ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Окружающему миру» разработана:
- В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012. № 273-ФЗ;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
- Приказами Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 и от 31.12.2015 № 1577 соответственно.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1.Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2.Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3.Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4.Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1. Идея многообразия мира;
2. Идея целостности мира;
3. Идея уважения к миру.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1.Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2.Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3.Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные:
Ученик научится:
распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
правилам поведения в природе;
называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Ученик получит возможность научиться:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; - различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные;
деревья, кустарники, травы;
животные дикие и домашние;
насекомые, рыбы, птицы, звери;
основные признаки времен года;
некоторые охраняемые растения и животные своей местности;
правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес;
виды транспорта;
наиболее распространенные профессии;
строение тела человека;
правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей;
основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания;
культура поведения в общественных местах;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств); основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности:
равнины и горы;
основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России;
названия нескольких стран мира;
государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные чело веком, объекты неживой и живой природы;
различать изученные группы растений и животных;
распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы);
вести наблюдения в природе под руководством учителя;
выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; использовать основные формы приветствия, просьбы в отношениях с другими людьми;
выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса | Кол-во часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
Где мы живём. | 4 | Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить опыты; описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения; осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: читывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для одноклассников высказывания; формулировать собственное мнение и позицию. |
Природа. | 20 |
Жизнь города и села. | 10 |
Здоровье и безопасность. | 9 |
Общение. | 7 |
Путешествия. | 18 |
Итого: | 68 | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Для учителя:
- Примерная программа по окружающему миру;
- Окружающий мир: рабочие программы 1-4 классы: / Плешаков А.А. – М.: Просвещение,128 с.
- Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: / Плешаков А.А. В 2 ч. – М.: Просвещение,128 с.: ил.
- Окружающий мир: Рабочая тетрадь 2 класс: В 2 ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 96 с.: ил.
- Окружающий мир: Атлас-определитель для начальной школы 2 класс: / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 224 с.: ил.
Окружающий мир: Тесты 2 класс: / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 64 с.: ил.
- Окружающий мир: Методические рекомендация: 2 класс: / Плешаков А.А., – М.: Просвещение, 160 с.: ил.
Для обучающегося:
- Окружающий мир. 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений: / Плешаков А.А. В 2 ч. – М.: Просвещение,128 с.: ил.
- Окружающий мир: Рабочая тетрадь 2 класс: В 2 ч. /Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 96 с.: ил.
- Окружающий мир: Атлас-определитель для начальной школы 2класс: / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 224 с.: ил.
- Окружающий мир: Тесты2 класс: / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 64 с.: ил.
Информационно-коммуникативные средства:
- Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир.2 класс».
Технические средства: аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц; демонстрационные таблицы; компьютерная техника.
Место курса «Окружающий мир» в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч. в неделю.
Программа рассчитана на 270 часов: 1 класс – 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы – по 68 ч (34 учебные недели).
В связи с тем, что МБОУ СОШ №5 является базой для ППЭ, количество учебных недель во 2 классе сокращается на 1 неделю. Количество учебных дней просчитано с учётом праздничных дней как не учебных, темы объединены за счёт резервных уроков и уроков повторения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛаНИРОВАНИЕ
