СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1» г. Брянска



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Е.И.Самойлова


«___» _________ 2021 года



УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАОУ «Гимназия №1» г. Брянска

_______________А.М. Кравченко


Приказ №_____ от

« ____» __________ 2021 года





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

для 3 б (э) класса

на 2021-2022 учебный год

учителя Лукутовой Ирины Ильиничны










г. Брянск

2021 год



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:

1 . Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции с изменениями и дополнениями).

2. Основная образовательная программа соответствующего уровня образования (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование), утверждённого приказом директора МАОУ «Гимназия №1» № 61 от 31.08.2020г.

3. Учебный план МАОУ «Гимназия №1» Брянска на 2021-2022 учебный год.

4. Примерной авторской программы Плешаков А.А. Окружающий мир, УМК Школа России, Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение;

5. Федеральный перечень учебников на 2021-2022 учебный год.



  • соответствии с образовательной программой школы, рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю (34 учебные недели).



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты


У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);

  • осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты


Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);

  • объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы, слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, фото рассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;

  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • вырабатывать правильную осанку;

  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;

  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;

  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;

  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Проект: «Богатства, отданные людям»


Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными.


Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.


Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.


Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы.

Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений. Знакомство с современными российскими монетами.


Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Практические работы: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.


В ходе изучения раздела «Человек и природа» выпускник научится:

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


В ходе изучения раздела «Человек и общество» выпускник научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город; прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться: ь свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

  • выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


В результате изучения раздела «Правил безопасной жизни» выпускник научится:

осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

  • оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

  • соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

  • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

  • объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

  • составлять и выполнять режим дня.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

  • следовать правилам здорового образа жизни;

  • соблюдать правила противопожарной безопасности;

  • оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).


Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Как устроен мир

6

2

Эта удивительная природа

18

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

7

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествие по городам и странам

15


Итого

68





Тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

по плану

по

факту

Как устроен мир (6ч)

Первичный инструктаж по ОТ и ТБ .

Природа Экскурсия: Что нас окружает?

1

03.09.2021

03.09.2021

Человек.

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

1

06.09.2021

06.09.2021

Общество

1

10.09.2021

10.09.2021

Что такое экология

1

13.09.2021

13.09.2021

Природа в опасности! Охрана природы

1

20.09.2021

20.09.2021

Проверочная работа №1 по теме «Как устроен мир»

1

24.09.2021

24.09.2021

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 Тела, вещества, частицы

1

27.09.2021

27.09.2021

Разнообразие веществ.

Практическая работа №3 по теме «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

1

01.10.21

01.10.21

Воздух и его охрана.

Практическая работа № 3.Свойства воздуха

1

04.10.21

04.10.21

Вода. Практическая работа № 4. Свойства воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра

1

08.10.21

08.10.21

Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5. Круговорот воды

1


11.10.21

Берегите воду!

1


15.10.21

Что такое почва. Практическая работа № 6. Состав почвы

1


18.10.21

Разнообразие растений

1


22.10.21

Солнце, растения и мы с вами

1


25.10.21

Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными

1


29.10.21

Охрана растений.

1

2 четв.

08.11.21

Разнообразие животных

1


12.11.21

Кто что ест

1


15.11.21

Размножение и развитие животных

1


19.11.21

Охрана животных»

1


22.11.21

В царстве грибов

1


26.11.21

Великий круговорот жизни

1


29.11.21

Проверочная работа № 2 по теме «Эта удивительная природа»

1


03.12.21

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Практическая работа № 8. Измерение роста и массы тела

1


06.12.21

Органы чувств

1


10.12.21

Надёжная защита организма. Практическая работа № 9. Знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи

1


13.12.21

Опора тела и движение

1


17.12.21

Наше питание. Практическая работа № 10. Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках)

1


20.12.21

Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 11. Подсчет ударов пульса

1


24.12.21

Контрольная работа № 1 за первое полугодие


1


27.12.21

Умей предупреждать болезни

1


10.01.22

Здоровый образ жизни.

Наши проекты: «Школа кулинаров».

1


14.01.22

Проверочная работа № 3 по теме «Мы и наше здоровье».

1


17.01.22

Наша безопасность (7 ч)

Огонь, вода и газ.

1


17.01.22

Чтобы путь был счастливым

1


21.01.22

Дорожные знаки. Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы

1


24.01.22

Опасные места.

Наши проекты: «Кто нас защищает»

1


24.01.22

Природа и наша безопасность

1


28.01.22

Экологическая безопасность. Практическая работа № 12 Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды

1


31.01.22

Проверочная работа № 4 по теме «Наша безопасность»

1


07.02.22

Чему учит экономика (12 ч)

Для чего нужна экономика?

