СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 2 класса по программе Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Чувашская гимназия г. Белебея муниципального района

Белебеевский район Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол от ______2021г. №___

Руководитель МО

______ /Степанова Л.В. /

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

______ В. К. Алексеева

________ 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ Чувашская гимназия г. Белебея

_______Петрова Е.М.

Приказ от__________2021г. №_____

Рабочая программа учебного предмета


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


Уровень общего образования: начальное общее образование, 1-4 классы


Срок реализации: 2021-2022 учебный год


Количество часов: 2 часа в неделю


Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы начального общего образования по окружающему мира 1-4 классы М. Просвещение (2016 г.)


Программа ориентирована на учебник: ФГОС А. А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс, М. Просвещение, 2017 г.


Составитель: Степанова Л. В., 1 квалиф. категория.


2021 г.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:


Личностных результаты:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

1 класс

Личностные результаты

Учащийся научится:

- знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям;

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее);

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие;

- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

- освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

Учащийся получит возможность научиться:

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

- развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).


Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

Учащийся получит возможность научиться:

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

- учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные

Учащийся научится:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем;

- уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой;

Учащийся получит возможность научиться:

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные

Учащийся научится:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности,

извинения, прощания; культура поведения в общественных местах);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры);

Учащийся получит возможность научиться:

- формировать умение работать в группах и парах;

- составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;


Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений:

Раздел «Человек и природа».

Учащийся научится:

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- вести наблюдения в природе.

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

- называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;

- вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;

- выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;

- объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;

- группы растений и животных: деревья, кустарники, травы; насекомые, рыбы, птицы, звери;

- различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);


Учащийся получит возможность научиться:

- строить вопросительные предложения об окружающем мире.

- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете;

- определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

- описывать по плану дерево, рыбу, птицу;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Раздел «Человек и общество».

Учащийся научится:

- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

- государственную символику России: флаг, герб, гимн;

- государственные праздники;

-представлять результаты проектной деятельности;

- различать прошлое настоящее и будущее;

- называть дни недели и времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы;

- находить на глобусе холодные и жаркие районы;

- различать животных холодных и жарких районов;

- использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;

- анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем;

- объяснять причины возникновения дождя и ветра;

- запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

- выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

- формулировать правила поведения в природе;

- различать овощи и фрукты;

- объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов;

- назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;

- приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

- особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

- оценивать правильность поведения в быту (правила общения);

Учащийся получит возможность научиться:

- анализировать схему смены времён года и месяцев;

- характеризовать природные явления в разные времена года;

- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

- объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

- рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

- формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

- исследовать возникновение и распространение звуков;

- высказывать предположения о причинах возникновения радуги;

- различать средства связи и средства массовой информации;

- отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;

«Правила безопасного поведения»

Учащиеся научатся:

- подбирать одежду для разных случаев;

- оценивать правильность своей подготовки ко сну;

- формулировать основные правила гигиены;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- соблюдать правила безопасной езды на велосипеде.

- правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;

Учащийся получит возможность научиться:

- оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей;

- обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук;

- соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение: солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновения с животными и т.д.);


2 класс

Личностные результаты

Учащийся научится:

- формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

Учащийся получит возможность научиться:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

Учащийся получит возможность научиться:

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.


Познавательные

Учащийся научится:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

Учащийся получит возможность научиться:

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные

Учащийся научится:

- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

- составлять небольшие рассказы на заданную тему.


Предметные результаты

Раздел «Человек и природа».

Второклассник научится:

- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы: дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне», или «Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;

- использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных 

- форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;

- использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

Учащийся получит возможность научиться:

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

Раздел «Человек и общество».

Второклассник научится:

- различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

Учащийся получит возможность научиться:

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

«Правила безопасного поведения»

Учащиеся научатся:

- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Учащийся получит возможность научиться:

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.


3 класс

Личностные результаты

Учащийся научится:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Учащийся получит возможность научиться:

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и скорректированную учителем;

- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

- планировать свои действия в течение урока с помощью учителя;

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

Учащийся получит возможность научиться:

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

-контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Учащийся научится:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- сравнивать объекты по различным признакам;

Учащийся получит возможность научиться:

- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Учащийся научится:

- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

- признавать свои ошибки, озвучивать их;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

Учащийся получит возможность научиться:

- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

- составлять рассказ на заданную тему;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.


Предметные результаты

Раздел «Человек и природа»

Учащиеся научатся:

- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;

- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

Учащийся получит возможность научиться:

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

Раздел «Человек и общество»

Учащийся научится:

- различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.);

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

Учащийся получит возможность научиться:

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

«Правила безопасного поведения»

Учащиеся научатся:

- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Учащийся получит возможность научиться:

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.


4 класс

Личностные результаты

Учащийся научится:

- понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);

- способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;

- готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;

- придерживаться правилам работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Учащийся получит возможность научиться:

- формирование основ экологической культуры;

- понимание ценности любой жизни;


Метапредметные результаты

Регулятивные:

Учащийся научится:

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

Учащийся получит возможность научиться:

- осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями;

- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

Учащийся научится:

- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

- использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;

- осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

- обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

Учащийся получит возможность научиться:

- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их по- следствиями (под руководством учителя);

- сравнивать исторические события, делать обобщения;

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;

- проводить аналогии, устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе;

- собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные:

Учащийся научится:

- взаимодействовать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очередность действий, осуществлять взаимопроверку;

- распределять обязанности при работе в группе;

- учитывать мнение партнера, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

Учащийся получит возможность научиться:

- способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.


Предметные результаты

Раздел «Человек и природа»

Выпускник научится:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

Раздел «Человек и общество»

Выпускник научится:

- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей,

«Правила безопасного поведения» Учащиеся научатся: - понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде); - понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг; - понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи; - понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).

- освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Учащиеся получат возможность научиться: - соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение: солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновения с животными и т.д.); - соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг; - соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи; - заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания;


2. Содержание учебного предмета


Программа учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования предполагает изучение следующих разделов.

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано челове­ком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жид­кости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источ­ник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океа­ны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предска­зание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая харак­теристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяй­ственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни рас­тения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорасту­щие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размноже­ние животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — рас­пространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и живот­ный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и спо­собы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и живот­ных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Между­народные экологические организации (2—3 примера). Между­народные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнеде­ятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответ­ственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, ува­жительное отношение к людям с ограниченными возмож­ностями здоровья.


Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены об­щей культурой и связаны друг с другом совместной деятельно­стью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкла­де в культуру человечества традиций и религиозных воз­зрений разных народов. Взаимоотношения человека с дру­гими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о челове­ческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь чле­нов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забо­та о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории се­мьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, со­вместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школь­ника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассни­кам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориен­тации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. На­земный, воздушный и водный транспорт. Правила пользова­ния транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами мас­совой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценност­но-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчиз­на. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Консти­туция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. От­ветственность главы государства за социальное и духовно-нрав­ственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления об­щественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Побе­ды, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни Рос­сии. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная пло­щадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных истори­ческих событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбо­ру). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортив­ного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достоприме­чательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Осо­бенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федера­ция. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных цен­ностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность исто­рико-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообра­зии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с нескольки­ми странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.


Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, пере­греве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незна­комыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопас­ности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нрав­ственный долг каждого человека.



























3. Учебно-тематическое планирование


п/п

Содержание раздела

Кол-во часов

Проверим себя и оценим свои достижения

Количество проектов

1.

Где мы живём?

4

1


2.

Природа

20

1

1

3.

Жизнь города и села

10

1

1

4.

Здоровье и безопасность

9

1


5.

Общение

7

1

1

6.

Путешествия

18

1

2


ИТОГО

68

6

5
























4. Календарно-тематический план




Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Кол-во час

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Примечания

Где мы живём? (4 ч)

1

Родная страна. ОБЖ Современное жилище.

1




2

Город и село.

ЭКОР Города Башкортостана.

1




3

Природа и рукотворный мир.

1




4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

1





Природа (20 ч)

5

Неживая и живая природа.

1




6

Явления природы. ОБЖ Современное жилище

1




7

Что такое погода.

1




8

В гости к осени. Экскурсия.

ЭКОР Осень в Башкортостане.

1




9

В гости к осени.

1




10

Звёздное небо

1




11

Заглянем в кладовые Земли.

ЭКОР Полезные ископаемые Башкортостана.

1




12

Про воздух…

1




13

… И про воду

1




14

Какие бывают растения.

ЭКОР Растения Башкортостана.

1




15

Какие бывают животные.

ЭКОР Животные Башкортостана.

1




16

Невидимые нити. ОБЖ Правила пожарной безопасности

1




17

Дикорастущие и культурные растения.

ЭКОР Дикорастущие и культурные растения Башкортостана.

1




18

Дикие и домашние животные.

1




19

Комнатные растения.

1




20

Животные живого уголка.

1




21

Про кошек и собак. ОБЖ Правила пожарной безопасности.

1




22

Красная книга.

ЭКОР Красная книга Башкортостана.

1




23

Будь природе другом. Проект «Красная книга»

1




24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1





Жизнь города и села (10 ч)

25

Что такое экономика.

ЭКОР Экономика Башкортостана.

1




26

Из чего что сделано. ОБЖ Улица и общественный транспорт.

1




27

Как построить дом.

1




28

Какой бывает транспорт.

ЭКОР Виды транспорта в Башкортостане.

1




29

Культура и образование.

1




30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

1




31

В гости к зиме. Экскурсия.

ЭКОР Зима в Башкортостане.

1




32

В гости к зиме. ОБЖ Улица и общественный транспорт.

1




33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

1




34

Презентация проектов.

1




Здоровье и безопасность (9 ч)

35

Строение тела человека.

1




36

Если хочешь быть здоров.

1




37

Берегись автомобиля! ОБЖ Улица и общественный транспорт

1




38

Школа пешехода. ОБЖ Улица и общественный транспорт.

1




39

Домашние опасности. ОБЖ Современное жилище.

1




40

Пожар. ОБЖ Правила пожарной безопасности.

1




41

На воде и в лесу.

1




42

Опасные незнакомцы.

1




43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1




Общение (7 ч)

44

Наша дружная семья.

1




45

Проект «Родословная» ОБЖ Практическое занятие по ППБ

1




46

В школе.

1




47

Правила вежливости.

1




48

Ты и твои друзья.

1




49

Мы – зрители и пассажиры.

1




50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» ОБЖ Практическое занятие по ППБ

1




Путешествия (18 ч)

51

Посмотри вокруг.

1




52

Ориентирование на местности.

1




53

Практическая работа по ориентированию на местности. ОБЖ Практическое занятие по ППБ

1




54

Формы земной поверхности. НРК Формы поверхности Башкортостана.

1




55

Водные богатства.

ЭКОР Водные богатства Башкортостана.

1




56

В гости к весне. Экскурсия.

ЭКОР Весна в Башкортостане.

1




57

В гости к весне. ОБЖ Практическое занятие по ПДД

1




58

Россия на карте.

1




59

Проект «Города России».

1




60

Путешествие по Москве.

1




61

Московский Кремль.

1




62

Город на Неве. ОБЖ Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь.

1




63

Путешествие по планете.

1




64

Путешествие по материкам.

1




65

«Страны мира» проект.

1




66

Впереди лето. ОБЖ Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь.

1




67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

1




68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!