Окружающий мир
№ п/п | Раздел | Тема урока | Дата | Примечание |
план | факт |
1 четверть |
1 | Где мы живем | Родная страна. | 01.09 - 06.09 | | |
2 | Где мы живем | Город и село. Проект «Родной город (село)». | 07.09 - 13.09 | | |
3 | Где мы живем | Природа и рукотворный мир. | 07.09 - 13.09 | | |
4 | Где мы живем | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». | 14.09 - 20.09 | | |
5 | Природа | Неживая и живая природа. | 14.09 - 20.09 | | |
6 | Природа | Явления природы. | 21.09 - 27.09 | | |
7 | Природа | Что такое погода? | 21.09 - 27.09 | | |
8 | Природа | В гости к осени (экскурсия). | 28.09 - 04.10 | | |
9 | Природа | Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы. | 28.09 - 04.10 | | |
10 | Природа | Звёздное небо. | 05.10 - 11.10 | | |
11 | Природа | Заглянем в кладовые Земли. | 05.10 - 11.10 | | |
12 | Природа | Про воздух и про воду. | 12.10 - 18.10 | | |
13 | Природа | Про воздух и про воду. Вода в жизни человека. | 12.10 - 18.10 | | |
14 | Природа | Какие бывают растения? | 19.10 - 25.10 | | |
15 | Природа | Какие бывают животные? | 19.10 - 25.10 | | |
16 | Природа | Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. | 26.10 - 29.10 | | |
17 | Природа | Дикорастущие и культурные растения. | 26.10 - 29.10 | | |
2 четверть |
18 | Природа | Дикие и домашние животные. | 09.11 - 15.11 | | |
19 | Природа | Комнатные растения. | 09.11 - 15.11 | | |
20 | Природа | Животные живого уголка. | 16.11 - 22.11 | | |
21 | Природа | Про кошек и собак. | 16.11 - 22.11 | | |
22 | Природа | Красная книга. | 23.11 - 29.11 | | |
23 | Природа | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». | 23.11 - 29.11 | | |
24 | Природа | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 30.11 - 06.12 | | |
25 | Жизнь города и села | Что такое экономика? | 30.11 - 06.12 | | |
26 | Жизнь города и села | Из чего что сделано? | 07.12 - 13.12. | | |
27 | Жизнь города и села | Как построить дом? | 07.12 - 13.12 | | |
28 | Жизнь города и села | Какой бывает транспорт? | 14.12 - 20.12 | | |
29 | Жизнь города и села | Культура и образование. | 14.12 - 20.12 | | |
30 | Жизнь города и села | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 21.12 - 27.12 | | |
31 | Жизнь города и села | Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 21.12 - 27.12. | | |
32 | Жизнь города и села | В гости к зиме (экскурсия). | 28.12 - 29.12 | | |
3 четверть |
33 | Жизнь города и села | В гости к зиме. | 11.01 - 17.01 | | |
34 | Жизнь города и села | Презентации проектов: «Родное село», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии». | 11.01 - 17.01 | | |
35 | Здоровье и безопасность | Строение тела человека. | 18.01 - 24.01 | | |
36 | Здоровье и безопасность | Если хочешь быть здоров. | 18.01 - 24.01 | | |
37 | Здоровье и безопасность | Берегись автомобиля! | 25.01 - 31.01 | | |
38 | Здоровье и безопасность | Школа пешехода. | 25.01 - 31.01 | | |
39 | Здоровье и безопасность | Домашние опасности. | 01.02 - 07.02 | | |
40 | Здоровье и безопасность | Пожар! | 01.02 - 07.02 | | |
41 | Здоровье и безопасность | На воде и в лесу. | 08.02 - 14.02 | | |
42 | Здоровье и безопасность | Опасные незнакомцы. | 08.02 - 14.02 | | |
43 | Здоровье и безопасность | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 15.02 - 21.02 | | |
44 | Общение | Наша дружная семья. | 15.02 - 21.02 | | |
45 | Общение | Проект «Родословная». | 22.02 - 28.02 | | |
46 | Общение | В школе. | 22.02 - 28.02 | | |
47 | Общение | Правила вежливости. | 01.03 - 07.03 | | |
48 | Общение | Ты и твои друзья. | 01.03 - 07.03 | | |
49 | Общение | Мы – зрители и пассажиры. | 08.03 - 14.03. | | |
50 | Общение | Оценим себя и свои достижения. | 08.03 - 14.03 | | |
51 | Путешествия | Посмотрите вокруг. | 15.03 - 21.03 | | |
52 | Путешествия | Ориентирование на местности. | 15.03 - 21.03. | | |
4 четверть |
53 | Путешествия | Ориентирование на местности. | 29.03 - 04.04 | | |
54 | Путешествия | Формы земной поверхности. | 29.03 - 04.04 | | |
55 | Путешествия | Водные богатства. | 05.04 - 11.04 | | |
56 | Путешествия | В гости к весне (экскурсия). | 05.04 - 11.04 | | |
57 | Путешествия | В гости к весне. | 12.04 - 18.04 | | |
58 | Путешествия | Россия на карте. | 12.04 - 18.04 | | |
59 | Путешествия | Проект «Города России». | 19.04 - 25.04 | | |
60 | Путешествия | Путешествие по Москве. | 19.04 - 25.04 | | |
61 | Путешествия | Московский Кремль. | 26.04 - 02.05 | | |
62 | Путешествия | Город на Неве. | 26.04 - 02.05 | | |
63 | Путешествия | Путешествие по планете. | 03.05 - 09.05 | | |
64 | Путешествия | Путешествие по материкам. | 03.05 - 09.05 | | |
65 | Путешествия | Страны мира. Проект «Страны мира». | 10.05 - 16.05 | | |
66 | Путешествия | Впереди лето. | 10.05 - 16.05 | | |
67 | Путешествия | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 17.05 - 23.05 | | |
68 | Путешествия | Презентации проектов: «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 17.05 - 23.05 | | |
13