СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру (2 класс)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по «Окружающему миру» разработана:

- В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012. № 273-ФЗ;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;

- Приказами Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 и от 31.12.2015 № 1577 соответственно.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1.Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2.Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3.Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4.Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1. Идея многообразия мира;

2. Идея целостности мира;

3. Идея уважения к миру.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1.Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2.Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3.Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса.

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;

  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные:

Ученик научится:

  • распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей мест­ности;

  • правилам поведения в природе;

  • называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;

  • называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

  • распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; осо­бенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на ули­це, в быту, на воде, при контактах с людьми;

  • называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;

  • называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.

Ученик получит возможность научиться:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; - различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в при­роде;

  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

  • использовать основные формы приветствия, просьбы в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  • неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные;

  • деревья, кустарники, травы;

  • животные дикие и домашние;

  • насекомые, рыбы, птицы, звери;

  • основные признаки времен года;

  • некоторые охраняемые растения и животные своей местности;

  • правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес;

  • виды транспорта;

  • наиболее распространенные профессии;

  • строение тела человека;

  • правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

  • имена и отчества родителей;

  • основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания;

  • культура поведения в общественных местах;

  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств); основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности:

  • равнины и горы;

  • основные виды естественных водоемов; части реки;

  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России;

  • названия нескольких стран мира;

  • государственные символы России.



Учащиеся должны уметь:

  • различать объекты природы и предметы, созданные чело веком, объекты неживой и живой природы;

  • различать изученные группы растений и животных;

  • распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы);

  • вести наблюдения в природе под руководством учителя;

  • выполнять правила поведения в природе;

  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;

  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; использовать основные формы приветствия, просьбы в отношениях с другими людьми;

  • выполнять правила поведения в общественных местах;

  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Содержание курса

Кол-во

часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Где мы живём.

4



Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить опыты; описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения; осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: читывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для одноклассников высказывания; формулировать собственное мнение и позицию.

Природа.

20


Жизнь города и села.

10



Здоровье и безопасность.

9


Общение.

7


Путешествия.

18

Итого:

68




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для учителя:

- Примерная программа по окружающему миру;

- Окружающий мир: рабочие программы 1-4 классы: / Плешаков А.А. – М.: Просвещение,128 с.

- Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: / Плешаков А.А. В 2 ч. – М.: Просвещение,128 с.: ил.

- Окружающий мир: Рабочая тетрадь 2 класс: В 2 ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 96 с.: ил.

- Окружающий мир: Атлас-определитель для начальной школы 2 класс: / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 224 с.: ил.

Окружающий мир: Тесты 2 класс: / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 64 с.: ил.

- Окружающий мир: Методические рекомендация: 2 класс: / Плешаков А.А., – М.: Просвещение, 160 с.: ил.

Для обучающегося:

- Окружающий мир. 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений: / Плешаков А.А. В 2 ч. – М.: Просвещение,128 с.: ил.

- Окружающий мир: Рабочая тетрадь 2 класс: В 2 ч. /Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 96 с.: ил.

- Окружающий мир: Атлас-определитель для начальной школы 2класс: / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 224 с.: ил.

- Окружающий мир: Тесты2 класс: / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 64 с.: ил.

Информационно-коммуникативные средства:

- Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир.2 класс».

Технические средства: аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц; демонстрационные таблицы; компьютерная техника.


Место курса «Окружающий мир» в учебном плане.

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч. в неделю.

Программа рассчитана на 270 часов: 1 класс – 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы – по 68 ч (34 учебные недели).

В связи с тем, что МБОУ СОШ №5 является базой для ППЭ, количество учебных недель во 2 классе сокращается на 1 неделю. Количество учебных дней просчитано с учётом праздничных дней как не учебных, темы объединены за счёт резервных уроков и уроков повторения.














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛаНИРОВАНИЕ

Окружающий мир


п/п

Раздел

Тема урока

Дата

Примечание

план

факт

1 четверть


1

Где мы живем

Родная страна.

01.09 - 06.09



2

Где мы живем

Город и село. Проект «Родной город (село)».

07.09 - 13.09



3

Где мы живем

Природа и рукотворный мир.

07.09 - 13.09



4

Где мы живем

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём».

14.09 - 20.09



5

Природа

Неживая и живая природа.

14.09 - 20.09



6

Природа

Явления природы.

21.09 - 27.09



7

Природа

Что такое погода?

