чтении, просмотре телевизора; знать органы чувств, как их охранять. | 09.11 | | |
20 | Урок в спортивном зале. | 1 | Будем развивать силу, ловкость и быстроту. Правила закаливания | 13.11 | | |
21 | Ноябрь – зиме родной брат. | 1 | Изменения в природе в ноябре. Характеристика предзимья: признаки ненастной погоды, называть основные изменения в природе в ноябре; рассказывать как дикие животные готовятся к зиме. | 16.11 | | |
22 | Звери – млекопитающие. | 1 | Звери – меньшие «братья» человека. Характерные особенности зверей - млекопитающих: кормление молоком детенышей. иметь представление о млекопитающих животных; знать отличительные признаки млекопитающих от других животных | 23.11 | | |
23 | Что мы знаем о птицах. | 1 | Классификация птиц по признаку «перелетные - зимующие», отличительные особенности этих птиц. различать и классифицировать животных решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг» | 27.11 | | |
24 | Родной край. Дом, в котором ты живёшь. | 1 | Характерные особенности разных населенных пунктов: город, село (общее, различное). Наш населенный пункт – часть нашей страны России знать различные объекты села и города. различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью иметь представление о разных видах жилья человека | 30.11 | | |
25 | Зачем люди трудятся. | 1 | Зачем люди трудятся. Знакомство с выражением «рабочие руки». Развитие речи: составление описательного рассказа. рассказывать о профессии, не называя её. | 04.12 | | |
26 | «В декабре, в декабре все деревья в серебре…» | 1 | Сезонные изменения в начале зимы. Декабрь – первый месяц зимы. Развитие речи: составление описания. Определять и называть свойства воды, льда, снега. | 07.12 | | |
27 | Какой бывает вода? | 1 | Вода – вещество. Свойства воды: текучесть, прозрачность, бесцветность. Вода – растворитель; различные состояния воды. работать с таблицей «Свойства воды в разном состоянии» умение работать коллективно. | 11.12 | | |
28 | О дружбе. Идём в гости. | 1 | Кого называют друзьями. Правила дружбы Правила поведения в гостях. Как выбирать подарок. Развитие письменной речи: письмо другу. Различать основные нравственно-этические понятия. знать и придерживаться правил этикета; умение строить диалог различать основные нравственно-эстетические понятия. | 14.12 | | |
29 | С наступающим Новым годом! | 1 | Развитие речевого творчества. Знать новогодние традиции; Историю Нового года; | 18.12 | | |
30 | Итоговый тест за I полугодие. | 1 | Систематизация и обобщение изученного. | 21.12 | | |
31 | Январь – году начало, зиме середина. | 1 | Изменения в природе в январе. Определение деревьев по силуэту. Уточнение понятий: лиственные, хвойные деревья (по результатам наблюдений). Называть основные изменения в природе в январе. Сравнивать лиственные и хвойные деревья. | 25.12 | | |
32 | Хвойные деревья. | 1 | Хвойные деревья: особенности, отличия от лиственных. Ель, сосна, кедр и др. – вечнозеленые деревья. Хвойные деревья, Определять хвойные деревья. Работать с гербарием. Сравнивать ветки сосны и ели. | 28.12 | | |
33 | Жизнь птиц. | 1 | Птицы в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Различать и классифицировать животных. Решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг» | 11.01 | | |
34 | Наша страна - Россия. | 1 | Наша страна – Россия, Российская Федерация. Москва – столица РФ. Символика России: гимн, флаг, герб. знать свою национальность; знать какие народы живут в России. | 15.01 | | |
35-36 | Богата природа России. | 2 | Разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентировка по карте иметь представление о тайге, хвойных, смешанных, лиственных лесах, иметь представление о разнообразии растений | 18.01 22.01 | | |
37 | Мы – россияне. | 1 | Россия – страна многонациональная. Особенности народа: язык, искусство, обычаи. составлять описательный рассказ по картине; знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки | 25.01 | | |
38 | Народная сказка. | 1 | Прикладное искусство народов России: сравнение, различия, общие черты. называть народные промыслы; узнавать предметы декоративного искусства разных народов России. | 29.01 | | |
