Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор МАОУ «СОШ № 13»
МАОУ «СОШ № 13» ____________________ Железнякова З. А.
(протокол от «___» ______________2021г. №____) «______»____________________2021г.
Рабочая программа
учебного курса «Окружающий мир»
Начальное общее образование
Срок освоения учебного курса: 1 год. 1 класс
Североуральск, Черёмухово
РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Формирование представлений о ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Регулятивные
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
• называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, фамилии и отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы, название своего населённого пункта (городского, сельского), региона, страны;
• проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
• приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, школьных традиций и праздников; профессий;
• различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы; овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные растения; лиственные и хвойные растения; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
• применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
• описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, лиственные и хвойные растения; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), выделять их наиболее существенные признаки;
• проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), опыты под руководством учителя и измерения (в том числе вести счёт времени), фиксировать результаты наблюдений и опытов;
• использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
• соблюдать правила безопасной работы на учебном месте школьника;
• соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
• безопасно использовать ресурсы сети Интернет, электронного дневника и электронных ресурсов школы;
• соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; правила безопасного поведения в природе;
• безопасно использовать бытовые электроприборы.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1 класс (66 ч)
Человек и общество.
Школьные традиции и праздники, совместная деятельность с одноклассниками. Адрес школы. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха.
Россия. Москва — столица России. Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Человек и природа.
Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Главные особенности животных — представителей одной группы: насекомые — шестиногие, звери — млекопитающие, рыбы — живут в воде, плавают и др. Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни.
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет: электронный дневник и электронные ресурсы школы.
Правила безопасного поведения пассажира. Безопасное поведение на велосипеде.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Основные разделы курса | Кол-во часов |
1 | Человек и природа | 39 |
2 | Человек и общество | 14 |
3 | Правила безопасной жизни | 13 |
ИТОГО: | 66 |
РАЗДЕЛ III. ПОУРОЧНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (66 ч) |
№ п/п | Разделы ПООП НОО / содержание ПООП НОО | Основные темы/ разделы курса | Кол-во часов |
1 | Человек и общество Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. | Задавайте вопросы! | 1 |
2 | Человек и общество Школьные традиции и праздники, совместная деятельность с одноклассниками. Адрес школы. | Экскурсия «Что такое наша школа?» | 1 |
3 | Человек и общество Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Правила безопасной работы на учебном месте. | Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» | 1 |
4 | Правила безопасной жизни Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). | Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?» | 1 |
5 | Человек и общество Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха. | Здоровый образ жизни: рабочее место школьника (размещение учебных материалов и учебного оборудования и т.п.) | 1 |
Разделы ПООП НОО / содержание ПООП НОО | «Что и кто?» (19 ч) |
6 | Человек и общество Россия. | Что такое Родина? | 1 |
7 | Человек и общество Народы России. | Что мы знаем о народах России? | 1 |
8 | Человек и общество Москва – столица России. | Что мы знаем о Москве? | 1 |
9 | Человек и природа Неживая и живая природа. | Что у нас над головой? | 1 |
10 | Человек и природа Неживая и живая природа. | Что у нас под ногами? | 1 |
11 | Человек и природа Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. | Что общего у разных растений? | 1 |
12 | Человек и природа Комнатные растения, правила содержания и ухода. | Что растёт на подоконнике? | 1 |
13 | Человек и природа. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). | Что растёт на клумбе? | 1 |
14 | Человек и природа Лиственные и хвойные растения. | Что это за листья? | 1 |
15 | Человек и природа Лиственные и хвойные растения. | Что такое хвоинки? | 1 |
16 | Человек и природа Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Главные особенности животных — представителей одной группы. | Кто такие насекомые? | 1 |
17 | Человек и природа Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Главные особенности животных — представителей одной группы. | Кто такие рыбы? | 1 |
18 | Человек и природа Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Главные особенности животных — представителей одной группы. Забота о домашних питомцах. | Кто такие птицы? | 1 |