21.09 - 27.09



8

Природа

В гости к осени (экскурсия).

28.09 - 04.10



9

Природа

Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы.

28.09 - 04.10



10

Природа

Звёздное небо.

05.10 - 11.10



11

Природа

Заглянем в кладовые Земли.

05.10 - 11.10



12

Природа

Про воздух и про воду.

12.10 - 18.10



13

Природа

Про воздух и про воду. Вода в жизни человека.

12.10 - 18.10



14

Природа

Какие бывают растения?

19.10 - 25.10



15

Природа

Какие бывают животные?

19.10 - 25.10



16

Природа

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

26.10 - 29.10



17

Природа

Дикорастущие и культурные растения.

26.10 - 29.10



2 четверть


18

Природа

Дикие и домашние животные.

09.11 - 15.11



19

Природа

Комнатные растения.

09.11 - 15.11



20

Природа

Животные живого уголка.

16.11 - 22.11



21

Природа

Про кошек и собак.

16.11 - 22.11



22

Природа

Красная книга.

23.11 - 29.11



23

Природа

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».

23.11 - 29.11



24

Природа

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

30.11 - 06.12



25

Жизнь города и села

Что такое экономика?

30.11 - 06.12



26

Жизнь города и села

Из чего что сделано?

07.12 - 13.12.



27

Жизнь города и села

Как построить дом?

07.12 - 13.12



28

Жизнь города и села

Какой бывает транспорт?

14.12 - 20.12



29

Жизнь города и села

Культура и образование.

14.12 - 20.12



30

Жизнь города и села

Все профессии важны. Проект «Профессии».

21.12 - 27.12



31

Жизнь города и села

Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

21.12 - 27.12.



32

Жизнь города и села

В гости к зиме (экскурсия).

28.12 - 29.12



3 четверть


33

Жизнь города и села

В гости к зиме.

11.01 - 17.01



34

Жизнь города и села

Презентации проектов: «Родное село», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии».

11.01 - 17.01



35

Здоровье и безопасность

Строение тела человека.

18.01 - 24.01



36

Здоровье и безопасность

Если хочешь быть здоров.

18.01 - 24.01



37

Здоровье и безопасность

Берегись автомобиля!

25.01 - 31.01



38

Здоровье и безопасность

Школа пешехода.

25.01 - 31.01



39

Здоровье и безопасность

Домашние опасности.

01.02 - 07.02



40

Здоровье и безопасность

Пожар!

01.02 - 07.02



41

Здоровье и безопасность

На воде и в лесу.

08.02 - 14.02



42

Здоровье и безопасность

Опасные незнакомцы.

08.02 - 14.02



43

Здоровье и безопасность

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

15.02 - 21.02



44

Общение

Наша дружная семья.

15.02 - 21.02



45

Общение

Проект «Родословная».

22.02 - 28.02



46

Общение

В школе.

22.02 - 28.02



47

Общение

Правила вежливости.

01.03 - 07.03



48

Общение

Ты и твои друзья.

01.03 - 07.03



49

Общение

Мы – зрители и пассажиры.

08.03 - 14.03.



50

Общение

Оценим себя и свои достижения.

08.03 - 14.03



51

Путешествия

Посмотрите вокруг.

15.03 - 21.03



52

Путешествия

Ориентирование на местности.

15.03 - 21.03.



4 четверть


53

Путешествия

Ориентирование на местности.

29.03 - 04.04



54

Путешествия

Формы земной поверхности.

29.03 - 04.04



55

Путешествия

Водные богатства.

05.04 - 11.04



56

Путешествия

В гости к весне (экскурсия).

05.04 - 11.04



57

Путешествия

В гости к весне.

12.04 - 18.04



58

Путешествия

Россия на карте.

12.04 - 18.04



59

Путешествия

Проект «Города России».

19.04 - 25.04



60

Путешествия

Путешествие по Москве.

19.04 - 25.04



61

Путешествия

Московский Кремль.

26.04 - 02.05



62

Путешествия

Город на Неве.

26.04 - 02.05



63

Путешествия

Путешествие по планете.

03.05 - 09.05



64

Путешествия

Путешествие по материкам.

03.05 - 09.05



65

Путешествия

Страны мира. Проект «Страны мира».

10.05 - 16.05



66

Путешествия

Впереди лето.

10.05 - 16.05



67

Путешествия

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

17.05 - 23.05



68

Путешествия

Презентации проектов: «Родословная», «Города России», «Страны мира».

17.05 - 23.05




13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!