Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии:
Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 06. 10 2009 г № 373),
Примерной программы начального общего. Сборник нормативных документов, М.:«Просвещение», 2009г
Авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно- методический комплект Школа России») М.: «Просвещение», 2013
Место предмета в учебном плане школы
предметная область « Обществознание и естествознание( окружающий мир)» учебного плана образовательного учреждения включает учебный предмет «Окружающий мир». Данная программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
УМК
Плешаков А.А. «Окружающий мир» 3класс учебник в 2 частях- М.:Просвещение,2013
Плешаков А.А . «Окружающий мир» 3класс тетрадь в 2 частях- М.:Просвещение,2019
Контрольно –измерительные материалы. Окружающий мир3класс/Сост. Е. М. Тихомирова -М.: Издательство «Экзамен»,2019
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3класс- М.: ВАКО,2013
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас определитель М.: Просвещение ,2011
Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов
-таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики,
Список интернет- ресурсов:
1.http: //http://www.gao.spb.ru/russian/publ-s/hirayama.html
2.http: //http://www.fmm.ru/gallery.htm
3.http: //http://www.mchs.gov.ru/info/individual
4.http: //http://nat-geo.ru/
5.http: //http://www.ocean.ru/
6.http: //www.pogoda.ru
7.http: //www.sgm.ru/rus
8.http: //www.unknowplanet.ru
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
(68 часов)
Как устроен мир (7 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой при роды. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д Роль природы в жизни людей.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества.: Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. «
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, претыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы - потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тепа, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав
почвы, Размножение и развитие растений
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического — труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, - ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предубеждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопроводе утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении ^опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязнение воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности люд ей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленное" г ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государев тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - од-г из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (12ч)
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые -люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества каждого.
Требования к знаниям и умениям
Обучающиеся должны:
- Неживая и живая природа. Растения дикорастущие и культурные. Деревья, кустарники, травы.
- Животные дикие и домашние.
- Насекомые, рыбы, птицы, звери.
- Основные признаки времён года.
- Некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Правила поведения в природе.
- Основные сведения о своём городе (селе). Домашний адрес. Виды транспорта.
- Наиболее распространённые профессии.
- Строение тела человека. Правила личной гигиены.
- Правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми.
- Имена, отчества родителей.
- Культура поведения в общественных местах.
- Основные стороны горизонта. Устройство и назначение компаса. Основные формы земной поверхности. Равнины и горы.
- Основные виды естественных водоёмов. Части реки.
- Названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России. Государственные символы России.
- Названия нескольких стран мира
- Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Объекты неживой и живой природы.
- Различать группы растений и животных.
- Распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы).
- Выполнять правила поведения в природе.
- Различать изученные виды транспорта. Вести наблюдения за жизнью города, трудом людей.
- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице в быту.
- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми.
- Выполнять правила поведения в общественных местах.
- Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
- Приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт – Петербурга.
Тематический план
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
проверочные работы |
1 | Как устроен мир | 7 | 1 |
2 | Эта удивительная природа | 18 | 1 |
3 | Мы и наше здоровье | 9 | 1 |
4 | Наша безопасность | 7 | 1 |
5. | Чему учит экономика? | 11 | 1 |
6. | Путешествие по городам и странам | 12 | 1 |
| Резерв | 4 | |
| Итого | 68 | 6 |
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс
№ | Тема урока. Вид урока. | Дата план | Дата факт |
| Как устроен мир (6 часов) | | |
1 | Природа. Разнообразие природы. (экскурсия) | | |
2 | Человек - часть природы. Проект «Богатства, отданные людям». | | |
3 | Общество. | | |
4 | Что такое экология. | | |
5 | Природа в опасности! Охрана природы. | | |
6 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» Проверочная работа №1 | | |
| Эта удивительная природа (19 часов) | | |
7(1) | Тела, вещества, частицы. | | |
8(2) | Разнообразие веществ (практический урок) | | |
9(3) | Воздух и его охрана (практический урок) | | |
10(4) | Вода. Свойства воды (практический урок) | | |
11(5) | Превращение и круговорот воды. | | |
12(6) | Берегите воду! | | |
13(7) | Что такое почва? (практический урок) | | |
14(8) | Разнообразие растений. | | |
15(9) | Солнце, растения и мы с вами. | | |
16(10) | Размножение и развитие растений. | | |
17(11) | Охрана растений. | | |
18(12) | Разнообразие животных. | | |
19(13) | Кто что ест? | | |
20 (14) | Проект «Разнообразие природы родного края», | | |
21(15) | Размножение и развитие животных. | | |
22(16) | Охрана животных. | | |
23(17) | В царстве грибов. | | |
24(18) | Великий круговорот жизни. | | |
25(19) | Обобщение по теме «Это удивительная природа» Проверочная работа №2 | | |
| Мы и наше здоровье (9 часов) | | |
26(1) | Организм человека. | | |
27(2) | Органы чувств. | | |
28(3) | Надёжная защита организма (практический урок). | | |
29(4) | Опора тела и движение. | | |
30(5) | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | | |
31(6) | Дыхание и кровообращение. Подсчет пульса (практический урок) | | |
32(7) | Умей предупреждать болезни. | | |
33(8) | Здоровый образ жизни. | | |
34(9) | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа №3 | | |
| Наша безопасность (7 часов). | | |
35(1) | Огонь, вода и газ. | | |
36(2) | Чтобы путь был счастливым. | | |
37(3) | Дорожные знаки. Проект « Кто нас защищает?». | | |
38(4) | Опасные места. | | |
39(5) | Природа и наша безопасность. | | |
40(6) | Экологическая безопасность. | | |
41 (7) | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» Проверочная работа №4 | | |
| Чему учит экономика? (11часов) | | |
42(1) | Для чего нужна экономика? | | |
43(2) | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | | |
44(3) | Полезные ископаемые. | | |
45(4) | Растениеводство. | | |
46(5) | Животноводство. | | |
47(6) | Какая бывает промышленность? Проект «Экономика родного края». | | |
48(7) | Что такое деньги? | | |
49(8) | Государственный бюджет. | | |
50(9) | Семейный бюджет. | | |
51(10) | Экономика и экология. | | |
52(11) | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика» Проверочная работа» №5 | | |
| Путешествие по городам и странам (12 часов) | | |
53-55 (1-3) | Золотое кольцо России. Города золотого кольца. Достопримечательности городов. | | |
56(4) | Проект «Музей путешествий». | | |
57(5) | Наши ближайшие соседи. | | |
58(6) | На севере Европы. | | |
59(7) | Что такое Бенилюкс? | | |
60(8) | В центре Европы. | | |
61(9) | По Франции и Великобритании. | | |
62(10) | На юге Европы. | | |
63(11) | По знаменитым местам мира. | | |
64(12) | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам» Проверочная работа №6 | | |
65-68 | Резерв | | |