Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 города Рудня»
________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО методическим советом МБОУ «РСШ №1 (протокол от 28.08.2019 г. №1) | ПРИНЯТО педагогическим советом МБОУ «РСШ №1» (протокол от 30.08.2019 г. №1) | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «РСШ №1» _______ И.Д. Дятченкова 30.08.2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
2019-2020 учебный год
Учитель: Максименкова Л. А.
Класс: 4
УМК «Гармония»
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы по окружающему миру в соответствии с учебно- методическим комплектом «Гармония» (автор – кандидат пед. наук, доцент О.Т. Поглазова), с учетом федерального государственного стандарта начального общего образования.
Курс «Окружающий мир» является с интегрированным с курсом «Азбука Смоленского края», объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России.
Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:
- создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка; развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- формирование пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов; воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно- нравственной культуры, патриотических чувств;
- выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром, формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
- формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
- ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
- усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
- освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
- воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;
- формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
- формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.
- развитие познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.
- воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
Планируемые результаты по изучению учебного предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия;
осознание себя гражданином своего Отечества, зарождение элементов гражданского самосознания - осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувства сопричастности и гордости за свой край, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, народам, гордости за свою Родину, российский народ, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой с ориентацией на общечеловеческие ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
понимание ценности семьи в жизни человека и необходимости беречь доброе отношение между её членами, оказания помощи друг другу;
осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей;
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе, правил безопасного здорового образа жизни, овладение физической культурой, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих;
навыки ориентирования в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретение способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные
способность организовывать свою деятельность - умение принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием; планировать учебную деятельность; осуществлять контроль и оценку её результатов;
способность осуществлять поиск информации из разных источников знаний и обобщать её; понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической, модельной; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической и модельной форме в словесную;
способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
умение наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимозависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
овладение начальными формами исследовательской деятельности, способностью к осуществлению поиска необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных дополнительных источников, включая Интернет (выбор источника информации, извлечение нужной информации, её систематизация, преобразование в удобный вид);
умение осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
Предметные
усвоение первоначальных сведений и практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений в природной и социальной среде в их органичном единстве и разнообразии;
усвоение естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, необходимых для продолжения образования по курсам естественнонаучных и социально-гуманитарных предметов в основной школе;
начнут осваивать научные методы познания окружающего мира: умения наблюдать и исследовать природные объекты и явления; проводить несложные опыты по изучению свойств веществ, пользоваться простым лабораторным оборудованием;
научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, мире природы и культуры;
умение пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, для объяснения природных явлений.
Содержание учебного курса
(68 часов)
№п/п | Раздел | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Ориентирование в пространстве и во времени | 13 часов | 1 | 1 |
2 | Путешествие в космос | 5 часов | 1 | 1 |
3. | Путешествие по поверхности и недрам России | 9 часов | 1 | 1 |
4. | Путешествие по экосистемам | 11 часов | 1 | 1 |
5. | Путешествие в прошлое России | 18 часов | 1 | 1 |
6. | Путешествие по океанам и материкам Земли | 12 часов | 1 | 1 |
1.Ориентирование в пространстве и во времени (13 ч)
Путешествия — источник знаний об окружающем мире. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Профессия археолог. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом.
Движение Земли, Луны и счет времени. Сутки, неделя, месяц, год. Устройства для счета времени. Разнообразие часов. Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь. «Лента времени».
Важность умения ориентироваться. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности.
Наблюдения, практические и творческие работы: освоение приемов ориентирования на местности с помощью компаса.
Рисунок, чертеж, план предмета. Измерение расстояний в старину и в наше время. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности.
Географическая карта, ее отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, ее отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте.
Практические и творческие работы: составление плана комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности и физической карты.
Представления древних о форме Земли. Земля — шарообразное космическое тело. Глобус — модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. Карта полушарий Земли.
2. Путешествие в космос (5 ч).
Солнечная система. Земля в Солнечной системе. Естественный и искусственные спутники Земли. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Использование искусственных спутников Земли.
Практические и творческие работы: работа с глобусом и картой полушарий; сравнение размеров материков; составление аппликации «Солнечная система».
Экскурсия в планетарий.
3.Путешествие по поверхности и недрам России (9 ч)
Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озера России. Родной край на глобусе и на карте России. Особенности рельефа и крупнейшие водоемы родного края.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их добыча, перевозка и использование. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту, Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля. Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Проблемы рационального использования полезных ископаемых.
Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных порол и минералов.
4.Путешествие по экосистемам (11 ч)
Природная зона. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Особенности неживой природы разных зон и приспособляемость растений и животных к условиям обитания. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения.
Лес — природное сообщество. Значение леса для природы и человека. Жизнь в воде и у воды. Природные сообщества моря, озера, болота. Разнообразие растений и животных водоемов, их приспособляемость к условиям обитания и взаимосвязи. Опасность путешествий по болотистой местности. Экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озер и осушением болот. Местные водоемы и особенности их природы. Природное сообщество луга. Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов.