19 | Человек и природа Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Главные особенности животных — представителей одной группы. Дикие и домашние животные. | Кто такие звери? | 1 |
20 | Человек и природа Природа и предметы, созданные человеком. | Что окружает нас дома? | 1 |
21 | Правила безопасной жизни Безопасность в сети Интернет: электронный дневник и электронные ресурсы школы. | Что умеет компьютер? | 1 |
22 | Правила безопасной жизни Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 |
23 | Человек и природа Неживая и живая природа. | На что похожа наша планета? | 1 |
24 | Человек и общество Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. | Проверочная работа по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1 |
Разделы ПООП НОО / содержание ПООП НОО | «Как, откуда и куда?» (12 ч) |
25 | Человек и общество Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. | Как живёт семья? | 1 |
26 | Человек и природа Неживая и живая природа. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 |
27 | Правила безопасной жизни Природа и предметы, созданные человеком. | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 |
28 | Человек и общество Природа и предметы, созданные человеком. | Как путешествует письмо? | 1 |
29 | Человек и природа Неживая и живая природа. | Куда текут реки? | 1 |
30 | Человек и природа Неживая и живая природа. | Откуда берутся снег и лёд? | 1 |
31 | Человек и природа Неживая и живая природа. | Как живут растения? | 1 |
32 | Человек и природа Неживая и живая природа. | Как живут животные? | 1 |
33 | Человек и природа Взаимосвязи между человеком и природой. | Как зимой помочь птицам? | 1 |
34 | Человек и природа Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 |
35 | Человек и природа Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе | Откуда в снежках грязь? | 1 |
36 | Человек и общество Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. | Проверочная работа по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». | 1 |
Разделы ПООП НОО / содержание ПООП НОО | «Где и когда?» (10ч) |
37 | Человек и общество Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. | Когда учиться интересно? | 1 |
38 | Человек и природа Неживая и живая природа. | Когда придёт суббота? | 1 |
39 | Человек и природа Неживая и живая природа. Сезонные изменения в природе. | Когда наступит лето? | 1 |
40 | Человек и природа Карта мира. Материки, океаны. | Где живут белые медведи? | 1 |
41 | Человек и природа Карта мира. Материки, океаны. | Где живут слоны? | 1 |
42 | Человек и природа Карта мира. Материки, океаны. | Где зимуют птицы? | 1 |
43 | Человек и природа Природа и предметы, созданные человеком. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. | Когда появилась одежда? | 1 |
44 | Человек и природа Природа и предметы, созданные человеком. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. | Когда изобрели велосипед? | 1 |
45 | Человек и общество Правила поведения в социуме. | Когда мы станем взрослыми? | 1 |
46 | Человек и общество Классный, школьный коллективы. Ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. | Проверочная работа по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 |
Разделы ПООП НОО / содержание ПООП НОО | «Почему и зачем?» (20 ч) |
47 | Человек и природа Неживая и живая природа. | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 |
48 | Человек и природа Неживая и живая природа. | Почему Луна бывает разной? | 1 |
49 | Человек и природа Неживая и живая природа. Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 |
50 | Человек и природа Неживая и живая природа. | Почему звенит звонок? | 1 |
51 | Человек и природа Неживая и живая природа. | Почему радуга разноцветная? | 1 |
52 | Человек и природа Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. | Почему мы любим собак и кошек? | 1 |
53 | Человек и природа Правила нравственного и безопасного поведения в природе. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 |
54 | Человек и природа Правила нравственного и безопасного поведения в природе. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 |
55 | Правила безопасной жизни Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. | Зачем мы спим ночью? | 1 |
56 | Правила безопасной жизни Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 |
57 | Правила безопасной жизни Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 |
58 | Правила безопасной жизни Безопасность в сети Интернет. | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 |
59 | Правила безопасной жизни Правила безопасного поведения пассажира. | Зачем нужны автомобили? | 1 |
60 | Правила безопасной жизни Правила безопасного поведения пассажира. | Зачем нужны поезда? | 1 |
61 | Правила безопасной жизни Правила безопасного поведения пассажира. | Зачем строят корабли? | 1 |
62 | Правила безопасной жизни Правила безопасного поведения пассажира. | Зачем строят самолёты? | 1 |
63 | Правила безопасной жизни Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
64 | Человек и природа Неживая и живая природа. | Зачем люди осваивают космос? | 1 |
65 | Человек и природа Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 |
66 | Человек и природа Дикие и домашние животные. Бережное отношение человека к животным. | Проверочная работа по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 |
ИТОГО: 66 часов. | | 66 |