1


04.02.22

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1


11.02.22

Полезные ископаемые. Практическая работа № 13. Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых

1


14.02.22

Растениеводство. Практическая работа № 14. Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений.

1


18.02.22

Животноводство

1


21.02.22

Какая бывает промышленность

1



Что такое деньги. Практическая работа № 15. Знакомство с современными российскими монетами

1



Государственный бюджет

1



Семейный бюджет

1



Экономика и экология

1



Проверочная работа № 5 по теме «Чему учит экономика».

1



Наши проекты: «Экономика родного края».

1



Путешествие по городам и странам (15 ч)

Золотое кольцо России – слава и гордость страны

1



Золотое кольцо России – слава и гордость страны

1



Наши ближайшие соседи

1



На севере Европы. Практическая работа № 16. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов

1



Что такое Бенилюкс

1



В центре Европы. Практическая работа № 17. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов

1



По Франции и Великобритании

1



На юге Европы. Практическая работа № 18. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов

1



По знаменитым местам мира

1



По знаменитым местам мира

1



Проверочная работа №6 по теме «Путешествие по городам и странам»

1



Промежуточная аттестация. Тест

1



Анализ теста

1



Наши проекты: «Музей путешествий»

1



Обобщающий урок. Что мы узнали и чему научились за год

1
































Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Брянский край» для 1-4 классов разработана на основе:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции с изменениями и дополнениями).

  2. Основная образовательная программа соответствующего уровня образования (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование), утверждённого приказом директора МАОУ «Гимназия №1» № 61 от 31.08.2020г.

  3. Учебный план МАОУ «Гимназия №1» Брянска на 2020-2021 учебный год.

  4. Программы учебного курса «Брянский край», разработанного в БИПКРО в 2012 году;

  5. Рекомендаций Департамента образования и науки Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край»;


Курс введен в план внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного направления.

Программа данного курса рассчитана на четыре года обучения (1 час в неделю). Курс включает 33 занятия в 1 классе и по 34 занятия во 2-4 классах.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание методических рекомендаций Пряниковой Н. Е., Шик Н.В., Лупоядова В.Н., Лупоядовой Л.Ю. и на учебники:

«С азбукой по родному краю» Учебное пособие для 1-х классов общеобразовательных школ, автор Пряникова Н. Е., Шик Н.В..- Брянск: «Курсив», 2012;

«Природа родного края» Учебное пособие для 2-х классов общеобразовательных школ, автор Пряникова Н. Е., Шик Н. В. - Брянск: «Курсив». 2012;

«История родного края» Учебное пособие для 3-х классов общеобразовательных школ, авторы Лупоядов В.Н., Лупоядова Л.Ю. - Брянск: «Курсив», 2012;

«Культура родного края» Учебное пособие для учащихся 4-х классов общеобразовательных школ. авторы Лупоядов В. Н., Лупоядова Л. Ю.- Брянск: «Курсив», 2012.


В соответствии с учебным планом в 3 классе на учебный курс «История родного края » отводится 34 часа (из расчета 1 ч. в неделю).

Курс «История родного края» - носит интегративный характер. Курс интегрируется с предметом «Литературное чтение. 3 класс», Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Ч.1,2 Л.Ф.Климанова. - М.: Просвещение, 2012.; и «Окружающий мир. 3 класс » А. А. Плешакова, УМК «Школа России»

Тематическое планирование составлено по содержанию учебника Лупоядовой В.Н., Лупоядова Л.Ю. «История родного края» рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области


Планируемые результаты освоения курса


Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно - исторического, социально – экономического развития региона. Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества.

Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Цель краеведческого курса «Брянский край» - расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края. Только так, на наш взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.

Главная идея курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.

Практическая реализация данного курса находит выражение:

1) в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке;

2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;

3) в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.

Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, авторы старались дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, на понимании единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, к осознанию его природного своеобразия и особенностей его культурного наследия.


Личностные результаты

освоения учащимися содержания курса:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга­ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к культуре родного краяформирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;


Метапредметными результатами


освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний:

  • отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? - самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле- находить несколько вариантов решения проблемы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

  • навыки работы в сотрудничестве;

  • навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;

  • умение выдвигать гипотезы.


Предметные результаты:

  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Содержание курса


«История родного края» 3 класс

О чем рассказывает наука история.

Богиня Клио - покровительница науки истории. Брянская область.

История времени.

« Лента времени». События на ленте времени. Календарь Древней Руси.

Исторические источники.

Исторические памятники Брянской области. Чашин курган - колыбель города Брянска.

Ареология-наука древностей.

Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди. Виды археологических памятников.

Славянская письменность.

Письменные источники. Летописи. «Повесть временных лет». Брянские города в русских летописях. Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита.

Геральдика.

Основные формы гербовых щитов. Правила гербоведения.

Символы Брянского края.

