СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс. Плешаков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»








УТВЕРЖДЕНО

приказом № от августа 2018 г.













Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий мир»

(базовый уровень)

для 2 класса











Составитель

Щербакова Светлана Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории









г. Воскресенск

2018 год

Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576);

  • основной образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ № 9», утвержденной приказом № 64/4 от 30.08 2017 года;

  • авторской   программы для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» (УМК «Школа России»), под ред. Плешакова А.А. - М.: Просвещение, 2013г., без изменений.

Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Окружающий мир» Плешакова А.А. Ч.1.- М.: Просвещение, 2015 г., Ч.2.-М.: Просвещение, 2016 г.

В соответствии с учебным планом МОУ « СОШ № 9» на изучение учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится 68 ч в год (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;

  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовных ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

  • приводить примеры народов России;

  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;

  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

  • оценивать отношение людей к окружающему миру;

  • различать объекты и явления неживой и живой природы;

  • находить связи в природе, между природой и человеком;

  • проводить наблюдения и ставить опыты;

  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;

  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

  • различать виды транспорта;

  • приводить примеры учреждений культуры и образования;

  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

  • приводить примеры семейных традиций;

  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

  • ориентироваться на местности разными способами;

  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

  • различать водные объекты, узнавать их по описанию;

  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Обучающиеся научатся:

  • наблюдать, обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — источника тепла и света — на смену времен года, на растительный и животный мир);

  • выделять и называть особенности Солнца, как звезды, и Земли, как планеты;

  • устанавливать причинно-следственные связи между вращением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи, между движением Земли по своей орбите вокруг Солнца и сменой времен года и называть их;

  • сравнивать внешний вид и называть по сходным признакам представителей таких групп животных, как насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
    млекопитающие;

  • сравнивать и выделять характерные для животных способы питания, размножения,
    защиты, заботы о потомстве и называть их;

  • выявлять признаки, отличающие домашних животных от диких;

  • оценивать значение растений и животных в природе и жизни людей;

  • искать и выделять необходимую информацию для классификации объектов природы по заданным основаниям: культурные и дикорастущие растения,
    однолетние, двулетние, многолетние растения; цветковые, хвойные папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;

  • характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

  • ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование при изучении свойств воды, воздуха, и анализировать результаты наблюдений, делать выводы;

  • следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

  • на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для
    жизни растений; выращивать растения из семян, клубней, листа, побегов;

  • использовать оглавление, словари и тексты учебника в печатной и электронной формах для поиска необходимой информации;

  • устанавливать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

  • оценивать характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и
    растительного мира, занесенных в Красную книгу России;

  • оценивать рекомендации по здоровому образу жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию в дополнительных источниках знаний (Интернет, детские энциклопедии) для подготовки сообщений и презентаций.
    Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выделять и характеризовать особенности Солнца, как звезды, и Земли, как планеты;

  • сравнивать внешний вид и характерные особенности таких групп животных, как
    насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;

  • устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между вращением Земли
    вокруг своей оси и сменой дня и ночи, между движением Земли по своей орбите вокруг
    Солнца и сменой времен года;

  • группировать (классифицировать) объекты природы по сходным признакам (например, группа насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих);

  • анализировать способы питания животных, их размножения, защиты, заботы о
    потомстве, выделяя их особенности;

  • искать и находить необходимую информацию из различных доступных школьникам
    источников знаний для выделения основания для классификации объектов природы по тем
    или другим признакам (например, культурные и дикорастущие растения, однолетние и
    многолетние растения; цветковые и хвойные и др.)

  • сравнивать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию в дополнительных
    источниках знаний (Интернет, детские энциклопедии) для подготовки сообщений и
    презентаций;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

  • соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего
    самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила
    рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при
    несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

  • оценивать характер взаимоотношений в семье и семейные традиции;

  • оценивать важность профессий взрослых;

  • различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках
    и пр.);

  • планировать свою деятельность в участии в важных для школы (региона, страны)
    событиях: День Победы, День Конституции России, День города (села, поселка), встреча
    Нового года;

  • выделять усвоенные и новые знания о достопримечательностях Москвы, Московского Кремля, находить дополнительную информацию в различных источниках знаний, включая электронную форму учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соотносить исторические события по векам (на примере истории строительства
    Московского Кремля и истории родного города (села, поселка));

  • сопоставлять самые важные права и обязанности человека
    по отношению к природе;

  • использовать дополнительные источники информации(словарь учебника), находить
    факты в Интернете (интернет -адреса даны в учебнике по темам «История Московского
    Кремля» и «Твоя безопасность») для сообщений и презентаций;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;

  • оценивать характер взаимоотношений в классном коллективе.

В результате изучения раздела «Правила здорового образа жизни и безопасного

поведения»

Обучающиеся научатся:

  • соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиены в условиях пребывания в школе;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе под
    наблюдением взрослых;

  • контролировать свое самочувствие и сообщать о своем недомогании взрослым;

  • находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного
    поведения по инструкции учителя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиеныв условиях пребывания в школе и дома;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице ив быту, в природе;

  • находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного
    поведения в соответствии со своими потребностями и склонностями;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего
    самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила
    рационального питания и личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, обучая этому младших, а при необходимости и родителей;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе.


Содержание учебного предмета

Где мы живём? (4ч.)

Имя родной страны – Россия. Государственные символы Российской Федерации. Россия – многонациональная страна. Государственный язык. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Подготовка к выполнению проекта «Родной город». Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Где мы живём?»

Природа. (20ч.)

Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров. Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды. Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия. Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни. Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных. Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Животные живого уголка. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека. Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России. Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных. Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта «Красная книга» или «Возьмём под защиту». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Природа».

Жизнь города и села. (10ч.)

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги. Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей. Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения. Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта. Учреждения культуры, их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамера. Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта «Профессии». Наблюдения за зимними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия. Зимние явления в неживой и живой природе. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Жизнь города и села». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Здоровье и безопасность. (9ч.).

Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа. Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Освоение правил безопасности пешехода. Правила безопасного поведения в быту. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. Правила безопасного поведения на воде и в лесу. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Здоровье и безопасность».

Общение. (7ч.)

Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. Подготовка к выполнению проекта «Родословная». Классный и школьный коллектив. Совместная учёба, игра, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в гостях. Правила поведения в общественных местах. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Общение».

Путешествия. (16ч.)

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. Водные богатства нашей планеты. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря. Наблюдения за весенними явлениями природы. Экскурсия. Весенние явления в неживой и живой природе. Карта. Изображение территории России на карте. Правила показа объектов на настенной карте. Подготовка к выполнению проекта «Города России». Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы. Московский Кремль - символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. Санкт – Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания. Старинные русские города, расположенные на реке Оке. Приокско – Террасный заповедник. Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Проект «Страны мира». Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных.

Резервные часы (2ч.)


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ /Мажирина М.В./

« » августа 2018 г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО. Рекомендовано к утверждению.

протокол № 1 от « » августа 2018 г.

Руководитель ШМО

_____________ /Щербакова С.А./





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!