СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир 3 класс "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»








Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии:

  1. Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 06. 10 2009 г № 373),

  2. Пример­ной программы начального общего. Сборник нормативных документов, М.:«Просвещение», 2009г

  3. Авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно- методический комплект Школа России») М.: «Просвещение», 2013


Место предмета в учебном плане школы


предметная область « Обществознание и естествознание( окружающий мир)» учебного плана образовательного учреждения включает учебный предмет «Окружающий мир». Данная программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).


УМК

  • Плешаков А.А. «Окружающий мир» 3класс учебник в 2 частях- М.:Просвещение,2013

  • Плешаков А.А . «Окружающий мир» 3класс тетрадь в 2 частях- М.:Просвещение,2019

  • Контрольно –измерительные материалы. Окружающий мир3класс/Сост. Е. М. Тихомирова -М.: Издательство «Экзамен»,2019

  • Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3класс- М.: ВАКО,2013

  • Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас определитель М.: Просвещение ,2011

  • Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов

-таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);

– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики,

Список интернет- ресурсов:

1.http: //http://www.gao.spb.ru/russian/publ-s/hirayama.html

2.http: //http://www.fmm.ru/gallery.htm

3.http: //http://www.mchs.gov.ru/info/individual

4.http: //http://nat-geo.ru/

5.http: //http://www.ocean.ru/

6.http: //www.pogoda.ru

7.http: //www.sgm.ru/rus

8.http: //www.unknowplanet.ru

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание учебного предмета

(68 часов)

Как устроен мир (7 ч)

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой при роды. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д Роль природы в жизни людей.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества.: Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. «

Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники за­грязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пре­тыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы - потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тепа, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав

почвы, Размножение и развитие растений

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического — труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, - ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их преду­беждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопрово­де утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении ^опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязнен­ие воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.


Чему учит экономика (12 ч)

Потребности люд ей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленное" г ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государев тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - од-г из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (12ч)

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, осо­бенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые -люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества каждого.

Требования к знаниям и умениям


Обучающиеся должны:

 

  • знать:

                     - Неживая и живая природа. Растения дикорастущие и культурные. Деревья, кустарники, травы.

                     - Животные дикие и домашние.

                     - Насекомые, рыбы, птицы, звери.    

- Основные признаки времён года.  

- Некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Правила поведения в природе.

- Основные сведения о своём городе (селе).  Домашний адрес. Виды транспорта.  

- Наиболее распространённые профессии.              

- Строение тела человека. Правила личной гигиены.

-  Правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми.

- Имена, отчества родителей.  

- Культура поведения в общественных местах.

- Основные стороны горизонта. Устройство и назначение компаса. Основные формы земной поверхности. Равнины и горы.

- Основные виды естественных водоёмов. Части реки.

- Названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России. Государственные символы России.

- Названия нескольких стран мира

  • уметь:

Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Объекты неживой и живой природы.

- Различать группы растений и животных.

- Распознавать изученные растения, животных  (по нескольку представителей каждой группы).

- Выполнять правила поведения в природе.

- Различать изученные виды транспорта. Вести наблюдения за жизнью города, трудом людей.

- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице в быту.

- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми.

- Выполнять правила поведения в общественных местах.

- Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

- Приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт – Петербурга.



Тематический план


№ п\п


Наименование разделов и тем


Всего часов

В том числе на:

проверочные работы

1

Как устроен мир

7

1

2

Эта удивительная природа

18

1

3

Мы и наше здоровье

9

1

4

Наша безопасность

7

1

5.

Чему учит экономика?

11

1

6.

Путешествие по городам и странам

12

1


Резерв

4



Итого

68

6

















Календарно - тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс


Тема урока.

Вид урока.

Дата

план

Дата

факт


Как устроен мир (6 часов)



1

Природа. Разнообразие природы.

(экскурсия)



2

Человек - часть природы. Проект «Богатства, отданные людям».



3

Общество.



4

Что такое экология.



5

Природа в опасности! Охрана природы.



6

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» Проверочная работа №1




Эта удивительная природа (19 часов)



7(1)

Тела, вещества, частицы.



8(2)

Разнообразие веществ (практический урок)



9(3)

Воздух и его охрана (практический урок)



10(4)

Вода. Свойства воды (практический урок)



11(5)

Превращение и круговорот воды.



12(6)

Берегите воду!



13(7)

Что такое почва? (практический урок)



14(8)

Разнообразие растений.



15(9)

Солнце, растения и мы с вами.



16(10)

Размножение и развитие растений.



17(11)

Охрана растений.



18(12)

Разнообразие животных.



19(13)

Кто что ест?



20 (14)

Проект «Разнообразие природы родного края»,



21(15)

Размножение и развитие животных.



22(16)

Охрана животных.



23(17)

В царстве грибов.



24(18)

Великий круговорот жизни.



25(19)

Обобщение по теме «Это удивительная природа» Проверочная работа №2




Мы и наше здоровье (9 часов)



26(1)

Организм человека.



27(2)

Органы чувств.



28(3)

Надёжная защита организма (практический урок).



29(4)

Опора тела и движение.



30(5)

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».



31(6)

Дыхание и кровообращение. Подсчет пульса (практический урок)



32(7)

Умей предупреждать болезни.



33(8)

Здоровый образ жизни.



34(9)

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа №3




Наша безопасность (7 часов).



35(1)

Огонь, вода и газ.



36(2)

Чтобы путь был счастливым.



37(3)

Дорожные знаки. Проект « Кто нас защищает?».



38(4)

Опасные места.



39(5)

Природа и наша безопасность.



40(6)

Экологическая безопасность.



41 (7)

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» Проверочная работа №4




Чему учит экономика? (11часов)



42(1)

Для чего нужна экономика?



43(2)

Природные богатства и труд людей – основа экономики.



44(3)

Полезные ископаемые.



45(4)

Растениеводство.



46(5)

Животноводство.



47(6)

Какая бывает промышленность? Проект «Экономика родного края».



48(7)

Что такое деньги?



49(8)

Государственный бюджет.



50(9)

Семейный бюджет.



51(10)

Экономика и экология.



52(11)

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика» Проверочная работа» №5




Путешествие по городам и странам (12 часов)



53-55

(1-3)

Золотое кольцо России. Города золотого кольца.

Достопримечательности городов.



56(4)

Проект «Музей путешествий».



57(5)

Наши ближайшие соседи.



58(6)

На севере Европы.



59(7)

Что такое Бенилюкс?



60(8)

В центре Европы.



61(9)

По Франции и Великобритании.



62(10)

На юге Европы.



63(11)

По знаменитым местам мира.



64(12)

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам» Проверочная работа №6



65-68

Резерв





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!