39 | Февраль – месяц метелей и вьюг. | 1 | Февраль – третий месяц зимы. Зима в разгаре. Снега много, стоят морозы. Февраль – месяц метелей и ветров. В лесу идет своя жизнь. приметы февраля зимующие птицы | 01.02 | | |
40 41 | Звери – млекопитающие. | 2 | Звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни иметь представление о способах передвижения и питания млекопитающих животных; | 05.02 08.02 | | |
42 | Наш уголок природы. | 1 | Уголок природы – место обитания многих животных различать представителей растительного мира. | 12.02 | | |
43 | Мы – граждане России. | 1 | Граждане России имеют права и обязанности. составлять описательный рассказ по картине; знать основные права и обязанности | 15.02 | | |
44 | 23 февраля – День защитника Отечества. | 1 | История появления праздника 23 февраля, как он назывался и называется сейчас. иметь представление об одном из государственных праздников | 19.02 | | |
45 | Экскурсия. Наблюдение за жизнью птиц. | 1 | Наблюдение за жизнью птиц на пришкольном участке, проверка кормушек. | 29.02 | | |
46 | 8 Марта – праздник всех женщин. | 1 | Как можно встретить праздник 8 марта в семье, как проявить внимание к родным и близким иметь представление об одном из государственных праздников | 04.03 | | |
47 | Экскурсия "Первые признаки весны в природе". | 1 | Наблюдение за изменениями в природе ранней весной. | 07.03 | | |
48 | О правилах поведения. | 1 | Развитие диалогической речи: культура разговора по телефону. Правила дружбы (повторение различать основные нравственно-этические понятия. | 11.03 | | |
49-50 | Март – капельник | 2 | Изменения в жизни природы ранней весной. Характеристика марта. Называть приметы весны и изменения в природе. | 14.03 18.03 | | |
51 | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | 1 | Для того, чтобы быть здоровым, нужно правильно организовывать свой день, много времени проводить на свежем воздухе, закаляться. Знать правила закаливания. Уметь правильно закаливать организм. | 21.03 | | |
52 | Здоровая пища. | 1 | Какая пища полезна. Как правильно питаться. Знать основные правила здорового образа жизни, понимать какие продукты приносят пользу, решать логические задачи, читать-драматизировать потешку. | 25.03 | | |
53 | Какое бывает настроение. | 1 | От чего зависит настроение человека. Каким оно бывает. | 28.03 | | |
54 55 | Апрель – водолей. | 2 | Сезонные изменения в разгар весны: что происходит на водоеме. Знать смысл понятия «животное – живое существо»; заполнять схемы. | 01.04 04.04 | | |
56 | День космонавтики. | 1 | Россия – страна, которая открыла миру космос. Первый спутник Земли, первый космонавт. Составлять описательный рассказ по иллюстрации. Знать, кто первым полетел в космос; имена известных советских космонавтов. | 08.04 | | |
57 | Весенние работы. | 1 | Работы весной на полях, огородах, в садах и цветниках. Составлять описательный рассказ по иллюстрации. Иметь представление об основных видах весенних работ. | 11.04 | | |
58 | Экскурсия "Птицы и растения весной". | 1 | Наблюдение за жизнью птиц и растений весной. | 18.04 | | |
59 | День Земли. | 1 | Всемирный День Земли. Значение в жизни людей сохранения экологической безопасности. Составлять описательный рассказ по иллюстрации. | 22.04 | | |
60 | Кто работает на транспорте. | 1 | Сравнение: выделение сходства и различия разных видов транспорта Знать основные виды транспортных средств; Иметь представления о мире профессий. | 25.04 | | |
61 | Май весну завершает, лето начинает. | 1 | «Май весну завершает, лето начинает» – говорят в народе. Уметь различать времена года. Знать приметы весны, приметы лета, летние месяцы | 29.04 | | |
62 | Жизнь земноводных весной. | 1 | Лягушки и жабы – земноводные: общие черты и различие. Жизнь земноводных весной. Знать, кто такие земноводные; иметь представление о фазах развития земноводного. | 06.05 | | |
63 64 | Животное – живое существо. | 2 | Обобщение полученных представлений. Уметь различать животных; Знать признаки живых существ. | 13.05 16.05 | | |
65 | Ты – пешеход. | 1 | ПДД. Знать дорожные знаки. | 20.05 | | |
66 | Итоговый тест. | 1 | Систематизация и обобщение изученного. | 23.05 | | |
28