Практические и творческие работы: работа с картой природных зон России; оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных сообществ.
Экскурсии к реке Дон.
5. Путешествие в прошлое России (18 ч)
Славянские племена и образование Древней Руси. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древней Руси.
Распад Древней Руси на отдельные княжества. Нашествия на Русь в XIII веке. Александр Невский. Подчинение Руси Золотой Орде.
Объединение русских князей вокруг Москвы в XIV веке. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Московский Кремль и его соборы — памятники культуры России XV века.
Иван Грозный. Нашествие на Русь поляков и шведов в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV—XVII веков.
Петр I — первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург — новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Россия времен Екатерины II. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Освобождение крестьян. Отражение исторических событий России и родного края XVIII—XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства.
Революции в России в начале XX века. Образование Советской России. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К. Жуков. 9 мая — День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края.
Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. Образование современной России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума. Совет федерации.
Практические и творческие работы: рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников; работа с исторической картой; ролевая игра – «Я экскурсовод» по историческим местам родного края.
6.Путешествие по океанам и материкам Земли (12ч)
Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Растения и животные материков и океанов. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия). Проблемы сохранения природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга.
Практические и творческие работы: работа с картой полушарий и глобусом; прокладывание маршрутов путешествий; изготовление аппликаций «Растительный и животный мир континентов» (по выбору).
Формы организации учебного предмета и основных видов деятельности
В качестве комплекса средств, реализующих задачи курса, выступают: содержание обучения, методы и методические приемы, средства обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города, уроки-исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез, уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой, фронтальной.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Наименование тем |
1. | | Путешествия – источник знаний. Как одевались в старину |
2. | | Природные явления и счет времени. |
3. | | Устройство для счета времени. |
4. | | Историческое время. |
5. | | Ориентирование на местности. |
6. | | Компас. Ориентирование по компасу. |
7. | | Определение сторон горизонта на местности. |
8. | | Способы изображения предметов. |
9. | | Масштаб и его использование. |
10. | | План местности. |
11. | | Географические и исторические карты. |
12. | | Глобус – модель Земли. |
13. | | Контурные карты, способы работы с ними. |
14. | | Космическое пространство и его изображение. |
15. | | Земля- планета Солнечной системы |
16. | | Способы изучения космических тел. |
17. | | Россия на глобусе и географической карте. |
18. | | Крупнейшие горы, равнины, реки России. |
19. | | Горные породы и минералы. |
20. | | Полезные ископаемые, их разведка и добыча. |
21. | | Строительные материалы, металлические руды, их использование в народном хозяйстве. |
22. | | Горючие полезные ископаемые. |
23. | | Альтернативные источники энергии. |
24. | | Обобщающий урок по теме: «Путешествие по поверхности и недрам России. Праздники |
25. | | Природные зоны России. |
26. | | Суровая Арктика. |
27. | | Ранимая тундра. |
28. | | Зона лесов. |
29. | | Степные просторы. |
30. | | Жаркие пустыни. |
31. | | Природные зоны России. Обобщающий урок. |
32. | | Природа гор. |
33. | | Природные сообщества. |
34. | | Болота, их значение для природы и человека. |
35. | | Жизнь луга. |
36. | | Восточные славяне. Что ели наши предки |
37. | | Образование Древнерусского государства. Игры и хороводы. |
38. | | Крещение Руси. |
39. | | Как распалась Древняя Русь. |
40. | | Борьба Руси с иноземными захватчиками в XII веке. |
41. | | Объединение Руси вокруг Москвы. |
42. | | Московское государство. |
43. | | Обобщение по теме: «Путешествие в прошлое России» |
44. | | Россия в 17 веке. |
45. | | Петр Великий. Письменность |
46. | | Развитие Российской империи. Храмы и монастыри |
47. | | Нашествие Наполеона. |
48. | | Россия до 1917 года. |
49. | | Исторические события в России в начале XX века. |
50. | | Преобразования, произошедшие в СССР в 20- 30-е годы. |
51. | | Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. |
52. | | Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. |
53. | | Советский Союз в послевоенные годы. |
54. | | Начало перестройки. |
55. | | Обобщающий урок. Культура Смоленщины сегодня |
56. | | Яркие события из истории родного края. |
57. | | Океаны Земли. |
58. | | Крупнейший материк Земли. |
59. | | Африка, ее природа. |
60. | | Открытие Америки. |
61. | | Австралия. |
62. | | Открытие Антарктиды. |
63. | | Страны и народы мира. |
64. | | Страны и народы мира. |
65. | | Страны СНГ – ближайшие соседи России. |
66. | | Земля – планета жизни. Обобщающий урок «Мир культуры Смоленщины» |
67. | | Обобщение по теме:«Путешествие по океанам и материкам» |
68. | | Проекты «Мой родной край» |