Описание гербов городов Брянской области. Флаг, города Брянска. Флаг Брянской области. Гимн Брянской области.

Моя родословная.

Наука генеология. Генеологическое древо. Краткая родословная князей Трубецких.

Мое имя.

Наука ономастика. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.

Имена на карте.

Наука топонимика. Как люди выбирали названия. Названия населенных пунктов на географической карте.

Откуда мы родом.

Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Историческая карта. Соседи древних славян.

Откуда пошла Русь.

Династия Рюриковичей.

Брянское княжество.

Брянск при Романе Михайловиче Брянском. Древний город. Древние города Брянского края.

Не посрамим Русской земли.

Основные крепости на Брянской земле. Севская крепость. Куликовская битва.

Брянский край при Петре 1.

Жители Брянского края в боевых сражениях при Петре 1. Брянский край и Отечественная война 1812г. Народное ополчение.

Брянский край в годы Великой Отечественной войны.

Юные герои Брянского края. Брянская область сегодня.



Тематическое планирование


Тема


Кол-во

часов


История родного края

1

1

О чем рассказывает наука история.

1

2

История времени

1

3

Календарь Древней Руси

1

4

Исторические источники

1

5

Чашин курган- колыбель города Брянска

1

6

Археология- наука древностей

1

7

Археологические памятники Брянской области

1

8

Как жили древние люди

1

9

Славянская письменность.Брянские города в русских летописях.

1

10

Слово о полку Игореве

1

11

Геральдика

1

12

Символы Брянского края.Описание гербов городов Брянской области.

1

13

История создания гимна Брянской области

1

14

Моя родословная. Как составить генеалогическое древо.

1

15

Краткая родословная князей Трубецких

1

16

Мое имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.

1

17

Имена на карте

1

18

Как люди выбирали названия

1

19

Откуда мы родом

1

20

Славяне на территории Брянского края

1

21

Вщиж. Соседи древних славян.

1

22

Откуда пошла Русь. Первые русские князья

1

23

Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском

1

24

Древний город. Древние города Брянского края

1

25

Не посрамим русской земли. Севская крепость

1

26

Куликовская битва

1

27

Брянский край при Петре I

1

28

Брянский край и Отечественная война 1812 года. Народное ополчение

1

29

Брянский край в годы Великой Отечественной войны

1

30

Юные герои Брянского края

1

31

Брянская область сегодня

1

32

Экскурсия в историко-краеведческий музей

1

33

Обзорная экскурсия по городу.

1

34

Итоговое занятие

1

Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

Предмет,

с которым интегрируется

Дата


по плану

по

плану

1.

О чем рассказывает наука история.

1

Окружающий

мир



2.

История времени

1

Окружающий

мир



3.

Календарь Древней Руси

1

Окружающий

мир



4.

Исторические источники

1

Литературное

чтение



5.

Чашин курган- колыбель города Брянска

1

Литературное

чтение



6.

Археология - наука древностей

1

Окружающий

мир



7.

Археологические памятники Брянской области

1

Окружающий

мир



8.

Как жили древние люди

1

Окружающий

мир



9.

Славянская письменность. Брянские города в русских летописях.

1

Литературное

чтение



10.

Слово о полку Игореве

1

Литературное чтение



11.

Геральдика

1

Литературное чтение



12.

Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области.

1

Литературное чтение



13.

История создания гимна Брянской области

1

Литературное чтение



14.

Моя родословная. Как составить генеалогическое древо.

1

Окружающий

мир



15.

Краткая родословная князей Трубецких

1

Литературное чтение



16.

Мое имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.

1

Литературное чтение



17.

Имена на карте

1

Окружающий

мир



18.

Как люди выбирали названия

1

Литературное чтение



19.

Откуда мы родом

1

Литературное чтение



20.

Славяне на территории Брянского края

1

Окружающий мир



21.

Вщиж. Соседи древних славян.

1

Окружающий мир



22.

Откуда пошла Русь. Первые русские князья

1

Литературное чтение



23.

Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском

1

Литературное чтение



24.

Древний город. Древние города Брянского края

1

Литературное чтение



25.

Не посрамим русской земли. Севская крепость

1

Литературное чтение



26.

Куликовская битва

1

Литературное чтение



27.

Брянский край при Петре I

1

Литературное чтение



28.

Брянский край и Отечественная война 1812 года. Народное ополчение

1

Окружающий мир



29.

Брянский край в годы Великой Отечественной войны

1

Окружающий мир



30.

Юные герои Брянского края

1

Литературное чтение



31.

Брянская область сегодня

1

Литературное чтение



32.

Экскурсия в историко-краеведческий музей

1

Окружающий

мир



33.

Обзорная экскурсия по городу.

1

Окружающий мир



34.

Итоговое занятие

1

Окружающий мир








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!